Файл: Кондрашихин В.Т. Визуальные определения места судна и поправки компаса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.Рис. 15

прокладочных инструментов, но, откладывая углы на глаз, необходимо учитывать, какой из них больше. Так, в послед­ нем примере d = 3°,5Е. Поэтому линию магнитного мери­ диана надо провести так, чтобы его "северная! часть NM была отклонена к Е от N„ на угол d (рис. 15). Затем, исполь­ зуя вторую заданную величину, проводят компасный мери­ диан так, чтобы его северная часть NK

была западнее NM на величину б. Хотя построения могут выполняться без транс­ портира, необходимо учитывать, что численно величина б больше, чем d. По­ этому второй откладываемый угол дол­ жен быть больше первого и, следователь­ но, N K окажется западнее N u . Чертеж убеждает, что в данном случае АМК имеет наименование W и численно рав­ на разности девиации и склонения.

4.4.2. Величина магнитного склоне­ ния d снимается с карты в районе на­ хождения судна и приводится к году плавания.

Для получения склонения в районе плавания судна необходимо выполнить линейную интерполяцию^ между двумя

ближайшими к месту судна точками, у которых на карте надписаны значения склонения.

Для приведения склонения к году плавания необходимо надписанную на карте величину годового изменения склоне­ ния умножить на число лет, прошедших после года, для ко­ торого даны склонения (указываются под заголовком кар­ ты), затем полученной поправкой исправить снятое с кар­ ты значение склонения.

Расчеты склонения выполняются с округлением резуль­ татов до 0°,1.

4.4.3. Величина девиации б выбирается на компасный курс КК из таблицы девиации. Эта таблица содержит зна­ чение б для компасных курсов через 15 или 10°. Для полу­ чения девиации на промежуточный курс выполняется линей­ ная интерполяция.

Девиацию, выбранную из таблицы девиации, рекомен­ дуется сопоставлять сданными журнала поправок компаса. Если условия работы компаса существенно' отличаются от условий, при которых определялась девиация (значительные

55

изменения магнитной широты, загрузки судна и т. п.), а жур­ нал содержит менее устаревшие данные определения АМК на нужном курсе, то предпочтение следует отдавать девиа­ ции, выбранной из журнала поправок компаса.

Расчет девиации магнитного компаса выполняется

сокруглением результата до 0°,1.

4.4.4.Точность магнитного склонения, приведенного на карте, зависит от качества магнитной съемки в том или ином районе и характеризуется ориентировочно следующими пре­ дельными ошибками:

Девнационные полигоны и рейды портов

± 0 ° , 1

Прибрежные районы

и моря интенсивного

судоход­

ства

± 0 ° , 3

Открытый океан

 

± 1 °

В малоисследованных районах Мирового океана, где магнитная съемка не производилась, на картах приводятся вычисленные значения магнитного склонения, которые мо­ гут содержать предельную ошибку до ±1,5 — Г,9 .

Приведенные данные не относятся к районам магнит­ ных аномалий, где резкие изменения элементов земного маг­ нетизма вообще затрудняют использование магнитных ком­ пасов. Например, известна сильнейшая магнитная аномалия у западных берегов Австралии, где на расстоянии 1 кбт от берега склонение изменяется от 56 Е до 26° W [24].

Наконец, следует иметь в виду кратковременные изме­ нения величины магнитного склонения (вариации) в перио­ ды магнитных бурь. Косвенным признаком такого явления могут служить необычные помехи радиосвязи.

4.4.5. Вследствие ошибок наблюдений при девиационных работах таблица девиации к моменту ее составления об­ ладает ошибками, зависящими от внешних условий и при­ меняемого способа определений остаточной девиации. Если девиация определялась при благоприятных условиях по пе­ ленгам створов на восьми равноотстоящих курсах, то полу­

ченные

табличные значения

девиации

характеризуются

стандартными

ошибками

±0,2—0°,3,

а предельная

ошибка

на отдельных курсах может

достигать ве­

личины ±0,8 — Г [24]. С течением времени под влиянием раз­ личных факторов магнитное поле судна существенно изме­ няется, вследствие чего ошибки табличной девиации значи­ тельно возрастают.

