Файл: Силкин А.М. Инженерные сооружения на осушительных системах в торфяниках учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.07.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
накладываются друг на дру |
|
|
|
|
||||||
га. На каждое звено, на |
|
|
|
|
||||||
ходящееся «в работе», |
дав |
|
|
|
|
|||||
ление |
передается |
практи |
|
|
|
|
||||
чески по треугольной эпю |
|
|
|
|
||||||
ре. По такой же эпюре |
|
|
|
|
||||||
передается |
давление |
и на |
|
|
|
|
||||
основание через |
разгрузоч |
|
|
|
|
|||||
ные плиты. |
В связи с этим |
|
|
|
|
|||||
максимально |
нагруженные |
|
|
|
|
|||||
концы звеньев труб получа |
|
|
|
|
||||||
ют |
наибольшие |
перемеще |
|
|
|
|
||||
ния, которые могут вызвать |
|
|
|
|
||||||
расстройство |
стыков. |
Одна |
Рис. 39. Зона распространения |
|||||||
ко |
эти |
перемещения |
|
будут |
||||||
|
напряжений в засыпке относи |
|||||||||
уже не столь велики по |
тельно |
поперечного |
сечения |
|||||||
сравнению |
со |
смещением |
|
трубы: |
|
|||||
стыков, |
когда колеса |
стоят |
I и Явр- Т 0 же, что и на рисунке |
|||||||
на трубе (без засыпки), так |
38; а=30° — угол рассеивания на |
|||||||||
пряжений; |
1 — |
звено трубы; 2 — |
||||||||
как благодаря засыпке дав |
разгрузочная плита; 3 — торфяное |
|||||||||
|
основание. |
|
||||||||
ление |
и от |
одного, |
и от |
|
на |
два |
звена. |
|||
другого |
колеса |
перераспределяется |
||||||||
|
При отношении, равном 0,5С, что соответствует тол |
щине засыпки над трубой 0,96 м, эпюры давлений уже заметно накладываются друг на друга, благодаря чему на наиболее нагруженные звенья трубы суммарное дав ление передается практически по трапецеидальной эпю ре с меньшей интенсивностью, поэтому и перемещения стыков меньше.
При отношении, равном 0,75С, что соответствует тол щине засыпки над трубой 1,44 м, суммарное давление по оси трубы на наиболее нагруженные звенья переда ется уже как при равномерно распределенной нагрузке и работает большее число звеньев. Относительные пере мещения звеньев труб будут уже незначительными.
На рисунке 39 показана зона распространения на пряжений в засыпке относительно поперечного сечения трубы при угле рассеивания а=30°. Из рисунка видно, что напряженная зона «обтекает» и трубу, и соответ ствующую ей разгрузочную плиту, если толщина засып ки над трубой будет:
диаметр |
трубы, |
м |
0,50 |
0,75 |
1,0 |
1,25 |
1,5 |
толщина |
засыпки, |
м |
> 0,34 > |
0,46 > |
0,60 > |
0,54 > |
0,59 |
При этих толщинах засыпки низ разгрузочных плит имеет соответственно отметки от поверхности земли: 1,04; 1,47; 1,90; 2,12 и 2,45 м. На этих глубинах в насыпи максимальные давления составляют: 2,29; 1,08; 0,77; 0,66 и 0,42 Т/м2 *, что меньше средних давлений (2,46; 1,39; 0,89; 0,74 и 0,62 Т/м2) под плитами, когда колесо машины стоит непосредственно на трубе посередине зве на, и меньше максимальных, когда колесо стоит на конце звена.
Следовательно, при засыпке толщиной более, чем указано выше, для перераспределения временной на грузки необходимости в разгрузочных плитах нет. Пли ты можно не укладывать и при меньших толщинах за сыпки, когда под трубой предусматривается устройство подушки толщиной 1 м и более.
14. Сооружения на предварительно уплотненном торфяном основании
Метод строительства на предварительно уплотненном торфяном основании применялся в гидротехническом строительстве еще сто лет назад [27], но в последние годы был забыт.
Согласно проекту Росгипроводхоза торфяное основа ние необходимо уплотнять специально устраиваемой песчаной пригрузкой. Высота пригрузочной насыпи должна быть такой, чтобы нагрузка от нее на каждый квадратный сантиметр торфяного основания превышала нагрузку от сооружения в процессе его эксплуатации.
Учитывая, что торф уплотняется длительное время, проектом предусмотрено (с целью ускорения уплотне ния) устройство под пригрузочной насыпью вертикаль ных песчаных дрен (глава III).
В качестве экспериментальной проверки были по строены два сооружения на осушаемом торфяном мас сиве Яхромской поймы: закрытый трубчатый шлюзрегулятор с переездом (1962— 1963 гг.) и открытый шлюз-регулятор без переезда (1963— 1964 гг.).
* Напряжения от колеса машины подсчитаны в соответствии с указаниями СНиП П-Б. 2-62 как от равномерно распределенной на грузки интенсивностью 55,5 Т/м2, действующей по квадратной пло щадке со стороной 0,3 м (отпечаток колеса).
