ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ИЗД А ТЕЛ ЬСТВО • И С К У С С Т ВО ■МОСКВА ■1972
Г О Р О Д А И М У З Е И М И Р А
М. П. Ц А П Е Н К О
Со ф и я - Т ы р н о в о -
Пл о в д и в
72И Ц17
Ро " пуб \-чк?я
нд ''ч н о - т е х й .;..
t ' о г : о г с ^
J ^ J T i U b H O 'O ^ а Ла
Vi-WW
§ > i .
3 3 G2)
8- 1-2
250-71
Введение
Города, как и люди, имеют не только свою судьбу, но и свой не повторимый облик. Есть города-герои, гордящиеся своей ратной славой. Есть города, в камне ярко запечатлевшие исторический путь народа. Иные из них, сугубо современные, поражают многолюдием, чудесами техники, невиданной новой архитектурой. Из вестны города, чарующие удивительной согласованностью с окру жающей природой. Есть города лирические и величественные, красивые и уродливые. Бывают, города-видения, сверкающие бе лизной, но существуют и розовые, сиреневые, коричневые, а то и просто черные. Уверяют даже, что каждый город имеет свой особый запах. . .
Ну, а города Болгарии — какие они? Ответить на этот вопрос не просто. В какой-то мере многие из приведенных характеристик относятся и к ним, но ни к одной из них нельзя свести свои впе чатления.
Города Болгарии, как и любого другого народа, отражают историческое бытие своей страны. А это прошлое было у Болга рии сложным, нередко трагическим, насыщенным войнами. Пять веков Болгария находилась под гнетом чужеземного оттоман ского владычества. При античных греках нынешние южные бол гарские земли именовались Фракией, а несколько севернее, при римлянах — Дакией. В целом эти земли являлись окраинной про
винцией античного мира. К |
V II веку |
они были |
в |
значительной |
мере заселены славянами, |
которые |
сливаются |
с |
пришедшими |
с востока племенами тюркского происхождения и образуют Пер
вое Болгарское царство со |
столицами вначале в Плиске, а затем |
в Преславле (681— 1018). По |
истечении трехсот с лишним лет это |
царство подпадает под власть Византии (1018— 1185), после визан |
тийского владычества наступает период Второго Болгарского царства (1186— 1396), столицей которого был город Великое Тырново. Художественная культура, литература и общественная
6
мысль этого царства достигли очень высокого уровня. Можно было ожидать еще большего взлета творческих сил народа, если бы этот многообещающий процесс не был внезапно и грубо прерван нашествием турок-османов, разгромивших и покоривших восточную часть страны со столицей Тырново в 1393 году и за падную со столицей Видин — в 1396 году. Оттоманское иго дли лось почти пятьсот лет. В результате успешных русско-турецких войн и восстания болгарского народа это владычество было сверг нуто в 1878 году.
Даже этот схематический перечень основных исторических рубежей говорит о сложных и тяжелых условиях развития искус ства Болгарии. И тем не менее вопреки всем тяготам истории это искусство существовало, развивалось и дало миру множество прекрасных произведений.
По сравнению с другими европейскими странами средоточие памятников искусства в Болгарии имеет свои особенности, что и отразилось на построении этой небольшой книги. Существуют страны, в которых произведения искусства собраны в нескольких городах, преимущественно столичных. Описание этих столичных городов и их музев дает общее представление о художествен ной культуре данной страны в целом. К Болгарии применить та кой подход затруднительно, ибо Болгария — страна относительно небольшая как по территории, так и по численности населения; здесь нет городов-гигантов, преобладают города средние и не
большие (только София насчитывает около миллиона |
жителей). |
В силу исторических обстоятельств столичные центры |
неодно |
кратно перемещались из одного места в другое. Художествен ные ценности в теперешнем своем виде размещены в разных
местностях. |
Некоторые из них находятся далеко |
в глуши, но худо |
||
жественное |
значение этих |
памятников нередко равно, |
а то и |
|
выше памятников, которые |
сейчас находятся в |
крупных |
городах. |
7
Даже небольшие болгарские города, как правило, имеют му зеи, в которых хранятся многочисленные произведения старины и искусства, извлеченные из земли археологами, а нередко и при
случайных |
обстоятельствах. Где бы ни находились такие музеи — |
||
на Черноморском |
побережье, Дунайской равнине, |
в небольших |
|
и уютных |
городках |
Старой Планины, в знаменитой |
Долине роз |
или ущельях Родоп, — как правило, в них представлено искусство древнейших эпох, яркое и своеобразное фракийское искусство, греко-римская классика, византийское, раннеславянское и протоболгарское искусство. И, наконец, тут же в изобилии хранятся образцы самобытного национального искусства периода Болгар ского Возрождения, вплоть до сегодняшнего дня.
Учитывая все эти особенности, в настоящей книге показано искусство не только трех крупнейших и древнейших городов Болгарии, но также других мест, которые исторически и терри ториально тяготеют к этим городам и связаны с ними современ ными путями сообщения.
С О Ф И Я . ПЛАН |
Ц ЕНТРА |
ГО РО Д А . |
1. М авзолей |
Георгия |
Д и |
митрова. |
|
|
2.Народный банк.
3.Театр имени Ивана Вы зова.
4.Русская церковь.
5.Храм Александра Нев ского .
6.Церковь Георгия.
7.Церковь Недели.
8.Памятник освободителям .
9.Памятник Советской А р мии.
10.А рхеологический м узей.
