Файл: Карташов Ю.М. Оборудование для исследования физико-механических свойств горных пород (патентный обзор) [сотрудникам НИИ, проектно-конструкторских и проектных институтов].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.07.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
вод - образец - волновод помещена в охладитель-нагре ватель 10. Образец нагревается спиралью 11, а охлаждает
ся - поступлением хладагента |
из сосуда Дюара 12 по |
ма |
||
гистрали 13 в кольцевую щель 14. Темп нагревания |
зад а |
|||
ется трансформатором 15, а охлаждения - редуктором |
16. |
|||
Температура фиксируется термопарой |
17. Отличается |
уста |
||
новка применением волноводов |
между |
образцом и опорами |
||
и повышенной точностью измерений. |
|
и |
па |
|
Подробное ознакомление с изобретениями СССР |
||||
тентами ряда стран в области лабораторных испытаний |
по |
|||
род показывает, что основное |
внимание при разработке при |
|||
боров для испытаний уделяется повышению точности |
испы |
|||
таний, упрощению методики испытаний |
и конструкций |
|
при |
боров, а также увеличению объема информации при испыта ниях и повышению производительности.
При длительных испытаниях пород большое |
внимание |
уделено созданию специальных устройств для |
длительного |
поддержания неизменного во времени давления, упрощению
и |
удешевлению испытаний (одновременное испытание |
нес |
|
кольких |
образцов, испытание образцов переменного сечения |
||
и |
д р .). |
При испытаниях пород на релаксацию основной |
за |
дачей является исключение (нля сведение к минимуму) де формаций нагружающих устройств для обеспечения необхо димой точности испытаний.
Наибольшее число изобретений относится к приборам для исследования свойств пород при объемном сжатии и при длительно действующих нагрузках. Это обусловлено реше нием большей части задач горного дела с учетом реологи ческих свойств пород и показателей их объемной прочности.
В последнее время в СССР и ряде других стран уделя
ется большое |
внимание усовершенствованию существующих |
и разработке |
новых конструкций испытательного оборудова |
ния по следующим основным направлениям:
нагружающие устройства для статических испытаний ма териалов (где можно пренебречь силами инерции) ;
нагружающие устройства для динамических испытаний материалов (ударное приложение нагрузки, усталостные ис пытания, колебания, и др.) ;
устройства для центрирования образцов при испытаниях и способы их закрепления;
системы программного нагружения образцов с регистра цией процесса их деформирования;
предохранительные и сигнальные устройства (регистра ция момента разрушения образцов, предохранение элемен тов испытательного оборудования от различного рода удар ных воздействий и т . д . ) .
НАГРУЖАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ СТАТИЧЕСКИХ И ДИНАМИЧЕСКИХ
ИСПЫТАНИЙ ГОРНЫХ ПОРОД
Основными направлениями в разработке, новых |
конструк |
|
ций нагружающих устройств для статических |
испытаний |
|
различных материалов являются создание |
малогабаритных |
|
устройств, упрощение конструкций и повышение |
рабочего |
|
усилия прессов при неизменных габаритах последних. |
||
Устройство гидравлического пресса [62] |
отличается от |
Известных тем, что с целью сокращения габаритов и умень шения металлоемкости в колоннах выполнены две сквозные продольные и диаметрально противоположно расположенные прорези с брусьями, установленными с возможностью воз вратно-поступательного перемещения и соединяющие под вижную траверсу с силовыми цилиндрами. На подвижной траверсе 1 (рис. 9, а) жестко' закреплены трубчатые напра вляющие колонны 2 с перемещающейся по ним подвижной траверсой 3. Для жесткости верхние торцы колонн связаны между собой рамой 4 с цилиндрическими заточками. Внут
ри каждой колонны смонтированы штоки 5 |
с поршнями 6. |
|
Уплотнительные элементы штока - манжеты 7, |
регулиро |
|
вочная гайка 8 и втулка 9 - смонтированы |
в |
резьбовой |
крышке 10. В верхней части колонн выполнены |
сквозные |
вертикальные прорези 11, в которых установлены брусья 12,
соединяющие ползуны 13 с подвижной траверсой. |
Брусья |
зафиксированы в ползунах стопорными винтами 14. |
В рас |
точки подвижной траверсы запрессованы втулки 15, |
кото |
рыми траверса направляется по колоннам. От гидросистемы подается давление в штоковые полости колонн, а поршне
вые полости соединяются со |
сливом. |
При этом поршни че |
|
рез штоки тянут ползуны 13 |
вниз. Ползуны |
соединены |
|
брусьями 12 с подвижной траверсой, |
которая опускается по |
||
колоннам вниз, совершая рабочий ход. Давление |
от гидро |
||
системы подается в поршневые полости колонн, |
а штоковые |
30
полости соединяются со сливом. При этом поршни через штоки толкают ползуны 13 вверх, и они через брусья под
нимают траверсу по колоннам. |
В результате этого |
совер |
шается обратный ход. |
|
|
Значительное уменьшение габаритов пресса осуществле |
||
но в другой конструкции [63], |
основными элементами кото |
|
рой являются полый цилиндр 1 |
(рис.9, б) с крышкой |
2 и |
помешенной в нем подушкой 3 |
из эластичного упругого ма- |
а
ход пресса
Рис. 9
31
териала, наполненной газом или жидкостью, опорная |
плита |
|
4, рабочие |
штоки 5 с нагрузочной плитой 6. Подушка при |
|
увеличении |
давления газа или жидкости заходит в |
зазор |
между опорной плитой и стенками цилиндра, уменьшая по
тери на трение и сокращая размеры пресса |
за |
счет |
умень |
шения высоты опорной плиты* |
и |
повышение |
|
Уменьшение расхода рабочей жидкости |
|||
к .п .д . пресса обеспечивается в конструкции |
[64], в которой |
||
подпоршневая полость вспомогательного цилиндра |
пресса |
соединена с золотником управления и подпоршневымй по лостями рабочего цилиндра дополнительным трубопроводом с установленным в нем клапаном.
