Файл: Пармон Ф.М. Проектирование и изготовление изделий из шубной овчины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ф. М. Пормон

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

И ИЗГОТОВЛЕНИЕ

ИЗДЕЛИЙ ИЗ ШУБНОЙ ОВЧИНЫ

М О С К В А «ЛЕГКАЯ ИНДУСТРИЯ»

6П9.14 П.18

Р е ц е н з е н т Р. И. Тимченко

Пармон Ф. М.

П.18 Проектирование и изготовление изделий из шуб­ ной овчины. М., «Легкая индустрия», 1974.

152с.

В книге приведены основные сведения по проектированию и изготовлению изделий из шубной овчины. Рассмотрены ассортимент изделий, формы современной одежды из шубной овчины, базовые кон* струкции и построение чертежей одежды и головных уборов. Кроме того, приведены краткие сведения из истории овчинной одежды и шубного промысла, а также основы композиции современной одежды.

Книга предназначена для инженерно-технических работников ме­ ховой и овчинно-шубной промышленности и может быть полезна сту­ дентам вузов, учащимся техникумов и работникам швейной промыш­ ленности.

31605—061

6П9.14

П----------------- 54-74 036(01)—74

©Издательство «Легкая индустрия», 1974 г.

г

П Р Е Д И С Л О В И Е

Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану разви­ тия народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы перед легкой промышленностью поставлена задача — более полно обеспечить население товарами широкого потребления при одновременном по­ вышении их качества.

Партия и правительство рассматривают коренное улучшение качества выпускаемой продукции как одну из важнейших эконо­ мических и политических задач на современном этапе развития общественного производства.

В настоящее время промышленное производство выдвигает на передний план художественное проектирование как метод проекти­ рования, внедрение которого способствует обеспечению высокого качества изделий.

Среди товаров народного потребления большое значение имеет одежда. При этом особое внимание уделяется повышению качест­ ва, улучшению внешнего вида, разнообразию ассортимента, выбо­ ру материалов, соответствующих виду и назначению одежды.

Шубная овчина издавна используется как материал для одеж­ ды, причем изделия из нее в силу климатических условий нашей страны имеют исключительную важность.

Благодаря современным достижениям науки и промышленно­ сти в области технологии и крашения шубной овчины предоста­ вилась возможность изготовлять из нее красивые и добротные изделия для населения.

Б предлагаемой книге изложены принципы проектирования и изготовления изделий из шубной овчины с учетом специфики ма­ териала.

3


Автор благодарит Р. И. Тимченко за ценные указания и заме­ чания при рецензировании рукописи.

Кроме того, автор выражает благодарность научным сотруд­ никам лаборатории скорняжно-пошивочного и шапочного произ­ водства ВНИИМП за помощь, оказанную при написании книги, и работникам скорняжно-пошивочных лабораторий Вологодской овчинно-меховой фабрики и Кировского кожевенно-мехового ком­ бината имени Октябрьской революции за помощь, оказанную при апробации отдельных материалов.

Г Л А В А П Е Р В А Я

ИЗ ИСТОРИИ овчинной ОДЕЖДЫ И ШУБНОГО ПРОМЫСЛА

Обрабатывать шкуры животных и изготавливать из них одежду человек, очевидно, умел (судя по находкам шил, скребков и т. п.) еще в эпоху палеолита [1].

Использование шкур в качестве одежды известно повсюду, в том числе и в южных странах. Крепились шкуры на теле человека по-разному — в виде передника, обертки вокруг туловища или бе­ дер, плаща-накидки и т. п. Так, в Древнем Египте шкуру убитого леопарда набрасывали на туловище и закрепляли на плече (свя­ зывали лапы) в виде плаща, подражая этим самым зверю, что символизировало мужество; австралийцы носили набедренные по­ вязки из грубо отделанной шкуры кенгуру и т. п.

Использовались шкуры также для сооружения жилищ — пала­ ток из шкур, ими же покрывали передвижное жилье [2].

С переселением людей в более северные районы, с приспособ­ лением к иным климатическим условиям потребность в одежде сказалась в еще большей степени, и защитная функция ее возрос­ ла. Ф. Энгельс писал, что «переход от равномерного жаркого кли­ мата первоначальной родины в более холодные страны, где год делится на зиму и лето, создал новые потребности, потребности в жилище и одежде для защиты от холода и сырости, создал, та­ ким образом, новые отрасли труда и вместе с тем новые виды деятельности, которые все более отдаляли человека от живот­ ного» {3].

