Файл: Левич А.М. Основы системного анализа и теории принятия решений учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 85 -

рого порядка. В аналитическом квадранте протекает процесс ревизии системы. Этот процесс ревизии состоит в последо­ вательной оценке отдельных объектов, свойств и связей системы с позиций того, как они влияют на выход системно­ го процесса. Приемы такой оценки могут быть различны для данного рода задач. Эффективны, к примеру, аналитические методы оценки организационных структур, конструкций, от­ дельных объектов, которые получили распространение в за­ рубежной и отечественной практике под названием "Анализ

стоимости", "Методы направленной рационализации" и др.

[33], [34].

Элемент системы или связь оценивается примерно,

по

следующей

схеме вопросов: Для чего

он? (Его функция в

 

системном

процессе). Велика ли его

стоимость? Нельзя

ли

эту функцию выполнить с помощью других элементов или

о-

помощью более дешевого элемента (другим способом)? Нель­

зя ли вообще обойтись

без выполнения этой

функции,

без

ущерба для системного

процесса? (Обходный

маневр).

Обес­

печивает ли данный канал связи достаточную надежность и достоверность информации? Обеспечивает ли данный набор элементов, входящих в систему, достаточную полноту и за­ конченность системного процесса? И т.п .

Наиболее распространен в практике решения организа­ ционных задач нормативный подход: оценка отдельных объек­

тов, свойств (параметров) и связей системы ведется

на

основе сравнения их с установленными нормативами.

При

этом

успех решения, конечно,

зависит от прогрессивности

и научно-технического уровня

используемых

нормативов.

 

Ревизия системы переходит

в процесс

проектирования

более эффективного варианта

ее

организации.

Он выражает­

ся в

исключении, замене или дополнительном

введении от­

дельных элементов и связей в систему, что могло бы обес­ печить желаемый выход. В этом и состоит смысл направлен­ ного совершенствования системы. Этим, в частности, отли-


- 86 -

чается процесс организационного проектирования на дейст­ вующей системе от создания новой системы.

Ревизия системы и ее проектирование протекает в ана­ литическом квадранте А. Оценка ревизуемых объектов и свя­ зей системы, как и свойств вновь проектируемых вариантов, основывается на требованиях к системе. Эти требования формулируются в целевом квадранте Ц, так как они вытекают из поставленной цели. Требования к проектируемой системе представляют собой не что иное, как производное наших представлений о желаемом состоянии системного выхода. Од­

нако они не должны носить

субъективный характер, "Требо­

вания, - пишет Ст.Оптнбр,

- есть средство фиксации

одно­

значных утверждений, определяющих цель" [26^. По

сути

дела весь целевой квадрант в нашей схеме представляет со­ бой область ограничений, о характере проявления которых уже говорилось выше.

Поскольку проектирование желаемого состояния систе­ мы ведется посредством изменений ее объектов, свойств и связей, то и требования формируются в терминах системных объектов, свойств и связей.

Таким -образом, речь идет прежде всего о качествен­ ной оценке проектируемого варианта решения. Для целого ряда задач (в особенности организационных) этого этапа бывает вполне достаточно для окончательного принятия ре­ шения. Кроме того, многие организационные или комплекс­ ные задачи содержат (пользуясь терминологией Ст.Оптнера) проблемы качественные или количественные. Б этом случае количественная оптимизация решения может оказаться зат­

руднительной или недостаточной.

Выбор принимаемого

реше­

ния ведется путем последовательной оценки каждого

из

прилагаемых вариантов по тому,

насколько он устраняет

или учитывает установленную проблему, обеспечивает дос­ тижение цели и отвечает каждому из предъявляемых требо­ ваний. Требования, предъявляемые к системе, могут быть


- 87 -

не равны 1о своему значении. Поэтому, там, где это возмож­ но, необходимо установить иерархию требования. Важность того или иногр требования, в свою очередь, определяется по степени его значимости для достижения пели.

Выбор принимаемого варианта решения на основе требо­ ваний, предъявляемых к системе по напей схеме, протекает в аналитическом квадранте. На этом заканчивается второй этап организованного процесса анализа конкретной ситуации и принятия решения. (См.стр.88.)

4. Выбор альтврнативы_и_озенка возможных последствий принимаемого_решения

Выбор варианта решения не всегда может быть завершен качественной оценкой альтернативы. Очень часто цель или вытекающие из нее требования могут содержать конкретные количественные выражения отдельных параметров системы, В этом случае необходима уже и количественная оценка ука­ занных параметров для проектируемого состояния системы.Но целевой квадрант может не содержать каких-либо количест­ венных требований к системе. Сама по себе проблема, нося­ щая количественно-качественный характер, может потребо­ вать от нас количественной' оценки эффективности принимае­ мого решения.

Наконец, для многих задач, наряду с качественной оценкой альтернативы, возникает необходимость в оптимиза­

ц и и решения по одному или нескольким наиболее существен­ ным признакам. Выбор альтернативы или оптимизации решения по наиболее существенным признакам - это уже третий шаг в организованном процессе принятия решения.

