Файл: Пармон Ф.М. Проектирование и изготовление изделий из шубной овчины.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
Ф. М. Пормон
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
И ИЗГОТОВЛЕНИЕ
ИЗДЕЛИЙ ИЗ ШУБНОЙ ОВЧИНЫ
М О С К В А «ЛЕГКАЯ ИНДУСТРИЯ»
6П9.14 П.18
Р е ц е н з е н т Р. И. Тимченко
Пармон Ф. М.
П.18 Проектирование и изготовление изделий из шуб ной овчины. М., «Легкая индустрия», 1974.
152с.
В книге приведены основные сведения по проектированию и изготовлению изделий из шубной овчины. Рассмотрены ассортимент изделий, формы современной одежды из шубной овчины, базовые кон* струкции и построение чертежей одежды и головных уборов. Кроме того, приведены краткие сведения из истории овчинной одежды и шубного промысла, а также основы композиции современной одежды.
Книга предназначена для инженерно-технических работников ме ховой и овчинно-шубной промышленности и может быть полезна сту дентам вузов, учащимся техникумов и работникам швейной промыш ленности.
31605—061 |
6П9.14 |
П----------------- 54-74 036(01)—74
©Издательство «Легкая индустрия», 1974 г.
г
П Р Е Д И С Л О В И Е
Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану разви тия народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы перед легкой промышленностью поставлена задача — более полно обеспечить население товарами широкого потребления при одновременном по вышении их качества.
Партия и правительство рассматривают коренное улучшение качества выпускаемой продукции как одну из важнейших эконо мических и политических задач на современном этапе развития общественного производства.
В настоящее время промышленное производство выдвигает на передний план художественное проектирование как метод проекти рования, внедрение которого способствует обеспечению высокого качества изделий.
Среди товаров народного потребления большое значение имеет одежда. При этом особое внимание уделяется повышению качест ва, улучшению внешнего вида, разнообразию ассортимента, выбо ру материалов, соответствующих виду и назначению одежды.
Шубная овчина издавна используется как материал для одеж ды, причем изделия из нее в силу климатических условий нашей страны имеют исключительную важность.
Благодаря современным достижениям науки и промышленно сти в области технологии и крашения шубной овчины предоста вилась возможность изготовлять из нее красивые и добротные изделия для населения.
Б предлагаемой книге изложены принципы проектирования и изготовления изделий из шубной овчины с учетом специфики ма териала.
3
Автор благодарит Р. И. Тимченко за ценные указания и заме чания при рецензировании рукописи.
Кроме того, автор выражает благодарность научным сотруд никам лаборатории скорняжно-пошивочного и шапочного произ водства ВНИИМП за помощь, оказанную при написании книги, и работникам скорняжно-пошивочных лабораторий Вологодской овчинно-меховой фабрики и Кировского кожевенно-мехового ком бината имени Октябрьской революции за помощь, оказанную при апробации отдельных материалов.
Г Л А В А П Е Р В А Я
ИЗ ИСТОРИИ овчинной ОДЕЖДЫ И ШУБНОГО ПРОМЫСЛА
Обрабатывать шкуры животных и изготавливать из них одежду человек, очевидно, умел (судя по находкам шил, скребков и т. п.) еще в эпоху палеолита [1].
Использование шкур в качестве одежды известно повсюду, в том числе и в южных странах. Крепились шкуры на теле человека по-разному — в виде передника, обертки вокруг туловища или бе дер, плаща-накидки и т. п. Так, в Древнем Египте шкуру убитого леопарда набрасывали на туловище и закрепляли на плече (свя зывали лапы) в виде плаща, подражая этим самым зверю, что символизировало мужество; австралийцы носили набедренные по вязки из грубо отделанной шкуры кенгуру и т. п.
Использовались шкуры также для сооружения жилищ — пала ток из шкур, ими же покрывали передвижное жилье [2].
С переселением людей в более северные районы, с приспособ лением к иным климатическим условиям потребность в одежде сказалась в еще большей степени, и защитная функция ее возрос ла. Ф. Энгельс писал, что «переход от равномерного жаркого кли мата первоначальной родины в более холодные страны, где год делится на зиму и лето, создал новые потребности, потребности в жилище и одежде для защиты от холода и сырости, создал, та ким образом, новые отрасли труда и вместе с тем новые виды деятельности, которые все более отдаляли человека от живот ного» {3].
