Файл: Граменицкий В.Н. Грузопоршневые измерительные приборы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
|
|
|
Д ^ = |
- 2 ^ - ^ ( 1 - 2 0 0 , |
(1.17) |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
Ei |
|
|
|
|
|
где Р — давление, |
действующее на поршень; Е\ и в\ — соответст |
|||||||||||
венно |
модуль упругости |
и |
коэффициент |
Пуассона материала |
||||||||
поршня. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вторая составляющая учитывает деформации боковой поверх |
||||||||||||
ности |
поршня: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А / 7 |
2 = |
^ - ( 1 - о |
1 ) . |
|
|
(1.18) |
||
|
|
|
|
|
|
Еі |
|
|
|
|
|
|
Третья составляющая учитывает изменение сил |
гидравлическо |
|||||||||||
го трения |
в зазоре, вызванное деформацией |
поршня и цилиндра: |
||||||||||
|
|
|
|
Д / Г з = ^ ( - § - - « і ) . |
|
|
(1.19) |
|||||
где к и Кі — коэффициенты |
деформации; |
|
|
|
|
|||||||
|
|
' - т ( - 5 Й - + ' ) + Іг<1-->= |
<'•*» |
|||||||||
|
|
|
|
|
«і |
= - іГг « і , |
|
|
(1-21) |
|||
|
|
|
|
|
|
|
£і |
|
|
|
|
|
здесь |
R — внешний |
радиус |
цилиндра; E n a — соответственно |
мо |
||||||||
д у л ь упругости и коэффициент |
Пуассона |
материала |
цилиндра. |
|
||||||||
Таким |
образом, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
à.F = |
P F ß , |
|
|
(1.22) |
|||
где |
|
|
p = |
3 ^ 1 |
i _ | _ j _ ^ _ Ä ^ |
|
( I 2 3 ) |
|||||
Легко |
показать, |
что относительное |
изменение |
давления |
|
~ |
||||||
равно и противоположно по знаку относительному |
изменению |
— |
||||||||||
приведенной площади |
поршня, т. е. |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
^ |
= - |
^ . |
|
|
|
(1.24) |
|
|
|
|
|
|
Р |
|
F |
|
|
|
|
J |
П о д с т а в ив в выражение |
(1.24) |
значение |
AF из формулы |
(1.22), |
||||||||
получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д/> = — ß / и |
|
|
(1.25) |
Все приведенные формулы относятся к простейшему случаю — грузопоршневому прибору с простым поршнем в обычном цилиндре.
13
Р я д конструкций |
грузопоршневых |
манометров |
высоких |
д а в л е |
|
ний имеет поршневую |
пару с цилиндром с |
противодавлением |
|||
(рис. 2). |
|
|
Р |
|
|
К а к видно из рисунка, измеряемое |
давление |
в этом |
случае |
действует на цилиндр не только изнутри, ио и снаружи, в резуль тате чего зазор между поршнем и цилиндром при увеличении дав
ления уменьшается, |
что вызывает |
соответствующее |
уменьшение |
|||||||||
приведенной |
площади поршня. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
В |
этом |
случае |
приращение |
приведенной |
|||||
|
|
|
площади поршня |
т а к ж е |
определяется форму |
|||||||
|
|
|
лой (1.22), но ß принимает |
другое |
значение: |
|
||||||
|
|
|
ß |
= |
|
1 |
|
|
|
|
(1.26) |
|
|
|
|
Еі |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г д е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
2/?= |
|
|
|
(1.27) |
||
|
|
|
|
|
Е |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Ei |
|
|
|
|
|
|
|
Исследованиям работы поршневых пар при |
|||||||||
|
|
|
воздействии на них высоких давлений |
уделено |
||||||||
|
|
|
большое внимание в монографии М. К. Ж о х о в - |
|||||||||
|
|
|
ского |
[1], а |
т а к ж е |
в серии работ В. В. Бахва - |
||||||
|
|
|
