ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
Основная литература
Леонтьев АЛ. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации/Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974. Тарасов Ё.Ф. Речевое воздействие: методология и теория//0птими-зация речевого воздействия. М., 1990.
Трескою С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1989.
Дополнительная литература
Выготский Л.С. Мышление и речь. М.; Л., 1934.
Зарва М.В. Некоторые особенности языка радио как вида массовой коммуникации.
М,. 1969.
фемАянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М.: Йзд-во Моск.
ун-та, 1995.
Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М.: Педагогика-Пресс, 1994. Крысин Л.П. О языке радиопередач. М., 1967.
Лысакова ИЛ. Язык газеты: социолингвистический аспект. М, 1981.
Маркузе Г. Одномерный человеку/Американская социологическая мысль/Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
Рождественский Ю.В. Проблемы влиятельности и эффективности средств массовой информации//Роль языка в средствах массовой коммуникации. М., 1986. Светоча С.В. Телевизионная речь. М., 1976.
Сорокин Ю.А. Типологическая специфика отдельных видов массовой коммуникации//Материалы IV Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М., 1972.
Хараш А.У. Основания социально-психологического подхода к разработке теории массовых коммуникаций//Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974.
Глава XI. МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ (ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Изучение массовой коммуникации в прагматическом аспекте предполагает прежде всего выявление механизма целенаправленного воздействия на аудиторию и индивида, а также установление факторов, обеспечивающих ожидаемый результат.
Моделирование массовой коммуникации
Различные подходы к пониманию структуры массовой коммуникации и ее
функционированию отражены в моделях - обобщенных схемах, представляющих в описательной и/иди графической формах основные компоненты массовой
коммуникации и их связи. При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели "коммуникативного акта", разработанной в 1948 г. американским политологом Г. Лассуэллом. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс: КТО сообщает - ЧТО - по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ. Таким образом, обязательными являются социальные компоненты,
138
информационный, технический и психологический. "Коммуникативные средства, при помощи которых осуществляется коммуникация, не выделяются в качестве компонента, хотя и подразумеваются; в однонаправленной коммуникации отсутствует указание на обратную связь.
Впоследствии эта модель была усовершенствована за счет введения "обратной связи" как обязательного вида отношений между компонентами. В результате изменилось и понимание самого процесса коммуникации, представленного в виде замкнутой цепи, в которой все компоненты взаимосвязаны. Дальнейшему совершенствованию и одновременно усложнению моделей способствовало введение дополнительных компонентов - источников информации, условий протекания коммуникации, социального состава аудитории и, наконец, языка как средства коммуникации.
В прагматическом аспекте интерес представляют те модели, в которых определен компонент, играющий основную роль в функции воздействия. Общий тезис о ведущей роли СМИ здесь явно недостаточен. Необходимо определить главное звено в цепи коммуникативного процесса и в структуре средств массовой коммуникации. В некоторых моделях в качестве такого компонента выступают факторы, находящиеся за пределами собственно коммуникативного процесса, но ответственные за его целенаправленность и коммуникативную установку. Перечень
таких факторов предложен американским ученым Г. Гербнером - основателем так называемой культивирующей теории коммуникации, согласно которой массовая коммуникация "культивирует" определенный образец имиджа. Он полагал, что социально значимое воздействие массовой коммуникации определяется не самими СМИ, а определенными социальными слоями общества - группами политиков и экономистов, конкурирующими социальными институтами, рекламодателями, экспертами и массовой аудиторией. Правда, в самой модели Гербнера воздействующие ^внешние" источники информации не представлены. Опосредующим и главным звеном механизма отражения факта или реального события в тексте, который воспринимает массовая аудитория, является коммуникатор (человек или машина), составляющий авторский текст. От того, какая выбрана информация, насколько тщательно проведена редакция текста, рассчитанного на определенный канал коммуникации, и какие коммуникативные средства используются, зависит идентичность реального события или факта и текста сообщения, воспринимаемого аудиторией.
Удачный вариант взаимосвязи между источниками информации и коммуникатором как основными воздействующими компонентами представлен в динамической модели американских исследователей Б.Вестли и М. Мак-Лина.
Объекты или
события социальной действительности, окружения А - источник информации: это могут быть частные лица, представители агентств
общественных связей, официальных групп, неформальных групп по интересам и
т.п., заинтересованные в том, чтобы их информация об объектах или событиях
достигла аудитории.
С - коммуникаторы, работающие на различных каналах; от них зависит отбор и объем информации из той, которую предлагают А, - ХрX., Х^ но они могут выбрать
139
информацию непосредственно - Ху Х4. Предполагается, что их выбор должен быть нейтральным.
Существенно, что в этой модели показана непосредственная связь каналов с окружающей действительностью - Х.С, Х4С и двоякая обратная связь аудитории В с источником информации А, либо через каналы ВС, либо минуя их - ВА.
Хотя в данной модели не выделяются в качестве компонента коммуникативные средства, предполагается, что их отбор и использование определяются спецификой каналов и компетентностью коммуникатора. Таким образом, можно заключить, что даже при давлении со стороны источников информации коммуникатор воспринимается как главный компонент процесса коммуникации*, воздействующий на аудиторию. Этому в значительной степени способствуют психологические факторы общения при помощи, средств коммуникации.