Необходимым условием возникновения и развития форм одеж ды является труд человека как главная движущая сила в разви тии всего общества. Современного совершенства и приспособлен ности к условиям окружающей среды одежда достигла только в результате многовекового опыта и длительного исторического раз вития, пройдя через ряд последовательных этапов. Формы одеж ды, которой человек пользовался ежедневно и которая защищала его от внешних постоянных или периодически повторяю щихся воздействий окружающей среды, складывались в условиях повседневного труда. Появление первобытной одежды во всех ши ротах земного шара обусловлено едиными законами, ибо при вся ком климате и наплечные и набедренные обертки-накидки служи ли защитой от всяких неблагоприятных явлений [4].
Одежда из шкур, особенно из овчины, получила широкое рас пространение II у славянских народов. Уже в памятнике литера туры XII века «Слово о полку Игореве» упоминаются наряду с
5
ортьмами и япончицами изделия из овчины — кожухи. Славяне постоянно испытывали нужду в теплой одежде, так как в условиях сурового климата теплая одежда, несомненно, была необходима большую часть года. Поэтому мех в качестве материала для одеж ды пользовался у них особой любовью.
Незаменимой одеждой у всех народов Восточной и Централь ной Европы (от севера России до территории современной Юго славии) были овчинные шубы. В зависимости от рода занятий они подразделялись на пастушьи, санные, выходные, повседнев ные и т. д. В нарядных овчинных шубах ходили в гости, в цер ковь, принимали гостей, в санных — выезжали в дальнюю дорогу.
Выделкой овчины занимались и крестьяне, удовлетворяя по требности своей семьи, и мастера-овчинники, поставлявшие свою продукцию на продажу.
Наличие сырьевых ресурсов способствовало широкому разви тию овчинно-шубного промысла в северных и центральных райо нах России. Здесь располагались главные центры овчинно-шубно го производства — Романово-Борисоглебский уезд Ярославской губернии, Слободской уезд Вятской губернии, Шуйский уезд Вла димирской губернии.
Особой известностью пользовался романовский овчинно-шуб ный промысел. Считают, что начало промыслу было положено 250 лет тому назад, в годы правления Петра I. Овцы романовской породы были выведены путем скрещивания местных овец с силез скими, выписанными Лефортом. Благодаря ценным качествам ов чины город Романов стал центром шубного производства России.
Процветание романовского шубного промысла относится к пер вой половине XIX века, когда единственным видом зимнего тран спорта был санный, в связи с чем особенно требовалась теплая одежда. Создались целые поколения кустарей, живших «от иглы» и насчитывавших в своей родословной не одно поколение шубни ков. Еще в начале XX века случалось встретить семидесятилетних стариков, которые с гордостью указывали, что еще их деды и пра деды промышляли шитьем полушубков.
Широкую известность получили также шубники из Пошехон ского уезда. Их знали не только в Ярославской губернии, но и вологжане, новгородцы, владимирцы, в приволжских губерниях и даже на окраине России. О времени зарождения этого промысла говорить трудно, известно только, что «с незапамятных времен одно поколение сменяло другое и что деды и прадеды их измеряли широкую Русь пешком, с аршином в руках, с ножницами за ку шаком, с сумкой и утюгом за плечами — каждую осень большие партии портных выходили в разные стороны из родимых сел и де ревень», — сообщал «Вестник Ярославского земства».
С большим вниманием относились они к изготовлению одежды. «Швальня» (так называлась изба, в которой шубники шили одеж ду) имела печь и несколько окон на все четыре стороны избы, чтобы было светло. «Швецы» — портные работали лицом к окнам, сидя на скамьях, которые были поставлены у окон в 2—3 ряда.
6
Посередине избы стоял большой стол, за которым работал закрой щик. Операции, которые выполнял шубник, заключались в рас крое овчины, изготовлении из нее одежды, расчесывании на гото
вом изделии волоса, завивки волны и пр. Кроме |
того, шубники |
по желанию заказчика выстрачивали изделие |
разноцветными |
нитками и обшивали мехом морского котика или овчиной. Шуб ным промыслом занимались исключительно мужчины.
