Файл: Пармон Ф.М. Проектирование и изготовление изделий из шубной овчины.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.07.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
Масса (вес) готовых овчин влияет на массу (вес) изделий, что имеет немаловажное значение с точки зрения гигиенических свойств одежды.
В прошлом этот показатель не имел особого значения, так как одежда из овчины использовалась и как подстилка, и как подуш
ка, и как покрывало. |
Современная |
рабочая |
и |
бытовая |
одежда |
из овчин, напротив, должна иметь наименьшую массу |
(вес) и |
||||
быть удобной в носке. |
массы (веса) |
изделий |
из |
шубной |
овчины |
Значительная доля |
приходится па волосяной покров. Поэтому, чтобы получить облег ченную одежду с достаточными теплозащитными свойствами, при ходится регулировать высоту волосяного покрова овчины.
Наиболее легкие по массе (весу) готовые овчины (романов ские) имеют и наиболее тонкую ость, наиболее тяжелые овчины имеют наиболее грубую ость и наиболее толстую мездру. Масса (вес) единицы площади овчин увеличивается за счет роста тол щины мездры, а также за счет утяжеления волосяного покрова вследствие его огрубления.
Густота волосяного покрова влияет на степень теплопроводно сти, носкость и внешний вид шубной овчины. В зависимости от топографического участка густота волосяного покрова одной и той же шкурки сильно меняется. Наиболее густой волосяной по кров на огузке, уменьшается к загривку и череву, редкий — за ушами и на череве.
ХИМИЧЕСКИЕ И ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ШУБНОЙ ОВЧИНЫ
Шубная овчина должна удовлетворять определенным нормам
вотношении химического состава и физико-механических свойств.
Впроцессе изготовления изделий, а также эксплуатации шуб ная овчина в большей или меньшей степени подвергается растя жению. При этом возникают деформации кожевой ткани и волоса,
величина которых в значительной мере определяет их качество. В овчине, как и во всякой шкуре, сопротивление на разрыв в про дольном направлении больше, чем в поперечном. Удлинение, на против, в поперечном направлении больше, чем в продольном. Если овчина в процессе обработки не вытягивается в длину и ши рину, то удлинение будет сравнительно большим. Сильно вытяну тая овчина при испытании на разрыв даст малое удлинение. Од нако удлинение, овчины не может быть уменьшено ниже опреде ленной нормы.
Удлинение является важной характеристикой качества коже вой ткани. Величина удлинения нормирована стандартом. При растяжении кожевой ткани шубной овчины определяется общее, упругое и остаточное удлинения [8].
Определенным минимумом остаточной деформации должна обладать и кожевая ткань шубной овчины в готовом изделии, осо бенно в начале эксплуатации. Абсолютно упругая кожевая ткань
18
шубной овчины будет вызывать усталость человека, который но сит одежду из такого материала, вследствие постоянно затрачи ваемых усилий на ее деформацию.
Упругие свойства кожевой ткани шубной овчины необходимы главным образом в процессе эксплуатации изделий. После устра нения деформирующих усилий изделие должно принять первона чальные размеры и форму, что требует определенной упругости кожевой ткани; чем более упругой она окажется, тем лучше изде лие будет сохранять свой вид. Очень важно правильное соотноше ние упругого и остаточного удлинений. Упругое удлинение харак теризует способность материала приобретать первоначальную дли ну после снятия нагрузки.
Под смипаемостью шубной овчины понимают уменьшение под действием нагрузки толщины слоя ее волосяного покрова. Сте пень сминаемости зависит от густоты, высоты и мягкости воло сяного покрова, количественного соотношения остевых и пуховых волос, угла наклона их к поверхности кожевой ткани и других факторов.
С увеличением густоты волосяного покрова сминаемость ов чины уменьшается, и наоборот, с уменьшением густоты воло сяного покрова сминаемость возрастает; при этом снижают ся теплозащитные свойства овчины. Чем гуще волосяной покров, тем больше угол наклона приближается к прямому; напротив, редкий волосяной покров характеризуется почти горизонтальным расположением отдельных волокон. Чаще всего угол наклона во лоса равен 30—45°. Смятию (сжатию) шубная овчина (точнее, ее волосяной покров) подвергается при изготовлении из нее изде лий, а также при эксплуатации этих изделий под влиянием их собственной массы (веса). Величина сжатия волосяного покрова определяет упругие свойства материала. Сжатие волосяного покрова шубной овчины под влиянием массы (веса) изделия учи тывается при определении форм одежды и расчете их конструк ции, так как толщина материала (пакет одежды) имеет большое значение при расчете припуска на нее.
Теплозащитные свойства являются важнейшими показателями качества шубной овчины, так как основное назначение изделий из нее — сохранение тепла тела человека. Овчины с высоким и густым волосяным покровом обладают наибольшими теплозащит ными свойствами.
Не менее важным свойством шубной овчины является тепло проводность. Этот показатель зависит в основном от степени по ристости и плотности кожевой ткани. Овчины, у которых кожевая ткань обладает низкой плотностью, рыхлой структурой и боль шим объемом пор, менее теплопроводны, чем материалы с высо кой плотностью и малым объемом пор. С повышением влажности, особенно при намокании, теплопроводность кожевой ткани значи тельно увеличивается (в 1,5—2 раза).
