Файл: Кулиев Р.П. Опыт интенсификации разработки и эксплуатации морских месторождений и скважин.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.07.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
37 |
№№ |
|
|
|
я с |
|
|
Мощность |
Тип кабеля |
|
|
|
<?Ж, |
Фильтр, |
^дин |
Тип центробежного |
Тип двигателя |
|
|
С9Тр, |
|
|||
напор, |
|
|
|
||||||||
сква |
м?\сут |
м |
от устья, м |
электронасоса |
двигателя, |
|
|
дюймы |
|
||
жин |
|
|
|
м |
|
|
кет |
КРБП |
КРБК |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
203 |
237 |
1680 |
358 |
425 |
ЭЦН-6-250-800 |
ПЭД-46-2 |
46 |
3X16 |
3X25 |
2 |
390 |
201 |
335 |
1180 |
421 |
486 |
ЭЦН-6-350-850 |
ПЭД-46-2 |
46 |
3X16 |
3x25 |
2,5 |
460 |
138 |
370 |
1740 |
445 |
513 |
ЭЦН-6-350-950 |
ПЭД-46-2 |
46 |
3X16 |
3X25 |
2,5 |
490 |
П р и м е ч а н и е . |
Оптимальные условия работы насоса |
и |
увязка его |
работы |
с работой |
пласта |
бу |
|
|
дут при условии |
(?ж=С?н и НС=НН. |
Характеристику |
насоса |
можно |
подогнать |
• к |
|
|
условной характеристике скважины, изменив параметры насоса (изменив число ступе |
|||||||
|
ней). |
|
|
|
|
|
|
|
|
Число ступеней, которое необходимо удалить из насоса для получения нужного напо- |
|||||||
• |
ра, определяют по |
формуле Д_= | 1 — _ L . jz, где z—число ступеней выбранного |
на- |
|||||
|
coca. |
\ |
Н |
) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ходом газа (воздуха) при атмосферном давлении, |
т. е. |
|||||||||||||||||
характеристики |
0Ж — О в |
воздушного |
|
|
подъемника при |
|||||||||||||
постоянных |
Н2 |
(длина |
воздушного |
|
подъемника, d— |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
диаметр |
воздушного |
|
подъемника) |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
и У°2 (буферное давление воздуш |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
ного подъемника). Каждая кри |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
вая |
соответствует |
|
постоянному |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
напору |
Л2 у башмака, |
|
как это по |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
казано на рис. 36. |
Проведем на |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
рис. |
37 |
линию |
У ж = Ож1 — const, |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
которая |
пересечет |
характеристики |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
С>ж— С'п воздушного подъемника в |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
ряде |
точек |
Си |
С2> С3. На рис. 37 |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
по указанным |
точкам |
|
пересечения |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
построена кривая зависимости |
QB= |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
= f |
(Ло) при |
С ж |
= С'ж0 |
и |
извест |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ных |
Й2, d и Р2, по которым, в зави |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
симости от |
башмачного |
давления |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
подъемника |
при постоянной длине |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
компрессорных |
труб, можно |
опре |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
делить потребное |
|
количество |
воз |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
духа |
для |
эффективной |
работы |
|||||||||
п |
0 _ „ |
|
|
|
системы комбинированный |
воздуш- |
||||||||||||
Рис. 37. Теоретические |
„ |
|
|
|
r |
|
|
|
|
|
J |
|
|
|||||
кривые |
зависимости: |
н ы й подъемник с погружным цен- |
||||||||||||||||
a—QB—Qx; |
б—QB—л3 |
тробежным |
|
электронасосом. |
Глу |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
бина спуска центробежного элек |
||||||||||||
тронасоса определяется по формуле: |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
Н — Hi -+- Н2 |
= Н\\ ~Ь Н2 |
— h 2 . |
|
|
|
(51) |
||||||||
Глубина |
спуска |
подъемных |
труб |
и |
|
соответствующее |
||||||||||||
ей |
давление |
у башмака |
подъемника |
|
|
выбираются по |
||||||||||||
кривым |
рис. 37 с учетом |
наименьшего |
|
количества воз |
||||||||||||||
духа, |
необходимого |
для подъема |
жидкости. |
|
|
|||||||||||||
|
Формула |
(51) пригодна в случае |
применения |
ком |
||||||||||||||
бинированного подъемника |
по |
схеме, |
показанной на |
|||||||||||||||
рис. 35. Рассмотрим расчет комбинированного |
подъем |
|||||||||||||||||
ника |
для схемы, приведенной |
на рис. 36. |
|
|
|
|||||||||||||
|
Если |
