Файл: Кондрашихин В.Т. Визуальные определения места судна и поправки компаса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.08.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Библиотечка судоводителя морского флота

В. Т. КОНДРАШИХИН, Е. Ф. ЛУДЧЕНКО

ВИЗУАЛЬНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА СУДНА

И ПОПРАВКИ КОМПАСА

И З Д А Н И Е ВТОРОЕ, П Е Р Е Р А Б О Т А Н Н О Е

ИД О П О Л Н Е Н Н О Е

МОСКВА «ТРАНСПОРТ* 1974

УДК 656.605

 

Визуальные определения места

судна и поправки компа­

са. К о н д р а ш и х и н В. . Т . ,

Л у д ч е н к о Е. Ф.

Изд-во

«Транспорт», 1973, стр. 1—72.

В

брошюре излагаются способы

навигационных опреде­

лений

места судна (наиболее часто'употребляемые в практи­

ке судовождения) и поправки компаса без применения радио­ технических средств.

Материал дается в виде отдельных практических рекомен­ даций по выполнению наблюдений, нх обработке, прокладке на карте и правильным записям в судовом журнале. Все ре­ комендации иллюстрируются числовыми примерами и образ­ цами прокладки. Рис. 15, табл. 4, библ. 26, прилож. 2.

4*

31806—289 к 049(01)—74 289—74

© Издательство «Транспорт», 1974 г., с изменениями и дополнениями

Г л а в а 1. НАБЛЮДЕНИЯ И ИХ ОБРАБОТКА

Для контроля и коррекции счисления необходимы об­ сервации, основанные на наблюдениях навигационных ори­ ентиров [14].

При визуальных определениях места судна наблюдают (измеряют) навигационные параметры — пеленг, верти­ кальный и горизонтальные углы.

1.Опознание ориентиров.'

1.1.1.Любые определения места суднд возможны толь­ ко при условии, если наблюдаемые юриентй'ры правильно опознаны в соответствии с их обозначениями на карте.

Ошибки опознания ориентиров влекут за собой грубые ошибки судовождения, приводящие часто к тяжелым на­ вигационным авариям [5].

1.1.2.Наиболее надежными ориентирами служат бе­ реговые средства оборудования морских путей (маяки, ог­ ни, знаки и т. п.). Их использование для определений места судна предпочтительнее по сравнению с другими искусст­ венными пли естественными ориентирами (здания, мысы и

т.п.).

Степень точности нанесения ориентиров на карту опре­ деляется следующей последовательностью:

береговые средства навигационного оборудования (ма­ яки, навигационные знаки, огни и т. п.);

естественные ориентиры, относящиеся к береговой чер­ те (мысы, островки, скалы и т. п.);

плавучие средства навигационного оборудования (пла­ вучие маяки);

естественные и искусственные ориентиры, удаленные от береговой черты (приметные сооружения, холмы и т. п.).

К;определению места судна по наблюдениям плавучих средств ограждения навигационных опасностей (буи, ве-

з


хи и т.. п.) следует относиться с осторожностью и прове­ рять такие обсервации при первой же возможности, так как плавучие средства могут оказаться смещенными со своих штатных мест. Пренебрежение этим правилом не раз явля­ лось причиной навигационных аварий.

1.1.3. Навигационное оборудование морских путей не­ прерывно совершенствуется: выставляются новые средства и улучшаются характеристики ранее установленных. На­ ряду с этим происходят другие изменения навигационной обстановки. Поэтому для надежного опознания ориентиров необходимо, чтобы карты, лоции, книги «Огни и знаки» и другие навигационные пособия своевременно корректиро­ вались. Учитывая возможные изменения, никогда не сле­ дует полагаться на свои знания навигационной обстанов­ ки, так как даже в хорошо знакомом районе могли про­ изойти существенные изменения, отраженные в корректу­

ре навигационных

пособий.

 

Никакие

ссылки

мореплавателей на

незнание сведений,

объявленных

в печати

или переданных

по радио в Извеще­

ниях мореплавателям,

в случае аварийных

или конфликтных

дел во внимание не принимаются [1].

