Файл: Слоним Н.М. Алюминиевые провода при ремонте асинхронных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.07.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стве материала для изготовления обмоток статоров асин­ хронных электродвигателей медь превосходит алюминий и переход на алюминиевые обмотки статоров является вынужденным решением. *

В настоящей работе автор ставит целью дать методи­ ку расчета и пересчета обмоток электродвигателя при ремонте с заменой медной обмотки статоров на алюми­ ниевую для случаев сохранения и изменения его параме ­ тров, а т а к ж е осветить технологические особенности ре­ монта, вызванные применением алюминиевого провода.

Г л а в а п е р в а я

 

 

Р А С Ч Е Т Ы И П Е Р Е С Ч Е Т Ы О Б М О Т О К

 

При ремонте электродвигателя с

обмоткой

статора,

выполненной алюминиевым .проводом,

а т а к ж е

при ре­

монте, связанном с заменой медного провода на алюми­ ниевый, может возникнуть необходимость в следующих расчетах и пересчетах:

поверочный расчет — производится

при ремонте элек­

тродвигателя с обмоткой статора, выполненной

алюми ­

ниевым проводом, с сохранением

заводских

данных элек­

тродвигателя

и применением

при ремонте т а к ж е

алюми­

ниевого провода;

 

 

 

 

 

 

расчет для определения (восстановления)

обмоточных

данных;

 

 

 

 

 

 

 

пересчет

электродвигателя

с обмоткой

из

медного

провода при замене медного

провода

алюминиевым;

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 6

 

 

 

 

Значенії : дл я

 

Отношение

 

 

 

 

 

 

 

Измеряемая величина

 

 

 

 

значений

 

алюминия

меди

(алюминия

 

 

 

 

к меди)

 

 

 

 

 

 

 

Удельное сопротивление

при 20 °С,

2,7

8,9

0,3

0,028

0,017

1,63

Ом-ммг

 

при 20 °С,

Удельная проводимость

36

59

0,61

Температурный коэффициент элект-

0,004

0,004

1,0

Удельная теплоемкость (на единицу

900

395

2,28

Удельная теплоемкость (на единицу

2 420

3510

0,69

Прочность на разрыв/мягкой прово-

10

25

0,4

Коэффициент

линейного

расшире­

 

 

 

1,35

ния, 1/°С

 

 

2,3- Ю - 6 1,7-Ю-6

Температура плавления, °С . . .

.

660

1 080

0,61

Теплопроводность, Вт/(см2 -с-"С).

.

2

 

3

0,67


пересчет обмотки электродвигателя для определения

его мощности в связи с изменением коэффициента

запол­

нения паза;

 

пересчет обмотки при изменении номинального напря­

жения электродвигателя;

 

пересчет обмотки при изменении номинальной

часто­

ты вращения.

 

Методика расчетов и пересчетов обмотки электродви­ гателя, выполненной из медного или алюминиевого про­ вода, одинакова; расчетные формулы отличаются только численными значениями величин в зависимости от того, относятся ли они к меди или алюминию. Сравнение основных свойств меди и алюминия приведено в табл. 6

1-1. ПОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ

Электроремонтное предприятие обычно располагает альбомами обмоточных данных электродвигателей раз ­ ных типов и серий как выпускаемых в настоящее время, так и снятых с производства, и весьма вероятно, что в альбоме содержатся технические и обмоточные данные электродвигателя, подлежащего ремонту. Если нет сомне­ ния в том, что электродвигатель, подлежащий ремонту, полностью соответствует указанному в альбоме, то нет надобности в выполнении поверочного расчета при условии, если ремонт производят с полным повторением заводского исполнения.

При отсутствии в альбомах данных, относящихся к ремонтируемому электродвигателю, поверочный расчет,

хотя

бы

приближенный

(сокращенный),

необходим,

д а ж е

если

при ремонте

не предполагают

производить

каких-либо

изменений его

параметров .

