Файл: Пармон Ф.М. Проектирование и изготовление изделий из шубной овчины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Масса (вес) готовых овчин влияет на массу (вес) изделий, что имеет немаловажное значение с точки зрения гигиенических свойств одежды.

В прошлом этот показатель не имел особого значения, так как одежда из овчины использовалась и как подстилка, и как подуш­

ка, и как покрывало.

Современная

рабочая

и

бытовая

одежда

из овчин, напротив, должна иметь наименьшую массу

(вес) и

быть удобной в носке.

массы (веса)

изделий

из

шубной

овчины

Значительная доля

приходится па волосяной покров. Поэтому, чтобы получить облег­ ченную одежду с достаточными теплозащитными свойствами, при­ ходится регулировать высоту волосяного покрова овчины.

Наиболее легкие по массе (весу) готовые овчины (романов­ ские) имеют и наиболее тонкую ость, наиболее тяжелые овчины имеют наиболее грубую ость и наиболее толстую мездру. Масса (вес) единицы площади овчин увеличивается за счет роста тол­ щины мездры, а также за счет утяжеления волосяного покрова вследствие его огрубления.

Густота волосяного покрова влияет на степень теплопроводно­ сти, носкость и внешний вид шубной овчины. В зависимости от топографического участка густота волосяного покрова одной и той же шкурки сильно меняется. Наиболее густой волосяной по­ кров на огузке, уменьшается к загривку и череву, редкий — за ушами и на череве.

ХИМИЧЕСКИЕ И ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ШУБНОЙ ОВЧИНЫ

Шубная овчина должна удовлетворять определенным нормам

вотношении химического состава и физико-механических свойств.

Впроцессе изготовления изделий, а также эксплуатации шуб­ ная овчина в большей или меньшей степени подвергается растя­ жению. При этом возникают деформации кожевой ткани и волоса,

величина которых в значительной мере определяет их качество. В овчине, как и во всякой шкуре, сопротивление на разрыв в про­ дольном направлении больше, чем в поперечном. Удлинение, на­ против, в поперечном направлении больше, чем в продольном. Если овчина в процессе обработки не вытягивается в длину и ши­ рину, то удлинение будет сравнительно большим. Сильно вытяну­ тая овчина при испытании на разрыв даст малое удлинение. Од­ нако удлинение, овчины не может быть уменьшено ниже опреде­ ленной нормы.

Удлинение является важной характеристикой качества коже­ вой ткани. Величина удлинения нормирована стандартом. При растяжении кожевой ткани шубной овчины определяется общее, упругое и остаточное удлинения [8].

Определенным минимумом остаточной деформации должна обладать и кожевая ткань шубной овчины в готовом изделии, осо­ бенно в начале эксплуатации. Абсолютно упругая кожевая ткань

18


шубной овчины будет вызывать усталость человека, который но­ сит одежду из такого материала, вследствие постоянно затрачи­ ваемых усилий на ее деформацию.

Упругие свойства кожевой ткани шубной овчины необходимы главным образом в процессе эксплуатации изделий. После устра­ нения деформирующих усилий изделие должно принять первона­ чальные размеры и форму, что требует определенной упругости кожевой ткани; чем более упругой она окажется, тем лучше изде­ лие будет сохранять свой вид. Очень важно правильное соотноше­ ние упругого и остаточного удлинений. Упругое удлинение харак­ теризует способность материала приобретать первоначальную дли­ ну после снятия нагрузки.

Под смипаемостью шубной овчины понимают уменьшение под действием нагрузки толщины слоя ее волосяного покрова. Сте­ пень сминаемости зависит от густоты, высоты и мягкости воло­ сяного покрова, количественного соотношения остевых и пуховых волос, угла наклона их к поверхности кожевой ткани и других факторов.

С увеличением густоты волосяного покрова сминаемость ов­ чины уменьшается, и наоборот, с уменьшением густоты воло­ сяного покрова сминаемость возрастает; при этом снижают­ ся теплозащитные свойства овчины. Чем гуще волосяной покров, тем больше угол наклона приближается к прямому; напротив, редкий волосяной покров характеризуется почти горизонтальным расположением отдельных волокон. Чаще всего угол наклона во­ лоса равен 30—45°. Смятию (сжатию) шубная овчина (точнее, ее волосяной покров) подвергается при изготовлении из нее изде­ лий, а также при эксплуатации этих изделий под влиянием их собственной массы (веса). Величина сжатия волосяного покрова определяет упругие свойства материала. Сжатие волосяного покрова шубной овчины под влиянием массы (веса) изделия учи­ тывается при определении форм одежды и расчете их конструк­ ции, так как толщина материала (пакет одежды) имеет большое значение при расчете припуска на нее.

Теплозащитные свойства являются важнейшими показателями качества шубной овчины, так как основное назначение изделий из нее — сохранение тепла тела человека. Овчины с высоким и густым волосяным покровом обладают наибольшими теплозащит­ ными свойствами.

Не менее важным свойством шубной овчины является тепло­ проводность. Этот показатель зависит в основном от степени по­ ристости и плотности кожевой ткани. Овчины, у которых кожевая ткань обладает низкой плотностью, рыхлой структурой и боль­ шим объемом пор, менее теплопроводны, чем материалы с высо­ кой плотностью и малым объемом пор. С повышением влажности, особенно при намокании, теплопроводность кожевой ткани значи­ тельно увеличивается (в 1,5—2 раза).

