Файл: Голоднов Ю.М. Самозапуск электродвигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

0,76. Ыа рис. П 2-1 построены зависим ости

] Д /2+ 4 пр - 2У£Д.ПР cos S = f(t)

при нагрузке и холостом ходе насоса. Отсчет времени ведется от момента отключения. В наиболее тяжелом случае (хс=0) это будет также зависимостью действующего значения периодической слагаю­ щей тока включения (в долях от величины \1х"а, равной примерно начальному пусковому току, оти. ед.) от времени перерыва питания.

отн.ед.

Рис. П2-1. Экспериментальная зависимость V Ек cos b=f{t) при выбеге синхронного двигателя МС-322-8-6.

1 — при разгруженном насосе; 2 — при нагружен­ ном насосе: зоны недопустимого включения зату­ шеваны.

Участки, иа которых ток включения получается выше допусти­ мого {\,7/x"d), заштрихованы.

Так как самозапуск может произойти при любом положении задвижки, надо учесть все участки недопустимого включения при любой нагрузке, что отражено в нижней части рис. П2-1.

Как видно из результатов, получается несколько интервалов времени, в которых включение теоретически допустимо: 0—0,19 с, 0,32—0,42 с, 0,54—0,59 с, 0,7—0,73 с и т. д,, а также после затуха­ ния э. д. с. двигателя до такого значения £ д.м, когда даже в случае

137

наиболее неблагоприятного включения (6= я ) ток не превысит допу­

стимой величины.

Если точность времени срабатывания реле, контакторов и масля­ ных выключателей обеспечит гарантированное срабатывание АВР или АПВ в пределах допустимого интервала, окажется возможным

осуществить включение значительно раньше, чем э. д.

с. упадет до

£ я

В частности, для второго интервала уставка

должна быть

0,37+0,05 с.

На практике нагрузка насоса может колебаться в более широ­ ких пределах. С помощью вычислительной машины «Мииск-2М» для указанного двигателя по методике и данным § 2-2 и 3-2 выполнен

Возможные откло­

 

 

 

 

 

 

 

нения паи опреде

Нагрузка

0

0,г

0,В- 0,6 0,8

1,0

1,2

о

лении •Cj-

 

Минимальная

'

 

ОМаксимальная

Произвольная

 

Минимальная

 

 

 

 

±1°/о

Максимальная

 

 

 

 

Произвольная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+5%

Произвольная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

110%

Минимальная

 

 

 

 

Максимальная

 

 

 

'

 

Произвольная

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. П2-2.

Результаты-

определения

зон

недопустимого включения

(затушеваны) двигателя МС-322-8-6.

 

 

 

расчет тока

включения при нагрузках

от 0,51 (т,-=5 с)

до 1,0 (Х}=

=2,55 с),

т 0=О,О51;

до отключения:

cosq>=0,98;

/ Ст= 138,3 А

(0,809/пом);

бСр=25°, <р= 11,5°,

"ф=36,5°, sint|)=0,595. Непосредствен­

но после отключения А//=0,215

при г'/р = 1,37.

 

С целью определения влияния возможных погрешностей в экс­ периментальном или расчетном определении величин Xj и то была рассчитана серия кривых, аналогичных по смыслу рис. П2-‘1, при отклонениях Xj и то от своих основных значений на ±1, ±5, ±10%. Ток включения определялся при x"d=0,24 для случаяхо=0.

На рис. П2-2 приведены зоны недопустимого включения, в ко­ торых ток превышает величину 1"ЛОп—1,7 -4,16=7,08 для каждого из рассчитанных случаев.

Результаты показывают, что если нагрузка двигателя может колебаться от 0,51 (насос разгружен) до 1,0 (полная нагрузка дви­ гателя), то промежуточные интервалы допустимого включения при основных значениях т, и т 0 составят 0—0,18 и 0,35—0,38 с.

