ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
или оперенного реактивного снаряда расположен позади центра масс, а у артиллерийского снаряда — впереди центра масс (рис. 5).
Правила механики позволяют переносить точку при ложения силы, но требуют при этом введения в рассмот рение действия моментов этой силы относительно новой точки приложения. Этим положением широко пользу ются на практике, считая все силы приложенными к одной точке. В данном случае в качестве такой точки принят центр масс, к которому приложены все состав ляющие Rx, Rv, Rz полной аэродинамической силы R
(рис. 4).
Составляющие полной аэродинамической силы
а) С и л а л о б о в о г о с о п р о т и в л е н и я Rx
Для ее нахождения, как это следует из формул (1.4), надо определить величину коэффициента силы лобового сопротивления Сх для конкретных условий полета. Ис следования показали, что этот коэффициент можно счи тать для каждого конкретного типа (формы) снаряда зависящим только от числа Маха
Таким образом, необходимо знать величину Сх в за висимости от соотношения скорости v снаряда и скоро сти а звука. Вид этой зависимости (рис. 6) оказывается сходным для различных типов снарядов.
Из рис. 6 видно, что на участке ОМ' (М<0,75) ве личина Сх практически не меняется. В соответствии с формулой (1.4) можно сказать, что сила лобового сопро тивления воздуха прямо пропорциональна скоростному напору (в данном диапазоне скоростей снаряда), т. е. определяется квадратом скорости снаряда. При ско ростях снаряда, соответствующих случаю M X),75, образуется головная ударная волна и возникает сопротивление этой ударной волны. В результате общая сила сопротивления воздуха резко увеличивается и соответственно резко увеличивается величина Сх. Из графика на рис. 6 следует, что ударная волна особенно резко тормозит движение снаряда в диапазоне чисел
30
M = l-r-i,t. При дальнейшем увеличении скорости сна ряда (и соответственно числа М) значение Сх умень шается. Однако из этого не следует вывода об обяза тельном -уменьшении величины Rx. Если плотность остается постоянной, то сила лобового сопротивления
Рис. 6. График зависимости коэффициента ло бового сопротивления Сх от соотношения ско рости v снаряда и скорости а звука
с увеличением скорости снаряда постоянно увеличивает ся, хотя и не так интенсивно, как это имело место при М, изменяющемся в диапазоне 0,75—1,1.
Сила лобового сопротивления является причиной по явления ускорения силы лобового сопротивления I:
/ = |
т |
(1.5) |
|
|
где т — масса снаряда, кг • сек2/м.
Именно это отрицательное (тормозящее) ускорение и определяет, уменьшая скорость полета снаряда, даль ность стрельбы: чем больше величина определяемого по формуле (1.5) ускорения силы сопротивления воздуха, тем быстрее убывает скорость снаряда и тем меньше дальность его полета.
Как же влияют изменения метеорологических эле ментов на величину силы лобового сопротивления воз духа Rx?
Из формулы (1.4) следует, что сила лобового сопро тивления Rx, а следовательно, и дальность полета сна
ряда зависят от п л о т н о с т и |
в о з д у х а |
р, с к о р о с т и |
с н а р я д а v и с к о р о с т и |
з в у к а |
а. От скорости |
31
снаряда Rx зависит как непосредственно, так и через коэффициент Сх, а от скорости звука — только через Сх. В свою очередь плотность воздуха р и скорость звука а связаны с основными метеорологическими элементами
Р и Т.
Увеличение плотности воздуха р приводит к увели чению силы лобового сопротивления и, следовательно, к уменьшению дальности стрельбы. Физический смысл этой закономерности ясен: чем больше плотность воздуха, тем гуще расположены частицы воздуха и тем большее со противление они оказывают движению снаряда. Наобо рот, чем меньше плотность, тем воздух более разрежен и тем меньшее сопротивление частицы воздуха оказы вают движению снаряда.
