Файл: Цапенко, М. П. София. Тырново. Пловдив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ИЗД А ТЕЛ ЬСТВО • И С К У С С Т ВО ■МОСКВА ■1972

Г О Р О Д А И М У З Е И М И Р А

М. П. Ц А П Е Н К О

Со ф и я - Т ы р н о в о -

Пл о в д и в

72И Ц17

Ро " пуб \-чк?я

нд ''ч н о - т е х й .;..

t ' о г : о г с ^

J ^ J T i U b H O 'O ^ а Ла

Vi-WW

§ > i .

3 3 G2)

8- 1-2

250-71

Введение

Города, как и люди, имеют не только свою судьбу, но и свой не­ повторимый облик. Есть города-герои, гордящиеся своей ратной славой. Есть города, в камне ярко запечатлевшие исторический путь народа. Иные из них, сугубо современные, поражают многолюдием, чудесами техники, невиданной новой архитектурой. Из­ вестны города, чарующие удивительной согласованностью с окру­ жающей природой. Есть города лирические и величественные, красивые и уродливые. Бывают, города-видения, сверкающие бе­ лизной, но существуют и розовые, сиреневые, коричневые, а то и просто черные. Уверяют даже, что каждый город имеет свой особый запах. . .

Ну, а города Болгарии — какие они? Ответить на этот вопрос не просто. В какой-то мере многие из приведенных характеристик относятся и к ним, но ни к одной из них нельзя свести свои впе­ чатления.

Города Болгарии, как и любого другого народа, отражают историческое бытие своей страны. А это прошлое было у Болга­ рии сложным, нередко трагическим, насыщенным войнами. Пять веков Болгария находилась под гнетом чужеземного оттоман­ ского владычества. При античных греках нынешние южные бол­ гарские земли именовались Фракией, а несколько севернее, при римлянах — Дакией. В целом эти земли являлись окраинной про­

винцией античного мира. К

V II веку

они были

в

значительной

мере заселены славянами,

которые

сливаются

с

пришедшими

с востока племенами тюркского происхождения и образуют Пер­

вое Болгарское царство со

столицами вначале в Плиске, а затем

в Преславле (681— 1018). По

истечении трехсот с лишним лет это

царство подпадает под власть Византии (1018— 1185), после визан­

тийского владычества наступает период Второго Болгарского царства (1186— 1396), столицей которого был город Великое Тырново. Художественная культура, литература и общественная


6

мысль этого царства достигли очень высокого уровня. Можно было ожидать еще большего взлета творческих сил народа, если бы этот многообещающий процесс не был внезапно и грубо прерван нашествием турок-османов, разгромивших и покоривших восточную часть страны со столицей Тырново в 1393 году и за­ падную со столицей Видин — в 1396 году. Оттоманское иго дли­ лось почти пятьсот лет. В результате успешных русско-турецких войн и восстания болгарского народа это владычество было сверг­ нуто в 1878 году.

Даже этот схематический перечень основных исторических рубежей говорит о сложных и тяжелых условиях развития искус­ ства Болгарии. И тем не менее вопреки всем тяготам истории это искусство существовало, развивалось и дало миру множество прекрасных произведений.

По сравнению с другими европейскими странами средоточие памятников искусства в Болгарии имеет свои особенности, что и отразилось на построении этой небольшой книги. Существуют страны, в которых произведения искусства собраны в нескольких городах, преимущественно столичных. Описание этих столичных городов и их музев дает общее представление о художествен­ ной культуре данной страны в целом. К Болгарии применить та­ кой подход затруднительно, ибо Болгария — страна относительно небольшая как по территории, так и по численности населения; здесь нет городов-гигантов, преобладают города средние и не­

большие (только София насчитывает около миллиона

жителей).

В силу исторических обстоятельств столичные центры

неодно­

кратно перемещались из одного места в другое. Художествен­ ные ценности в теперешнем своем виде размещены в разных

местностях.

Некоторые из них находятся далеко

в глуши, но худо­

жественное

значение этих

памятников нередко равно,

а то и

выше памятников, которые

сейчас находятся в

крупных

городах.

7

Даже небольшие болгарские города, как правило, имеют му­ зеи, в которых хранятся многочисленные произведения старины и искусства, извлеченные из земли археологами, а нередко и при

случайных

обстоятельствах. Где бы ни находились такие музеи —

на Черноморском

побережье, Дунайской равнине,

в небольших

и уютных

городках

Старой Планины, в знаменитой

Долине роз

или ущельях Родоп, — как правило, в них представлено искусство древнейших эпох, яркое и своеобразное фракийское искусство, греко-римская классика, византийское, раннеславянское и протоболгарское искусство. И, наконец, тут же в изобилии хранятся образцы самобытного национального искусства периода Болгар­ ского Возрождения, вплоть до сегодняшнего дня.

Учитывая все эти особенности, в настоящей книге показано искусство не только трех крупнейших и древнейших городов Болгарии, но также других мест, которые исторически и терри­ ториально тяготеют к этим городам и связаны с ними современ­ ными путями сообщения.


С О Ф И Я . ПЛАН

Ц ЕНТРА

ГО РО Д А .

1. М авзолей

Георгия

Д и ­

митрова.

 

 

2.Народный банк.

3.Театр имени Ивана Вы­ зова.

4.Русская церковь.

5.Храм Александра Нев­ ского .

6.Церковь Георгия.

7.Церковь Недели.

8.Памятник освободителям .

9.Памятник Советской А р ­ мии.

