ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
Центробежная сила, влияющая на движение воздуха, появляется, как известно, в случае криволинейного дви жения. Сила трения возникает вследствие вязкости (сцепления частиц) воздуха. Она проявляется сильнее
Север
всего у поверхности земли, а с высотой ее влияние по степенно убывает. Уже на высоте 2000 м ее влиянием можно пренебречь.
Воздушный поток в приземном слое, встречая на своем пути любое препятствие, меняет в этом месте ско рость и направление движения. На практике оказывает-
24
ей, что скорость и направление ветра непостоянны, ветер дует как бы порывами, а скорость наземного ветра на ходится в сильной зависимости и от высоты над почвой. Поэтому при определении наземного ветра необходимо правильно выбирать место для установки приборов изме рения ветра. Это место должно быть совершенно откры тым и ровным; с наветренной стороны не должно быть различного рода преград (хотя бы на расстоянии 100 ж ); вблизи приборов не должно быть мелких местных пред метов (например, кустов) и т. п.
Структура воздушного потока представляет собой скопление мелких вихрей различных размеров, постоянно зарождающихся, исчезающих и появляющихся вновь. Та кое явление называется т у р б у л е н т н о с т ь ю атмосфе ры. Вследствие турбулентности скорость и направление ветра часто меняются и на больших высотах. Поэтому знания лишь наземного ветра недостаточно для опреде ления его скорости и направления в верхних слоях ат мосферы. С этой целью должны производиться непосред ственные измерения ветра в верхних слоях.
3.ВЛИЯНИЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
■НА ПОЛЕТ СНАРЯДА
Если бы артиллерийский снаряд двигался в безвоз душном пространстве, то траектория его полета и даль ность стрельбы определялись бы только начальной ско ростью, углом к горизонту, под которым снаряд вылетел из ствола орудия (углом бросания), и силой тяжести. В действительности же полет снаряда происходит в атмосфере, т. е. в физической среде, которая оказывает сопротивление полету снаряда. Насколько велико это сопротивление, можно судить по тому факту, что даль ность полета снаряда даже при самых благоприятных условиях составляет не более 80% той, которая бы име ла место при отсутствии атмосферы. Помимо уменьше
ния дальности |
влияние |
атмосферы сказывается |
также |
на отклонении |
снаряда |
от плоскости стрельбы |
(вслед |
ствие ветра). |
|
|
|
Об изменении дальности полета снаряда вследствие сопротивления воздуха дает представление табл. 6.
Вылетевший из ствола орудия снаряд, встречая ча стицы воздуха, начинает расталкивать их вперед и в
25
Та б лица 6
Влияние сопротивления воздуха |
На дальность стрельбы |
||||
|
|
|
Дальность полета, м |
Дальность |
|
|
Начальная |
|
|
|
в воздухе |
Калибр |
Угол |
в безвоз |
|
в Vo к даль |
|
скорость, |
бросания, |
душной |
в воздухе |
ности в |
|
|
м{сек |
град |
простран |
безвоздуш |
|
|
|
|
стве |
|
ном про |
|
|
|
|
странстве |
|
|
|
|
|
|
|
7,62-мм пуля . . |
800 |
5 |
11320 |
2400 |
21 |
7,62-мм пуля . . |
800 |
15 |
32700 |
3970 |
12 |
76-мм снаряд . . |
680 |
40 |
47800 |
13200 |
28 |
122-мм снаряд . . |
230 |
40 |
5300 |
4200 |
80 |
105-мм мина . . . |
120 |
40 |
1440 |
1200 |
83 |
стороны |
своей головной частью. |
В силу инерционности |
||
частицы |
воздуха |
не могут быть |
мгновенно |
отброшены |
с пути снаряда |
(в этом находит |
проявление |
третий за |
кон Ньютона: действие равно противодействию). В ре зультате частицы воздуха наталкиваются друг на друга и перед головной частью снаряда их накапливается больше, чем в окружающем воздушном пространстве. Следовательно, перед головной частью снаряда возни кает область повышенного давления воздуха (область сжатия). С другой стороны, частицы воздуха, оказавшие ся у стенок снаряда, движутся вдоль них и обтекают снаряд. В конце своего пути у дна эти частицы отрыва ются от стенок снаряда. Поэтому в донной части сна ряда происходят разрежение воздуха и уменьшение дав ления на дно снаряда. Таким образом, головная часть снаряда и его дно испытывают разные давления воз духа. Разность этих давлений приводит к возникновению с ил ы с о п р о т и в л е н и я д а в л е н и я , уменьшающей скорость движения снаряда.