 

Это объясняется тем, что электродвигатель мог рань­ ше подвергаться перемотке, при которой были произве­ дены недопустимые отступления от заводского исполне­ ния или допущены ошибки в обмоточных данных. Пове­ рочный расчет позволяет определить эти отступления и ошибки.

В распоряжении ремонтного предприятия может отсутствовать обмоточный провод того размера и марки, какой применен в заводском исполнении, могут отсутст­ вовать материалы нужной толщины д л я пазовой изоля­ ции. Предприятие может не располагать устройствами и приспособлениями, обеспечивающими такую ж е плот-


ность укладки проводов в пазу, как на электромашино ­ строительных заводах . Поэтому несмотря па то, что отступления от заводского исполнения в этих случаях являются неизбежными, их допустимость' должн а быть проверена, а влияние на параметры электродвигателя

должно быть

определено

яоверочным расчетом.

В задачу

поверочного

расчета обмотки статора элек­

тродвигателя входит определение магнитных и электри­

ческих • нагрузок,

а т а к ж е проверка

степени

заполнения

паза и сравнение

их

с допустимыми

величинами.

 

В ходе расчета

определяются: .

 

 

 

Въ

— индукция

в зазоре,

Тл;

 

 

 

 

Взі — индукция

в зубцах,

Тл;

 

 

 

 

ВС1 — индукция

в спинке сердечника,

Тл;

 

/і — плотность тока, А/мм 2 ;

 

 

 

 

Аі

— линейная

нагрузка,

А/см;

 

 

 

 

кз.с

— коэффициент

заполнения

свободного сечения паза.

 

Д л я приближенного расчета

с л у ж а т ф о р м у л ы

 

 

 

в

_

2,5Цф 1 рд,10'

 

 

(1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

і і R Jai -ii. •

 

(2)

 

 

 

Д а , - 1 , 1 О , Ь л

w

 

 

 

 

 

 

 

 

В С 1

=

0 , 5 8 ^ - ^ А .

(3)

 

 

 

 

 

Р

'!С1 'эф!

 

 

(значения величин

в

формулах

(1) — (3) см. пример на

стр. 23).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Величина 4фі (см)

вычисляется

согласно

формуле

 

 

 

W

= £ ci ( / l — « кібкі),

 

( 4 )

где kci — коэффициент заполнения пакета стали, завися ­ щий от толщины листов, вида межлистовой изоляции и

учитывающий

неплотное прилегание листов друг к дру­

гу. Значение

коэффициента kci

указан о

в табл. 7.

 

 

 

Т а б л и ц а 7

 

Вид межлнстовой изоляции

Толщина листа, мм

Бумага

Лак

Оксидная изоляция

 

или б е з изоляции

 

 

 

0,5

0,9

0,93

0,95

0,35

0,87

0,91

0,93


При отсутствии

радиальных вентиляционных

каналов

в формулах

(2) и (3)

отношение /і//0 фі принимается

рав­

ным

l/kci-

 

 

 

 

'

 

 

 

Расчетная

ширина

зубца

(см)

определяется:

 

 

 

 

6 3 ] = - | - 6 " 3 ' 4 - - r 6 V

 

(5)

Обмоточный коэффициент k0(ji,

зависящий

от

числа

катушек,

входящих

в

катушечную

группу (число

пазов

на

полюс

и

фазу

qi=ZJ6p)

и укорочения шага

(Зі=

=2/ o//ni/Zi,

принимается по табл . 8.

 

 

 

,

Число кату

шек в кату

с

с грушечной

 

 

Т а б л и ц а

8

Укорочение шага

сбмоткн в долях единицы

 

1,00 0,95 0,90 0,85 0,80

0,75

0,70 • 0,65 0.60 0,55

0,5

Обмоточный

коэффициент

 

[

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1,000

0,997

0,988

0,972

0,951

0,924

0,891

0,853

0,809

0,760

0,700

2

0,966

0,963

0,954

0,939

0,919

0,893

0,861

0,824

0,781

0,734

0,676

3

0,960

0,957

0,948

0,933

0,913

0,887

0,855

0.819

0,779

0,730

0,672

4

0,958

0,955

0,947

0,931

0,911

0,885

0,854

0,817

0,777

0,728

0,671

5 - 7

0,957.