Возможная погрешность в определении то на результат не влияет, а погрешность в определении постоянной времени X} приво­ дит к дальнейшему уменьшению промежуточного интервала допу­ стимого включения. Если возможна ошибка в величине tj на ± 1 %>

138


to интервалы допустимого включения и необходимая точность устай­ ки времени аппаратуры будут: 0—0,18 и 0,37±0,01 с; при ошибке

5% 0—0,18 и 0,365±0,005 с и .при '10% 0—0,17 с, .причем второй ин­ тервал исчезает.

Таким образом, анализ выполненной серии расчетов показывает, что использование промежуточных интервалов допустимого тока включения с целью обеспечения безопасного включения при самозапуске синхронных двигателей невозможно.

П р и л о ж е н и е 3

Характеристики холостого хода синхронных машин и их возбудителей

При решении многих задач, связанных с переходными процес­ сами синхронных машин, требуется учет характеристик холостого хода как синхронных двигателей и генераторов, так и их возбуди­ телей. В некоторых случаях (например, при выводе уравнений Пар­ к а — -Горева) машина считается ненасыщенной, и тогда зависимость э. д. с. от тока возбуждения является линейной. При расчетах иа ЦВМ характеристики холостого хода могут' задаваться в виде таб­ лиц либо аппроксимироваться. Аппроксимация применяется и при расчетах на АВМ. Однако для получения различных зависимостей в общем виде наиболее целесообразно выразить характеристики холостого хода аналитически.

При анализе переходных процессов синхронных машин наиболее целесообразно пользоваться «нормальной» (стандартной) характе­ ристикой холостого хода [Л. 13, 26]. В указанных источниках при­ ведены величины отклонений характеристик холостого хода турбо- и гидрогенераторов от стандартной. Как показывают данные экс­ перимента, совпадение характеристик холостого хода синхронных двигателей со стандартной еще ближе, разница не превышает не­ скольких процентов. Нормальная характеристика холостого хода от­ носится к размагниченной машине и не учитывает влияния остаточ­ ного магнетизма.

Характеристики холостого хода электрических машин могут быть выражены в виде показательных функций, что связано, однако, с трудностями при аналитическом решении уравнений. Иногда эти характеристики в относительных единицах описываются в виде формулы

с ~

1+ Ы

(ПЗ-1)

где за базисное значение тока

возбуждения i принимается

такая

его величина', при которой машина, вращающаяся на холостом ходу с номинальной скоростью при помощи постороннего привода, разви­ вает э. д. с., равную единице (т. е. номинальному напряжению).

Исследования показывают, что более точно стандартная харак­ теристика холостого хода синхронного двигателя может быть выра­ жена формулой

 

_______ i2

(ПЗ-2)

^

ал + bxi -J- cxi2 ’

 

139



а если требуется учет влияммя остаточного магнетизма, to

я г +

+ с2/г

т о о\

£ = i + d i + 7 i ~ '

(ПЗ' 3)

Формулы (ПЗ-2) и (ПЗ-З) обеспечивают удовлетворительные результаты практически во всем диапазоне токов возбуждения, с ко­ торыми может работать синхронный двигатель. Наиболее точно стандартная характеристика холостого хода синхронного двигателя описывается ими при следующих числовых значениях коэффициентов:

с учетом влияния остаточного магнетизма

 

0,03 +

0,21// +

6,5/j?

 

1 +

2,03// +

(ПЗ-4)

 

3,71/| ’

без учета влияния остаточного магнетизма

£с.Д ---

 

 

(ПЗ-5)

 

0,13 + 0,3if + 0 ,5 7 if

Формула (ПЗ-1) может быть применена только для описания небольшого участка характеристики холостого хода. Если анализ ве­ дется для начальной части характеристики холостого -хода, когда э. д. с. не превышает единицы, могут быть приняты следующие чис­ ловые значения коэффициентов:

 

1,387/

(ПЗ-6)

1+

о,38<,

 

Для интервала э. д. с. от 1,0

до 2,0 более

точно

Ес.д^

 

1 ,92//

(ПЗ-7)

1

+ 0 ,9 2 //•

Стандартная характеристика холостого хода синхронной маши­ ны, а также характеристики, соответствующие указанным формулам, приведены в табл. ПЗ-1.

