Файл: Голоднов Ю.М. Самозапуск электродвигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.07.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Синхронный двигатель в конце второго этапа должен войти в синхронизм. Процесс вхождения в синхронизм зависит в первую очередь от системы возбуждения и величины напряжения, так как синхронизирующий мо­ мент пропорционален э. д. с. двигателя и напряжению сети. В некоторых случаях (см. гл. 4) синхронный дви­ гатель не переходит в асинхронный режим после пере­ рыва питания, а поэтому не требуются специальные средства для ресинхронизации.

Взависимости от конкретных условий различают два основных способа самозапуска: 1) с нагруженным ме­ ханизмом; 2) с временной разгрузкой механизма.

Самозапуск асинхронного двигателя с фазным рото­ ром может осуществляться с введением пускового актив­ ного сопротивления в цепь ротора или с замкнутыми кольцами. Поскольку такие двигатели обычно имеют ослабленное крепление лобовых частей обмоток ротора

истатора, то самозапуск с замкнутыми кольцами может быть применен крайне редко и, как правило, требует дополнительного усиления этих креплений.

Внастоящее время в Советском Союзе дляпривода ответственных механизмов, требующих самозапуска,

асинхронные двигатели с фазным ротором не применя­ ются. Некоторые зарубежные фирмы применяют асин­ хронные двигатели с фазным ротором для привода от­ ветственных механизмов. Например, такие двигатели применены для привода турбокомпрессоров блоков раз­ деления воздуха японского производства, установленных в последнее время на некоторых заводах Советского Союза. Однако никаких рекомендаций и гарантий по применению самозапуска в этих случаях фирмы не дают, и заводы отказываются от осуществления самозапуска указанных механизмов. В дальнейшем самозапуск таких двигателей не рассматривается.

Для синхронного двигателя различают следующие разновидности самозапуска с нагруженным механиз­

мом:

а) с глухим подключением возбудителя с форсиров­ кой или без форсировки возбуждения;

б) с глухим подключением возбудителя с введением

вначале выбега в цепь возбуждения возбудителя сопро­ тивления для гашения поля и снижения-тока включения,

споследующим шунтированием этого сопротивления

вначале разгона; ■

10


в)

с введением на

время разгона разрядного сопро­

тивления, шунтируемого после достижения подсинхрон­

ной скорости.

 

 

Самозапуск с временной разгрузкой механизма при­

меняется

лишь в крайнем случае и только

по схеме

с введением разрядного

сопротивления. В

настоящее

время применяется в основном прямой пуск электродви­ гателей. В случае реакторного пуска самозапуск может осуществляться с введением реактора либо без него.

Г л а в а в т о р а я

ВЫБЕГ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

2-1. СВОБОДНЫ Й ВЫБЕГ РАЗЛИЧНЫ Х М ЕХАН И ЗМ О В

При расчетах самозапуска необходимо в первую оче­

редь определить

скорость

или

скольжение двигателя

к моменту восстановления

питания (остаточная ско­

рость). Величина

остаточной

скорости (скольжения)

в любой момент времени после нарушения электроснаб­ жения определяется в первую очередь моментом инерции (маховым моментом) и загрузкой агрегатов, а также ви­ дом механической характеристики приводимого меха­ низма.

Зависимость скорости от времени с момента отклю­ чения наиболее просто определяется при свободном вы­

беге. Уравнение

движения

при

этом имеет

вид:

 

- М с =

Упр ^ ,

(2-1)

где Мс — момент

сопротивления

механизма,

Н-м; со —

угловая скорость ротора, 1/с; / Пр — приведенный момент инерции агрегата, кг-м2.

Во многих каталогах приведены значения махового момента GD2 (кгс-м2). Для перехода к величине момен­ та инерции /, выраженного в международных единицах (кг-м2), каталожное значение махового момента необхо­ димо разделить на 4:

GD2

4 '

11


Приведенный момент инерции равен сумме момента инерции двигателя и приведенного к валу двигателя момента инерции механизма:

Лф — ^дв -f" J,мех.пр — /дв + ^мех

где Шн.мех; Ип.дв— номинальные угловые скорости меха­ низма и двигателя.

Можно сначала определить приведенный маховой мо­ мент агрегата, а затем рассчитать приведенный момент инерции.

Если момент и угловую скорость выразить в относи­

тельных единицах, приняв за

 

базисные

номинальный

момент и синхронную скорость двигателя,

то (2-1)

при­

мет вид:

 

 

 

 

 

 

 

тс=

 

 

,

 

 

(2- 2)

где Tjn — время ускорения

(замедления)

агрегата

при

постоянной нагрузке, равной номинальной,

с:

 

 

 

 

 

 

. 2

 

(2-3)

z- — / — — Т

 

 

/

 

ьзн----- 'пр Д4

--- 'пр р

Л

J np р

 

 

 

J

 

и

 

 

шо и Юп — синхронная

и номинальная

угловая скорости

соответственно, 1/с (рад/с);

Мя — номинальный вращаю­

щий момент двигателя, Н-м;

Рп— номинальная

мощ­

ность, Вт; /щ, — приведенный момент инерции, кг-м2. Угловая скорость со может быть выражена через ча­

стоту вращения п (об/мин): ю = 2лл/60.