ловой и М. К. Жоховского, проводившихся |
во |
||||||||
|
|
|
В Н И И Ф Т Р И в течение |
последних |
10—15 лет. |
|||||||
|
|
|
Большой интерес |
представляют |
работы |
по |
||||||
|
|
|
уточнению деформационных поправок, позво |
|||||||||
Рис. 2. Схема |
пор |
ляющие значительно повысить точность мано |
||||||||||
шневой пары, снаб |
метров высокого |
давления, работы по созда |
||||||||||
женной цилиндром |
нию |
грузопоршневых |
манометров |
высокого |
||||||||
с противодавлени |
давления с |
недеформированной |
приведенной |
|||||||||
ем: |
|
|||||||||||
|
площадью поршня. Однако все эти исследова |
|||||||||||
г — радиус |
поршня; |
|||||||||||
R — внешний |
|
радиус |
ния выходят за |
рамки данной работы, |
поэтому |
|||||||
цилиндра; |
Р — изме |
автор |
счел |
возможным |
ограничиться |
ссылкой |
||||||
ряемое давление |
||||||||||||
|
|
|
на соответствующую литературу [1, 6—13]. |
|
||||||||
Кроме |
манометрических приборов |
с простым поршнем |
в обыч |
ном цилиндре и с простым поршнем в цилиндре с противодавле нием, применяются приборы с так называемым дифференциальным (одноступенчатым и двухступенчатым) поршнем.
В приборах с дифференциальным поршнем измеряемое давление действует или на торец поршня или на кольцевую площадь, рав ную разности площадей широкой и узкой частей поршня. Конст рукции манометрических приборов этой группы описаны во второй главе.
Расчетные формулы, характеризующие работу приборов с диф ференциальным поршнем, в принципе аналогичны формулам, при веденным в данной главе.
Вопросы, связанные с расчетом приборов с дифференциальным поршнем, подробно рассмотрены в работе [1].
14
Г л а в а I I . СПОСОБЫ УРАВНОВЕШИВАНИЯ
СОБСТВЕННОГО ВЕСА ПОРШНЯ
И з уравнения (1.9) следует, что нижний предел измерения грузопоршневого манометра, построенного по схеме, изображенной на рис. 1, ограничен величиной
Так, |
номинальное значение |
приведенной площади |
F |
поршня |
||||
наиболее |
распространенных |
манометров |
избыточного |
давления |
||||
типа МП-60 составляет 0,5 см2 , а вес (Go) |
поршня |
с |
грузоприем- |
|||||
ным устройством — около |
0,5 |
кгс. Следовательно, |
нижний |
предел |
||||
измерения этого прибора / э |
т |
і п = |
1 кгс/см2 . |
|
|
|
|
Отмеченное свойство грузопоршневых манометрических прибо ров долгое время препятствовало применению их д л я измерения небольших давлений или разрежений . В результате этого измере ния небольших давлений с высокой точностью в течение многих лет проводились исключительно ртутными приборами — м а н о м е т р а м и
имаиовакуумметрами .
Дл я расширения диапазона измерений грузопоршневых мано метрических приборов по предложению автора была разработана принципиальная схема и конструкция грузопоршневого манометра, основанного на дифференциальном методе измерения [14, 15] (в ма
нометре предварительно уравновешивался собственный вес поршня
сгрузоприемным устройством).
Впервом приборе, разработанном по этому предложению, вес поршня уравновешивался давлением столба жидкости определен ной высоты, действующей на поршень. Процесс измерения в этом случае состоит в двухкратном уравновешивании поршня: первый раз при сообщении прибора с атмосферой, второй — при подклю чении его к пространству, в котором создано измеряемое давление .