 

1.1.4. Опознание ориентиров в процессе плавания вы­ полняется тем быстрее и надежнее, чем лучше была пред­ варительная подготовка к плаванию [4]. Каждый штурман перед вступлением на вахту обязан ознакомиться со все­ ми особенностями участка пути, который будет пройден за

время его вахты. Особое внимание необходимо

обращать

на характер навигационных

опасностей вблизи

проложен­

ного курса и на то, какими

ориентирами лучше пользовать­

ся для получения надежных обсерваций в достаточном ко­ личестве. Не следует пренебрегать указаниями лоций, в которых, как обобщение опыта мореплавания, выделены и опиеаны наиболее приметные ориентиры.

1.1.5. Ночью навигационные огни надежно опознают­ ся по их цвету и характеристике с помощью описаний, дан­ ных на картах и в книге «Огни и знаки». Контроль за пра­ вильностью опознания огней с периодическим изменением света осуществляют путем измерения их периода секундо­ мером. Если период огня мал (менее 30 сек), то измеряют промежуток времени в неколько периодов, который затем делится на число наблюдавшихся периодов.

Контроль измерением периода проблесковых (затме­ вающихся) огней выполняют также в тех случаях, когда,

4


казалось бы, опознаваемый огонь не с чем спутать. Напри­ мер, если в районе плавания — только один белый про­ блесковый огонь, то, не измерив его период, можно оши­ бочно принять за него свет автомобильных фар на пригор­ ке или повороте прибрежного шоссе, которые при интенсив­ ном движении создают иллюзию проблескового огня.

1.1.6. При плавании вдоль незнакомых берегов, редко обставленных маяками, знаками и другими средствами на­ вигационного оборудования, рекомендуется следующий прием опознания ориентиров.

Одновременно с пеленгованием трех надежно опознан­ ных ориентиров берут четвертый пеленг приметного ори­ ентира, находящегося впереди по движению судна, и кото­ рый требуется опознать на карте. Получив на карте обсервованное место по трем пеленгам, из него прокладыва­ ют в сторону берега четвертый пеленг опознаваемого ориен­ тира. В некоторых случаях этого бывает достаточно, чтобы опознать ориентир. Надежнее выждать, пока пеленг опо­

знаваемого ориентира изменится на величину

около 30°,

и повторить всю процедуру. Тогда два пеленга,

проложен­

ные на карте, пересекаясь на берегу, покажут

расположе­

ние опознаваемого ориентира. При этом следует иметь в виду, что точность такого «определения места ориентира на карте» значительно ниже точности определений места суд­ на в тех же условиях, так как для определения места ори­ ентира в качестве «опорных пунктов» принимаются обсервованные места судна.

Описанный прием широко используют в практике су­ довождения. Его применение эффективно, когда обсерва­ ции и опознание впереди расположенных ориентиров вы­ полняют достаточно часто (каждые 10—15 мин, т. е. чаще, чем это требуется при плавании у хорошо изученного по­ бережья).

1.1.7.При опознании средств плавучего ограждения навигационных опасностей основное внимание нужно об­ ращать на вид голика и топовой фигуры, так как цвет буя, бакена, вехи может быть изменен до неузнавае­ мости.

1.1.8.Во всех случаях правильность опознания ориен­ тиров (и отсутствие других грубых ошибок обсерваций) контролируют сопоставлением обсерваций с соответствую­ щими им счислимыми точками с учетом возможных ошибок как обсерваций, так и счисления (см. пп. 3.4.7. и 3.4.8).

2 зак. 426

5


2.Пеленгование

1.2.1.Угловые направления на ориентиры, т. е. пеленги, измеряют с помощью компаса и пеленгатора. Напомним, что компасный пеленг измеряется углом от северной части компасного меридиана по часовой стрелке до визирной пло­ скости пеленгатора, наведенного на ориентир.

1.2.2.Пеленгатор (оптический или обыкновенный) тре­ бует бережного обращения. При стоянках в портах его хра­ нят в рулевой рубке. Для предохранения оптики пелен­ гатора и картушки репитера от вредного действия солнеч­ ных лучей и ненастной погоды репитер вместе с пелен­ гатором накрывают чехлом.

