ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
теля, в зависимости от диаметра цилиндра, конструктивных и технологических особенностей цилиндровых втулок и поршне вых колец, а также особенностей износов рассматриваемой пары, существует предел износа цилиндровых втулок, до ко
торого целесообразна замена изношенных поршневых колец новыми.
До этого предела установка новых поршневых колец либо полностью восстанавливает первоначальные параметры дви гателя, либо ие приводит к значительному их' ухудшению. При установке новых поршневых колец во втулки, имеющие износ выше предельного, происходит значительное ухудше ние работы двигателя,'сопровождающееся ухудшением эко номичности, повышением теллонапряженности, увеличением износов, ускоренным старением масла и повышенным его рас ходом. Все эти факторы нельзя не принимать во внимание при установлении сроков замены поршневых колец и определении количества их замен за период работы цилиндровой втулки.
Отмечая увёличение интенсивности изнашивания цилинд ровой втулки и поршневого кольца в случае увеличения пло щадей просветов, нельзя согласиться с выводами Н. Ң. Тартаковского {33]. В этой работе отрицается отмеченный многими исследователями факт повышения интенсивности износов на завершающем этапе эксплуатации двигателя и в качествеобъяснения выдвигается предположение о том, что в этот пе риод «кольцо перемещается вместе с поршнем, не прикасаясь к стенке цилиндра». Такое предположение для тронковых двигателей не соответствует действительности, т. к. силами нормального давления поршень всегда -прижимается то к од ной, то к другой стороне втулки цилиндра., С утверждениемавтора {33] можно согласиться только в том случае, когда износы деталей настолько велики, что газы (без дросселирова ния) заполняют кольцевой зазор между поршнем и цилинд ром и играют роль демпфера, препятствуя контакту поршня, колец и втулки цилиндра. Однако такое объяснение тоже ма ловероятно," т. к. этот случай находится далеко за пределаміг ■нормальной эксплуатации двигателя.
Помимо износа цилиндровых втулок и поршневых колец и овализации цилиндровых втулок (вследствие износа и дефор маций), возникновению проходных сечений Для прорыва га зов способствуют такие факторы, как вибрация колец, воз можные отрывы поршневых колец от • зеркала цилиндровой втулки при перекладке поршня, неравномерный износ цилинд ровых втулок по высоте и, наконец, такие нарушения нор
мальной работы уплотнения, как «прнторание» поршневых ко лец в канавках поршня.
Многие из перечисленных факторов носят случайный ха рактер и не поддаются не только прогнозированию, но и учету, поэтому при разработке норм предельно-допустимых износоз. и овализаци'и цилиндровых втулок можно ограничиться ана лизом зависимостей площадей просвета для прорыва газов от диаметрального износа и овализации цилиндровых втулок и износа поршневых колец.
На величину и характер износа как цилиндровой втулки,, так и поршневого кольца значительное влияние оказывает форма эпюры давления поршневого кольца. Рост величины проходных сечений для прорыва газов по мрре износа также _ в значительной степени зависит от эпюры давлений. Вопросы формообразования колец в достат,очной степени освещены в работах [11], [13], [16], [21], [47], влияние же эпюры дав ления кольца на величину проходных сечений, в конечном счете, определяется величинами’износа и овализации цилинд ровой втулки и кольца.
§ 2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ВЕЛИЧИНЫ ПРОХОДНЫХ СЕЧЕНИЙ
Износы цилиндровых втулок и поршневых колец, сопро вождающиеся ростом величин проходных сечений для про рыва газов, не только приводят к снижению экономичности двигателя, перегреву поршней, ускоренному старению масла,, но и ухудшают его пусковые качества. .Последнее обстоятель ство в ряде случаев само но себе уже сигнализирует о плохой работе кольцевого уплотнения, хотя и не может служить ме рой оценки величин износа и неплоті-Гостей в рассматривае мом сопряжении. Тем не менее в ряде работ рекомендуется, оценивать степени изношенности деталей цилиндро-поршне вой группы по пусковым качествам двигателя.
X Отмечая простоту этого способа, следует иметь в виду, что. ухудшениепусковых свойств может иметь и иные причины: «пригорание» колец, недостаточное поступление масла к ком прессионным кольцам, нарушение регулировки двигателя, де фекты сборки и т. д. Ряд авторов в качестве способа оценки степени изношенности деталей ЩІГ рекомендует специаль ные устройства — «пневматические калибраторы», сущность применения которых заключается в опрессовке камер сгора ния двигателей сжатым воздухом. Скорость падения давле ния в камере сгорания служит критерием оценки степени
9-
\ ■
изношенности деталей. Этот'способ находит применение в ав тотракторных двигателях, но мало пригоден для двигателей с диаметрами цилиндров свыше '150—200 мм..
Для оценки прилегаемости кольца к зеркалу цилиндровой втулки широко применяется способ «просвечивания», заклю чающийся в том, что в цилиндровую втулку (или калибр) вставляется электрическая лампа, а на верхний торец коль ца, установленного в цилиндровую втулку, устанавливается крышка из светонепроницаемого материала. Крышка имеет меньший диаметр, чем гильза. Этот способ прост, удобен и позволяет визуально наблюдать схему прилегания кольца к цилиндровой втулке.
При исследовании влияния утечек газа на изменейие пара метров рабочего процесса появляется необходимость в опре делении абсолютных величин площадей просветов. Большин ством авторов ів этом случае за площадь просветов прини мается либо просвет в замке поршневого кольца (износ коль ца и цилиндровой втулки оценивается изменением зазора в замке), либо принимается условная величина площади про света, /имитируемая калиброванными отверстиями в днище поршня [42].