В дальнейшем, если это не оговорено особо, все вели­ чины, кроме времени, выражены в относительных едини­ цах. Время выражается в секундах или радианах

[1 рад =1/(2 л/) с].

В качестве базисных величин принимаются: номинальный вращающий момент двигателя; синхронная частота вращения (для отдельно стоя­

щего возбудительного агрегата — частота вращения в ра­ бочем режиме);

номинальные ток и напряжение статора двигателя или якоря возбудителя;

ток возбуждения синхронного двигателя или возбу­ дителя, обеспечивающий при номинальной частоте вра­ щения величину э. д. с. в обмотке статора или якоря, равную номинальному напряжению при холостом ходе; сопротивление обмоток возбуждения синхронных дви­

гателей и возбудителей,

12


Момент сопротивления различных механизмов в об­ щем виде выражается формулой [Л. 2]

Мс= Мв + (АаМв - М в) ^ У ‘

или, если перейти к относительным единицам,

тй — тв

тв)<а\

(2-4)

где то — начальный момент

при s=l[co = 0 в

(2-4)],

обычно определяемый силами трения; k3— коэффициент загрузки двигателя при синхронной скорости (момент сопротивления механизма при ю=1, выраженный в до­

лях номинального момента двигателя);

у — показатель

степени, характеризующий данный механизм.

Из (2-2) и (2-4) получаем:

 

~ т в- ( к 3~ т в) ^ = хн ^ .

(2-5)

Для механизмов с практически постоянным моментом сопротивления (транспортеры, дробилки, шаровые мель­ ницы, поршневые компрессоры и т. д.) показатель сте­ пени у = 0. Тогда из (2-5) получаем зависимость скоро­ сти от времени свободного выбега:

°> = тНа ч - | ^ ^ 1 —

 

(2-6)

где Xj~Xjn/ka — время

ускорения

агрегата с

постоянной

нагрузкой, равной k3,

с; ©нач —

начальная

(при

t= 0)

угловая скорость [для

упрощения

в правой

части

(2-6)

и в дальнейшем принято сонач~1]- Для механизмов с моментом сопротивления, пропор­

циональным скорости (генератор

постоянного тока, ра­

ботающий

на

постоянное

сопротивление,

и др.),

у=1,

и из (2-5)

получаем:

 

 

 

t

 

 

 

 

 

т’о

'N

 

 

 

 

(О=

1 +

е

т'о

 

(2-7)

 

1— т'0

)

1 — от',,

где т \ =

-г-\

 

Ъ

 

 

 

 

 

 

I — тго

 

 

 

 

Если момент трения пц-С-£3 и им можно пренебречь,

то формула (2-7) приобретает вид:

 

 

 

 

 

 

 

t

 

 

 

 

 

 

т =

е

d .

 

 

(2-7а)

Для механизмов

с «вентиляторной»

механической

характеристикой, у которых момент сопротивления про-

13


порционален квадрату скорости (вентиляторы, дымосо­ сы, газодувки, центробежные насосы, гребные винты и т. д.), у = 2, и из (2-5) получаем:

т \ \

ш

^

\ —т \ )

т\

(2-8)

 

t

] т7о »

 

 

 

где

•ИВ-*",

 

 

 

 

 

 

 

_

___

^

 

 

_

Vm\{\ —т\)

 

О

Если момент сил трения невелик, и им можно пре­ небречь, то формула (2-8) приобретает вид:

 

 

 

 

ш

 

 

 

 

 

(2-8а)

 

 

 

 

1+

 

 

 

 

 

 

На рис. 2-1 приведены зависимости скорости от вре­

мени свободного выбега агрегатов,

имеющих различные

 

 

 

 

 

механические

характери-

отн.ед.

 

 

 

стики,

но одинаковую ве­

 

 

 

 

 

личину

времени

ускоре­

 

 

 

 

 

ния Ху Из рисунка видно,

 

 

 

 

 

что их выбег в начальной

 

 

 

 

 

стадии происходит одина­

 

 

 

 

 

ково. Следовательно, если

 

 

 

 

 

время

перерыва

электро­

 

 

 

 

 

снабжения мало по срав­

 

 

 

 

 

нению с Тз, то изменение

 

 

 

 

 

угловой скорости при вы­

 

 

 

 

 

беге может быть выраже­

 

 

 

 

 

но

любой

из

 

формул

 

 

 

 

 

(2-6) — (2-8).

В

 

дальней­

 

 

 

 

 

шем угловая скорость сни­

Рис. 2-1. Изменение угловой ско­

жается

тем

медленнее,

рости при выбеге .различных агре­

чем больше

показатель у

гатов.

 

 

 

 

и чем меньше

силы тре­

1 — момент

сопротивления механизма

не зависит от скорости, ^=0, формула

ния.

 

 

 

 

 

(2-6);

2 — момент сопротивления про­

Коэффициент загрузки

порционален

первой

степени

скорости,

у=1,

момент

трения

тц = 0,

формула

двигателя

существенно

(2-7а);

3 — момент сопротивления про­

порционален квадрату скорости, т о=0,

влияет на выбег агрегата.

формула (2-8а): 4 —то же, но момент

На

рис. 2-2,а

приведены

трения mо=0,3, формула (2-8).

14