56


4.4.6. Точность поправки магнитного компаса, рассчитан­ ной по склонению и девиации, в лучшем случае характери­

зуется

стандартной ошибкой

± 0 , 4 — 0°,5,

а

пре­

дельная

ошибка

достигает в этих условиях ±

Г,5. Так

как со временем эти ошибки возрастают, то поправку

маг­

нитного

компаса

рекомендуется

определять из

наблюде­

ний ориентиров при всякой возможности и на каждом но­ вом курсе. Кроме того, в течение вахты необходимо систе­ матически сверять показания магнитного компаса и гиро­ компаса.

5. Запись и учет поправки компаса

4.5.1. На карте вдоль линии пути судна надписывает­ ся компасный курс, а рядом в скобках —• знак и величина поправки этого же компаса, округленная (как и компасный курс) до 0°, 5. При этом условное обозначение поправки ком­ паса и знак равенства не проставляются. Если КК и АК выражаются целым числом градусов, то ноль десятых мож­ но не писать. Напротив, если одна из этих величин оканчи­

вается на

0°,5, то в записи другой проставляют ноль де­

сятых.

 

Пример 28. КК 234°(—2°).

Пример

29. ГКК 148°,5 ( + 3 ° , 0 ) .

4.5.2. Курсы и пеленги, определяемые по магнитному компасу, надлежит исправлять общей поправкой этого ком­ паса, которая зависит от КК- При переводе ИК в КК девиа­ цию можно выбирать из таблицы девиации на ИК, если деви­ ация невелика и плавно изменяется в зависимости от кур­ са. В противном случае рекомендуется вначале рассчиты­ вать магнитный курс:

 

МК =• ИК — а,

а затем, выбрав

девиацию б на МК, найти КК и АМК-

КК

=. МК + б; АМК = d + б.

4.5.3. При работе с гирокомпасом учитывают следующие

специфические

особенности изменений его поправки:

при маневрировании АГК изменяется за счет суммар­ ных инерционных погрешностей, которые достигают вели­ чины 3—4°, изменяются периодически и затухают через 2— 3 ч после окончания маневра;

57


при следовании судна с постоянным курсом и скоростью вследствие качки и других причин поправка гирокомпаса изменяется случайным образом с периодичностью около 70—

90мин [25].

4.5.4.Поправка гирокомпаса, определенная в процессе маневров или сразу же после их окончания, может исполь­ зоваться для исправления пеленгов, измеренных в то же время, что оговаривается записью в судовом журнале. Ис­

пользование такой

поправки

для расчета

ГКК повлечет

за собой систематические ошибки счисления.

Для расчета курса необходимо использовать среднюю

величину из 6—7

поправок

гирокомпаса,

определенных

через интервалы времени около 0,5 ч, начиная не ранее чем через 2—3 ч после окончания маневров. Такую осредненную величину АГК иногда называют «поправкой курса» и обо­

значают

АГКК-

 

 

 

Для исправления гирокомпасных пеленгов лучше поль­

зоваться

поправкой АГК, определенной

возможно

ближе

к моменту измерения

пеленгов, но не ранее чем за 15—

20 мин до этого. Если

эта рекомендация

почему-либо не­

выполнима, то для исправления пеленгов

следует

исполь­

зовать поправку курса

АГКК, т. е. значения АГК,

осред-

ненные за большой интервал времени.

 

 

4.5.5. Если в результате определения поправки

компаса

(магнитного или гироскопического) получено значение, су­ щественно отличающееся (более чем на Г) от ранее приня­ той величины,™ штурман обязан после проверки своих за­ писей и расчетов доложить капитану об обнаруженном изме­

нении

АК.