1.2.3.Пеленгатор необходимо содержать в чистоте. Каждый раз перед выходом судна в рейс, а также после использования в плохую погоду механические детали и оп­ тику пеленгатора тщательно протирают. Подвижные час­ ти пеленгатора следует регулярно «расхаживать».

1.2.4.Пеленгатор периодически подвергают проверкам [6].

Уобыкновенного пеленгатора проверки производят не

реже двух раз в год перед выполнением работ, связанных с определением девиации [7]. Особое внимание уделяют про­ верке эксцентриситета, так как погрешность пеленгатора вызывает ошибки в компасных пеленгах.

Перед проверкой эксцентриситета прижимным винтом устраняют люфт пеленгатора. Затем пеленгатор устанавли­ вают поочередно на все курсовые углы, кратные 45° по ази­ мутальному кругу. При каждой установке пеленгатора разность отсчетов по индексам у глазной и предметной ми­ шеней не должны отличаться более чем на 180° ± 0°,2. В случае большего расхождения отсчетов пеленгатор сда­ ют в ремонт.

!

Оптический

пеленгатор в судовых

условиях проверкам

не

подвергают.

При обнаружении

неисправностей

(пя­

тен7 на оптике,

перекоса нити и т. п.) пеленгатор

'сдают

в" ремонт.

 

 

 

1.2.5.Для приготовления пеленгатора к наблюдениям его устанавливают на репитер, наводят на резкость по глазу трубу и микроскоп, а при чрезмерно ярком освещении под­ бирают светофильтры.

1.2.6.Для измерения пеленга пеленгатор направляют на ориентир, затем, поворачивая его, точно совмещают ви­ зирную нить с ориентиром.

6


Пользуясь оптическимпеленгатором, прямой отсчет компасного пеленга следует снимать с картушки пеленгов в тот момент, когда пузырек уровня виден на визирной нити, т. е. при горизонтальном положении картушки репи­ тера.

Пользуясь обыкновенным пеленгатором, отсчет произво­

дят в тот момент, когда нить предметной

мишени,

наведен­

ная на ориентир, делит пополам прорезь

глазной

мишени,

а руки пеленгующего не прикасаются к пеленгатору. За­ фиксированный через призму пеленгатора отсчет по кар­ тушке — обратный компасный пеленг ОД77 — отличается от компасного пеленга КП всегда на 180°.

Рекомендуется перед снятием окончательного- отсчета пеленга производить по меньшей мере двукратную предва­ рительную прикидку. При этом обращают внимание, в ка­ кую сторону возрастают отсчеты (справа налево).

1.2.7. При пеленговании в ночное время освещение кар­ тушки репитера необходимо отрегулировать так, чтобы свет не затруднял наведение нити на ориентир и чтение отсчета.

Если надо измерить пеленг слабого огня, то на время визирования подсветку компаса выключают, и как только нить будет совмещена с ориентиром, включают свет для сня­ тия отсчета.

Если при пеленговании обыкновенным пеленгатором ориентир плохо виден через прорезь щита глазной мишени, необходимо отвести щит в левую сторону и пользоваться широкой прорезью.

1.2.8. При измерении пеленга во время сильной качки отсчет снимают в моменты, когда котелок компаса займет положение, близкое к горизонтальному. Нельзя ограничи­ ваться одним отсчетом — нужно взять их несколько и при­ нять средний'.

1.2.9. При пеленговании отдаленных или плохо видимых ориентиров пользуются рекомендациями, приведенными в

пп.3.1.3 и 3.1.6.

1.2.10.Во время пеленгования положение судна на за­ данном курсе должно быть устойчивым, так как при резком рыскании его ошибка пеленга может достигать несколь­ ких градусов [3]. Поэтому перед пеленгованием надо пре­ дупредить рулевого, чтобы он по возможности точнее удер­ живал судно на заданном курсе.

Не рекомендуется производить пеленгование в процес­ се поворота судна.

2*

.

7