88
Наблюдения за общей и послойной осадкой торфя ного основания в обоих случаях вели путем нивелирова ния головок поверхностных и глубинных реперов [35, 36] относительно специально устроенных около соо ружений постоянных реперов.
Порядок устройства насыпей был принят следующим. Вручную по дну котлована «с головы» отсыпали дрени рующий слой толщиной 40 см. Далее устраивали песча ные дрены. Когда были пройдены все дрены, отсыпку грунта в пригрузочную насыпь продолжали. При этом устройство дренирующего слоя по откосам котлована шло с опережением. Насыпи обоих шлюзов возводились в осенне-зимний период.
З а к р ы т ы й т р у б ч а т ы й шл ю з - р е г у л я т о р
с п е р е е з д о м представляет собой |
сборное железо |
бетонное сооружение; водопропускная |
часть выполнена |
из двух ниток труб, уложенных под полотно внутрихо зяйственной дороги.
По проекту водопропускную часть шлюза пред усматривалось выполнить из раструбных труб диамет ром 1 м, длиной звена 2 м. Заводы железобетонных из делий поставляли только трубы диаметром 0,9 м, длиной звена 5 м. Эти трубы и были применены на строитель стве. В каждую нитку водопропускной части было уло жено по три звена труб. Общая длина каждой нитки по лучилась 15 м вместо 14 м, предусмотренных проектом.
На конструкцию входной и выходной частей шлюза замена труб практически не повлияла. Конструкция соединения звеньев труб, естественно, изменилась. Звенья укладывали встык. Концы стыкуемых звеньев труб обмазывали горячим битумом и обвертывали в три слоя мешковиной, пропитанной битумом. Поверх мешко вины устанавливали и стягивали болтами пояс шириной 25 см, изготовленный из 2-миллиметрового листового же леза. Пояс на концах труб зажимали бандажными кольцами. Таким образом, получилось достаточно гиб кое и в то же время надежное муфтовое соединение.
Входной оголовок каждой нити труб оборудован подъемно-щитовым устройством и сопряжен с подводя щим каналом ныряющими стенками (каждый отдельно). Водобойная часть с гасителями и рисберма трапецеи дального сечения выполнены из прямоугольных ребрис тых плит, уложенных на гравийно-песчаную подготовку. В конце рисбермы устроен из гравия зуб.
89
Общая мощность торфяной залежи в месте постройки составляет 4,77 м; ниже отметки дна котлована (до уплотнения) — 2,53 м. Физические характеристики тор фов основания приведены в таблице 8.
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 8 |
|
Глубина отбо |
|
R, |
W, |
А, |
Тоб |
|
Тоб.СК, |
|
ра образца |
Вид торфа |
Г/см3 |
е0 |
|||||
ниже дна |
% |
% |
% |
Г/см3 |
Г/см3 |
|||
котлована ,см |
|
|
|
|
|
|
|
|
0—50 |
Осоковый |
30 |
876 |
7,27 |
1,03 |
1,51 |
0,106 |
13,28 |
50— 100 |
Древесный |
50 |
608 |
17,32 |
1,06 |
1,65 |
0,150 |
10,00 |
100— 150 |
Осоковый |
35 |
852 |
6 85 |
1,03 |
1,50 |
0,109 |
12,70 |
150—200 |
» |
40 |
711 |
8,08 |
1,04 |
1,44 |
0.128 |
10,22 |
200—250 |
|
40 |
658 |
7,42 |
1,04 |
1,49 |
0,137 |
9,82 |
Для уплотнения торфяного основания устраивалась |
||||||||
песчаная |
пригрузочная насыпь максимальной высотой |
5,8 м и общей длиной около 35 м. Вертикальные песча ные дрены проходили на полную глубину торфа с раз мещением в плане по сетке с размерами 6X6 м.
В таблице 9 приведены величины (с точностью до 1 см) полных конечных осадок торфяного основания под насыпью, определенные по данным нивелирования по верхностных реперов.
Т а б л и ц а 9
Номера поверхностных |
Е |
Е |
Е |
Е |
Е |
Е |
Е |
Е |
Е |
реперов |
|||||||||
|
|
С4 |
СО |
■41 |
LO |
|
Is» |
со |
оэ |
Полная осадка, см |
1 |
50 |
74 |
84 |
70 |
65 |
50 |
49 |
5 |
Остаточная осадка, см |
— |
24 |
38 |
52 |
53 |
49 |
32 |
15 |
5 |
|
10-П |
п-п |
4 5
4 5
12-П
1
1
По данным таблицы 9 на рисунке 40 построена ли ния подошвы насыпи. Осадка торфяного основания под насыпью между поверхностными реперами 9-П и 12-П практически равна нулю. Значительной осадки торфя ного основания здесь нельзя было и ожидать, так как давление от веса насыпи в этом месте приблизительно равно природному давлению верхних слоев торфа, сня тых при отрывке котлована *, то есть вес верхних слоев
Канал в месте расположения шлюза ранее отрыт не был.