I

88 -

- 89 -

Современная наука предоставляет в наше распоряжение широкую возможность использовать экономико-математиче­ ские методы для оптимизации управленческих решений. Ме­ тоды математического программирования (линейное, нели­ нейное, целочисленное и стохастическое, динамическое программирование) - это тот богатый инструментарий,кото­ рый может быть использован в отыскании оптимального ре­ шения. СДнако даже самый лучший инструмент представляет собой в любом трудовом процессе лишь средство труда.

Его эффективное использование зависит от уровня ор­

ганизации трудового процесса,

от эффективности использу­

емых приемов и методов труда.

В данном случае речь идет

о трудовом процессе принятия

решения. Безотносительно

к

субъектам, участвующим в этом трудовом процессе, мы

уже

в достаточной степени определили^ что методологическойосновой организации процесса принятия решения должен быть системный подход. Организационной канвой, позволяю­ щей довести системный подход до эффективного использова­

ния экономико-математических методов в решении той

иля

иной задачи, является, исследование операций.

 

"Исследование операций - это совокупность конкрет­

ных практических приемов решения задач организации и уп­ равления, методов использования конкретных социальных процессов, так или иначе связанных с принятием решений, планированием и управлением" [55]. Если отправляться от общих методологических основ, разрабатываемых теоретика­ ми исследования операций и систем (Мора, Кимбел, Саати, Е. С.Вентцель и д р .), то в самом общем виде задачи иссле­ дования операций можно свести ж научному прогнозированию конечного результата операции, протекающей в определен­ ных условиях с учетом влияния случайных факторов, а так­ же к рациональной организации операции для достижения намеченной цели. В концепции системного подхода исследо­ вание операций можно интерпретировать как прогяоэирова-



- 90 -

ние системного выхода или конечного результата системно­ го процесса и рациональную организацию этого процесса. "Целью исследования операций является количественное обоснование решен::.:"[35, стр .9].

Однако ре.чь идет не только об обосновании решения на основе сравнения количественных значений какого-либо параметра системного процесса для розных проектируемых вариантов системы. Смысл исследования операций состоит в том, что в основе его лежит математическая модель, поз­ воляющая проанализировать (-точнее - проследить) поведе­ ние системы под влиянием предпринимаемых нами организа­ ционных воздействий на ее элементы и связи. Под поведе­ нием системы мы понимаем состояние ее выхода в условиях

различного рода внутренних и внешних изменений. При этом, с одной стороны, нас интересует, в какой степени выход системы будет приближаться к намеченной цели по мере то­ го, как мы, направленно совершенствуя систему, исключаем или дополняем в ней отдельные элементы и связи, меняя этим самым ее свойства. С другой стороны, нам необходимо проследить, как будет отличаться фактическое состояние системы от желаемого в процессе развития ситуаций в том либо ином прогнозируемом или случайном направлении.Таким образом, мы стремимся углубить анализ ситуации, просмат­ ривая ее в динамике.

Сделать это можно двумя способами:

1. Применить чисто логические операции сравнения и оценок (возможно также использование количественных иэ-

°мерений и расчетной эффективности различных вариантов решения).

2. Исследовать систему на оптимизацию с помощью ма­ тематической модели.

Первый способ, к сожалению, не всегда ведет к при­ нятию наиболее оптимальных решений, так как предоставля­ ет ограниченные возможности перебора вариантов и не поз-

- 91 -

воляет в достаточном многообразии проследить возможные изменения ситуации.

Второй способ, как уже говорилось выше, позволяет с . достаточно большой обоснованность» и полнотой проследить зависимость состояния системы от значений контролируемых и неконтролируемых переменных системного процесса, ха­ рактеризующих ситуацию в различные отрезки времени.Если добавить к этому появляющуюся, в связи с использованием математической модели, возможность применения быстродей­ ствующих вычислительных средств (ЭВМ), то можно сказать, что второй способ позволяет проанализировать ситуацию в значительно большем многообразии вариантов.

Однако на сегодняшний день, несмотря на значительно расширившийся круг задач, решаемых с применением экономи­ ко-математических методов и ЭВМ, подавляющая часть реше­ ний в управлении производством принимается с помощью пер­ вого способа. Это объясняется многими причинами, в числе которых можно выделить три основные группы.

1. Далеко не все проблемы, возникающие в управлении сложной социально-экономической системой, каковой обычно ' является производство, могут быть количественно выражены или формально описаны. Не все решения в процессе управле­ ния людьми требуют количественного обоснования.Для; многих решений одного количественного обоснования может оказать­

ся недостаточно.

>

- ■

2. Экономико-математический аппарат,

представляемый

в настоящее время наукой руководителям и специалистам'для оптимизации принимаемых решений, охватывает, к сожалению,

хотя и большой,

но еще весьма ограниченный круг задач,

ч решаемых в УП.

3. Причини

необъективного характера, зависящие от .

организационно-технических условий, к числу которых можно отнести: степень овладения руководителем научными основа­ ми УП и, в частности, системным методом в принятии реое-