ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.07.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 4
0,76. Ыа рис. П 2-1 построены зависим ости
] Д /2+ 4 пр - 2У£Д.ПР cos S = f(t)
при нагрузке и холостом ходе насоса. Отсчет времени ведется от момента отключения. В наиболее тяжелом случае (хс=0) это будет также зависимостью действующего значения периодической слагаю щей тока включения (в долях от величины \1х"а, равной примерно начальному пусковому току, оти. ед.) от времени перерыва питания.
отн.ед.
Рис. П2-1. Экспериментальная зависимость V —Ек cos b=f{t) при выбеге синхронного двигателя МС-322-8-6.
1 — при разгруженном насосе; 2 — при нагружен ном насосе: зоны недопустимого включения зату шеваны.
Участки, иа которых ток включения получается выше допусти мого {\,7/x"d), заштрихованы.
Так как самозапуск может произойти при любом положении задвижки, надо учесть все участки недопустимого включения при любой нагрузке, что отражено в нижней части рис. П2-1.
Как видно из результатов, получается несколько интервалов времени, в которых включение теоретически допустимо: 0—0,19 с, 0,32—0,42 с, 0,54—0,59 с, 0,7—0,73 с и т. д,, а также после затуха ния э. д. с. двигателя до такого значения £ д.м, когда даже в случае
137
наиболее неблагоприятного включения (6= я ) ток не превысит допу
стимой величины.
Если точность времени срабатывания реле, контакторов и масля ных выключателей обеспечит гарантированное срабатывание АВР или АПВ в пределах допустимого интервала, окажется возможным
осуществить включение значительно раньше, чем э. д. |
с. упадет до |
|
£ я |
В частности, для второго интервала уставка |
должна быть |
0,37+0,05 с.
На практике нагрузка насоса может колебаться в более широ ких пределах. С помощью вычислительной машины «Мииск-2М» для указанного двигателя по методике и данным § 2-2 и 3-2 выполнен
Возможные откло |
|
|
|
|
|
|
|
нения паи опреде |
Нагрузка |
0 |
0,г |
0,В- 0,6 0,8 |
1,0 |
1,2 |
о |
лении •Cj- |
|
Минимальная |
' |
|
ОМаксимальная
Произвольная
|
Минимальная |
|
|
|
|
|
±1°/о |
Максимальная |
|
|
|
|
|
Произвольная |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
+5% |
Произвольная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
110% |
Минимальная |
|
|
|
|
|
Максимальная |
|
|
|
' |
||
|
Произвольная |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
||
Рис. П2-2. |
Результаты- |
определения |
зон |
недопустимого включения |
||
(затушеваны) двигателя МС-322-8-6. |
|
|
|
|||
расчет тока |
включения при нагрузках |
от 0,51 (т,-=5 с) |
до 1,0 (Х}= |
|||
=2,55 с), |
т 0=О,О51; |
до отключения: |
cosq>=0,98; |
/ Ст= 138,3 А |
||
(0,809/пом); |
бСр=25°, <р= 11,5°, |
"ф=36,5°, sint|)=0,595. Непосредствен |
||||
но после отключения А//=0,215 |
при г'/р = 1,37. |
|
С целью определения влияния возможных погрешностей в экс периментальном или расчетном определении величин Xj и то была рассчитана серия кривых, аналогичных по смыслу рис. П2-‘1, при отклонениях Xj и то от своих основных значений на ±1, ±5, ±10%. Ток включения определялся при x"d=0,24 для случаяхо=0.
На рис. П2-2 приведены зоны недопустимого включения, в ко торых ток превышает величину 1"ЛОп—1,7 -4,16=7,08 для каждого из рассчитанных случаев.
Результаты показывают, что если нагрузка двигателя может колебаться от 0,51 (насос разгружен) до 1,0 (полная нагрузка дви гателя), то промежуточные интервалы допустимого включения при основных значениях т, и т 0 составят 0—0,18 и 0,35—0,38 с.
