Файл: Коржуков Н.Г. Химическое сродство и направление химических реакций учеб. пособие для упражнений, семинар. занятий, коллоквиумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.08.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
546
К - 66
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
ИНСТИТУТ СТАЛИ И СПЛАВОВ
Кафедра общей и неорганической химии
Н.Г .КОРИКОВ
Одобрено Методическим сонетом в качестве учебного пособия
ХИМИЧЕСКОЕ СРОДСТВО И НАПРАВЛЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ
Учебное пособие для упразднений, семинарских занятий, коллоквиумов
Под редакцией профессора Б.Г.Коршунова
Москва, 1974
Гос. пуДлмчная |
I |
Я '' |
|
научно-те,**’ |
еская |
||
библией; л - |
СР |
|
|
г |
|
|
|
•?'Г■ • ЧИСГГ) |
о А Л ? |
|
П Р Е Д И С Л О Б И JS |
|
|
|
Vt'Z-GiUiG
'За последние года произошёл заметный качественный сдвиг в
преподавании курса общей и неорганической химии: наряду с тра диционный рассмотрением свойств элементов и их соединений боль шое внимание уделяется общим закономерностям физико-химических
. процессов (их энергетике, кинетике и статике).
В связи с этим уместно отыегиго, что и закон Гесса, и закон
действующих масс, и принцип Да Шателье, а га itsе большинство свойств растворов и многие происходящие в них процессы (раство рение,' кипение и кристаллизация растворов, давление пера над раствором, сольватация, гидролиз, нейтрализация и др.) - всё это проблемы термодинамические. Следовательно, основным для студен-
тов-первокурсников, изучающих общую химию, должно быть не учевио
о скоростях химических процессов (их кинетика), а учение о хими
ческом сродстве (статика процессов).
Нельзя призвать отвечающей логике преподавания давно устано
вившуюся традицию, согласно которой учение о равновесии принято излагать после рассмотрения скорости процессов (рассматриваются скорости прямого и обратного процессов, затем ковстатируется за медление первого и ускорение второго и, как следствие этого, ус тановление динамического равновесия). Вряд ли имеет смысл рас сматривать кинетику процесса, пока.не решён вопрос о принципиаль ной его осуществимости. Другое дело (и это необходимо сообщать
студевтам), что по тем или иным причинам вопрос об осуществле нии того или иного процесса не всегда можно решить и что зачас- .
тую из-за отсутствия необходимых данных приходится прибегать к эксперименту без предварительного термодинамического расчёта.
- 3 -
Курс общо:! химии даёт богатый материал для рассмотрения воп роса об условиях протекания гой или иной хииической реакции, од
нако изложение основ хииической термодинамики в курсе общей хи мии на мокаг быгь подробный, во-первых, потону, что полное осве щение этого предмета студент получит при прохождении курса физи
ческой химии и, во-вторых, потому, |
что имеются известные труднос |
||
ти в |
методике |
преподнесения этого |
материала студенту-аервокурс- |
нику, |
ещё но |
знакомому с методами |
математического анализа. |
В настоящем пособии не используется сложный математический аппарат; основная задача хииической термодинамики - определение химического сродства - решается с помощью очень простых вычисле ний; при введении новых понятий иногда используются механическно аналогии (так, например, при рассмотрении понятия изобарного по тенциала используется аналогия с гравитационной потенциальной энергией), а понятие энтропии вводится без традиционного рассмот рения основного термодинамического цикла - цикла Карне. Большое внимание уделено обсуждению физического смысла энтропии, в ходе которого подчеркивается, -что -энтропия вовсе не является какой-то туманной идеей, а представляет собой одно и8 простейших термо динамических понятий, одно из наиболеа характерных свойств мате рии. Для конкретизации излагаемого материала в текст пособия вклю чены соответствующие примеры и задачи, чисдо которых, к сожале нию, ограничено небольшим объёмом пособия.
В задачу автора не входило изложение основ термохимии, пос кольку этот материал достаточно подпобно освещён в учебниках по общей химии и его усвоение обычно не вызывает у студентов каких-
либо трудностей.
