ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.08.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
-ж -
соответствии с описанной структурной схемой был создан действу ющий макет ИИС для определения температурного поля. В системе использован автоматический компенсатор типа ЭПП-09 на 12 точек, в котором установлен дополнительный пишущий узел - шаговый дви
гатель |
с цифровым барабаном: |
|
|
|
|||
Весь |
диапазон |
измерения системы |
0 * 200°с |
разбит на 20 пре |
|||
делов, регистрируемых в цифровой форме. Шкала автоматического |
|||||||
компенсатора отградуирована в пределах от S |
до |
+13°с. |
|||||
Результат измерения фиксируется на ленте |
стандартной ширины |
||||||
в виде |
суммы: цифры, отпечатанной о помощью цифрового барабана |
||||||
t n |
и |
отсчета |
At |
по графику. |
|
|
|
Если измеряемая величина находится в установившемся режиме |
|||||||
или близка к нему |
/ т . е . , |
когда t n |
*= const |
'/, то такая сис |
тема регистрации позволяет получить наглядный график изменения температуры во времени с погрешностью ± 0,2°С.
Система рассчитана на подключение 18 датчиков, коммутация которых производится переключателем того же компенсатора.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1 . В. Я. А р т е м ь е в , Е. А. С т а р о о е л ь ц е в а .
Настоящий |
с б . , отр. 3 |
2 . |
|
2. С . С . Х р и з м а н . |
Цифровые измерительные приборы и |
||
системы, |
"Наукова |
думка", 1970. |
|
3. В. Н. X л |
и о т у |
н о |
в. Основы цифровой электроизмери |
тельной техники. |
Изд. |
"Энергия",1966. |
- 32 -
В.Я.Артемьев . Е.А.Старосельцева
ОВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ ДАТЧИКОВ
СЧУВСТВИТЕЛЬНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ СОПРОТИВЛЕНИЯ
Одним из требований, предъявляемых к измерительным преобразо вателям физических величин в электрические /датчикам /, являет ся взаимозаменяемость, позволяющая использовать их в информаци онно-измерительных системах', а также легко производить замену выбывшего из строя датчика. К сожалению, ряд датчиков,отлича - гощихся ценными техническими характеристиками, не являются вза - имозаменяемыми.
В Кишиневском НИИ электроприборостроения разработаны и вы - пускаются микропроволочные термо- и тензорезисторы, которые имеют линейную характеристику, стабильны, малогабаритны и мало инерционны [ I ] . Однако разброс параметров этих элементов значителен,так как подгонка их в процессе производства практи
чески невозмолша [ 2 , 3 ] |
. Микропроволочные терморезисторы ти |
|||
пов TPM-I и ТРМГ-1 имеют разброс параметров по начальному сопро |
||||
тивлению до + 20/6, по температурному |
коэффициенту |
сопротивления |
||
До + 10%. Таким образом, |
эти |
элементы |
оказываются |
невзаимозаме |
няемыми, что ограничивает |
их |
практическое использование . |
Для получения взаимозаменяемых датчиков на основе неидентич ных чувствительных элементов используются различные схемы кор
рекции |
[ 4 |
, |
5 ] . Существующие |
методы расчета и реализации |
||
.датчиков |
с |
|
использованием |
этих |
схем при значительном |
разбросе |
параметров |
|
чувствительных |
элементов.сложны и не дают |
возможнос |
ти обеспечить высокую точность совпадения характеристик скор - ректированных датчиков в широком диапазоне изменения измеряемых
величин. |
Кроме того., расчету схем коррекции'предшествует, |
как |
правило, |
трудоемкая работа по отбору образцов с близкими |
пара |
метрами, |
что неудобно при массовом производстве. |
|
Возможно также применение |
мостовой схемы для получения унифи |
|||
цированных выходных сигналов |
параметрических датчиков. Известны, |
|||
например, вторичные преобразователи |
к |
стандартным |
термометрам |
|
сопротивления различных градуировок |
и |
на различные |
пределы изме |
|
рения температуры [ 6 ] . Была применена мостовая |
схема коррек- |
- 33 -
ции и разработана методика инженерного расчета ее для получения датчиков с унифицированным сигналом по напряжению'на основе чув ствительных элементов с линейной характеристикой. Схема позволя ет получить унифицированную характеристику датчиков с заданной точностью при большом разбросе параметров чувствительных элемен тов.