Во второй половине XIX века домашние способы обработки овчины в значительной степени сократились в связи с развитием капиталистических производственных отношений. Появились не большие заводы, куда крестьяне отдавали сырье для переработки. Наметился переход к капиталистическому производству. Однако в целом скорняжное и овчинно-шубное производство в России до Великой Октябрьской социалистической революции носило кустар ный характер и было представлено преимущественно мелкими ма стерскими.
Технический прогресс, развитие новых видов транспорта, изме нившиеся условия труда •— все это способствовало огромным переменам и в области одежды: появилась потребность в новых формах, более легких и подвижных. Эти изменения коснулись и одежды из овчины: «санная» шуба почти не требовалась. Новая форма овчинного полушубка не была создана, а старый полушубок был вытеснен «немецким» ватным пальто, более легким, удобным, дешевым и модным для того времени.
Так, в начале XX века и особенно в 20-х годах была утрачена популярность одежды из практичного материала — овчины.
Внастоящее время одежда из шубной овчины вновь вошла в обиход не только в нашей стране, но и за рубежом. Современная одежда из шубной овчины удивительным образом сочетает в себе идеалы народной одежды, в частности стремление выявить природ ные достоинства материала, естественное богатство фактур, их сочетания (мех и кожа).
Формам народной одежды свойственны как удобство, так и эстетические достоинства. Конструкция народной одежды из овчи ны логична и разумна. В ней учтены и материал, и назначение изделия и строение фигуры человека.
Вэтой связи целесообразно рассмотреть наиболее характерные виды русской народной одежды из овчины.
Русская одежда из овчикы
В России шили различную одежду из овчины. Прямой распаш ной одеждой является тулуп. Его изготовляли из различных шкур, но чаще всего из овчин желтого, черного или белого цвета. Иног да тулуп покрывали сверху тканью — суконной или холщовой.
Овчинный тулуп надевали в основном, отправляясь в дальнюю зимнюю дорогу. Тулуп — просторная одежда: в развернутом виде на плоскости он представляет почти круг. Форма его образована прямыми спинкой и полочками, а также клиньями, вставленными
7
а
по бокам. Благодаря этим клиньям тулуп в нижней части значи тельно расширен (в некоторых случаях ширина достигала 4 м). Судя по музейным экспонатам ширина полочек по линии груди составляла 26 см, спинки — 24 см. Такие размеры позволяли на девать тулуп (рис. 1, а) поверх другой зимней одежды. Свободу движения в тулупе обеспечивал широкий прямой рукав, часто с подкройной ластовицей. Воротник у тулупа большой отложной, из овчины или другого меха.
Подобная одежда служила в дальней дороге человеку одновре менно и подушкой, и подстилкой, и покрывалом.
Широкое распространение у русских получила шуба — удли ненная одежда из овчины, различная по покрою. Так, в виде длин ного запахивающегося халата бытовала она на юге, особенно на Дону, а в Белгородской области встречается в обиходе и се годня [5].
Форма белгородской шубы образована полочками, значительно расширенными книзу благодаря боковым клиньям, отрезной по линии талии спинкой с плотно прилегающими лифом и нижней частью спинки (юбкой) из трех клиньев со сборками у линии сое динения с лифом (рис. 1, б).
8
в
На севере России был распространен наиболее архаичный вид овчинной шубы. Эта шуба, так же как и белгородская, свобод ного покроя, значительно расширенная в нижней части, с отрез ной линией талии на спинке; нижняя часть спинки состоит из симметрично расположенных клиньев. У линии плеча и проймы на спинке имеются надставки, напоминающие естественные контуры шкуры овцы. Плечевые швы, смещенные на спинку, и надставки способствуют созданию одежды прилегающей формы. Особенно стью конструкции шубы является отсутствие на спинке сборок по линии талии (рис. 1, в). Это отличает ее от других видов шуб и полушубков.
Встречались шубы со сборками, как у полушубка. Такие шубы были распространены как в северных, так и в южных районах России. В развернутом виде на плоскости нижняя часть шубы напоминала полукруг. Такие шубы были в основном женской до рожной одеждой. Рукав у них, как правило, был втачан в под-
9