11.Национальная галерея.
12.Библиотека имени Кирилла и М ефодия.
София и на юг от нее
Р астет, но не стареет. Надпись на гербе Софии
С орлиного полета. Столица Болгарии София является одним из крупнейших городов Балканского полуострова. Это современ ный, быстро развивающийся город, причем по-настоящему со
временным он стал около четверти века |
назад, когда |
страна |
|
вступила на путь бурного экономического |
подъема |
в условиях |
|
строительства социализма. Достаточно сказать, что еще в |
1946 го |
||
ду население болгарской столицы было в |
два раза |
меньше. |
|
Когда речь идет о художественных сокровищах |
страны, то, |
вероятно, правильнее всего начинать с того искусства, которое всегда у всех на виду. Легко догадаться, что таким искусством будет градостроительство и архитектура, которую давно и не без основания называют матерью искусств. Так поступим и мы.
Где бы мы ни находились |
в Болгарии — на Дунайской равни |
не, Черноморском побережье |
или во Фракийской низменно |
сти, — всюду на горизонте синеют горы. Болгарская столица рас положена в Софийской котловине, и она также обрамлена краси вым горным ожерельем; над всеми этими горами доминирует расположенная на юге красавица Витоша, превращенная в народ ный парк — любимое место отдыха жителей Софии.
«. . . Гордо устремленная в лазурную высь, колоссальная гро мада Витоши накладывает на всю Софийскую котловину отпеча
ток своего величия и мощи. Когда весеннее солнце озаряет гору золотыми лучами, ее зеленая мантия сверкает изумрудным бле ском и могучий гигант выглядит празднично», — так писал об этой окрестности Софии известный болгарский писатель Иван Вазов.
На западе возвышаются округлые горы Люлина, а к северу тянется главный хребет Балканского полуострова, как его назы вают болгары, — Стара-Планина, или Балкан, а древние греки на зывали его Гемус. Эти величественные и красивые горы являются как бы символом Болгарии, они воспеты в бесчисленных народ
11
ных песнях и легендах, а также в произведениях классиков бол гарской поэзии — Христо Ботева, Пенчо Славейкова и других.
На северо-востоке от Софии располагаются пологие горные образования, богатые железными рудами. В мареве дали здесь дымят трубы Кремиковского металлургического комбината, на поминая о том, что нынешняя Болгария — страна индустриальная.
О топографии Софии и расположении ее отдельных частей
можно получить наглядное представление, если по подвесной канатной дороге или на автомобиле по прекрасному шоссе взо браться на гору Витошу и расположиться на террасе находяще
гося здесь комфортабельного ресторана «Копито». София — как на ладони. С высоты хорошо виден весь город. Среди до мов типичной архитектуры рубежа XIX — XX веков в центральной части города возвышаются высотные новые здания простых гео метрических форм. А по окраинам города виднеются новые жи лые районы такой же новейшей архитектуры, они образуют цело стные ансамбли. Вот прямо перед нами внизу виден новый жи лой массив «Ипподром», правее — такие же массивы — «Восток», имени известного болгарского революционера Гео Милева и Ле нина. Ближе к центру — застроенный в первые годы народнодемократической власти жилой комплекс имени Владимира Заимова, названный так в честь отважного генерала, который, находясь на царской службе, был связан с подпольной Коммуни стической партией и казнен за это.
В западной части города видны |
другие |
новые, внушительные |
||
по виду жилые |
образования — Красная поляна, Западный |
парк, |
||
Новый пригород |
и другие. Короче |
говоря, |
София — бурно |
раз |
вивающийся город, он растет вширь и ввысь. . . С высоты орли ного полета отчетливо проступают особенности планировки бол гарской столицы. Она в целом довольно свободная, что придает ей живописный, уютный облик. Но ее отдельные части имеют
17
вянскими просветителями древности — братьями Кириллом и М ефодием, выдающимися деятелями древней болгарской куль туры.
В красивом центральном парке Софии высится грандиозный памятник Советской Армии, сооруженный по проекту коллектива болгарских скульпторов и архитекторов. На пьедестале централь ной группы надпись: «Советской Армии-освободительнице от признательного болгарского народа». Если пройти по Русскому бульвару немного дальше по направлению к центру, то на упомя нутом уже нами памятнике Освободителям мы прочитаем почти такую же надпись: «Братьям-освободителям признательная Бол гария»,— хотя этот памятник посвящен событиям почти столет
ней давности — русско-турецкой войны 1877— 1878 годов, в ре зультате которой болгарский народ получил освобождение.
Особое значение имеет группа архитектурных и скульптурных памятников, связанных с площадью Александра Невского. В цент ре площади, как уже указывалось, грандиозный собор Алек сандра Невского. Наружная архитектура собора не производит большого впечатления, но его интерьер весьма выразителен, он украшен росписями известных болгарских и русских художников. Две иконы иконостаса написаны В. Васнецовым, в стенных роспи
сях принимали участие М. Мясоедов, |
А. Киселев, М. |
Судковский |
|||
и другие русские художники. В |
этих |
же росписях |
участвовали |
||
также такие |
известные болгарские художники, как И. Мрквичка, |
||||
А. Митов, С. |
Иванов |
и многие |
другие. Исключительным богат |
||
ством убранства отличается царский |
и архиерейские |
троны со |
|||
бора, алтарная преграда и многие другие элементы |
интерьера. |
||||
При входе в |
собор |
укреплена |
мраморная доска, |
на которой |