напоры |
h2 |
башмака |
подъемных |
труб для |
||||||||||||
обеих |
конструкций |
и схемы |
на рис. |
|
36 одинаковы,, |
|||||||||||||
напор непосредственно над насосом будет |
//„ = Н\ |
-\-h2, |
||||||||||||||||
где Н\ > |
|
величина, равная |
напору |
|
Л2 |
в |
кольцевом, |
|||||||||||
пространстве. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
! |
|
|
|
|
98
|
Полезный |
напор |
составляет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
или |
|
|
|
Д /У = |
H i |
- |
h2 |
|
= |
H*i + |
hi |
— |
hj |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
Д Н = Нп |
— А2 |
= |
Т/ь |
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
Если |
пренебречь |
разностью напоров Л* —Л2 , |
|
т. |
е. |
||||||||||||||||
принять |
сопротивление |
|
в отверстиях |
равным |
нулю, |
то, |
||||||||||||||||
сравнив |
рис. |
|
35 |
и 36, |
легко |
можно |
увидеть, |
что Н* = |
||||||||||||||
= / / „ , |
иными |
словами |
А / / = |
//„, |
т. е. полезные |
напоры |
||||||||||||||||
в обоих |
случаях |
приблизительно одинаковы. |
Из |
этого |
||||||||||||||||||
становится |
ясно, |
что |
глубина спуска |
подъемных |
труб |
|||||||||||||||||
в этом |
случае будет на величину Л2 больше, |
|
чем в |
|||||||||||||||||||
случае, |
показанном |
на |
рис. |
35. |
Тогда, |
следовательно, |
||||||||||||||||
можно |
записать, |
что |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Н* = И2 + Я н - |
А,. |
|
|
|
|
|
|
(52) |
|||||||
|
Для |
установления |
области |
работы |
комбинирован |
|||||||||||||||||
ного |
воздушного |
подъемника |
необходимо |
сравнить его |
||||||||||||||||||
характеристику |
прежде |
всего |
с характеристикой |
обыч |
||||||||||||||||||
ного |
(некомбинированного) |
|
воздушного |
подъемника. |
||||||||||||||||||
Опыт |
эксплуатации |
по |
описанному методу, |
применен |
||||||||||||||||||
ному в США [65], показывает, |
что |
минимальная |
вели |
|||||||||||||||||||
чина |
погружения |
центробежного |
электронасоса |
|
под |
|||||||||||||||||
уровень |
жидкости ограничивается длиной |
|
протектора и |
|||||||||||||||||||
электродвигателя |
и |
равна |
|
примерно |
10 |
|
м. |
В |
случае |
|||||||||||||
же |
низких |
динамических |
уровней |
применять |
(неком |
|||||||||||||||||
бинированный) |
воздушный |
подъемник |
невозможно |
из- |
||||||||||||||||||
за |
недостаточной |
величины столба жидкости в скважи |
||||||||||||||||||||
не, |
необходимого |
для |
нормальной работы |
воздушного |
подъемника. Уже приведенное сравнение показывает преимущество системы комбинированного воздушного подъемника по сравнению с обычным (некомбинирован
ным) |
подъемником |
при |
низких динамических |
уровнях. |
По |
приведенной |
выше и предлагаемой нами мето |
||
дике |
были произведены |
вычисления для определения |
||
области применения системы комбинированного |
воздуш |
ного подъемника для эксплуатации скважин производи тельностью 700, 250 м3/сут. На сснове этих вычисле ний построены номограммы области применения и работы этого подъемника при различных режимах эксплуатации.
Серия номограмм, выражающих зависимость, пред ставлена на рис. 38—43 соответственно при постоянных
Т |
99 |
500 |
ШО |
1500 Qx,M3lcym |
|
Рис. 38. Номограмма для определения области |
применения |
||
комбинированного |
воздушного подъемника |
с |
ЭЦН при |
rf=3", |
т =1, Я 3 = 1, //3 =400 м |
|
|
Рис. 39. Номограмма для определения области примене ния комбинированного воздушного подъемника с ЭЦН при rf=3", 7=1, Я 3 = 1 , Я 2 = 6 0 0 м
100
Т = 1, d — 3", Р2 = 1 и изменяющемся значении Н2 от 400' до 1200 м.
Три характерные |
точки каждой |
из этих кривых вы |
||
числяются по следующим формулам |
А. П. Крылова [66]: |
|||
О |
— |
2500rfa( Л — Р 2 ) ' - 5 |
(53) |
|
Ч ж макс — |
0.5 „1,5 |
|
||
_ |
0,8 |
rf2-5(P!—Я2)°'5-Л?'5-70'5 |
(54) |
|
С D макс |
= |
|
|
|
|
|
|
|
Pi
lg
Pi
40
|
|
|
|
|
zW Ш 600 800Q Лут |
||
|
500 |
1000 |
Рис. 41. Номограмма для |
||||
|
|
|
|
||||
Рис. 40. |
Номограмма для оп |
определения области при |
|||||
ределения области |
применения |
менения |
комбинирован |
||||
комбинированного |
воздушного |
ного воздушного подъ |
|||||
подъемника с ЭЦН при d=3", |
емника с ЭЦН при d=3", |
||||||
т =1 , Я , = 1, Я , = 8 0 0 м |
7 = 1, Р 3 = 1 , Я 3 = 1 0 0 0 л |
||||||
О |
— 2500 & ( Л - Pi)u5 |
[Ну— |
10 (Pi — Pi)] |
(55) |
|||
Ч ж опт — |
|
|
|
|
|
||
п |
_ |
0,8 d2 -5 (Pi — Р2 )°-5 |
[f Hi - |
10 (Р1 |
—Pi)] |
(56) |
|
Ч- в опт — |
' |
|
~ р |
|
|
||
|
|
|
|
101