ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
где 5 '— площадыпросвета в замке, мм2;
S " — площадь просветов в местах плохого контакта коль
ца и втулки. |
где |
L — зазор в замке в рабо |
|||
Величина S '= L - b мм2, |
|||||
, b=Dц—Du, |
|
чем состоянии, мм; |
|||
где Du — диаметр |
цилиндровой |
||||
|
|
|
втулки, |
|
|
|
|
|
Du — диаметр поршня в коль |
||
|
|
|
цевом поясе. |
||
■Площадь просветов S" определялась по приближенной |
|||||
формуле: |
|
|
|
|
|
с „ |
2 . . |
3HVi |
ЗНІі- . /г-і |
(4) |
|
5 |
= T ah+ Та---- 1 Г + 2 ^ |
||||
|
|||||
где а — хорда дуги на участке плохого прилегания кольца, |
|||||
h — максимальный зазор между втулкой |
и кольцом на |
данном участке.
(Данная формула выведена иѣ формулы площади кругового сегмента).•
Анализ выражения (4) показывает, что в случаях, когда дуга неплотного прилегания меньше 50°, подсчет суммарной площади просветов можно производить с учетом только пер вого слагаемого.
ѵ Тогда . |
|
|
|
|
|
|
5',=§-а1А1+ |
^ 2А2+...+|-ЯпАп. |
(5) |
||
п |
ЗЯЛ2 • |
и |
A3 |
- |
|
Величинами |
|
^ |
можно пренебречь, а величина |
||
|
ЗЯ3А |
оп, |
площади |
||
второго слагаемого ^ — |
составляет ä; 2% всей |
||||
просвета. В тех случаях, |
когда дуга неплотного прилегания |
||||
достигает 50° и |
более, |
слагаемое ~ ^ - 1 составит |
10—15% |
площади просвета и должно учитываться при подсчете пло щадей. Такая схема определения суммарной величины про светов предлагается в связи с тем, что практически невозмож но найти общую зависимость, отображающую сложную кар
тину совместного износа |
цилиндровой |
втулки и поршневого |
кольца. |
, |
|
Имеющиеся в литературе сведения по данному вопросу [И ], [47] касаются, в основном, определения прилегаемости новых поршневых колец к новым цилиндровым втулкам или же делаются допущения о равномерном увеличении диаметра цилиндровой втулки.
14
В эксплуатации же износ цилиндровой втулки и поршне вых колец имеет чрезвычайно сложную форму и оценка вели чин неплотностей по приложенной схеме дает большую точ ность. 'Принимая во внимание неравномерный износ цилинд ровых втулок по высоте, характерный для двухтактных и че тырехтактных дизелей, представляется целесообразным изме рение площадей сечений производить при установке поршнево го кольца в двух положениях: в зоне максимального износа цилиндровой втулки (примерно положение верхних компрес сионных колец в ВМТ) и в средине хода поршня.
Среднее арифметическое значение площадей просветов, подсчитанных для двух указанных положений кольца, даег возможность с достаточной -точностью оценить величину про ходного сечения для прорыва газов за цикл.
§.3. ВЛИЯНИЕ ДИАМЕТРАЛЬНОГО ИЗНОСА И ОВАЛИЗАЦИИ
ЦИЛИНДРОВЫХ ВТУЛОК НА ВЕЛИЧИНУ ПЛОЩАДЕЙ ПРОСВЕТОВ
J
.Вопросу прилегания поршневого кольца в новой цилинд ровой втулкеі Посвящено много исследований. Значительно меньше исследован вопрос прилегания кольца во втулке, имеющей относительно большой износ. Вопрос прилегания поршневого кольца во втулке с предельно допустимым изно сом в технической литературе не рассматривается совершен но. Если для нового двигателя при наличии хорошей приле гаемости величина суммарной неплотности определяется пло щадью просвета в замке, то при дальнейшей работе двига теля, а особенно при -постановке новых колец в изношенную втулку, величина просвета в замке составляет уже незначи тельную часть Ss.
Возрастание суммарной Площади просвета при-лостановке нового кольца в изношенную цилиндровую втулку объясняет ся не увеличением зазора в замке, а образованием участков с плохим прилеганием .кольца и втулки. Графики зависимости площади просветов при совместном износе цилиндровой втул ки и поршневого кольца двигателя 4Д 19/30 и зависимости площади просветов от износа цилиндровой втулки при поста новке во втулку новых колец представлены на рис. 4 и 5, Сле дует отметить, что графики построены на основании данных, полученных при обмере 40 комплектов новых и 40 комплектов изношенных колец, при этом разброс отдельных точек не пре вышал 15%, однако в отдельных случаях возможны и более
15
0,10 0,15 0,20 0,25 0,30 0,35 U3H0C ММ
Р и с. 4. |
Зависимость площади просветов при совместном |
||
износе цилиндровой втулки и поршневого |
кольца: 1 — |
||
первое |
кольцо; |
2 — второе кольцо; 3 — третье кольцо; |
|
4 — четвертое |
кольцо; 5 — пятое кольцо; |
5 ' — площадь |
|
|
просвета в'замке поршневого кольца. |
Р и с. 5. Зависимость площади просвета от износа цилиндровой втулки при постановке во втулку новых колец: 1 — прямоугольное не хромированное кольцо; 2 — трапецеидальное хромированное кольцо; 3 — пря моугольное хромированное кольцо.
