ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2024
Просмотров: 137
Скачиваний: 0
На рис. 7 стрелками обозначены области повышен ного (стрелки к корпусу) и пониженного (стрелки от кор пуса) давления.
Чем больше угол атаки, тем несимметричнее снаряд обтекается потоком воздуха и тем больше подъемная сила Rv. Численное значение подъемной силы можно определить по формуле (1.4). Для этого помимо плотно-
Рис. 8. Зависимость величины С„ от угла атаки а
сти, скорости н поперечного сечения снаряда необходимо знать еще значение коэффициента подъемной силы Су. Как и для силы лобового сопротивления, величина Су зависит от числа М и формы снаряда. Но, кроме того, в данном случае существенна и величина угла атаки а. Для небольших углов атаки зависимость для определе ния Су близка к прямой линии (рис. 8 ), угол наклона которой к оси Оа определяется значением числа М.
в) Б о к о в а я с и л а Rz
Возникновение боковой силы Rz объясняется причи нами, аналогичными причинам возникновения подъемной силы: если появляется угол между вектором скорости и плоскостью стрельбы (угол скольжения (3), то возни кает избыточное давление воздуха с одного бока и пони женное давление с другого (противоположного) бока снаряда. В результате появляется боковая сила Rz, на правленная перпендикулярно плоскости, в которой дей ствуют сила лобового сопротивления и подъемная сила.
3 6
При наличии асимметрии снаряда относительно про дольной оси давление на его бока распределяется также неравномерно, что приводит тоже к возникновению бо ковой силы.
Сила Магнуса Rm
Если снаряд вращается вокруг своей продольной оси, то наличие атмосферы приводит к возникновению еще одной аэродинамической силы, так называемой силы Магнуса Rm. Наиболее просто уяснить физическую сущ ность появления этой силы можно на примере вращаю щегося снаряда, который обтекается потоком воздуха, перпендикулярным его продольной оси (рис. 9).
Рис. 9. Возникновение силы Магнуса Rm
Вследствие трения воздуха о поверхность вращаю щегося снаряда частицы воздуха будут вовлекаться в круговое движение вместе со снарядом. Возникает цир кулирующий поток воздуха, имеющий противоположное направление вверху и внизу. Кроме того, снаряд обте кается воздушным потоком, перпендикулярным его про дольной оси, в одинаковом направлении сверху и снизу. Наложение потоков приводит к тому, что с одной сто роны набегающий и циркулирующий потоки имеют про тивоположные направления, а с другой — одинаковые. Там, где потоки встречные, частицы воздуха уплотня ются, т. е. давление воздуха повышается («+ »). Там, где потоки направлены в одну сторону, частицы воздуха движутся ускоренно. Воздух при этом разрежается, т. е. давление воздуха уменьшается («—»). Из-за разности
3 7
давлений на противоположных участках поверхности сна ряда возникает подъемная сила Rm. Она перпендикуляр на скорости набегающего потока * и направлена от обла сти повышенного к области пониженного давления.
Следовательно, сила Магнуса возникает всегда, когда имеется боковая составляющая набегающего потока воз духа, перпендикулярная продольной оси вращающегося снаряда.
Направление вектора силы Магнуса Rm в простран стве не остается постоянным, как и направления векторов подъемной Rv и боковой Rz сил. Причина этого явления, заключается в непрерывном изменении в каждой точке траектории углов атаки а и скольжения (3. Величина силы Магнуса зависит также от скорости снаряда v и угловой скорости его вращения со. Расчеты показывают, что влия ние самой силы Магнуса на полет снаряда очень мало. Однако воздействие момента этой силы, возникающего вследствие несовпадения точки приложения силы Rm с центром масс снаряда, может оказываться весьма суще ственным.
Действие ветра на полет снаряда
При изучении полной аэродинамической силы R име лась в виду скорость снаряда относительно неподвиж ного воздуха. На самом же деле в е ли ч и н а и н а и р а в- л е н и е действующих на снаряд аэродинамических сил R, Rm и их моментов зависят от скорости снаряда отно сительно подвижного воздуха. Таким образом, при опре делении сил Rx, Rv, Rz по формуле (1.4) вместо скорости полета снаряда v подставляем относительную скоростью,- При определении коэффициентов Сх, Су, Сг учитываем
относительное число Мг= |
и относительные углы атаки |
|||||
аг или скольжения рг. |
|
ветре |
вектор |
относи |
||
При |
постоянном |
продольном |
||||
тельной |
скорости |
снаряда |
vr |
равен |
разности |
векто |
ра v скорости полета снаряда относительно земли и век
* Набегающий поток воздуха всегда существует (и при отсутст вии ветра). Его скорсть U равна_по величине и противоположна по Направлению скорости снаряда (U = —v). При наличии угла атаки о или угла скольжения р набегающий ноток имеет боковую и про дольную составляющие.