В этой связи полезно обратиться к психолингвистической модели речевого воздействия, предложенной А.А. Леонтьевым. Исходя из того, что речевое воздействие не бывает самодовлеющим, выделяются два основных способа воздействия на аудиторию - информирование и убеждение. В первом случае воздействие осуществляется за счет передачи информации, которая совершенно неизвестна аудитории и поэтому может радикальным образом изменить мнение или точку зрения получателя информации. Введение дополнительной информации об
уже известном объекте или явлении тоже оказывает заметное влияние на изменение оценочного отношения и может привести к качественному сдвигу в оценке событий и процессов. Убеждение - более сложный способ воздействия, поскольку ставит задачу изменить мнение собеседника или массовой аудитории, не прибегая к новой информации или не располагая новыми фактами. В этом случае необходима убедительная аргументация, что предполагает хорошее знание данного индивида и аудитории.
Ограниченность обратной связи в массовой коммуникации предъявляет к средствам массовой коммуникации особые требования - выработать установку на "среднего слушателя (читателя)" и обеспечить его заинтересованность, так как в любой момент он может переключить, отключить канал коммуникации или отложить газету. Особые требования предъявляются к речевому и неречевому воздействию
(Леонтьев. 1974. С. 34-52).
Сущность указанных моделей, несмотря на их различие, сводится к ограниченному числу обязательных компонентов и взаимосвязей между ними. Отмеченные взаимосвязи и составляют механизм, управляющий процессом коммуникации. Модели не предусматривают существенных различий между межличностной и массовой коммуникацией. По причине своей обобщенности они не отражают специфики различных каналов массовой коммуникации. Лучше в этом плане изучен аудиовизуальный канал.
Функция воздействия в массовой коммуникации не всегда осуществляется столь прямолинейно, как это представлено в моделях. В исследованиях американского
социолога П. Лазарсфельда и его коллеги Г.Годэ роли средств массовой
коммуникации в формировании общественного мнения в 1940 г. Было установлено наличие "двухступенчатого потока коммуникации". Оказалось, что информация,
передаваемая СМИ, направляется в первую очередь к "лидерам" общества -
активным членам преимущественно неформальных групп, которые формируют мнение и передают его менее активным членам общества в процессе
межличностной коммуникации. Таким образом, массовая коммуникация воздействует опосредованно; выявление роли межличностной коммуникации в распространении информации массовой коммуникации получило название "повторное открытие первичной группы".
140
В результате понимания того, что массовая коммуникация зависит от широкого социального окружения, развивается теория "диффузии инноваций", усиливается внимание к способам установления обратной связи, изучаются пути усвоения новых черт чужими культурами через средства массовой коммуникации, исследуются конкретные условия и факторы, определяющие эффективность массовой коммуникации.
Факторы, способствующие воздействию массовой коммуникации
С известной долей условности эти факторы можно определить как
социопсихологические, информационные и коммуникативные.
Социопсихологические факторы связаны с такими компонентами массовой коммуникации, как коммуникатор и аудитория.
Для осуществления базовых функций массовой коммуникации непосредственный отправитель и получатель информации должны отвечать общим требованиям: 1) иметь определенный минимум общих фоновых знаний, 2) владеть общим кодом - необходимым объемом вербальных и невербальных коммуникативных единиц, 3) уметь пользоваться этим кодом и правильно интерпретировать его единицы, 4)
обладать мотивацией - обоюдным стремлением к осуществлению коммуникации, при которой целенаправленная информация отвечает ожиданиям ее получателя. Для коммуникатора главным условием успешности коммуникации является правильная социальная ориентация на потенциальную аудиторию - на фоновые знания и интересы как массовой аудитории, так и "малых групп". От этого зависит отбор информации, ее. оптимальный объем и структура, а также отбор вербальных и невербальных коммуникативных средств.
Исследование американской аудитории с целью выяснения социальных факторов, определяющих популярность каналов коммуникации, показало, что наибольшую роль играет возрастной фактор. Аудитивный канал (радио, звукозаписи, фонограммы) популярны у молодежи до 20 лет, затем предпочтение отдается телевидению, после 30 лет внимание переключается на прессу. Была установлена оценка аудиторией источников информации и непосредственных отправителей информации с точки зрения надежности и основательности. Наблюдения в явление 30 лет (1959-1988) показали, что лидирует телевидение (39-55%), затем следуют газеты (21-26%), радио (6-12%), периодическая печать (5-11%). Высокий рейтингу местных, региональных газет (72%). К отправителям информации, представляющих разные профессии, предпочтение распределилось по< убывающей степени таким образом: священнослужители, врачи, полицейские, телекомментаторы и телерепортеры, редакторы и репортеры газет. Самое последнее место в этом
списке занимают руководители рекламных агентств и продавцы подержанных автомобилей.
Было бы любопытно сравнить эти данные с социологическими исследованиями современной массовой аудитории в России. По-видимому, ведущее место занимает пресса, представляющая различные точки зрения и ориентированная на различные
слои населения. Определенную роль играет и традиционная вера в "печатное
слово". Одним из доводов популярности телевидения, по сравнению с радио, является убеждение, что аудиовизуальный канал более достоверен в передаче
информации, хотя, как известно, технические возможности
позволяют и оператору, и редактору дать целенаправленную или одностороннюю интерпретацию передаваемой информации. Кроме того, полагают, что
телекоммуникатору труднее скрыть свое оценочное отношение к информации, даже
если есть такая установка, что для телезрителя не менее важно, чем сама
информация.
141