Возможная погрешность в определении то на результат не влияет, а погрешность в определении постоянной времени X} приво дит к дальнейшему уменьшению промежуточного интервала допу стимого включения. Если возможна ошибка в величине tj на ± 1 %>
138
to интервалы допустимого включения и необходимая точность устай ки времени аппаратуры будут: 0—0,18 и 0,37±0,01 с; при ошибке
5% 0—0,18 и 0,365±0,005 с и .при '10% 0—0,17 с, .причем второй ин тервал исчезает.
Таким образом, анализ выполненной серии расчетов показывает, что использование промежуточных интервалов допустимого тока включения с целью обеспечения безопасного включения при самозапуске синхронных двигателей невозможно.
П р и л о ж е н и е 3
Характеристики холостого хода синхронных машин и их возбудителей
При решении многих задач, связанных с переходными процес сами синхронных машин, требуется учет характеристик холостого хода как синхронных двигателей и генераторов, так и их возбуди телей. В некоторых случаях (например, при выводе уравнений Пар к а — -Горева) машина считается ненасыщенной, и тогда зависимость э. д. с. от тока возбуждения является линейной. При расчетах иа ЦВМ характеристики холостого хода могут' задаваться в виде таб лиц либо аппроксимироваться. Аппроксимация применяется и при расчетах на АВМ. Однако для получения различных зависимостей в общем виде наиболее целесообразно выразить характеристики холостого хода аналитически.
При анализе переходных процессов синхронных машин наиболее целесообразно пользоваться «нормальной» (стандартной) характе ристикой холостого хода [Л. 13, 26]. В указанных источниках при ведены величины отклонений характеристик холостого хода турбо- и гидрогенераторов от стандартной. Как показывают данные экс перимента, совпадение характеристик холостого хода синхронных двигателей со стандартной еще ближе, разница не превышает не скольких процентов. Нормальная характеристика холостого хода от носится к размагниченной машине и не учитывает влияния остаточ ного магнетизма.
Характеристики холостого хода электрических машин могут быть выражены в виде показательных функций, что связано, однако, с трудностями при аналитическом решении уравнений. Иногда эти характеристики в относительных единицах описываются в виде формулы
с ~ |
1+ Ы ’ |
(ПЗ-1) |
где за базисное значение тока |
возбуждения i принимается |
такая |
его величина', при которой машина, вращающаяся на холостом ходу с номинальной скоростью при помощи постороннего привода, разви вает э. д. с., равную единице (т. е. номинальному напряжению).
Исследования показывают, что более точно стандартная харак теристика холостого хода синхронного двигателя может быть выра жена формулой
|
_______ i2 |
(ПЗ-2) |
|
^ |
ал + bxi -J- cxi2 ’ |
||
|
139
а если требуется учет влияммя остаточного магнетизма, to
я г + |
+ с2/г |
т о о\ |
£ = i + d i + 7 i ~ ' |
(ПЗ' 3) |
Формулы (ПЗ-2) и (ПЗ-З) обеспечивают удовлетворительные результаты практически во всем диапазоне токов возбуждения, с ко торыми может работать синхронный двигатель. Наиболее точно стандартная характеристика холостого хода синхронного двигателя описывается ими при следующих числовых значениях коэффициентов:
с учетом влияния остаточного магнетизма
|
0,03 + |
0,21// + |
6,5/j? |
|
1 + |
2,03// + |
(ПЗ-4) |
|
3,71/| ’ |
||
без учета влияния остаточного магнетизма |
|||
£с.Д --- |
|
|
(ПЗ-5) |
|
0,13 + 0,3if + 0 ,5 7 if |
Формула (ПЗ-1) может быть применена только для описания небольшого участка характеристики холостого хода. Если анализ ве дется для начальной части характеристики холостого -хода, когда э. д. с. не превышает единицы, могут быть приняты следующие чис ловые значения коэффициентов:
|
1,387/ |
(ПЗ-6) |
||
1+ |
о,38<, |
|||
|
||||
Для интервала э. д. с. от 1,0 |
до 2,0 более |
точно |
||
Ес.д^ |
|
1 ,92// |
(ПЗ-7) |
|
1 |
+ 0 ,9 2 //• |
Стандартная характеристика холостого хода синхронной маши ны, а также характеристики, соответствующие указанным формулам, приведены в табл. ПЗ-1.