0,954

0,946

0,930

0,910

0,884

0,853

0,816

0,774

0,727

0,670

8

0,956

0,953

0,945

0,929

0,909

0,883

0,852

0,815

0,773

0,727

0,669

9 и бо ­ 0,955

0,952

0,944

0,928

0,908

0,882

0,851

0,815

0,773

0,726

0,668

лее

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

Д л я промежуточных значений сокращения шага этот коэффициент определяется, интерполяцией или более точ­ но по формуле

 

^ о б і == sin (р90)с

0,5

(6)

 

30°

 

 

qx

si n •

 

Зубцовый

шаг (см

 

 

 

 

 

 

 

(7)

Величина

номинального тока (А) в фазе обмотки

ста­

тора составляет:

 

 

 

при соединении фа з звездой

 

 

 

,

1 000Р

 

,g,

 

ф 1 —

VWUkB''

( '

при соединении ф а з треугольником

1 000Р


где /еэ — энергетический коэффициент, равный произве­ дению к. п. д. электродвигателя па коэффициент мощно­ сти; д л я двигателей с алюминиевой обмоткой принимает­ ся по табл. 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а .6 л и ц а

9

Электродвигатели коротк >

Электродвигатели

коротко-

Электродвигатели

с

фазным

ротором

з а ­

замкнутые

защищенного

замкнутые

закрытого

об­

щищенного испол­

 

 

исполнения

 

дуваемого

исполнения

 

 

 

 

нения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧИСЛО

полюсов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

I

"

1

6

I

< I

 

 

 

0,65

0,55

0,54

 

0,65

0,55

0,54

 

 

 

 

 

0,60

 

0,60

 

 

0,50

 

 

0,68

0,64

0,58

0,62

0,68

0,64

0,58

 

0,61

 

 

0,71

0,68

0,62

0,71

0,68

0,62

0,62

0,54

0,53

0,73

0,70

0,65

0,63

0,73

0,70

0,65

0,64

0,58

0,75

0,72

0,67

0,64

0,75

0,72

0,67

0,65

0,67

0,60

0,57

0,75

0,74

0,68

0,65

0,75

0,74

0,68

0,67

0,68

0,62

0,60

0,75

0,75

0,69

0,68

0,76

0,75

0,70

0,69

0,70

0,64

0,61

0,76

0,76

0,71

0,70

0,77

0,76

0,72

0,70

0,71

0,67

0,64

0,78

0,77

0,73

0,71

0,78

0,77

0,74

0,71

0,73

0,68

0,67

0,79

0,78

0,75

0,73

0,79

0,78

0,75

0,73

0,74

0,69

0,68

0,80

0,78

0,76

0,74

0,80

0,78

0,77

0,74

0,75

0,70

0,70

0,81

0,79

0,78!

 

0,81

0,79

0,79

 

0,76

0,72

 

 

0,82

0,79

 

 

0,82

0,80

 

 

 

0,77

 

 

 

Сечение эффективного провода Q3 t j,i (мм2 ) опреде­ ляется как сумма сечений всех элементарных проводни­ ков, входящих в эффективный провод. Если эффектив ­ ный провод состоит из іщ одинаковых элементарных про­ водников, то

Q^i = miqani,

(10)

где 7алі — сечение элементарного проводника, мм2 . Плотность тока в обмотке статора (А/мм2 ) состав­

ляет:

Линейная нагрузка (А/см) определяется по формуле

Общим коэффициентом заполнения паза статрра на­ зывается отношение общего сечения всех проводников