Условие равновесия системы поршень — уравновешивающее устройство в ы р а ж а е т с я следующими уравнениями:
первое уравновешивание
° о |
= |
р |
|
|
F |
|
0і |
|
|
второе уравновешивание |
|
|
|
|
Gq+G |
|
|
|
|
F |
|
|
|
|
результат измерения |
|
|
|
|
Р = = °- = |
Ч±*{\ _ |
M |
(Ц.2) |
|
F |
F |
\ |
Ры / |
|
где Ро — давление, действующее на площадь F поршня и уравнове шивающее собственный вес G0 поршня и грузоприемного устрой ства; G — вес грузов, уравновешивающих давление Р.
15
Из формулы (II.2) видно, что при дифференциальном методе из мерения давления, определяемое прибором, не зависит от веса поршня с грузоприемным диском, от физических свойств жидкости, использованной в уравновешивающем устройстве, или вообще от конструкции уравновешивающего устройства. Нижний предел из мерения прибора с уравновешенным поршнем принципиально не ограничен.
П р и разработке приборов с уравновешенным поршнем прежде всего надо найти способ уравновесить силу G0 и поддерживать ее постоянной с достаточной точностью, так как эта сила при обоих
уравновешиваниях д о л ж н а |
оставаться |
неизменной. |
|
|
|
||||||
Уравновешивающая сила может быть создана различными спо |
|||||||||||
собами: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а) |
с помощью |
давления |
столба |
жидкости, |
действующего |
на |
|||||
поршень при обоих |
уравновешиваниях; |
|
|
|
|
|
|
||||
б) |
созданием дополнительной |
силы |
гидравлического |
трения, |
|||||||
действующей на боковую поверхность поршня в вертикальном |
на |
||||||||||
правлении; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в) |
подключением к поршневой паре пружинного манометра |
или |
|||||||||
сильфона; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г) |
подключением второго поршня |
(приборы |
с взаимно |
уравно |
|||||||
вешенными поршнями) ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
д) использованием силы спиральной пружины, непосредственно |
|||||||||||
приложенной к поршню; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
е) |
использованием подъемной |
силы |
поплавка, |
соединенного |
|||||||
с поршнем и погруженного в жидкость; |
|
|
|
|
|
|
|||||
ж ) уравновешиванием с помощью |
рычага и др. |
|
|
|
|||||||
В отдельных случаях, например при уравновешиваниях по спо |
|||||||||||
собу, указанному в п. в или |
г, необходимо |
применять |
поршневые |
||||||||
пары |
с дифференциальным |
(ступенчатым) |
поршнем, состоящим |
из |
|||||||
двух |
или более частей разных диаметров . |
|
|
|
|
|
Выбор того или иного способа * уравновешивания силы при кон струировании грузопоршневого прибора определяется в зависимо сти от условий применения прибора, его назначения, класса точно
сти и других причин. |
|
|
|
|
Н и ж е |
будут описаны |
приборы, |
построенные по |
схемам, осно |
ванным |
на перечисленных |
способах |
уравновешивания |
поршня. |
* Перечисленные способы уравновешивания собственного веса поршня (кроме последнего) предложены и разработаны во ВНИИГК. Большинство из них приме нено в приборах, разработанных в последние 10—15 лет.
16
Раздел второй
Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О П И С А Н И Е Г Р У З О П О Р Ш Н Е В Ы Х П Р И Б О Р О В
Г л а в а I I I . ЭТАЛОННЫЕ МАНОМЕТРЫ
ИЗБЫТОЧНОГО Д А В Л Е Н И Я
В Советском Союзе единицы измерения с наивысшей достигнутой точностью воспроизводятся государственными (первичными) эта
лонами. Д л я передачи |
единиц измерения от государственных эта |
лонов рабочим мерам |
и измерительным приборам с л у ж а т рабочие |
(вторичные) эталоны, а т а к ж е образцовые меры и измерительные приборы, которые в соответствии с их точностью и назначением разделяются на разряды .
Соподчиненность эталонов и образцовых мер и измерительных приборов в Советском Союзе устанавливается поверочными схема ми, р а з р а б а т ы в а е м ы м и в метрологических институтах и применяе мыми во всех поверочных учреждениях страны.