Отсюда сила лобового сопротивления Rx прямо про порциональна плотности воздуха р. Поэтому увеличение плотности на 1 % приводит к увеличению силы лобового сопротивления тоже на 1% (при неизменных S, v, а). В свою очередь плотность воздуха зависит от давления атмосферы, температуры воздуха и его влажности.
Подставив выражение плотности в формулу для Rx, можно рассчитать, что:
—при увеличении давления на 1 мм рт. ст. сила ло бового сопротивления увеличивается на 0,133% (при не изменных S, v, a, R0, Т) ;
—при увеличении температуры на 1°С сила лобового
сопротивления уменьшается на 0,347% (при неизменных
5, v, а, Р, До);
— при увеличении влажности на 1% (для ^=15°С) сила лобового сопротивления уменьшается на 0,0006% (при неизменных S, v, а, Р).
Как видно из формулы (1.5), увеличение силы лобо вого сопротивления воздуха Rx приводит к увеличению ускорения лобового сопротивления I и уменьшает даль ность полета снаряда; и наоборот, уменьшение Rx при водит к увеличению дальности. Следовательно, можно установить зависимость дальности полета снаряда от давления воздуха: чем больше давление, тем больше плотность и тем больше сопротивление воздуха. Значит, с увеличением давления дальность полета снаряда будет уменьшаться, и наоборот.
Известно, что плотность воздуха обратно пропорцио нальна температуре и с повышением последней плот-
3 2
пость воздуха уменьшается. В то же время плотность воздуха прямо пропорциональна давлению, а давление с повышением температуры возрастает. Поэтому одно значно ответить на вопрос о том, что происходит с плот ностью при повышении температуры, нельзя. Однако на высотах, где происходит в основном полет артиллерий ских снарядов (до 5— 8 км), повышение температуры приводит к уменьшению плотности воздуха. Следователь но, сила сопротивления воздуха уменьшается, а даль ность увеличивается.
Скорость звука а с повышением температуры на 1°С увеличивается на 0,61 м/сек. При этом величина Сх (при неизменной скорости снаряда) уменьшается, что приводит к увеличению дальности. Исходя из этого, оце ним влияние температуры воздуха па изменение коэффи циента силы лобового сопротивления Сх. Предположим, что температура изменилась с ^ = 0°С до t = 30° С при не
изменном давлении 1г = 760 мм рт. ст. Для |
^ = 0°С ско |
рость звука а при относительной влажности |
50% равна |
приблизительно 331 м/сек. Тогда для ^ = 30° С она соста вит 349,3 м/сек. Если принять в качестве значений Сх так называемый закон сопротивления 1943 г., то для различ ных скоростей снаряда v получим следующие значения коэффициента силы лобового сопротивления Сх (табл. 8 ).
Из последней строки табл. 8 следует, что в зависимо сти от скорости снаряда сила лобового сопротивления при £ = 30°С может составить от 0,88 до 1,03 долей от силы лобового сопротивления при t = 0°C.
Таким образом, с изменением температуры сопро тивление воздуха изменяется сразу по двум причинам: от изменения плотности воздуха и от изменения скоро сти звука. Значит, с повышением температуры дальность полета снаряда будет увеличиваться, и наоборот.