 

Изменение величины АК,

принятой для расчета курса,

и связанное с этим изменение

курса допустимы только с ве­

дома

капитана.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СУДОВОЖДЕНИИ1

Величина пли понятие

Обозначение

I. Координаты

Счислимые координаты: широта, долгота

Обсервованные координаты: ши­ рота, долгота

Счислимо-обсервованные коорди­ наты: широта, долгота

Средняя широта Разность широт, разность долгот Отшествие

Меридиональная часть; разность меридиональных частей

II. Направления, курсы, пеленги

Север, юг, восток, запад Северо-восток, северо-запад Юго-восток, юго-запад

Север истинный, магнитный, компасный

Путь судна (путевой угол) Курс судна

Курсы: истинный, магнитный, компасный

Курсы компасные по гирокомпа­ су, по главному магнитному ком­ пасу, по путевому компасу

Поправка курса

Фс> ^0

Фо.

Фсо> ^"СО

Фср (Фш)

РШ(Ац>), РД (ДА,) ОТШ (ш)

МЧ, РМЧ

N, S, £ ( 6 s t ) , W

NE (NO),

NW

SE

(SO),

SW

Nn,

N„,

NK

 

ПУ

 

 

К

 

и к,

мк,

кк

ГКК,

ККт>

ККп

д/с

1 Составлено на основании Наставления по организации штур­ манской службы на судах морского флота (Главное управление мо­ реплавания ММФ СССР). М., Рекламбюро, 1970. В скобках даны обозначения, применяемые, в некоторых пособиях для мореплавате­ лей или в учебной литературе при выводе формул.

59


Величина или понятие

Поправки: гирокомпаса, главно­ го магнитного компаса, путевого компаса

Магнитное склонение, девиация магнитного компаса

Угол дрейфа, течения (поправка на дрейф и течение)

Общий угол сноса (поправка на дрейф и течение)

Пеленг, разность пеленгов

Пеленги: истинный, магнитный, компасный

Обратные пеленги: компасный, магнитный, истинный

Локсодромический пеленг Ортодромнческин пеленг Ортодромическая поправка Курсовой угол

Отсчет радиокурсового угла, радиокурсовой угол

Радиопеленг, истинный радио­ пеленг

Радиолокационный пеленг Радиодевиация

Направление ветра: истинного, кажущегося

Направление течения относи­ тельно истинного меридиана

Линия относительного движения

III. Расстояния, скорости

Расстояние до объекта (дистан­ ция)

Расстояние, снятое с карты, из­ меренное радиолокатором, траверзное

Дальность видимости горизонта

Продолжение

Обозначение

д г / е , шкгл,

&мКп

d, б

а, 0

с

П, АП ИП, МП, кп

окп, омп, оип

Лок П Орт П

Ч>

КУ ОРКУ, РКУ

РП, ИРП

РЛП f

кТ

ЛОД

D

DK, Dp, D±_

60

Величина или понятие

Отсчет лага: разность отсчетов лага

Поправка лага (в %), коэффи­ циент лага

Расстояние, пройденное судном (плавание), истинное (снятое с карты)

Плавание по лагу (с учетом его поправки), по оборотам винта

Скорость судна истинная, по ла­ гу (с учетом его поправки), по оборотам винта

Скорость ветра истинного, ка­ жущегося (наблюденного)

Скорость течения

IV. Глубины, высоты

Глубина моря, измеренная руч­ ным или механическим лотом, эхо­ лотом, снятая с карты

Отсчет глубины по шкале эхо­ лота

Общая поправка к отсчету по шкале эхолота

• Осадка судна

Осадка носом, по миделю, кор­ мой

Высота глаза наблюдателя над уровнем моря

Высота ориентира над уровнем моря

V. Ошибки

Стандартная (средняя квадратическая) величина случайных ошибок одного измерения

Стандартная ошибка вывода (среднего арифметического, сред­ невзвешенного и т. п.)

Продолжение

Обозначение

ол; рол

Ал, л

S

•5.1 > "^об

V, W

V?

ня, н3, нк

оэ

Дгэ

Г

е

h

е

Е

61