|
|
|
|
Таблица ПЗ-1 |
|
Характеристика холостого хода синхронных |
|
|
|||
машин, отн. |
ед. |
|
|
|
|
|
|
Электродвижущая сила статора |
|
||
Ток возбуж |
по стандарт |
|
по формулам |
|
|
дения |
ной характе |
|
|
|
|
|
(ПЗ-4) |
(ПЗ-5) |
(ПЗ-6) |
(ПЗ-7) |
|
|
ристике |
||||
0 |
0,58 |
0,03 |
0 |
0 |
0 |
0.5 |
0,6 |
0,59 |
0,58 |
0,66 |
|
1.0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1.5 |
1.21 |
1,21 |
1,21 |
1,32 |
1,21 |
2,0 |
1,33 |
1,33 |
1,33 |
— |
1,35 |
2,5 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
— |
1,46 |
3,0 |
1,46 |
1,46 |
1,46 |
— |
— |
3,5 |
1,51 |
1,5 |
1.5 |
— |
— |
140
Во |
многих |
случаях |
не |
отн.ед. |
|
|
|
|
||
возможно ис,следовать пере |
|
|
|
|
|
|||||
ходный |
процесс |
в |
синхрон |
|
|
|
|
|
||
ной машине без характери |
|
|
|
|
|
|||||
стики холостого'хода ее воз |
|
|
|
|
|
|||||
будителя. |
Как |
показывает |
|
|
|
|
|
|||
опыт, характеристики холо |
|
|
|
|
|
|||||
стого хода различных возбу |
|
|
|
|
|
|||||
дителей, выраженные в от |
|
|
|
|
|
|||||
носительных единицах, не |
|
|
|
|
|
|||||
намного различаются между |
|
|
|
|
|
|||||
собой. На рис. ПЗ-1 по точ |
|
|
|
|
|
|||||
кам, полученным экспери |
|
|
|
|
|
|||||
ментально, построена усред |
|
|
|
|
|
|||||
ненная характеристика холо |
|
|
|
|
|
|||||
стого хода следующих воз |
Рис. |
ПЗ-1. Усредненная характери |
||||||||
будителей |
синхронных |
ма |
стика |
холостого |
хода |
возбудителей |
||||
шин: |
ПН-28,5, |
|
2 |
кВт; |
синхронных машин. |
|
|
|||
ПН-290, |
|
35 кВт; |
П-102, |
|
|
|
|
|
||
120 кВт; ВЧ-50-3000, 50 кВт; |
|
кВт; PB-U20, 3,66 |
кВт; |
возбу- |
||||||
ВТ-50-3000, 50 кВт; ВТ-75-3000, 75 |
||||||||||
дитель 50 кВт. |
величины принято |
номинальное |
напряжение |
якоря |
||||||
За |
базисные |
и ток возбуждения, при котором на якоре развивается э. д. с., рав ная единице (при номинальной скорости на холостом ходу).
Как показывают многочисленные эксперименты, более 90% возбудителей синхронных машин имеют характеристики холостого хода, близкие к усредненной.
Наиболее точно усредненная характеристика холостого хода воз будителей синхронных машин может быть описана формулами вида (ПЗ-З) и (ПЗ-2) при следующих числовых значениях коэффициентов:
с учетом влияния остаточного магнетизма |
|
||
|
0,04 + |
8,39с |
|
£„ = - Н-3,6;в.„ + 3 ,8 3 г-2 в ’ |
(ПЗ-8) |
||
без учета влияния остаточного магнетизма |
|
||
£„ = |
|
2 |
(ПЗ-9) |
|
0,11.+^0,44/п.в -f- 0,457В.В |
|
В большинстве случаев номинальное напряжение возбудителя больше, чем напряжение, необходимое для создания в обмотке воз буждения синхронного двигателя рабочего значения тока. Это оз начает, что возбудитель работает с э. д. с., не превышающей еди ницы. В таком диапазоне характеристика холостого хода возбуди теля с достаточной для практики степенью точности может быть выражена в виде формулы, соответствующей (ПЗ-1), а именно:
е - ^ № |
; ■ |
<пз' |0> |
141