Показателем устойчивости внутренней структуры кожевой тка ни является температура сваривания. В зависимости от способа
2* |
19 |
выделки, вида дубления и характера отделки шубной овчины ме няется и температура сваривания кожевой ткани. У шубной ов чины хромового и хромтанидного дубления температура свари вания кожевой ткани довольно низка — 80°С, у овчин чисто танидного дубления — 65°С.
Вследствие этого тепловую обработку шубной овчины при из готовлении изделий из нее проводить нельзя. Этот вид обработки возможен лишь как средство отделки (прессования) готовых де талей или изделий из шубной овчины.
Пороки шубной овчины
На шубной овчине встречаются самые разнообразные пороки: прижизненные (оспины, тощеватость, следы болячек и т. п.); по роки, возникшие при первичной обработке шкур (прорезы, дыры, подрези, выхваты и т. п.), при консервировании и хранении (оро говение, прелина, молеедины, кожеедины и т. п.).
Сортировка шубной овчины
Шубную овчину подразделяют по сортам на I, II, III и IV. ( Овчину покрывного крашения делят только на I, II и III сорта. Сортируют шубную овчину по ГОСТ 1821—59.
Маркировка шубной овчины
На кожевой ткани задней лапы каждой овчины ставят клеймо
. предприятия с обозначением вида, группы, сорта и размера овчи
ны. |
Для сокращенного обозначения качества |
овчины |
пользуются |
||||
|
|||||||
следующим шифром: |
видам: |
романовская |
поярковая |
||||
-ч, |
при маркировке овчин по |
||||||
• Г группы — П1; романовская взрослая I, II, |
III |
групп — Р 1, |
Р2, |
||||
РЗ; |
русская — 1, степная 2, монгольская — 3; |
(I), |
второй (II), |
тре- |
|||
|
при маркировке овчин по сортам: первый |
||||||
• тий (III), четвертый (IV). |
шифр состоит |
из буквы |
и двузнач |
||||
|
Для романовской овчины |
ного числа: буква обозначает вид овчины, первая цифра — груп пу, вторая — сорт; прочие овчины обозначают двузначным чис лом: первая цифра указывает на вид овчины, вторая — на сорт. Площадь овчины в квадратных дециметрах проставляют отдельно.
Г Л А В А Т Р Е Т Ь Я
СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ ИЗ ШУБНОЙ ОВЧИНЫ
В настоящее время в системе массового производства изделий особенно интенсивно развивается художественное проектирование,
20
способствующее повышению качества продукции. В этой связи на передний план выдвигается личность художника-конструктора (дизайнера).
Художник, разрабатывая новую идею, видит форму в целом еще задолго до того, как определится конструкция. Природа эсте тического не лежит на поверхности явлений, а уходит своими кор нями в практическую деятельность создателя и функционально техническую структуру изделия.
Одежда не может быть подлинно красивой, если в ней наруше на внутренняя логика строения, если ее части не собраны в еди ное целое по принципу функциональной и эстетической целесо образности.
Разрабатывая конкретную идею, художник-дизайнер руковод ствуется функциональной, эстетической и социальной целесообраз ностью образца, рассчитанного для внедрения в массовое произ водство. От его деятельности зависит качество одежды, предназ наченной для массового потребителя. Это деятельность той кате гории художников, которые создают «моду улиц», ибо мода улиц определяется не достоинством моделей, а только продукцией мас сового производства, тем, что люди ежедневно демонстрируют на улице. «Мода — не показ в роскошном зале, а улица с ее разнооб разными требованиями, улица, которой нужен режиссер в лице промышленного художника, знающего возможности страны, спо собного угадать и формировать вкусы завтрашнего дня» *.
Перед началом проектирования того или иного изделия худож ник должен выявить его общественную значимость, а также опре делить, какое количество изделий следует выпустить, чтобы их ко личественная структура соответствовала структуре общественных потребностей. На помощь в данном случае приходит выяснение общественного мнения, ибо наиболее популярные в торговле моде ли массового производства соответствуют обобщенному представ
лению покупателя |
о моде. Поэтому модели, подготовленные |
к |
внедрению в производство, следует шире пропагандировать |
(еще |
|
до тиражирования) |
среди тех, кому они адресованы. |
|
Любое изделие, |
отвечающее функциональным и другим требо |
ваниям в одних конкретных условиях, не отвечает им в других. Согласно основному положению диалектики ни одно явление, ни одну вещь нельзя рассматривать изолированно, в отрыве от кон кретных условий, так как все явления взаимосвязаны и взаимо обусловлены. Поэтому, чтобы установить насколько данное изде лие отвечает предъявляемым к нему требованиям, художник рассматривает его не как изолированный предмет, а как состав ную часть сложной системы «человек — вещь — среда».
В задачи художественного проектирования одежды входит соз дание органической связи между формой и назначением предме та, нахождение такой формы, которая соответствовала бы опти
* «Техническая эстетика», 1971, № 8, с. 3.
21