Датчик представляет собой неравновесный мост /рисунок / f в одно плечо которого включен чувствительный элемент, а три ос - тальных плеча есть постоянные сопротивления.
Характеристика |
чувствительного |
элемента имеет |
вид |
||||||
|
|
|
Ях=Я0{1+6х). |
|
|
|
/ V |
||
Здесь х |
- |
измеряемая |
величина, |
|
/?0 |
- начальное |
сопротивле |
||
ние элемента, |
S |
-чувствительность. |
|
|
|||||
Влияние |
отклонения |
R0 |
и |
S |
от |
номинальных |
значений |
||
устраняется, |
а нелинейный характер |
зависимости UMX |
= f(x) |
уменьшается путем соответствующего, выбора сопротивлений плеч моста.
- 34 -
Необходимые для расчетов формулы можно получить путем сле дующих рассуждений. Зависимость выходного напряжения моста от параметров схемы при высокоомной нагрузке имеет вид
|
|
|
" • " ^ • • ( • ^ . - - 1 ^ ^ ) |
• |
|
/ 2 / |
|
|||||||
С учетом |
/ I / |
и того, |
что |
при |
х=0 |
мост сбалансирован, полу |
||||||||
чим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ец RQ |
SЗС |
|
|
. |
|
||
|
|
|
|
""«": |
[«0(l+Sx)^]{R0^z] |
|
• |
|
/ 3 / |
|
||||
При ЛГ=хм а к с |
|
иаш |
достигает |
максимума и равно |
|
|
||||||||
|
|
|
|
Ш К й |
[ / ? 0 ( 1 ^ м а к с ) + Л 2 ] ( Л 0 + Л 2 ) |
' |
|
|
||||||
Зависимость |
/3/ |
Usm=f |
(х) |
нелинейна. Отклонение от |
ли |
|||||||||
нейного |
закона |
выражения /3/ есть |
приведенная погрешность |
не |
||||||||||
линейности |
датчика. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
6 = |
|
"макс |
' |
|
|
/5/ |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
где |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К = - г |
|
• — £ " R o R * S |
|
|
/см .£// |
|||||
|
|
|
|
|
[ ' М ^ м а к с ^ К Л о ^ г ) |
' |
|
|
||||||
Подставив |
/г |
в выражение /5/ и решив его |
на максимум,по |
|||||||||||
лучим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ш |
|
~ |
|
4 ( V o - 1 ) |
' |
|
|
/ Ь / |
|
||
Из последней формулы видно, |
что наиболее нелинейной харак |
|||||||||||||
теристикой |
и вых^^-*' будут |
отличаться датчики |
с большим |
|||||||||||
/?0 |
и большим |
|
S |
при |
/ Й0 |
I . |
Задаваясь |
допустимой |
||||||
погрешностью |
£ |
, |
можно определить величину |
сопротивления |
||||||||||
Н± |
. Сопротивления |
/?2 |
и |
Яъ |
рассчитывают таким образом, |
чтобы максимальное выходное напряжение моста имело бы заданную величину.