Однако очевидно, что реальный просвет (ів виде серповид ного зазора) характеризуется иными коэффициентами расхо да, по-иному на процесс истечения в этом случае влияют и условия смазки. Теоретическому исследованию приспособляе мости поршневых колец к деформациям цилиндров посвяще на, по существу, единственная работа Б. Я- Гинцбурга [11]. Положения данной работы, в основном, распространяются на
•случаи эксплуатации цилиндровых втулок, Деформирован ных при запрессовке в блок или имеющие температурные де формации, а не на втулки с большим естественным износом. Однако теоретические выводы, содержащиеся в работе, мож но с успехом применить и к рассматриваемому случаю. Сле дует только отметить: несмотря на то, что рассматриваются
•случаи прилегания колец к втулкам с увеличенным диамет ром и овализацией, практическое применение приводимых в работе формул значительно затрудняется тем обстоятель ством, что вывести обобщенную зависимость, отображающую действительный износ цилиндровой втулки, практически не представляется возможным.
Цилиндровая втулка’в процессе эксплуатации приобре тает овал, различный по высоте цилиндровой втулки. Кроме того, овал образуется зачастую дугами с разными радиусами
10
I
кривизны. Наряду с овалом цилиндровая втулка имеет ко нусность, эллипсиость и т. и. Все эти изменения, являющиеся ■следствием нормального износа, чрезвычайно многообразны и трудно поддаются не только обобщению, но и вообще учету.
В работе [11] задача исследования контакта между порш невым кольцом и деформированным цилиндром сведена к сле дующим типичным случаям:
Цилиндр остается вполне круглым, но меньшего диа метра, чем поршневое кольцо.
Цилиндр остается вполне круглым, но большего диа метра, чем поршневое кольцо.
Цилиндр сохраняет свой номинальный размер (длину окружности), но имеет овальность, а поршневое коль цо имеет номинальный размер.
Цилиндр претерпевает сложную деформацию, состоя щую из одновременной■овализации и изменения раз меров или из более сложных изменений форм.
Отмечая громоздкость, расчетного определения, площадей просвета между кольцом и втулкой с использованием Выве денных зависимостей, Б. Я. Гинцбург определяет радиальную
и
f |
і |
|
величину просвета только для случаев размещения кольца в цилиндрах уменьшенного и увеличенного диаметра.
Принимая во внимание, что в нашем случае интерес пред ставляет размещение кольца в цңлиндре увеличенного диа метра, рассмотрим основные зависимости, предложенные Б. Я. Гинцбуртом.
Площадь просвета 5 определяется интегралом |
|
|
S = D J Vdq>. |
У |
(1) |
а |
|
|
Осевыми линиями представлено на рис. 2 положение порш |
||
невого кольца в следующих состояниях: |
■ |
|
С — в свободном состоянии, |
|
|
Н — в номинальном цилиндре, |
|
|
Y — в цилиндре увеличенного диаметра'. |
|
|
0о~Ь^О==|0о_Ь2Д. |
|
^ |
Перемещение точек осевой линии кольца при переходе изсвободного состояния в сжатое при размещении в номиналь ном цнлиндре'обозначеночерез U, перемещение точек кольца из свободного в сжатое при размещении в увеличенном ци линдре обозначено через Uv, а зазор между кольцом и увели ченным цилиндром — через У.
Решение интеграла (1) дает выражение
А = І { |
Sin 2а0 |
( 2) |
||
|
a0COS а0 - 2 - } , |
|||
AD |
3-4 sin а,о |
|||
где 5 —площадь |
просвета |
между кольцом |
и цилиндровой |
|
втулкой, |
мм2; |
|
|
|
А — величина замка в свободном состоянии, мм; |
||||
D — диаметр цилиндра, мм; |
*' |
■а0— угол потери контакта кольца с цилиндром.
Втабл. 1 приведены площади просветов между кольцом и цилиндром (для различных углов сс0), подсчитанные по фор-
/пч „ |
A - D 25-160 |
, |
муле (2). При этом принято 1ööö~=-^ö6Ö |
• |
Приведенный расчет достаточно точно описывает случай совместного износа поршневого кольца и цилиндровой втул ки, когда просвет образуется в районе замка поршневого кольца. Однакб данная методика мало пригодна для тех слу чаев, когда имеет место несколько участков нарушения кон такта, а также, когда эпюра износа цилиндровой втулки, обра зована отдельными участками с отличающимися радиусами
12 |
■ |
кривизны. В этом случае вычисления по методике Б. Я- Гинцбурга становятся громоздкими и точность их снижается.
Угол потери |
кон |
15° • |
30° |
|
45° |
|
|||
такта |
|
|
|
||||||
|
* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Величина |
|
1000S |
S |
moos |
|
S |
1000S |
|
S |
|
АД |
м м - |
АД . М |
М 2 |
АД м |
м 2 |
|||
|
|
||||||||
При увеличенном |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
диаметре цилин |
0.004 |
0,016 |
0.14 |
0,56 |
1,00 |
4,00 |
|||
дра |
|
Таблица 1
О О СО
1000S |
S |
АД |
М М 2 |
3,7 14,8
С целью упрощения и большего приближения к реальным условиям автором [35] была предложена следующая расчет ная схема. Для каждого поршневого кольца"строится схема прилегания к данной втулке, приведенная на рис. 3.
Р ис. 3. Схема прилегания нового кольца в ци линдровой втулке, имеющей износ.
Суммарная площадь просветов определяется как
Ss = S ' + 5 ” мм2, |
( 3) |
13