10.А рхеологический м узей.

11.Национальная галерея.

12.Библиотека имени Кирилла и М ефодия.


София и на юг от нее

Р астет, но не стареет. Надпись на гербе Софии

С орлиного полета. Столица Болгарии София является одним из крупнейших городов Балканского полуострова. Это современ­ ный, быстро развивающийся город, причем по-настоящему со­

временным он стал около четверти века

назад, когда

страна

вступила на путь бурного экономического

подъема

в условиях

строительства социализма. Достаточно сказать, что еще в

1946 го­

ду население болгарской столицы было в

два раза

меньше.

Когда речь идет о художественных сокровищах

страны, то,

вероятно, правильнее всего начинать с того искусства, которое всегда у всех на виду. Легко догадаться, что таким искусством будет градостроительство и архитектура, которую давно и не без основания называют матерью искусств. Так поступим и мы.

Где бы мы ни находились

в Болгарии — на Дунайской равни­

не, Черноморском побережье

или во Фракийской низменно­

сти, — всюду на горизонте синеют горы. Болгарская столица рас­ положена в Софийской котловине, и она также обрамлена краси­ вым горным ожерельем; над всеми этими горами доминирует расположенная на юге красавица Витоша, превращенная в народ­ ный парк — любимое место отдыха жителей Софии.

«. . . Гордо устремленная в лазурную высь, колоссальная гро­ мада Витоши накладывает на всю Софийскую котловину отпеча­

ток своего величия и мощи. Когда весеннее солнце озаряет гору золотыми лучами, ее зеленая мантия сверкает изумрудным бле­ ском и могучий гигант выглядит празднично», — так писал об этой окрестности Софии известный болгарский писатель Иван Вазов.

На западе возвышаются округлые горы Люлина, а к северу тянется главный хребет Балканского полуострова, как его назы­ вают болгары, — Стара-Планина, или Балкан, а древние греки на­ зывали его Гемус. Эти величественные и красивые горы являются как бы символом Болгарии, они воспеты в бесчисленных народ­


11

ных песнях и легендах, а также в произведениях классиков бол­ гарской поэзии — Христо Ботева, Пенчо Славейкова и других.

На северо-востоке от Софии располагаются пологие горные образования, богатые железными рудами. В мареве дали здесь дымят трубы Кремиковского металлургического комбината, на­ поминая о том, что нынешняя Болгария — страна индустриальная.

О топографии Софии и расположении ее отдельных частей

можно получить наглядное представление, если по подвесной канатной дороге или на автомобиле по прекрасному шоссе взо­ браться на гору Витошу и расположиться на террасе находяще­

гося здесь комфортабельного ресторана «Копито». София — как на ладони. С высоты хорошо виден весь город. Среди до­ мов типичной архитектуры рубежа XIX — XX веков в центральной части города возвышаются высотные новые здания простых гео­ метрических форм. А по окраинам города виднеются новые жи­ лые районы такой же новейшей архитектуры, они образуют цело­ стные ансамбли. Вот прямо перед нами внизу виден новый жи­ лой массив «Ипподром», правее — такие же массивы — «Восток», имени известного болгарского революционера Гео Милева и Ле­ нина. Ближе к центру — застроенный в первые годы народнодемократической власти жилой комплекс имени Владимира Заимова, названный так в честь отважного генерала, который, находясь на царской службе, был связан с подпольной Коммуни­ стической партией и казнен за это.

В западной части города видны

другие

новые, внушительные

по виду жилые

образования — Красная поляна, Западный

парк,

Новый пригород

и другие. Короче

говоря,

София — бурно

раз­

вивающийся город, он растет вширь и ввысь. . . С высоты орли­ ного полета отчетливо проступают особенности планировки бол­ гарской столицы. Она в целом довольно свободная, что придает ей живописный, уютный облик. Но ее отдельные части имеют

17

вянскими просветителями древности — братьями Кириллом и М ефодием, выдающимися деятелями древней болгарской куль­ туры.

В красивом центральном парке Софии высится грандиозный памятник Советской Армии, сооруженный по проекту коллектива болгарских скульпторов и архитекторов. На пьедестале централь­ ной группы надпись: «Советской Армии-освободительнице от признательного болгарского народа». Если пройти по Русскому бульвару немного дальше по направлению к центру, то на упомя­ нутом уже нами памятнике Освободителям мы прочитаем почти такую же надпись: «Братьям-освободителям признательная Бол­ гария»,— хотя этот памятник посвящен событиям почти столет­

ней давности — русско-турецкой войны 1877— 1878 годов, в ре­ зультате которой болгарский народ получил освобождение.

Особое значение имеет группа архитектурных и скульптурных памятников, связанных с площадью Александра Невского. В цент­ ре площади, как уже указывалось, грандиозный собор Алек­ сандра Невского. Наружная архитектура собора не производит большого впечатления, но его интерьер весьма выразителен, он украшен росписями известных болгарских и русских художников. Две иконы иконостаса написаны В. Васнецовым, в стенных роспи­

сях принимали участие М. Мясоедов,

А. Киселев, М.

Судковский

и другие русские художники. В

этих

же росписях

участвовали

также такие

известные болгарские художники, как И. Мрквичка,

А. Митов, С.

Иванов

и многие

другие. Исключительным богат­

ством убранства отличается царский

и архиерейские

троны со­

бора, алтарная преграда и многие другие элементы

интерьера.

При входе в

собор

укреплена

мраморная доска,

на которой