При составлении настоящего пособия автору большую помощь оказал Гтермодинамивированный" курс химии, прочитанный профессо ром М.Х.Дарапетьявцем для преподавателей химии на ФПК при МХТИ им.Д.И.Менделеева. Пользуясь благоприятным случаем, автор выра жает овоп глубокую благодарность профессору М.х.Карапегьянцу за коноудыации и практические советы, которые были использованы при составлении настоящего пособия.
Доцент Н.Г.Коржуков
-5 -
ВВ Е Д Е Н И Е
Подавляющее большинство изменений веществ обусловлено тече нием химических процессов, при которых образуются (или разрывают ся) связи между атоыаии.
Поиски ответа на вопрос "почему происходят химические реак ции?" привели к понятию о "химическом сродстве" взаимодействую щих веществ квн причины всех химических процессов. Возникнове ние и развитие понятия о химическом сродстве (в современном смыо ле его) тесно связана с именами Томсена, Бергдо, Ванг-Гоффа и Гельмгольца.
Так, около ста лат назад датский термохимик Томсен (впервые чётко сформулировавший понятие и значение теплового эффекта реак ции) предложил считать мерой химического сродотва и критерием осуществимости химической реакции тепловой эффект реакции. Сог ласно Томсену, всякий химический процесс сопровождается выделе нием тепла, поэтому продуктами взаимодействия веществ являются такие вещеотва, при образовании которых выделяется наибольшее количество тепла х).
В вопросе о силе сродства и о трактовке её нак основной при чины химической реакции Бертло по существу вичем не отличается от Томсена: "Всякое химическое превращение, совершающееся без вмешательства посторонней силы, стремится к произведению тела или системы тел, которые выделяют наиболее тепла". Этот прив -
х^ Томсену принадлежит также попытка определения химического сродства через скооость реакции, однако найти таким путём
постоянную меру сродства оказалось невозможным, ибо скорость реакции трудно измерить и ещё труднее свести к постоянной величине, вследствие зависимости скорости реакции от целого ряда факторов (концентрации веществ, температуры, давления, наличия катализатора).
- б -
цЯп маасийбйьного тепла вошел в погори» пиши как принцип Берг-
п0) несмотря'нэ серьёзные претензии Томсена на приоритет в атом вопросе. Ьаснузигоат внимания оговорка Ь'ертло о небмешагельство посторонней силы, которое он ставит условием осуществления свое-
уо му^ицкиз•
Котличие от Томсена и Бертло, искавших меру химического
сродства в тепловом аффекте реакции, Гельмгольц и Баят-Гофф най
дя его в величине максимальной работы, перенесенной на химиче
скую реакцию, или, что то же, - в свободной энергии системы:
"Химическое сродство лучше всего определяется как максимальная работа, могущая быть произведённой при реакции, и совпадает со свободной энергией". Или в уточнённой формулировке: "Свободной
энергией реакции называется максимальная работа, совершённая реакцией при обратимом ходе и изотермических условиях". "Хими
ческий процесс обусловлен, как и всякий другой процесс, возмож ность» отдачи работы, отдачи свободной энергии".
. Таким образом, Ваит-Гофф и Гельмгольц сделали огромный шаг вперед по сравнению с Томсоном и Бергло, ибо сформулированным имя критерием охватываются не только экзотермические, но и эндо-
гермическ.э реакции. Следует, однако, иметь в вйду, что обрати мость процесса понимается здесь в термодинамическом, а не в хи мическом смысле (химически обратимый процесс и термодинамически обратимый процасс - понятия совершенно различные).
Термодинамически обратимый процесс понимаотся как идеальный процесс, проходящий о бесконечно маю/, скорость» через непрерыв ны;, ряд равновесны;: еосгэ£;:Кл. Термодинамическое равновесие есть равновесие абсолютного покоя.
-7 -
Вслучае хе химического равновесия речь идёт о динамическом
(подвихном) равновесии двух равных по скорости встречных про цессов. Таким образом, хкиичссни обратимы!; процесс есть процесс термодинамически необратимый; иначе говоря, "обратимые" химиче ские реакции идут "необратимо" с термодинамической точки зрения.