Необходимым условием возникновения и развития форм одеж­ ды является труд человека как главная движущая сила в разви­ тии всего общества. Современного совершенства и приспособлен­ ности к условиям окружающей среды одежда достигла только в результате многовекового опыта и длительного исторического раз­ вития, пройдя через ряд последовательных этапов. Формы одеж­ ды, которой человек пользовался ежедневно и которая защищала его от внешних постоянных или периодически повторяю­ щихся воздействий окружающей среды, складывались в условиях повседневного труда. Появление первобытной одежды во всех ши­ ротах земного шара обусловлено едиными законами, ибо при вся­ ком климате и наплечные и набедренные обертки-накидки служи­ ли защитой от всяких неблагоприятных явлений [4].

Одежда из шкур, особенно из овчины, получила широкое рас­ пространение II у славянских народов. Уже в памятнике литера­ туры XII века «Слово о полку Игореве» упоминаются наряду с

5


ортьмами и япончицами изделия из овчины — кожухи. Славяне постоянно испытывали нужду в теплой одежде, так как в условиях сурового климата теплая одежда, несомненно, была необходима большую часть года. Поэтому мех в качестве материала для одеж­ ды пользовался у них особой любовью.

Незаменимой одеждой у всех народов Восточной и Централь­ ной Европы (от севера России до территории современной Юго­ славии) были овчинные шубы. В зависимости от рода занятий они подразделялись на пастушьи, санные, выходные, повседнев­ ные и т. д. В нарядных овчинных шубах ходили в гости, в цер­ ковь, принимали гостей, в санных — выезжали в дальнюю дорогу.

Выделкой овчины занимались и крестьяне, удовлетворяя по­ требности своей семьи, и мастера-овчинники, поставлявшие свою продукцию на продажу.

Наличие сырьевых ресурсов способствовало широкому разви­ тию овчинно-шубного промысла в северных и центральных райо­ нах России. Здесь располагались главные центры овчинно-шубно­ го производства — Романово-Борисоглебский уезд Ярославской губернии, Слободской уезд Вятской губернии, Шуйский уезд Вла­ димирской губернии.

Особой известностью пользовался романовский овчинно-шуб­ ный промысел. Считают, что начало промыслу было положено 250 лет тому назад, в годы правления Петра I. Овцы романовской породы были выведены путем скрещивания местных овец с силез­ скими, выписанными Лефортом. Благодаря ценным качествам ов­ чины город Романов стал центром шубного производства России.

Процветание романовского шубного промысла относится к пер­ вой половине XIX века, когда единственным видом зимнего тран­ спорта был санный, в связи с чем особенно требовалась теплая одежда. Создались целые поколения кустарей, живших «от иглы» и насчитывавших в своей родословной не одно поколение шубни­ ков. Еще в начале XX века случалось встретить семидесятилетних стариков, которые с гордостью указывали, что еще их деды и пра­ деды промышляли шитьем полушубков.

Широкую известность получили также шубники из Пошехон­ ского уезда. Их знали не только в Ярославской губернии, но и вологжане, новгородцы, владимирцы, в приволжских губерниях и даже на окраине России. О времени зарождения этого промысла говорить трудно, известно только, что «с незапамятных времен одно поколение сменяло другое и что деды и прадеды их измеряли широкую Русь пешком, с аршином в руках, с ножницами за ку­ шаком, с сумкой и утюгом за плечами — каждую осень большие партии портных выходили в разные стороны из родимых сел и де­ ревень», — сообщал «Вестник Ярославского земства».

С большим вниманием относились они к изготовлению одежды. «Швальня» (так называлась изба, в которой шубники шили одеж­ ду) имела печь и несколько окон на все четыре стороны избы, чтобы было светло. «Швецы» — портные работали лицом к окнам, сидя на скамьях, которые были поставлены у окон в 2—3 ряда.

6


Посередине избы стоял большой стол, за которым работал закрой­ щик. Операции, которые выполнял шубник, заключались в рас­ крое овчины, изготовлении из нее одежды, расчесывании на гото­

вом изделии волоса, завивки волны и пр. Кроме

того, шубники

по желанию заказчика выстрачивали изделие

разноцветными

нитками и обшивали мехом морского котика или овчиной. Шуб­ ным промыслом занимались исключительно мужчины.