16
1846 Заказ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 |
Состояние сопряжения |
5 ' замка, |
S" просве |
5s м м 2 |
|
Примечание |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
м м г |
тов, м м 2 |
|
|
|
|
|
Цилиндровая |
втулка |
и |
поршневое |
1,25 |
1,07 |
2,32 |
После сборки перед обкаткой. |
|||||
кольцо нового двигателя |
|
|
||||||||||
Цилиндровая |
втулка |
и |
поршневое |
1.20 |
0,65 |
1,85 |
После приработки (обкатка) |
|||||
кольцо нового двигателя |
|
|
||||||||||
Цилиндровая |
втулка |
п |
поршневое |
|
|
|
Обмеры |
производились |
перед заме |
|||
кольцо, |
отработавшие |
|
совместно |
2,40 |
1,10 |
3,50 |
ной верхних |
компрессионных ко |
||||
2500—3000 час |
|
|
|
лец. |
Причина |
замены — потеря |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
упругости и износ |
|
||
Цилиндровая |
втулка |
с |
износом |
1,60 |
2,30 |
3,90 |
Обмеры производились перед уста |
|||||
0,35 мм. |
Поршневое |
кольцо повое |
новкой новых -колец (после заме |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ны изношенных) |
|
||
Цилиндровая |
втулка |
с |
износом |
2,20 |
5,30 |
7,50 |
Обмеры производились при повтор |
|||||
0,7 мм. |
Поршневое |
кольцо новое |
ной замене колец |
|
||||||||
Цилиндровая |
втулка |
с |
износом |
4,50 |
5,90 |
10,40 |
Обмеры |
производились |
при поста |
|||
'1,2 мм. |
Поршневое кольцо новое |
новке |
нового |
кольца |
в изношен |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ную втулку |
|
|
|
Цилиндровая |
втулка |
с |
износом |
8,80 |
6,60 |
15,60 |
|
— |
|
|||
1,47 мм. |
Поршневое кольцо новое. |
|
|
|
|
значительные отклонения, так как число факторов, влияющих «а 'Прилегание кольца -во втулке, весьма многообразно.
При сопоставлении гг анализе приведенных графиков ста новится очевидным, что значительное возрастание суммарных площадей неплотностей .происходит не в результате совмест- ■ногб износа цилиндровой втулки и поршневого кольца, а при постановке новых поршневых колец в изношенные цилиндро вые втулки, имеющие место во время ремонтов и частичной или полной замены поршневых колец, отработавших свой, моторесурс.
Ориентировочные данные по1изменению проходных сече ний в рассматриваемом сопряжении, в зависимости от износа, цилиндровых втулок приведены в табл. 2.
Следует отметить, что все данные по площадям просветов приведены для втулок с равномерным увеличением диаметра,, не имеющих овальности.
Равномерный износ втулок в эксплуатации (без овализации) встречается довольно редко. Проведенные обмеры более
100 цилиндровых втулок двигателей 4Д и 6Д 19/30, |
4 |
10,5/13 |
и Д 30/50 свидетельствуют, что только некоторые |
из |
них в |
процессе износа овализацни не имели. При проверке положе ния поршней в этих втулках было обнаружено, что поршни имеют небольшой перекос в плоскости оси коленчатого вала, правда не выходящей за пределы допуска при сборке. Оче видно, что наличие перекоса и привело к тому, что износ в- плоскости качания шатуна не преобладал над износом в пло скости оси коленчатого вала и в целом был более интенсив ным. Следует отметить, что все сказанное о равномерном износе, как причине возникновения овальности цилиндровой втулки, относится к тронковым двигателям. Для этих двига телей характерен больший износ в плоскости качания ша туна, чем в плоскости оси коленчатого вала. Подобный харак тер износа отмечался также в работах [15], [47]. Расположе ние большой оси овала в плоскости качания шатуна имеет место как в двигателях автотракторного типа, так и в стацио нарных и судовых дизелях средней и малой мощности. В мень шей степени это свойственно судовым крейцкопфный дизелям большой мощности, что объясняется приложением нормаль ной силы через крейцкопф к параллели.
График зависимости площадей просветов от овальности цилиндровой втулки приведен на рис. 6, данные по распреде лению площадей просветов между замком и контуром кольца содержатся в табл. 3. При сопоставлении графиков (рис. 5,6),
18