Файл: Минскер Ф.Е. Сборка полупроводниковых приборов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.07.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
Наибольшее применение в электронной технике находят антикоррозийные бескислотные флюсы для пайки мягкими при поями, представляющие собой различные органические соедине ния (канифоль, жиры, масла). Наиболее широкое распростра нение имеет канифоль как в твердом состоянии, так и в виде спиртового или скипидарного растворов. Остатки канифольного флюса не поглощают влаги и не вызывают коррозии места пай ки. Канифоль относится к слабоактивным флюсам, поэтому при ее применении паяемое соединение при пайке должно тщательно обезжириваться. Наиболее часто применяют флюсы на основе канифоли марок КЭ, ТС-21, ЛТИ-120, ЛМ-1, КС.
Кроме канифольных флюсов, большое распространение имеют флюсы на основе хлористого цинка и бесканифольиый флюс.
Химический состав и основные свойства флюсов приведены в табл. 3.
Марка
флюса
КЭ
ФПП
ТС-1
ЛТИ-120
Бесканифольный флюс
Таблица 3
|
Типы |
и физико-химические свойства флюсов |
|
|||||||||
|
|
полиэфирная |
ТІНсмола-9 |
Состав флюса |
?о |
і |
хлористыйцинк |
хлористый аммоний |
_и |
Требованиик про послемывкенаша |
||
S |
<т> |
метнлэтнлкетон этилацетат |
салициловая кислота |
триэтаноламин |
диэтиламннсоля кислотыной |
Тездиератураопти мальноЛактнвност прифлюсапайке, |
||||||
|
н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
£ |
й |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«=: |
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
•§> |
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10— 9 0 - |
— |
— |
— |
— |
— |
|
— — 220-240 |
Не тре |
||||
40 |
60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
220—240 |
буется |
— |
--- |
2 0 - 8 0 - |
— |
— |
— |
|
— |
— |
То же |
|||
30 |
65,5 |
30 |
70 |
3 |
1,5 |
|
|
|
|
190-300 |
Протирка |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тампоном, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
смочен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ным в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
спирте |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
230—330 |
и бензине |
г о - Т б - |
— |
|
— |
— |
1—2 |
3—5 |
|
— |
— |
То же |
||
35 |
68 |
|
|
|
|
|
|
|
18 |
6 |
190—320 Промывка |
|
|
вода |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
76 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в воде |
|
24 |
|
|
|
|
|
Этилен |
|
|
190-330 |
и спирте |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
То же |
||||
|
|
|
|
|
|
|
гликоль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
68 |
|
|
|
|
|
§ 6. Сварка
Сваркой называют процесс соединения двух материалов в результате взаимодействия атомов этих материалов без участия третьего (припоя).
27
Рис. 19. Классификация способов сварки
Поверхностные атомы металла имеют свободные ненасыщен ные связи, которые захватывают всякий атом, приблизившийся на расстояние действия сил межатомного взаимодействия. Сбли зив поверхности двух металлов па расстояние действия сил межатомного взаимодействия, получим по поверхности сопри косновения сращивание двух металлов в одно монолитное целое с прочностью соединения, равной прочности металла.
Способы сварки можно классифицировать по разным приз накам, например, по виду энергии, используемой при сварке, по состоянию свариваемых металлов, по наличию или отсутствию сжимающего усилия.
Основным показателем, определяющим технологию процесса, является состояние металла в процессе сварки.
На рис. 19 приведена классификация основных способов сварки по состоянию металла в процессе сварки.
Одним из видов сварки без применения нагрева является холодная сварка. Соединение металлов при таком способе проис ходит в твердом состоянии вследствие образования металличес ких связей на свариваемых поверхностях при их совместном деформировании.
