Файл: Сапрыкин Г.С. Исследование операций в энергетических расчетах учеб. пособие для слушателей фак. повышения квалификации преподавателей теплотехн. каф., аспирантов и студентов специальности 0305.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.07.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
При учете затрат на наладку оборудования и подготовку рабо чих длявыполненкя каждой работы решаться будет уже задача вы - бора маршрута. С учетом замен изношенного или поврежденного обо рудования С в большом интервале времени ) рассмотренные выше за
дачи перейдут в класс задач замены. |
|
, |
|
|
Задачи, |
в которых рассматривается |
не |
только('поведение |
самой |
системы, но |
и поведение внешней среды |
( в |
широком смысле ) |
и её |
влияние на показатели системы получили название конкурсных .
В них изучаются ситуации, которые надо учитывать при анализе эф фективности работы оборудования. Такие задачи возникают.например,при’ использовании в энергосистеме топлив разных видов и раз личной цены, при изменении теплового потребителя и т .д .
Широкий диапазон.операционных задач требует вовлечения в ис
следования большого объема информации - технического, экономи ческого, социального характера, наконец, информации о возыож -
пых |
условиях эксплуатаций оборудования. Это ’приводит |
к задачам |
||
поиска информации, |
определения её количества и состава, спосо - |
|||
бов |
её получения и |
обработки. |
, |
|
|
Независимо от |
характера и класса |
задач ИСО в дальнейшем под |
|
о п е р а ц и е й |
будем понимать любое "Мероприятие, |
объединен |
ное единым замыслом и направленное на достижение определенной цели [ Ч ] . Если существует возможность выбора каких-либо пара
метров |
процесса проведения операции, то она называется |
у п |
|
р а в л я е м о й ; .определенный выбор зтнх параметров |
назн - |
||
.вается |
р е ш е н и е м . |
|
|
|
В процессе нахождения решений можно выделить следующие эта |
||
пы; |
I ) |
постановка задачи; 2) изучение теоретических основ явле |
|
ния; |
3) |
математическое описание операции; Ч) построение модели; |
5) отыскание решений ; б) проверка модели и оценка решений ; 7) внедрение решения и контроль его правильности. Таким обра - зон, задачи,рассматриваемые ИСО, имеют структуру, представлен ную на рис. 1-Г .
Первая стадия - постановка задачн-является, возможно, наи более важной, так как не существует общих правил, справедли - вых во всех случаях. Постановка задачи определяет не только цель исследования, но часто и пути решения задачи. Вторая ста -- дия - определение законов,, которым подчиняется изучаемое явле ние; источником информации для этой стадии являются опублико ванные и неопубликованные работы, эксперименты, оценки,техни ко-экономические обоснования и т .д . Третья стадия дает воз -
8
мощность более |
яс |
|
|
|
||
ного понимания |
|
|
|
|
||
проблемы и не тре- |
|
|
|
|||
оует производства |
Постановка задачи |
|
||||
каких-либо дейст - |
|
|
|
|||
вий, кроме предва |
|
|
|
|||
рительной |
оценки |
|
|
|
||
существенности от |
|
|
|
|||
дельных |
переменных. |
|
|
|
||
На четвертой |
|
|
|
|||
стадии определяет |
|
|
|
|||
ся метод поиска ре |
|
|
|
|||
шений. |
На практике |
|
|
|
||
установлено, что |
|
|
|
|||
если вся совокуп |
|
|
|
|||
ность математиче |
|
|
|
|||
ских выражений, |
|
|
|
|
||
описывающая явле |
|
|
|
|||
ние, находится в |
|
|
|
|||
логической |
или |
|
|
|
|
|
причинно-следст |
|
|
|
|||
венной |
связи , то |
|
|
|
||
модель |
является |
|
|
|
|
|
устойчивой' [ 9 ] . |
|
|
|
|||
Эта логическая |
|
|
|
|
||
последовательность |
|
|
|
|||
уравнений С и не |
|
|
|
|||
равенств), |
соответ |
|
|
|
||
ствующая природе |
Р и с.1 -1 . Структура |
задач ИСО |
||||
и сущности |
изучав- |
J |
|
|
||
мого явления, называется е с т е с т в е н н ы м |
р а с п о л о |
|||||
ж е н и е м . |
|
|
|
, |
||
На пятой стадии выбирается один из нескольких возможных спо |
||||||
собов решения в |
зависимости |
от цели операции и сложности |
её |
|||
математического |
описания. |
|
|
|
||
Шестая |
ступень - проверка модели. В самом простейшем |
случае |
такая проверка может быть проведена просмотром модели и догаческим анализом.