90
123 .88
^12Ш.
Рис. 40. Продольное сечение по оси пригрузочной насыпи после полной осадки торфяного основания (сплошная ли ния — положение подошвы насыпи; пунктирная линия с точками — положение подошвы после удаления насыпи спустя 21 день).
торфа практически был заменен равным весом песчаной пригрузочной насыпи.
В таблице 10 приведены величины послойного сжа тия торфов в основании, полученные по данным нивели рования глубинных реперов. Величина общей осадки принята по результатам нивелирования поверхностного репера 5-П *.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
10 |
|
|
Отметка |
реперов |
.Величина |
Толщина слоя, см |
Величина |
||
Номера |
|
|
|
|
|||
до |
после |
|
после |
сжатия |
|||
реперов |
опускания |
до сжатия |
слоя тор |
||||
|
осадки, м |
осадки, м |
реперов, см |
сжатия |
фа, |
см |
|
5-П |
123,318 |
122,620 |
69,8 |
55,6 |
35,2 |
20,4 |
|
1-Г |
123,416 |
122,922 |
49,4 |
||||
2-Г |
123,442 |
123,053 |
38,9 |
47,4 |
36,9 |
10,5 |
|
3-Г |
123,445 |
123,294 |
15,1 |
50,0 |
26,2 |
25,8 |
|
4-Г |
123,445 |
123,402 |
4,3 |
50,0 |
39,2 |
10,8 |
|
5-Г |
123,441 |
123,431 |
1,0* |
50,0 |
45,7 |
4,3 |
|
И т о г о |
| |
| |
253 |
183,2 |
69,8 |
* Величина опускания репера 5-Г принята за нуль.
Меньшее сжатие второго слоя по сравнению с пер вым и третьим слоями обусловлено большей природной плотностью (см. табл. 8); четвертого и пятого слоев— меньшими напряжениями, передающимися на них от пригрузочной насыпи.
* По расстановке глубинные реперы тяготеют к поверхностно му реперу 5-П.
91
V
Рис. 41. Ход осадки 5 торфяного основания трубчатого закрытого шлюза-регулятора под пригрузочной насыпью во времени Т по поверхностному реперу (5-П).
На рисунке 41 отражены результаты замеров осадки основания во времени; в среднем за строительный пе риод (во время отсыпки пригрузочной насыпи) произо шло около 80% осадки, а спустя два месяца после окон чания отсыпки насыпи (140 дней со дня начала отсыпки) величина осадки в среднем составили 90% от полной.
После стабилизации основания (прекращения осад ки) пригрузочная насыпь была ликвидирована. Разра ботка насыпи велась экскаватором-драглайном с ем костью ковша 0,5 м3 несколько дней, так как нижние слои ее, находящиеся под водой, оказались проморожен ными. Кроме того, после разборки насыпи до проектных отметок дна котлована работы в нем из-за отсутствия необходимых механизмов для укладки труб шлюза не вели. В сумме перерыв в работе составил 21 день. За это время уплотненное торфяное основание за счет упру- ~гих деформаций разуплотнилось (поднялось). Подъем основания в центральной части в среднем составил 20— 30 см. На 22-й день после ликвидации насыпи были уложены (по проектным отметкам) обе нитки труб, которые в течение пяти суток в связи с устройством сты ков, изоляции труб и т. п. не засыпали. В этот период подъем основания продолжался; в среднем величина подъема составила еще около 2 см.
Устойчивость подобных сооружений обычно опреде ляется общей осадкой основания под ними и взаимным смещением отдельных частей и конструкций. Поэтому до засыпки труб наблюдения проводились путем систе матического нивелирования верха обоих концов каждого
92
звена труб, после засыпки — нивелированием головок
специальных марок, установленных на концах звеньев труб.
На рисунке 42 показан ход осадки торфяного основа ния во времени под средними звеньями обеих ниток во допропускных труб. Через пять дней после укладки и выравнивания по отметкам пазухи труб до верха за сыпали минеральным грунтом. Торфяное основание начало давать осадку. Однако удельное давление, пере даваемое на основание весом труб и засыпкой, еще мало, и осадка основания под отдельными звеньями труб со ставила лишь 1—5 см. На 10-й день после укладки тру бы были засыпаны слоем минерального грунта высотой 110 см; нагрузка на торфяное основание значительно возрасла. На 23-й день насыпь над трубами была дове дена до проектных отметок, до высоты 2,15 м над верхом труб. Основание получило полную расчетную нагрузку от сооружения. Дальнейшая осадка основания продол жалась, но интенсивность ее упала. К 38-му дню после
О 10 20 30 W 50 ВО 70 ВО ЗОО ЗЮ 320 770730Т,С//т
Рис. 42. Ход осадки торфяного основания 5 во времени Т под водо проводящими трубами:
а — левая нить (по 3-й и 4 й маркам); б — то же, правая нить.
93