Во второй половине XIX века домашние способы обработки овчины в значительной степени сократились в связи с развитием капиталистических производственных отношений. Появились не­ большие заводы, куда крестьяне отдавали сырье для переработки. Наметился переход к капиталистическому производству. Однако в целом скорняжное и овчинно-шубное производство в России до Великой Октябрьской социалистической революции носило кустар­ ный характер и было представлено преимущественно мелкими ма­ стерскими.

Технический прогресс, развитие новых видов транспорта, изме­ нившиеся условия труда •— все это способствовало огромным переменам и в области одежды: появилась потребность в новых формах, более легких и подвижных. Эти изменения коснулись и одежды из овчины: «санная» шуба почти не требовалась. Новая форма овчинного полушубка не была создана, а старый полушубок был вытеснен «немецким» ватным пальто, более легким, удобным, дешевым и модным для того времени.

Так, в начале XX века и особенно в 20-х годах была утрачена популярность одежды из практичного материала — овчины.

Внастоящее время одежда из шубной овчины вновь вошла в обиход не только в нашей стране, но и за рубежом. Современная одежда из шубной овчины удивительным образом сочетает в себе идеалы народной одежды, в частности стремление выявить природ­ ные достоинства материала, естественное богатство фактур, их сочетания (мех и кожа).

Формам народной одежды свойственны как удобство, так и эстетические достоинства. Конструкция народной одежды из овчи­ ны логична и разумна. В ней учтены и материал, и назначение изделия и строение фигуры человека.

Вэтой связи целесообразно рассмотреть наиболее характерные виды русской народной одежды из овчины.

Русская одежда из овчикы

В России шили различную одежду из овчины. Прямой распаш­ ной одеждой является тулуп. Его изготовляли из различных шкур, но чаще всего из овчин желтого, черного или белого цвета. Иног­ да тулуп покрывали сверху тканью — суконной или холщовой.

Овчинный тулуп надевали в основном, отправляясь в дальнюю зимнюю дорогу. Тулуп — просторная одежда: в развернутом виде на плоскости он представляет почти круг. Форма его образована прямыми спинкой и полочками, а также клиньями, вставленными

7


а

по бокам. Благодаря этим клиньям тулуп в нижней части значи­ тельно расширен (в некоторых случаях ширина достигала 4 м). Судя по музейным экспонатам ширина полочек по линии груди составляла 26 см, спинки — 24 см. Такие размеры позволяли на­ девать тулуп (рис. 1, а) поверх другой зимней одежды. Свободу движения в тулупе обеспечивал широкий прямой рукав, часто с подкройной ластовицей. Воротник у тулупа большой отложной, из овчины или другого меха.

Подобная одежда служила в дальней дороге человеку одновре­ менно и подушкой, и подстилкой, и покрывалом.

Широкое распространение у русских получила шуба — удли­ ненная одежда из овчины, различная по покрою. Так, в виде длин­ ного запахивающегося халата бытовала она на юге, особенно на Дону, а в Белгородской области встречается в обиходе и се­ годня [5].

Форма белгородской шубы образована полочками, значительно расширенными книзу благодаря боковым клиньям, отрезной по линии талии спинкой с плотно прилегающими лифом и нижней частью спинки (юбкой) из трех клиньев со сборками у линии сое­ динения с лифом (рис. 1, б).

8

в

На севере России был распространен наиболее архаичный вид овчинной шубы. Эта шуба, так же как и белгородская, свобод­ ного покроя, значительно расширенная в нижней части, с отрез­ ной линией талии на спинке; нижняя часть спинки состоит из симметрично расположенных клиньев. У линии плеча и проймы на спинке имеются надставки, напоминающие естественные контуры шкуры овцы. Плечевые швы, смещенные на спинку, и надставки способствуют созданию одежды прилегающей формы. Особенно­ стью конструкции шубы является отсутствие на спинке сборок по линии талии (рис. 1, в). Это отличает ее от других видов шуб и полушубков.

Встречались шубы со сборками, как у полушубка. Такие шубы были распространены как в северных, так и в южных районах России. В развернутом виде на плоскости нижняя часть шубы напоминала полукруг. Такие шубы были в основном женской до­ рожной одеждой. Рукав у них, как правило, был втачан в под-

9