Из /4/ получим
- 35 -
5 л макс |
-1-2+1 0 ''-макс ~ |
1 -2 |
|
макс |
|
Пренебрегая вторым слагаемым под знаком корня, что справедливо при м м а к с « £м /на практике это обычно имеет место /, по лучаем
/V
Из условия равновесия моста находим
Методика расчета |
датчика заключается |
в |
следующем |
: |
|
|
|||||||||
I / для группы |
используемых чувствительных |
элементов |
измеря |
||||||||||||
ются сопротивления |
RXl |
и |
ЯХг |
при любых двух |
значениях |
||||||||||
измеряемой величины в пределах рабочего диапазона; |
|
|
|
||||||||||||
2/ по |
измеренным |
RXl |
и |
|
RXz |
определяются |
из |
/ I / |
R^tS; |
||||||
3/ из |
всех полученных |
Л 0 |
и |
S |
выбирают максимальныеЛ0 ) ( Жс |
||||||||||
4/ по |
заданным значениям ДГм а к о , |
L i M a |
K C |
i ^макс |
и |
0 |
У ч в т о м |
||||||||
выбранных |
Ломаке |
и |
^макс |
находят |
/Ц <?из /6/ и |
5 М |
из |
||||||||
/4//величины |
Д 4 |
и |
£ м |
бух,ут |
одинаковыми для всех датчиков/; |
||||||||||
5/ для каждого |
датчика в отдельности по определенным па |
||||||||||||||
раметрам чувствительного элемента / R0^ |
И |
O"J |
/ находят со |
||||||||||||
противления |
плеч моста Д 2 £ |
из |
/7/ и |
R3l |
из /8/ . |
|
|
|
|||||||
Затем каждый чувствительный элемент включают в отдельный |
|||||||||||||||
мост, параметры которого |
£м |
, |
R ц |
, |
Д 2 |
|
и |
/?3 |
подгоняют |
||||||
до расчетных |
величин |
с требуемой точностью. В результате |
откло |
||||||||||||
нение характеристики |
скорректированного |
датчика |
uBb^ |
= |
|
f(x) |
от расчетной не должно превышать величины суммарной погрешнос ти подгонки параметров моста и допустимой погрешности нелиней ности Ь~м а к с .
Унификация характеристик датчиков с помощью схемы моста была проверена. Для исследования била взята группа чувствительных элементов, предназначеноых для измерения темперчтуры в диапа- .
|
|
- |
36 |
- |
|
зоне 0 ¥ 200°С |
с |
параметрами |
R 0 |
= 50 + 100 ом; |
OL = |
= / 3 *• 4 / . 1 0 " |
\ |
град. Было принято: максимальная |
погреш - |
ность нелинейности датчиков - 0 , 1 % , максимальное напряжение на выходе моста - ОДв.
По указанной методике рассчитаны параметры |
мостов для |
каждо |
го чувствительного элемента и характеристики |
и й ш =f(x) |
дат |
чиков. Погрешность нелинейности характеристики датчиков не пре высила 0 , 1 % . По рассчитанным параметрам построены схемы, в ко - торых чувствительный элемент имитировался магазином сопротив лений класса 0 , 1 . Параметры корректирующих сопротивлений и на пряжение питания моста были подобраны также с точностью 0,1%. Отклонение экспериментальных выходных характеристик датчиков от принятой линейной зависимости не превысило 0,4%.
Вы в о д ы
1. Коррекция с помощью мостовой схемы теоретически позволя ет создавать взаимозаменяемые лине иные датчики с заданной точ ностью.
2. Погрешность датчика практически ограничивается погреш - ностыо подгонки параметров -мостовой схемы, так как погрешность
от линейности может быть сделана весьма малой. г
3 . Коррекция с помощью моста удобна при массовом производст ве датчиков, так как расчет их несложен и реализация проста изза того, что не требуется предварительного подбора чувствитель ных элементов.
|
Л И Т Е Р А Т У Р А |
|
||
1 . |
З.И.З е л и к о в с к и й и др. Приборы и системы |
управ |
||
|
ления, * Н , 1970. |
|
|
|
2 . |
М и к р о п р о в о д |
и приборы 'сопротивления. НИИ |
|
|
|
электроприборостроения, |
Кишинев,вып.5, 1967. |
|
|
3 . |
М и к р о п р о в о д |
и приборы |
сопротивления. НИИ |
|
|
электроприборостроения, |
Кишинев,вып.6,1969. |
|
|
4 . A.M. Т у р и ч и н. Электрические |
измерения неэлектричес |
|||
|
ких величин.Изд. "Энергия", 1966. |
|
|
|
5 . |
Е.А. К а л я г и н . Термометры в |
судовой аппаратуре |
тем- |
|
|
пературного контроля. Изд. "Судостроение", 1969. |
|
||
6. |
Е.М.Душин. Изв. вузов, |
приборостроение, М , 1959. |
|