Поверочные схемы содержат основные метрологические харак теристики эталонных и образцовых мер и приборов — пределы из мерений, пределы допускаемых погрешностей, а т а к ж е указания о применяемых методах передачи единицы измерения от высших звеньев поверочной схемы низшим.
Грузопоршневые измерительные приборы с неуплотненным поршнем наиболее полно представлены в поверочной схеме переда чи единицы избыточного давления .
Р а б о т а по созданию грузопоршневого первичного эталона избы
точного давления |
была |
выполнена во В Н И И М Е. Ф. Долинским и |
П. В. Индриком в |
1954 |
г. [2, 16]. |
Таким образом, с 1954 г. все высшие звенья поверочной схемы измерения избыточного давления, включая ее высшее звено — Го сударственный (первичный) эталон избыточного давления, в на шей стране представлены приботн*о-«_£. неуплотненным порш-
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (ПЕРВИЧНЫЙ) ГРУППОВОЙ ЭТАЛОН ИЗБЫТОЧНОГО ДАВЛЕНИЯ
Государственный |
эталон избыточного давления |
состоит |
из |
пяти |
||
грузопоршневых |
манометров, построенных |
по |
схеме, показанной |
|||
на рис. 1. Поэтому он называется групповым эталоном. |
|
|
||||
Конструкция |
всех |
пяти грузопоршневых |
манометров, |
входящих |
||
в групповой эталон, представляет собой манометр с простым |
порш |
|||||
нем, изготовленным |
из закаленной стали |
и притертым |
к бронзо |
вому цилиндру. К верхней части поршня присоединено грузоприемное устройство. Д л и н а поршня составляет около 200 мм, длина его погруженной части (в рабочем положении) — около 120 мм. Пор
шень притирается к цилиндру |
с радиальным зазором не |
более |
2 мкм. Чистота поверхности |
поршня соответствует 12-му |
классу. |
Верхний предел измерения к а ж д о г о манометра, входящего в груп
повой эталон, |
60 кгс/см2 , номинальное |
значение приведенной пло |
щ а д и поршня |
1 см 2 . |
|
Выбор указанного верхнего предела |
измерения государственно |
го первичного эталона избыточного давления был обусловлен необ
ходимостью передачи с наибольшей возможной точностью |
едини |
цы давления от первичного эталона вторичным (рабочим), |
верхние |
пределы измерения которых 6, 60 и 600 кгс/см2 . |
|
Первичный эталон создавали в такой последовательности.
С применением специально разработанной технологии изготови ли группу грузопоршневых манометров, которые тщательно иссле довали . З а т е м были отобраны пять манометров с наилучшими ка чественными показателями . После этого два наблюдателя на гори зонтальном оптиметре проводили многократные измерения диамет ров поршней. Д и а м е т р ы каждого поршня измерялись в пяти поя сах по двум взаимно перпендикулярным направлениям .
Значения приведенных площадей вычислялись |
по |
формуле |
|||
(1.10), причем ширина радиальных зазоров /г, входящая |
в форму |
||||
лу, определялась так называемым гидродинамическим |
методом (см. |
||||
стр. 121). |
|
|
|
|
|
Точность полученных значений приведенных площадей опреде |
|||||
лялась |
в основном |
точностью |
измерения диаметров |
поршней. |
|
Д л я |
уменьшения |
влияния |
случайных погрешностей, допущенных |
при измерении диаметров поршней и определении ширины зазоров, после вычисления значений приведенных площадей поршней к а ж дого из пяти манометров, включенных в групповой эталон, осуще
ствляли многократные |
сличения этих манометров между собой. |
||
В |
результате |
найдено |
десять отношений приведенных площадей и |
из |
полученных |
таким |
образом пятнадцати уравнений (с пятью не |
известными) вычислены наиболее достоверные значения приведен ных площадей поршней пяти отобранных приборов.
Из пяти приборов, включенных в групповой эталон |
давления, |
два прибора хранятся в качестве эталонов-свидетелей, |
а три — |
18