Файл: Левич А.М. Основы системного анализа и теории принятия решений учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
- 85 -
рого порядка. В аналитическом квадранте протекает процесс ревизии системы. Этот процесс ревизии состоит в последо вательной оценке отдельных объектов, свойств и связей системы с позиций того, как они влияют на выход системно го процесса. Приемы такой оценки могут быть различны для данного рода задач. Эффективны, к примеру, аналитические методы оценки организационных структур, конструкций, от дельных объектов, которые получили распространение в за рубежной и отечественной практике под названием "Анализ
стоимости", "Методы направленной рационализации" и др.
[33], [34].
Элемент системы или связь оценивается примерно, |
по |
||
следующей |
схеме вопросов: Для чего |
он? (Его функция в |
|
системном |
процессе). Велика ли его |
стоимость? Нельзя |
ли |
эту функцию выполнить с помощью других элементов или |
о- |
помощью более дешевого элемента (другим способом)? Нель
зя ли вообще обойтись |
без выполнения этой |
функции, |
без |
ущерба для системного |
процесса? (Обходный |
маневр). |
Обес |
печивает ли данный канал связи достаточную надежность и достоверность информации? Обеспечивает ли данный набор элементов, входящих в систему, достаточную полноту и за конченность системного процесса? И т.п .
Наиболее распространен в практике решения организа ционных задач нормативный подход: оценка отдельных объек
тов, свойств (параметров) и связей системы ведется |
на |
основе сравнения их с установленными нормативами. |
При |
этом |
успех решения, конечно, |
зависит от прогрессивности |
|||
и научно-технического уровня |
используемых |
нормативов. |
|||
|
Ревизия системы переходит |
в процесс |
проектирования |
||
более эффективного варианта |
ее |
организации. |
Он выражает |
||
ся в |
исключении, замене или дополнительном |
введении от |
дельных элементов и связей в систему, что могло бы обес печить желаемый выход. В этом и состоит смысл направлен ного совершенствования системы. Этим, в частности, отли-
- 86 -
чается процесс организационного проектирования на дейст вующей системе от создания новой системы.
Ревизия системы и ее проектирование протекает в ана литическом квадранте А. Оценка ревизуемых объектов и свя зей системы, как и свойств вновь проектируемых вариантов, основывается на требованиях к системе. Эти требования формулируются в целевом квадранте Ц, так как они вытекают из поставленной цели. Требования к проектируемой системе представляют собой не что иное, как производное наших представлений о желаемом состоянии системного выхода. Од
нако они не должны носить |
субъективный характер, "Требо |
|
вания, - пишет Ст.Оптнбр, |
- есть средство фиксации |
одно |
значных утверждений, определяющих цель" [26^. По |
сути |
дела весь целевой квадрант в нашей схеме представляет со бой область ограничений, о характере проявления которых уже говорилось выше.
Поскольку проектирование желаемого состояния систе мы ведется посредством изменений ее объектов, свойств и связей, то и требования формируются в терминах системных объектов, свойств и связей.
Таким -образом, речь идет прежде всего о качествен ной оценке проектируемого варианта решения. Для целого ряда задач (в особенности организационных) этого этапа бывает вполне достаточно для окончательного принятия ре шения. Кроме того, многие организационные или комплекс ные задачи содержат (пользуясь терминологией Ст.Оптнера) проблемы качественные или количественные. Б этом случае количественная оптимизация решения может оказаться зат
руднительной или недостаточной. |
Выбор принимаемого |
реше |
ния ведется путем последовательной оценки каждого |
из |
|
прилагаемых вариантов по тому, |
насколько он устраняет |
или учитывает установленную проблему, обеспечивает дос тижение цели и отвечает каждому из предъявляемых требо ваний. Требования, предъявляемые к системе, могут быть
- 87 -
не равны 1о своему значении. Поэтому, там, где это возмож но, необходимо установить иерархию требования. Важность того или иногр требования, в свою очередь, определяется по степени его значимости для достижения пели.
Выбор принимаемого варианта решения на основе требо ваний, предъявляемых к системе по напей схеме, протекает в аналитическом квадранте. На этом заканчивается второй этап организованного процесса анализа конкретной ситуации и принятия решения. (См.стр.88.)
4. Выбор альтврнативы_и_озенка возможных последствий принимаемого_решения
Выбор варианта решения не всегда может быть завершен качественной оценкой альтернативы. Очень часто цель или вытекающие из нее требования могут содержать конкретные количественные выражения отдельных параметров системы, В этом случае необходима уже и количественная оценка ука занных параметров для проектируемого состояния системы.Но целевой квадрант может не содержать каких-либо количест венных требований к системе. Сама по себе проблема, нося щая количественно-качественный характер, может потребо вать от нас количественной' оценки эффективности принимае мого решения.
Наконец, для многих задач, наряду с качественной оценкой альтернативы, возникает необходимость в оптимиза
ц и и решения по одному или нескольким наиболее существен ным признакам. Выбор альтернативы или оптимизации решения по наиболее существенным признакам - это уже третий шаг в организованном процессе принятия решения.