Если рассмотреть идеальный случай, то при сближении иде ально гладких и идеально чистых поверхностей между ними возникают межатомные силы взаимодействия, т. е. образуется прочное соединение. Однако в реальных условиях все металли ческие поверхности имеют неровности и покрыты окислами, пленками газов и жидкостей. Это значительно меняет картину взаимодействия поверхностей при их сближении. При сближении таких поверхностен вначале возникает контакт в отдельных наи более высоких точках (выступах). Для получения контакта по всей поверхности необходимо произвести деформирование участ ков, уже вступивших в контакт. Чем больше должна быть пло щадь контакта между сжимаемыми поверхностями, тем, очевид но, больше нужно деформировать неровности и тем больше должна быть сжимающая сила.
Пластическая деформация металла является необходимым условием для выполнения холодной сварки. Деформация долж на быть не ниже определенного значения, характерного для дан ного металла. Усилие для создания такой деформации зависит от многих обстоятельств и может меняться в широких пределах. Поэтому не всегда легко определить усилие, необходимое для холодной сварки, и обычно задается не усилие осадки, а величи на деформации.
Значительные трудности возникают при проведении сварки из-за наличия на поверхности металлов окисных и органических пленок. Окисные пленки должны быть удалены с поверхности металла путем химического травления в специальных травителях, а органические пленки— путем механической очистки. Но при этом возникают новые окисные пленки, которые препятст вуют холодной сварке. Чистые (ювенильные) поверхности, спо-
29
собпые к холодной сварке, получают при совместном деформи ровании свариваемых поверхностен. При таком деформировании тесно сжатые свариваемые поверхности не подвергаются дейст вию кислорода воздуха, поэтому новых окисных пленок не образуется, а имеющиеся окисные пленки вследствие увеличе ния ' площади контакта разрушаются, что дает возможность вступить во взаимодействие ювенильным поверхностям, способ ным к сварке.
На рис. 20 показана схема холодной сварки. Ширина и дна-
|
метр пуансона определяются в зависимо |
|||
I |
сти от толщины свариваемого материала |
|||
соотношением |
|
|
||
|
в= (1 —3)8, |
|
||
|
|
|
||
|
где |
б — толщина |
свариваемого |
матери |
|
ала. |
|
|
|
|
в |
Холодная сварка широко применяется |
||
|
полупроводниковой промышленности |
|||
|
для сборки полупроводниковых прибо |
|||
|
ров. |
|
|
|
|
|
Другим способом сварки, служащей |
||
|
для соединения различных металлов, яв |
|||
|
ляется электрическая. |
|
||
|
|
При электрической контактной сварке |
||
|
пли электрической |
сварке сопротивлени |
||
|
ем место сварки нагревают путем пропус |
|||
|
кания через него электрического тока до |
|||
|
статочной силы; при этом место сварки |
|||
|
оказывает омическое сопротивление про |
|||
Рис. 20. Схема холод |
хождению электрического тока. |
Разогре |
||
ной сварки |
тые детали механически сдавливают или |
|||
|
осаживают; таким |
образом, контактная |
сварка относится к группе сварки давлением.
По форме выполняемых соединений различают три вида элек трической контактной сварки: стыковую, точечную и шовную
(рис. 21).
При стыковой контактной сварке сопротивлением детали (рис. 21, а) устанавливают в медные водоохлаждаемые зажимы сварочной машины п сжимают. Затем включают электрический ток, с помощью которого нагреваются свариваемые детали.. Наиболее интенсивно детали разогреваются в месте их соприкос новения. По достижении определенной температуры, зависящей, в первую очередь, от вида свариваемого металла, и достаточном прогреве в глубину от свариваемых поверхностей повышается сжимающее усилие и выключается ток. Происходит совместная пластическая деформация и взаимная кристаллизация — сварка металлов.