Для того, чтобы уяснить себе физический смысл "свободной энергии" FVT и "изобарного потенциала" Gpj , убыль которых в том или ином изотермическом процессе является мерой химического сродства взаимодействующих веществ, необходимо рассмотреть (хотя бы очень кратко) основные понятия и определения тормодинамики, а
Ганге ознакомиться с соЭерхвниеы первого и второго начал термо динамики.
ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРМОДИНАМИКИ.
Закон сохранения анергии, установленный на основании много векового опыта человечества, утверждает, что "энергия не создаёт ся из ничего и не мохет исчезнуть, превратившись в ничто, а лишь переходит из одной формы в-другую в строга эквивалентных соот ношениях"; "в изолированной системе сумма всех видов энергии постоянна".
Системой называют интересующую нас произвольно выбранную совокупность тел, находящихся во взаимодействии и мысленно обо собляемых от внешней спелы (г .е . от окрухающих тел, не входя щих в нашу систему).
- 8 -
анергию системы можно охарактеризовать лак способность сис
темы совершать работу; величина энергии рввна количеству работы,
которую монет произвести системе. |
|
|
|||
Различают изолированные, замкнутые ( или |
закрытые) и откры |
||||
тые системы. |
|
|
|
|
|
Изо липовоиная |
системе |
не обменивается |
с окружающей средой |
||
ни вощесгвсм, |
ни энергией |
и находится при |
постоянном объеме |
||
(изменение объема |
|
|
|
уN |
|
всегда связано с производством работы ' и, |
|||||
следовательно, с обменом энергией). |
|
|
|||
Замкнутая система не может обмениваться с другими системами |
|||||
веществом, но может получать и отдавать |
энергию. Например, за |
||||
паянная трубка, попеременно помещаемая в |
горячую и холодную сре |
||||
ды, будет получать и отдавать энергию, во масса содержимого |
|||||
трубки будет оставаться постоянной. |
|
|
|||
Открытая |
система может |
обмениваться |
с |
другими системами как |
веществом, так и энергией. Так, напр., кипящая в чайнике вода получает энергию от пламени, а при испарении теряет часть своей энергии и массы.
Закон сохранения энергии находит себе наглядное подтвержде ние в окружающем нас мире. Так, вапр., осуществляемая в гальва
нических элементах химическая реакция порождает электрическую |
|
энергию, которая может быть превращена в энергию механического |
|
движения; энергия механического |
движения может быть превращена |
в динаыоыашивех в электрическую |
энергию, а электрическая энер |
гия может быть использоваие для осуществления химической реак |
ции разложения вещества (т .е . |
электролиза). |
Кроме случая, когда внешнее |
давление 0 = 0, |
- 9 -
Переходы энергии из одной формы в другую (и от одной части сисгеыы к другой), энергетические эффекты, сопровождающие раз
личные химические процессы, а также условия самопроизвольного протекания процессов и пределы их протекания в данных условиях -
всё эго является предметом изучения науки, называемой химической термодинамикой. Термодинамика основывается на трёх законах, г ,я . "началах термодинамики", которые не могут быть выведены и пред ставляют собой умозаключения, обобщающие опыт, накопленный дея тельностью человечества.
Применений законов термодинамики позволяет предвидеть та
условия, при которых возможно более полное протекание того или иного физико-химического процесса, и избежать постановки опытов по осуществлению процессов, которые в рассматриваемых условиях принципиально невозможны.
Е историк химической и металлургической промышленности было
немало примеров напрасной траты груда и средств и задержки цель нейшего развития техники, вследствие недостаточного знания ос новных законов термодинамики. Характерным примером может служить история осуществления в прошлом отологии процесса восстановле ния окиси железа окись» углерода, протекающего в доменной печи.
Я*л +3C0 = 2 & + з с о 2 .
Поскольку выходящий из реакционной зоны газ оодержит ещё значительное количество окиси углерода, было сделано предположе
ние, что причиной незаконченности процесса является недостаточная продолжительность контакта между окисью углерода и рудой; соот ветственно этому выводу в Англии стали строить значительно более высокие доменные печи. Однако содержввие окиси углерода в уходя-