3 8
тора Wx скорости продольного ветра. Поясним эту мысль примером.
|
Пример. Пусть |
в некоторой точке траектории |
скорость |
снаря |
|||
да относительно земли |
равна 300 м/сек (рис. 10). |
Если бы |
воздух |
||||
не |
двигался (Ц/г- = |
0), |
то и относительно |
воздуха |
скорость |
снаря |
|
да |
оставалась бы равной 300 м/сек. На самом же деле |
воздух сам |
|||||
движется, причем |
(для |
нашего примера) |
в том |
же |
направлении, |
что и снаряд. Следовательно, дует попутный ветер. Будем считать, что его скорость равна 20 м/сек. Тогда скорость снаряда относи тельно воздуха теперь уже иная: vr = 300—20 = 280 м/сек.
Поскольку в рассмотренном примере скорость снаря
да относительно |
воздуха получилась |
меньше (vr— |
|
= 280 м/сек), чем |
при |
отсутствии ветра |
(у = 300 м/сек), |
Скорость ветра |
|
|
|
WT - 2 0 м /сек |
|
|
|
Скорость |
снаряда V - 300 м/сек |
Поверхност ь зем ли
Рис. 10. Скорости снаряда v н ветра Wx относительно земли
то и сила сопротивления воздуха R согласно формуле (1.4) окажется меньше. Поэтому снаряд должен лететь дальше. При встречном ветре скорости складываются, сила сопротивления воздуха возрастает и дальность по лета уменьшается.
Из сказанного следует, что попутный продольный ве тер не «подталкивает» снаряд, ибо ветер не является силой, действующей на снаряд сзади. Поскольку ско рость ветра гораздо меньше скорости снаряда, то ветер не может ни «догнать», ни тем более «подталкивать» снаряд. Физическая сущность действия продольного вет
ра на артиллерийский снаряд показана на рис. |
1 1 . |
|||||
Предположим, |
что |
в |
случае отсутствия |
ветра |
||
(Wx=0) угла атаки а нет, т. |
е. вектор скорости v совпа |
|||||
дает |
с продольной |
осью снаряда. Тогда |
сила Rv= 0, а |
|||
сила |
Rx направлена |
по |
продольной |
оси |
снаряда |
3 9
а
Попутный ветер
Встречный ветер
—— ^
Рис. 11. Действие продольного ветра на артиллерийский снаряд:
а — ветер |
отсутству |
|
ет; б — влияние |
по |
|
путного |
ветра; |
в — |
влияние |
встречного |
ветра
4 0
(рис. 11,а). При наличии продольного ветра (^=£=0) возникает угол атаки aw и появляется подъемная си ла Ryr (рис. 11,6, в). Вектор v г, как сказано ранее, ра вен разности векторов v, PF*:
Z r = v — W . v = v + ( — W x ).
Поэтому на рте. 11,6, в вектор W x показан с обратным знаком (—Wx)- При попутном продольном ветре (рис. 1 1 , 6 ) на восходящей ветви траектории подъемная сила RУг снижает высоту траектории и уменьшает даль
ность. На нисходящей ветви траектории она повышает высоту траектории и увеличивает дальность. Результи рующее действие этой силы таково, что дальность полета увеличивается.
При продольном встречном ветре (рис. 11, в) траек тория вследствие действия силы Ryr повышается на вос
ходящей ветви и понижается на нисходящей ветви. Ре зультирующее действие этой силы таково, что дальность полета уменьшается.
При встречном ветре относительная скорость снаря да vr (а значит, и сила лобового сопротивления RXj. )
больше, чем при попутном ветре.
Рассмотрим влияние постоянного бокового ветра Wz на полет снаряда (рис. 12). В этом случае возникает
Wz
/ / / / / / / /
Рис. |
12. Относительная скорость vr и |
составляющие |
Ях т |
Rz г полной аэродинамической силы |
при действии |
на снаряд бокового ветра Wz (вид сверху)
41