Другим видом стыковой контактной электрической сварки является сварка оплавлением. От сварки сопротивлением она
30
отличается тем, что между деталями в начальный момент име ется зазор. Затем подается напряжение от источника тока и между деталями возникает определенная разность потенциалов. Детали сближают до соприкосновения, образуется электричес кий контакт и начинает протекать электрический ток. При отсут ствии сжимающего усилия число мест касаний деталей очень мало. Незначительны и поверхности мест касания деталей; поэтому в местах касания деталей создается исключительно вы сокая плотность тока, во много раз превосходящая плотность тока в местах касания при сварке сопротивлением. Выделяется большое количество тепла, под влиянием которого металл выс тупов практически мгновенно расплавляется, образуются мости ки жидкого металла. Металл растекается по свариваемым по-
Рнс. 21. Виды контактной сварки:
а — стыковая, б —точечная, в — роликовая
верхностям деталей и выбрасывается из зазора между сварива емыми деталями в виде брызг.
Под действием выделяемого в мостиках тепла нагреваются прилегающие участки свариваемых деталей. При достижении необходимой температуры на достаточную глубину от торцов деталей скорость их сближения резко увеличивается. Детали сжимаются значительной силой Р. Жидкий металл, находивший ся на торцах деталей, выдавливается наружу. Нагретые и пластичные слои металла сжимаются. В результате пластичес кой деформации и одновременно рекристаллизации происходит процесс взаимной кристаллизации — детали свариваются.
При точечной сварке (рис. 21, б) соединяемые детали соби рают внахлестку и зажимают между двумя медными электрода ми, подводящими ток к месту сварки и имеющими форму усечен ного конуса.
Сварочный ток, проходя через свариваемые детали (рис. 22), встречает на своем пути активные сопротивления:
переходные Rn' и Ru" (если электроды медные, то переходные, сопротивления меньше, чем сопротивление контактов Rк) ;
31
контактные RK (которые зависят от физических свойств ме талла и состояния контактируемых поверхностей).
Активные сопротивления в процессе нагрева и сваривания деталей весьма значительно изменяются.
Полезным для процесса сварки является тепло, выделяемое в основном металле, и тепло, освобождаемое на контакте между соединяемыми деталями. Тепло, выделяемое на контактах между электродами и основным металлом, в большинстве случаев является вредным для процесса сварки, так как подгорает по верхность изделия и ускоряется износ электрода.
При шовной сварке электроды, подводящие ток |
к изделию |
и производящие осадку, имеют форму роликов, катящихся по |
|
изделию, поэтому такой |
вид сварки |
называют также роликовой (рис. 21, в). При шовной сварке листы соединяются плотным швом.
Наиболее специфичными особен ностями процессов сварки, приме няемых при производстве полупро водниковых приборов, являются: ма лые толщины присоединяемых про водников (10—200 мкм); разнооб-' разие соединяемых материалов; вы сокое качество соединения. Темпера тура процесса сварки должна выби раться таким образом, чтобы сохра нить электрические свойства р-п-пе рехода. Наиболее распространенны
ми видами сварки в полупроводниковой промышленности для присоединения выводов к кристаллам диодов, триодов, интег ральных схем являются термокомпрессионная, ультразвуковая, сварка давлением с косвенным импульсным нагревом и ультра звуковая с косвеннным импульсным нагревом.
Метод термокомпрессии можно охарактеризовать как сварку без расплавления свариваемых материалов, когда в результате нагрева и пластической деформации (по крайней мере одного из свариваемых материалов) поверхностные пленки разрушаются и образуется плотный контакт между деталями при сравнительно низких температурах.
Ультразвуковая сварка позволяет соединять однородные и разнородные металлы, имеющие различную толщину. Возможно соединение металлов с неметаллами, а также с металлами, по крытыми оксидными и лаковыми пленками. При ультразвуковой сварке, так же как и при термокомпрессии, соединение образу ется в твердой фазе без расплавления свариваемых компонентов.
Метод сварки давлением с импульсным косвенным нагревом является разновидностью термокомпрессионной сварки и заклю чается в том, что рабочий инструмент нагревается только в мо мент сварки, а выделение тепла сосредоточено в нижней, рабо-
32