Вытеснение воздуха головной частью снаряда приво дит и к другому эффекту. Частицы воздуха, столкнув шиеся со снарядом и выведенные из равновесия, пере
дают |
колебания |
следующему |
слою |
частиц, которые в |
|
свою |
очередь |
воздействуют на |
более |
дальние частицы. |
|
В результате |
(в |
силу упругих |
свойств воздуха) в воз |
духе возникают колебания, скорость которых, как изве стно, называется скоростью звука а. Звуковым волнам передается часть энергии снаряда, поэтому их образо-
26
ванне можно рассматривать как результат сопротивле ния воздуха движению снаряда. Возникнув же, звуковые волны изменяют состояние среды, в которой движется снаряд, а именно: упругие свойства воздуха становятся иными. Это сказывается на условиях полета снаряда. Сопротивление, обусловленное возникновением звуковых
волн, называется в о л н о в ы м |
с о п р о т и в л е н и е м . |
Воздух, обтекающий стенки |
движущегося снаряда, |
из-за трения в определенной степени затормаживает сна ряд, т. е. уменьшает его скорость. Сопротивление воз духа вследствие его трения о стенки снаряда называется с о п р о т и в л е н и е м т р е н и я . Абсолютная величина этого сопротивления особенно возрастает при больших скоростях снаряда. Удельный вес (относительная вели чина) каждого из отмеченных сопротивлений по отно шению к суммарному сопротивлению в зависимости от скорости снаряда представлен в табл. 7.
|
|
|
Т а б л и ц а 7 |
Удельный вес различных видов сопротивления воздуха |
|||
Сопротивление воздуха |
Скорость снаряда |
Скорость снаряда |
|
меньше скорости |
больше скорости |
||
|
|
звука |
звука |
Сопротивление давления . . . . |
0,5—0,6 |
0,3—0,4 |
|
Волновое сопротивление................ |
0 |
0.5—0,6 |
|
Сопротивление трения..................... |
0,4—0,5 |
0,08—0,1 |
|
Указанные выше |
виды |
сопротивлений (давления, |
|
волновое и трения) |
приводят к возникновению резуль |
тирующей силы, оказывающей сопротивление движению снаряда в атмосфере. Эта сила называется силой сопро тивления воздуха или п о л н о й а э р о д и н а м и ч е с к о й
с и л о й |
R (рис. 4). |
Величина и направление полной аэродинамической |
|
силы (т. |
е. ее вектор R) зависят от положения снаряда |
в пространстве. В общем случае вектор полной аэроди намической силы не совпадает с плоскостью стрельбы. Для удобства изучения влияния этой силы на полет сна ряда ее (в соответствии с законами механики) разлагают на составляющие Rx, Ry, Rz, т. е. находят проекции век тора В. на оси пространственной (трехмерной) системы координат. Составляющие Rx,Ry,Rz называют силой ло
27
бового сопротивления, подъемной силой и боковой си лой соответственно.
Таким образом, изучение влияния сопротивления воз духа на полет снаряда можно рассмотреть путем иссле дования каждой из составляющих полной аэродинами
у
R
г
Рис. 4. Полная аэродинамическая сила Л и ее составляющие Rx, Rv, Rz
ческой силы. На рис. 4 показаны эти составляющие Rx,
Ry, Rz-
Анализ физических причин возникновения сопротив ления воздуха показывает, что величина полной аэроди намической силы и ее составляющих определяется рядом факторов, влияющих на полет снаряда. Расчет величин Rx, Rv, Rz (при отсутствии ветра) на практике произво дят по формулам:
(1.4)
28
|
где Сх, Су, |
Сг— безразмерные |
аэродинамические |
||||
|
|
|
к о э ф ф и ц и е н т ы силы лобового |
||||
|
|
|
сопротивления, |
|
подъемной |
силы |
|
|
|
|
и боковой |
силы |
соответственно; |
||
|
|
|
v — с к о р о с т ь |
снаряда относительно |
|||
|
|
|
неподвижного воздуха, м/сек.-, |
||||
Р = |
Р |
|
h |
|
(массовая) |
возду- |
|
--------------- =0,045 |
------- п л о т н о с т ь |
||||||
|
9,81Я0Г |
|
Т |
|
\ |
/ |
j |
|
|
|
ха, кг • сек2/мк-, |
|
|
|
|
|
0V2 |
|
|
|
|
||
|
——----- так называемый скоростной напор |
||||||
|
|
|
набегающего |
потока воздуха, |
|||
|
|
|
имеющий |
размерность |
давле |
||
|
|
|
ния, кг/м2-, |
|
|
|
|
|
|
|
1г— д а в л е н и е , мм рт. ст.; |
|
|||
|
|
|
Р — д а в л е н и е , кг/м2-, |
|
|||
|
|
|
Т — т е м п е р а т у р а |
по абсолютной |
|||
|
|
|
шкале, °К; |
наибольшего |
попе |
||
|
|
|
S — п л о щ а д ь |
||||
|
Коэффициенты |
|
речного сечения снаряда, м2. |
||||
|
|
Сх, Су, Сг косвенно учитывают влия |
ние воздуха на полет снаряда. Определение этих коэф фициентов производится опытным путем.
Как было отмечено, сила сопротивления воздуха воз никает как результирующая всех элементарных сил (трения, давления воздуха и волнового сопротивления), распределенных по поверхности снаряда. Ее точка при ложения, так называемый ц е н т р д а в л е н и я (Ц.Д.), расположена на продольной оси снаряда, но не совпа дает в общем случае с его ц е н т р о м м а с с (Ц.М .), т.е. точкой приложения силы тяжести. Центр давления мины
Рис. 5. Положение центров масс и давления:
а — для мины; б — для снаряда
29