 

 

 

 

Таблица ПЗ-1

Характеристика холостого хода синхронных

 

 

машин, отн.

ед.

 

 

 

 

 

 

Электродвижущая сила статора

 

Ток возбуж­

по стандарт­

 

по формулам

 

дения

ной характе­

 

 

 

 

 

(ПЗ-4)

(ПЗ-5)

(ПЗ-6)

(ПЗ-7)

 

ристике

0

0,58

0,03

0

0

0

0.5

0,6

0,59

0,58

0,66

1.0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1.5

1.21

1,21

1,21

1,32

1,21

2,0

1,33

1,33

1,33

1,35

2,5

1,4

1,4

1,4

1,46

3,0

1,46

1,46

1,46

3,5

1,51

1,5

1.5

140


Во

многих

случаях

не­

отн.ед.

 

 

 

 

возможно ис,следовать пере­

 

 

 

 

 

ходный

процесс

в

синхрон­

 

 

 

 

 

ной машине без характери­

 

 

 

 

 

стики холостого'хода ее воз­

 

 

 

 

 

будителя.

Как

показывает

 

 

 

 

 

опыт, характеристики холо­

 

 

 

 

 

стого хода различных возбу­

 

 

 

 

 

дителей, выраженные в от­

 

 

 

 

 

носительных единицах, не­

 

 

 

 

 

намного различаются между

 

 

 

 

 

собой. На рис. ПЗ-1 по точ­

 

 

 

 

 

кам, полученным экспери­

 

 

 

 

 

ментально, построена усред­

 

 

 

 

 

ненная характеристика холо­

 

 

 

 

 

стого хода следующих воз­

Рис.

ПЗ-1. Усредненная характери­

будителей

синхронных

ма­

стика

холостого

хода

возбудителей

шин:

ПН-28,5,

 

2

кВт;

синхронных машин.

 

 

ПН-290,

 

35 кВт;

П-102,

 

 

 

 

 

120 кВт; ВЧ-50-3000, 50 кВт;

 

кВт; PB-U20, 3,66

кВт;

возбу-

ВТ-50-3000, 50 кВт; ВТ-75-3000, 75

дитель 50 кВт.

величины принято

номинальное

напряжение

якоря

За

базисные

и ток возбуждения, при котором на якоре развивается э. д. с., рав­ ная единице (при номинальной скорости на холостом ходу).

Как показывают многочисленные эксперименты, более 90% возбудителей синхронных машин имеют характеристики холостого хода, близкие к усредненной.

Наиболее точно усредненная характеристика холостого хода воз­ будителей синхронных машин может быть описана формулами вида (ПЗ-З) и (ПЗ-2) при следующих числовых значениях коэффициентов:

с учетом влияния остаточного магнетизма

 

 

0,04 +

8,39с

 

£„ = - Н-3,6;в.„ + 3 ,8 3 г-2 в

(ПЗ-8)

без учета влияния остаточного магнетизма

 

£„ =

 

2

(ПЗ-9)

 

0,11.+^0,44/п.в -f- 0,457В.В

 

В большинстве случаев номинальное напряжение возбудителя больше, чем напряжение, необходимое для создания в обмотке воз­ буждения синхронного двигателя рабочего значения тока. Это оз­ начает, что возбудитель работает с э. д. с., не превышающей еди­ ницы. В таком диапазоне характеристика холостого хода возбуди­ теля с достаточной для практики степенью точности может быть выражена в виде формулы, соответствующей (ПЗ-1), а именно:

е - ^ №

; ■

<пз' |0>

141