I
88 -
- 89 -
Современная наука предоставляет в наше распоряжение широкую возможность использовать экономико-математиче ские методы для оптимизации управленческих решений. Ме тоды математического программирования (линейное, нели нейное, целочисленное и стохастическое, динамическое программирование) - это тот богатый инструментарий,кото рый может быть использован в отыскании оптимального ре шения. СДнако даже самый лучший инструмент представляет собой в любом трудовом процессе лишь средство труда.
Его эффективное использование зависит от уровня ор
ганизации трудового процесса, |
от эффективности использу |
|
емых приемов и методов труда. |
В данном случае речь идет |
|
о трудовом процессе принятия |
решения. Безотносительно |
к |
субъектам, участвующим в этом трудовом процессе, мы |
уже |
в достаточной степени определили^ что методологическойосновой организации процесса принятия решения должен быть системный подход. Организационной канвой, позволяю щей довести системный подход до эффективного использова
ния экономико-математических методов в решении той |
иля |
иной задачи, является, исследование операций. |
|
"Исследование операций - это совокупность конкрет |
ных практических приемов решения задач организации и уп равления, методов использования конкретных социальных процессов, так или иначе связанных с принятием решений, планированием и управлением" [55]. Если отправляться от общих методологических основ, разрабатываемых теоретика ми исследования операций и систем (Мора, Кимбел, Саати, Е. С.Вентцель и д р .), то в самом общем виде задачи иссле дования операций можно свести ж научному прогнозированию конечного результата операции, протекающей в определен ных условиях с учетом влияния случайных факторов, а так же к рациональной организации операции для достижения намеченной цели. В концепции системного подхода исследо вание операций можно интерпретировать как прогяоэирова-
- 90 -
ние системного выхода или конечного результата системно го процесса и рациональную организацию этого процесса. "Целью исследования операций является количественное обоснование решен::.:"[35, стр .9].
Однако ре.чь идет не только об обосновании решения на основе сравнения количественных значений какого-либо параметра системного процесса для розных проектируемых вариантов системы. Смысл исследования операций состоит в том, что в основе его лежит математическая модель, поз воляющая проанализировать (-точнее - проследить) поведе ние системы под влиянием предпринимаемых нами организа ционных воздействий на ее элементы и связи. Под поведе нием системы мы понимаем состояние ее выхода в условиях
различного рода внутренних и внешних изменений. При этом, с одной стороны, нас интересует, в какой степени выход системы будет приближаться к намеченной цели по мере то го, как мы, направленно совершенствуя систему, исключаем или дополняем в ней отдельные элементы и связи, меняя этим самым ее свойства. С другой стороны, нам необходимо проследить, как будет отличаться фактическое состояние системы от желаемого в процессе развития ситуаций в том либо ином прогнозируемом или случайном направлении.Таким образом, мы стремимся углубить анализ ситуации, просмат ривая ее в динамике.
Сделать это можно двумя способами:
1. Применить чисто логические операции сравнения и оценок (возможно также использование количественных иэ-
°мерений и расчетной эффективности различных вариантов решения).
2. Исследовать систему на оптимизацию с помощью ма тематической модели.
Первый способ, к сожалению, не всегда ведет к при нятию наиболее оптимальных решений, так как предоставля ет ограниченные возможности перебора вариантов и не поз-
- 91 -
воляет в достаточном многообразии проследить возможные изменения ситуации.
Второй способ, как уже говорилось выше, позволяет с . достаточно большой обоснованность» и полнотой проследить зависимость состояния системы от значений контролируемых и неконтролируемых переменных системного процесса, ха рактеризующих ситуацию в различные отрезки времени.Если добавить к этому появляющуюся, в связи с использованием математической модели, возможность применения быстродей ствующих вычислительных средств (ЭВМ), то можно сказать, что второй способ позволяет проанализировать ситуацию в значительно большем многообразии вариантов.
Однако на сегодняшний день, несмотря на значительно расширившийся круг задач, решаемых с применением экономи ко-математических методов и ЭВМ, подавляющая часть реше ний в управлении производством принимается с помощью пер вого способа. Это объясняется многими причинами, в числе которых можно выделить три основные группы.
1. Далеко не все проблемы, возникающие в управлении сложной социально-экономической системой, каковой обычно ' является производство, могут быть количественно выражены или формально описаны. Не все решения в процессе управле ния людьми требуют количественного обоснования.Для; многих решений одного количественного обоснования может оказать
ся недостаточно. |
> |
- ■ |
2. Экономико-математический аппарат, |
представляемый |
в настоящее время наукой руководителям и специалистам'для оптимизации принимаемых решений, охватывает, к сожалению,
хотя и большой, |
но еще весьма ограниченный круг задач, |
ч решаемых в УП. |
■ |
3. Причини |
необъективного характера, зависящие от . |
организационно-технических условий, к числу которых можно отнести: степень овладения руководителем научными основа ми УП и, в частности, системным методом в принятии реое-