Представляют интерес технические решения, направлен ные на поддержание в прессахмтостоянных давлений в те чение длительного времени. Колонны гидровинтового прес
са |
[65] |
жестко связаны со столом |
и с |
подпружиненной |
|
верхней |
траверсой 1 |
(рис.9, в ), несущей |
рабочий цилиндр |
||
2. |
Внутри последнего |
установлена |
гайка |
3 с винтовым плу |
нжером 4, который жестко соединен с подвижной травер сой 5, установленной в направляющих колоннах 6. В верхних частях колонн установлены пружинные шайбы-амортизаторы
7. Гайка может вращаться и вертикально перемещаться |
в |
||
радиальных 8 и опорных верхнем |
9 и нижнем 10 подшипни |
||
ках с пружинным кольцом 11. Во |
внутренней стенке рабо |
||
чего цилиндра предусмотрен кольцевой выступ, |
соединен |
||
ный с магистралью управления цилиндрической |
полостью, |
в |
которой установлен подпружиненный тормозной плунжер 12.
В начале рабочего |
движения винтовой плунжер перемеща |
|
ется вниз, |
вращая |
гайку. Давление, действующее на торец |
плунжера, |
держит |
тормозной плунжер 12 в нижнем поло |
жении. В момент, когда создано нужное рабочее усилие, в цилиндр прекращается подача рабочей жидкости. За счет упругой деформации всего пресса и шайб-амортизаторов плунжер возвращается обратно, но гайка уже не вращает ся, так как застопорена тормозным плунжером,поднявшим
ся за счет действия пружины. Пружинное |
кольцо подшип |
ника утапливается, и нижний фланец гайки |
прижимается к |
корпусу, усиливая самоторможение. В этом |
положении |
пресс остается под усилием длительное время с полностью выключенной гидравликой. *
32
Прибор, позволяющий проводить комплексные |
испытания |
||
на растяжение с постоянными скоростями изменения |
де |
||
формаций или изменения нагрузки, на ползучесть |
и |
на ре |
|
лаксацию [бб] , предназначен для измерения |
относительно |
||
больших деформаций образца под действием |
сравнительно |
||
малых сил* Отличается прибор расположением тяги |
соосно |
||
внутри полого ползуна и жестким соединением с |
цилиндри |
||
ческим кольцом* На станине установлена кольцевая |
ем |
кость, в центральном отверстии которой расположен жестко прикрепленный к ползуну цилиндрический баллон для жйдко—
сти. Такое конструктивное решение обеспечивает |
возмож |
|
ность быстрого изменения режима испытания образца. |
|
|
В прессах с механическим приводом вращательное |
дви |
|
жение вала привода преобразуется в поступательное |
пере |
|
мещение траверсы. Для расширения диапазона |
скоростей |
|
нагружения этот механизм выполняется в виде |
кулачка, |
профиль которого соответствует выбранному закону движе ния траверсы. Однако сложность изготовления кулачка и его размер ограничивают выбор скорости движения травер сы*
С целью получения возможно малых скоростей нагруже ния разрабртана гидравлическая система [67] , позволяющая
резко расширить диапазон испытательных скоростей в |
сто |
|
рону малых скоростей нагружения. Испытательный |
пресс |
|
содержит гидроцилиндр 1 |
(рис. 10, а ), шток 2, дроссель 3, |
|
аккумуляторы давления 4, |
краны 5, трубопроводы 6, |
рабо |
чую жидкость 7, заполняющую весь объем гидросистемы в
статическом состоянии, неподвижную опору 8, |
раму 9 и по |
||
движную опору с основанием 10. При движении |
основания |
||
от привода шток, взаимодействуя с жидкостью, |
работает |
||
как гидравлическая пружина, значительно уменьшая |
ско |
||
рость перемещения основания до разрушения |
испытуемого |
образца 11* Когда при перемещении подвижной опоры прес
са нагрузка начинает |
возрастать, рабочая жидкость, |
через |
|
которую передается нагрузка на образец, |
сжимается |
и вы |
|
тесняется штоком из |
цилиндра в аккумуляторы давления* |
||
При этом величина хода цилиндра зависит от сжатия |
ра |
||
бочей жидкости, общего ее объема в аккумуляторах |
дав |
||
ления, регулируемого |
открыванием кранов, |
по отношению к |
объему жидкости, вытесняемой из цилиндра штоком.
33