При, "умеренной" сложности задачи могут быть применены ана - литические методы решения; для решения задач большой размерно -
9
сти |
С с большим числом искомых параметров) |
независимо от сте |
|||
пени сложности могут |
быть использованы численные методы. |
||||
|
Седьмая стадия - |
внедреные-является окончательной провер - |
|||
к о ! |
всего |
процесса исследования. |
|
|
|
|
8 I о |
р о й особенностью ИСО является |
использование комп |
||
лексных коллективов, |
что особенно характерно при |
у п р а в - |
|||
л е |
в и н - |
онстемой, |
т .е . при воздействии |
на неё |
для достиже |
ния определенной цели. Хотя приведенные стадии решения задач ИСО рассматривается в отдельности, их выполнение происходит во взаимосвязи и взаимодействии групп, выполнявших отдельные час
ти работы : специалистов в той области, в которой проводится исследование^ математиков, организаторов производства и т .д .
При рассмотрении слоеных задач это становится необходимым , так как каждый из представителей какой-либо одной научной дис циплины может предложить свои способы, например, улучшения
производства. Инженер, возможно, будет стремиться это сделать за счет улучшения самого технологического оборудования , спе
циалист - кадровик за счет подбора кадров |
С в худшем случае |
|||
- подбором "гениальных" руководителей ) ; |
организатор пройд - |
|||
водства - путем совершенствования методов |
управления и т .д . |
|||
Необходимость в комплексных коллективах, |
таким образом, вызы |
|||
вается еще одной особенностью |
задач ИСО - |
системным подходом |
||
к их решению. |
|
|
|
|
§ 1 |
- 2 . Системы. |
Системный |
подход в ИСО |
|
Необходимость |
системного подхода к |
проблеме оптимального |
управления диктуется как практическим опытом, так и достиже - ниями наук( получившими развитие в последнее время, в частности ИСО.
Прослеживая развитие энергохозяйства, можно условно выде лить три ступени развития. В начале нынешнего столетия энер - гетика сталкивалась с техническими проблемами производства ,
распределения и потребления энергии. Рассматривались техниче ские основы использования различных энергоносителей: воды ,
угля, нефти, газа и др. Такое состояние наблюдалось примерно до двадцатых годов.
Затем цели исследований сместились. Основным вопросом стал вопрос затрат при производстве электроэнергии, так как техни ческая сторона его была достаточно изучена.
Ю
Третья ступень, начало которой можно условно отнеста к пяти десятым годам, характерна привлечением новых видов энергетических
ресурсов '• нефти, газа , ядерного горючего; резкой концентрацией ' производства электроэнергии и централизацией её распределения;
широкой взаимозаменяемостью различных видов энергии и энергоно сителей. Образование потоков энергии, взаимосвязь и взаимозаме няемость теплоносителей сделали невозможным получение оптимально
го решения, рассматривая только отдельные части энергетического хозяйства, например, только угольную промышленность, только атом ную энергетику и т .д . Это можно сделать при рассмотрении всего комплекса технических и экономических связей между отдельными частями" энергохозяйства на воех стадиях производства, распреде
ления и потребления, энергии. |
Сложность таких взаимосвязей |
вид |
на, например, из ри с.1 -2 , где |
приведена схема выработки энергии |
|
и ей распределения в электрической системе. |
|
|
Диалектичеокий подход, требующий рассмотрения явлений в |
един |
стве их развития, взаимосвязанности и целостности, получил назва
ние с и с т е м н о г о |
или |
т е о р и и |
б о л ь ш и х с и |
|
|||||
с т е м |
[ Ю ] . |
Такой |
подход естественен |
н необходим, так как , |
по |
||||
словам академика |
Н.Н. |
Семенова,: "природа |
и не подозревает |
, |
|||||
как люди делят |
её между научными институтами |
и продолжает суще |
|||||||
ствовать |
сама |
по |
себе, |
будучи единой " . |
|
|
|
||
Под |
с и с т е м о й |
в |
кибернетике |
понимается любой комп |
лекс взаимосвязанных и динамически взаимодействующих элементов. По определению, данному в [7 ] , системой называется организо -
ванное сложное целое ; совокупность или комбинация предметов или частей, образующих комплексное единое целое.
Системы разделяются |
на и о к |
у о с т в е н н ы е , |
создан |
ные трудом человека, и |
е с т е с т |
в е н н ы е ("живые" |
и "не |
живые"). В энергетике наиболее полно представлены системы, по - падающие под понятие больших искусственных систем.
За определение большой искусственной системы примем приве - денное в [ п ] : реально непрерывно развивающаяся и иерархиче ски построенная система единства " человек-ыашина-окружающая среда " с общей целью управления, ; она имеет большую размер* -
ность сложного комплекса взаимодействующих элементов.., внутрен них и внешних материальных и информационных связей ; этот разби вающийся комплекс не может быть в целом точно количественно охарактеризован и образует особое соединение, придающее всей си стеме новое качество.
II