Показателем устойчивости внутренней структуры кожевой тка­ ни является температура сваривания. В зависимости от способа

2*

19



выделки, вида дубления и характера отделки шубной овчины ме­ няется и температура сваривания кожевой ткани. У шубной ов­ чины хромового и хромтанидного дубления температура свари­ вания кожевой ткани довольно низка — 80°С, у овчин чисто танидного дубления — 65°С.

Вследствие этого тепловую обработку шубной овчины при из­ готовлении изделий из нее проводить нельзя. Этот вид обработки возможен лишь как средство отделки (прессования) готовых де­ талей или изделий из шубной овчины.

Пороки шубной овчины

На шубной овчине встречаются самые разнообразные пороки: прижизненные (оспины, тощеватость, следы болячек и т. п.); по­ роки, возникшие при первичной обработке шкур (прорезы, дыры, подрези, выхваты и т. п.), при консервировании и хранении (оро­ говение, прелина, молеедины, кожеедины и т. п.).

Сортировка шубной овчины

Шубную овчину подразделяют по сортам на I, II, III и IV. ( Овчину покрывного крашения делят только на I, II и III сорта. Сортируют шубную овчину по ГОСТ 1821—59.

Маркировка шубной овчины

На кожевой ткани задней лапы каждой овчины ставят клеймо

. предприятия с обозначением вида, группы, сорта и размера овчи­

ны.

Для сокращенного обозначения качества

овчины

пользуются

 

следующим шифром:

видам:

романовская

поярковая

-ч,

при маркировке овчин по

• Г группы — П1; романовская взрослая I, II,

III

групп — Р 1,

Р2,

РЗ;

русская — 1, степная 2, монгольская — 3;

(I),

второй (II),

тре-

 

при маркировке овчин по сортам: первый

• тий (III), четвертый (IV).

шифр состоит

из буквы

и двузнач­

 

Для романовской овчины

ного числа: буква обозначает вид овчины, первая цифра — груп­ пу, вторая — сорт; прочие овчины обозначают двузначным чис­ лом: первая цифра указывает на вид овчины, вторая — на сорт. Площадь овчины в квадратных дециметрах проставляют отдельно.

Г Л А В А Т Р Е Т Ь Я

СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ ИЗ ШУБНОЙ ОВЧИНЫ

В настоящее время в системе массового производства изделий особенно интенсивно развивается художественное проектирование,

20


способствующее повышению качества продукции. В этой связи на передний план выдвигается личность художника-конструктора (дизайнера).

Художник, разрабатывая новую идею, видит форму в целом еще задолго до того, как определится конструкция. Природа эсте­ тического не лежит на поверхности явлений, а уходит своими кор­ нями в практическую деятельность создателя и функционально­ техническую структуру изделия.

Одежда не может быть подлинно красивой, если в ней наруше­ на внутренняя логика строения, если ее части не собраны в еди­ ное целое по принципу функциональной и эстетической целесо­ образности.

Разрабатывая конкретную идею, художник-дизайнер руковод­ ствуется функциональной, эстетической и социальной целесообраз­ ностью образца, рассчитанного для внедрения в массовое произ­ водство. От его деятельности зависит качество одежды, предназ­ наченной для массового потребителя. Это деятельность той кате­ гории художников, которые создают «моду улиц», ибо мода улиц определяется не достоинством моделей, а только продукцией мас­ сового производства, тем, что люди ежедневно демонстрируют на улице. «Мода — не показ в роскошном зале, а улица с ее разнооб­ разными требованиями, улица, которой нужен режиссер в лице промышленного художника, знающего возможности страны, спо­ собного угадать и формировать вкусы завтрашнего дня» *.

Перед началом проектирования того или иного изделия худож­ ник должен выявить его общественную значимость, а также опре­ делить, какое количество изделий следует выпустить, чтобы их ко­ личественная структура соответствовала структуре общественных потребностей. На помощь в данном случае приходит выяснение общественного мнения, ибо наиболее популярные в торговле моде­ ли массового производства соответствуют обобщенному представ­

лению покупателя

о моде. Поэтому модели, подготовленные

к

внедрению в производство, следует шире пропагандировать

(еще

до тиражирования)

среди тех, кому они адресованы.

 

Любое изделие,

отвечающее функциональным и другим требо­

ваниям в одних конкретных условиях, не отвечает им в других. Согласно основному положению диалектики ни одно явление, ни одну вещь нельзя рассматривать изолированно, в отрыве от кон­ кретных условий, так как все явления взаимосвязаны и взаимо­ обусловлены. Поэтому, чтобы установить насколько данное изде­ лие отвечает предъявляемым к нему требованиям, художник рассматривает его не как изолированный предмет, а как состав­ ную часть сложной системы «человек — вещь — среда».

В задачи художественного проектирования одежды входит соз­ дание органической связи между формой и назначением предме­ та, нахождение такой формы, которая соответствовала бы опти­

* «Техническая эстетика», 1971, № 8, с. 3.

21