Наглядно |
представить |
влияние |
метеорологических |
элементов на |
дальность |
полета |
снаряда позволяет |
табл. 9. |
|
|
|
В табл. 9 знак «+ » указывает на увеличение, знак «—» — на уменьшение, а «0 » —на отсутствие изменений. Например, рассматривая строку, соответствующую воз растанию давления (« + »), можно сделать вывод: с уве личением давления плотность увеличивается (« + »), ско
рость |
звука не изменяется |
(«0 »); в результате сопро- |
3 Зак. |
583 |
33 |
тивление воздуха |
увеличивается (« + ») |
и |
дальность |
||||||||
полета уменьшается |
(«—»). |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
8 |
||
|
|
Влияние температуры воздуха на величину Сх |
|
|
|||||||
|
v, м / с е к |
20 0 |
30 0 |
4 00 |
|
600 |
8 0 0 |
1000 |
|||
|
|
V |
0 , 6 0 4 |
0 , 9 0 7 |
1 , 2 1 0 |
|
1 , 8 1 0 |
2 , 4 2 0 |
3 , 0 2 0 |
||
|
|
а |
|
||||||||
*4. |
II о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С х(0) |
0 , 1 7 0 |
0 , 3 6 0 |
0 , 3 7 5 |
0 , 3 1 5 |
0 , 2 8 3 |
0 , 2 6 5 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
0 , 5 7 3 |
0 , 8 6 0 |
1 ,1 5 0 |
|
1 , 7 2 0 |
2 , 2 9 0 |
2 , 8 6 0 |
||
|
|
а |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ = |
3 0 ° |
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С х (30) |
0 , 1 5 0 |
0 , 3 4 0 |
0 , 3 8 5 |
0 , 3 2 5 |
0 , 2 9 0 |
0 , 2 7 0 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С х (30) |
|
0 , 9 4 5 |
1 ,0 3 0 |
1 , 0 3 0 |
1 ,0 2 0 |
1 ,0 2 0 |
||||
|
|
0 , 8 8 0 |
|||||||||
|
С лг(0) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
9 |
||
|
Влияние метеорологических элементов на дальность |
|
|||||||||
|
|
|
полета снаряда |
|
|
|
|
|
|
||
|
Метеоэлементы |
|
Плотность |
Скорость |
Сопро |
Дальность |
|||||
|
|
воздуха |
звука |
|
тивление |
полета |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
воздуха |
снаряда |
|||
|
|
+ |
+ |
0 |
|
|
+ |
|
— |
|
|
Давление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— |
— |
0 |
|
|
— |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
— |
+ |
|
|
— |
|
+ |
|
|
Температура |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
— |
+ |
— |
|
|
+ |
|
— |
|
3 4
б) П о д ъ е м н а я с и л а Ry
Подъемная сила Ry (рис. 7) обусловлена отклоне нием оси снаряда от вектора скорости, так называемым углом атаки а (угол между вектором скорости и про дольной осью снаряда). При полете снаряда с углом атаки a=f= 0 возрастает избыточное давление на поверх ность снаряда, которая обращена к набегающему пото ку (зона А , рис. 7,6). Наоборот, на противоположной
Зона Б
Рис. 7. Зависимость подъемной силы Ry от угла атаки а:
а — отсутствие угла атаки |
и подъемной силы |
(а=0); о — наличие угла |
||
атаки |
и |
подъемной силы |
(а + 0) |
|
части поверхности |
снаряда (зона |
Б, |
рис. 7,6) давление |
уменьшается. Разность этйх давлений приводит к попе речному (помимо продольного) перемещению воздуха из зоны повышенного (зона Л) в зону пониженного (зо на Б) давления. Этот процесс сопровождается вихреобразованием и, следовательно, возрастанием с о п р о т и в л е н и я т р е н и я . Кроме того, возрастает интенсивность звуковой волны и происходит увеличение в о л н о в о г о с о п р о т и в л е н и я . В результате возрастает сила ло бового сопротивления Rx и возникает подъемная сила RtJ.
При отсутствии угла атаки (а = 0) набегающий по ток равномерно обтекает снаряд; поперечного перемеще
ния воздуха |
нет (зоны А и Б имеют одинаковое давле |
|
ние, рис. 7, а) |
и подъемная сила не возникает. |
|
Заметим, что па рис. 7 показана также область раз |
||
режения в донной части снаряда (зона В). |
Разность дав |
|
лений в зонах А, Б я В обусловливает |
возникновение |
|
с о п р о т и в л е н и я д а в л е н и я. |
|
|
3* |
|
35 |