Файл: Цапенко, М. П. София. Тырново. Пловдив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

31

обычных библейских сцен тут изображены реальные историче­ ские персонажи; на северной стене притвора во весь рост напи­

саны портреты ктиторов церкви севастократора Калояна и его жены Десиславы. Это именно портреты, а не условные изобра­ жения. Калоян изображен с макетом построенной им церкви. Эти портреты, несомненно, писаны с натуры. Индивидуальные особенности изображаемых переданы очень достоверно: тонкие, женственные черты Десиславы; задумчивое спокойное лицо Ка­ лояна. Со столь же замечательным реализмом и тонкой переда­

чей

психологических

черт изображены

царь Константин Асен

и

его жена царица Ирина; они совсем не

похожи на два

предыду ■

щих

портрета, как

не похожи бывают

разные люди.

Взор

и

весь облик Константина Асена говорит о человеке умном, мягком,

добром, несколько манерном, он,

представьте себе, — даже

франт! Облик царицы Ирины менее

женствен, чем Десиславы,

в нем поистине царственное величие.

 

На стенах Боянской церкви можно видеть также сцены на ка­ нонические библейские сюжеты. Эти росписи выполнены по всем правилам византийского иконописания. Но и здесь легко заметить вторжение реальных жизненных наблюдений, переос­ мысление, а то и прямой отказ от условных приемов. Это осо­ бенно касается библейских персонажей — Христа, Марии, Иосифа, книжников, оплакивающих распятие Христа, и т. д. Каждый из

этих персонажей — это тип

с ярко выраженными

индивидуаль­

ными чертами.

 

 

 

На стенах

небольшой

Боянской церкви

насчитывается

двадцать два изображения Христа в разных возрастах и различ­ ном психологическом состоянии. Примечательно, что это не ка­ рающий бог, каким его изображают по Ветхому завету, а мило­ сердный, гуманный бог любви и всепрощения. Такими психоло­ гическими характеристиками, идущими еще от античного мира,


32

в той или иной мере наделены все изображения Бояны. Они нежны, проникновенны, лиричны, они, как выразился один ис­ кусствовед, «как будто написаны пыльцой с крыльев бабочки». Особенно это относится к чарующему образу Десиславы.

На стенах этого памятника изображены сотни других персо­ нажей, и что ни образ, то тип: тут есть люди ласковые, серди­ тые, удивленные, гневные, умные, безразличные, жестокие; представлены здесь воины, цари и царицы, целые толпы людей, и все они предельно индивидуализированны. Эту тягу к реаль­ ности можно усмотреть и в том, что человеческие фигуры обла­ чены не в условную, а в характерную для того времени одежду. Реалистически изображены аксессуары бытовой обстановки, а так­

же плоды и цветы.

Боянские росписи по справедливости считаются гордостью древнего болгарского искусства.

Пятисотлетнее оттоманское господство тяжко отразилось на развитии болгарского искусства, но оно не могло прекратить его развитие. Турецкие власти вначале просто запрещали строи­ тельство христианских культовых зданий, и они строились в обход этих запрещений в отдаленных местностях или же возводились в таком виде, чтобы не привлекать внимания властей. В таких случаях купола и барабаны не устраивались совсем, храмы дела­ лись низкими или же заглубленными в землю.

Примерами подобной архитектуры могут явиться три сохра­ нившиеся в Софии церкви X V — XVI вв.: св. Петки (на углу буль­ вара Стамболийского и улицы Калояна), св. Параскевы Самарджийской (в начале бульвара Дондукова) и св. Николая (улица Калояна) — примерно того же времени. Снаружи эти здания со­ всем неприметны, но внутри они богато убраны старинными ико­ нами, резными иконостасами, а иногда и сохранившимися древ­ ними росписями.


33

Длительное турецкое господство не могло не сказаться на развитии искусства страны в целом, в том числе и архитектуры. При турках в Болгарии было построено много мечетей; некото­ рые из них были самыми крупными на Балканах. Строились так­ же конаки (административные здания), караван-сараи (торговые здания), медресе (духовные училища), турецкие бани. После свержения турецкого ига многие из этих зданий были пере­

строены или

снесены по тем или иным

причинам.

В Софии

было пятнадцать крупных

мечетей, но осталось

только три; из них лишь одна дошла до нас почти в первоначаль­ ном виде — Баня-баши-мечеть. Как указано выше, в Буюк-мечети сейчас находится Археологический музей, а бывшая мечеть Махмед паши, или Черная мечеть, перестроена в церковь. Культовая магометанская архитектура в свое время достигала в Болгарии высокого совершенства, может быть, и потому, что, по не очень, правда, точным данным, знаменитый зодчий Ходжа мимар Синан (1489— 1578), построивший целый ряд великолепных мечетей во многих странах Ближнего Востока и Европы, был родом из родопского села Широка Лыка и, видимо, по национальности был болгарином.

Буюк-мечеть представляет собой крупное здание, выходящее своими фасадами на площадь 9 Сентября и улицу Леге. Не только в самом здании, но и вокруг него или под его аркадами

размещено множество крупных по объему

музейных

экспона­

тов — скульптура, надгробия, архитектурные

фрагменты

и про­

чее. Само здание перестроено, и по его наружному виду трудно даже догадаться, что это бывшая мечеть, ибо плоских куполов снизу не видно, а минарет отсутствует. Здание датируется кон­ цом XV века. Как это следует из данных раскопок, оно было построено на месте несуществующего античного здания. Во время освободительной войны во второй половине XIX века

36

портится малохудожественными поздними росписями купола. На­ ружные стены сложены из чередующихся рядов кирпича типа древней плинфы и толстых слоев штукатурки, что создает харак­ терную полосатую поверхность, напоминающую постройки древ­ него Несебра на Черноморском побережье. Нельзя не обратить внимания на тот факт, что и турки и православные болгары оди­ наково без стеснений переделывали под нужды своей религии здания, предназначенные для иных религий. Таким образом, создавалась своеобразная архитектура церквей-мечетей.

Таковы главные архитектурные ценности Софии исторической. Памятники эти интересны, они характеризуют богатую событиями историю города. Но памятники эти не многочисленны. Гораздо полнее в Софии представлены произведения других искусств — пластических и изобразительных, находящиеся в музеях (в сто­ лице насчитывается свыше двадцати разных музеев). Мы будем рассматривать произведения искусства, хранящиеся в четырех музеях: Археологическом, Национальной художественной гале­ рее, крипте храма Александра Невского, а также Церковном историко-археологическом музее.

В каждом из этих собраний обычно хранятся произведения не одного, а нескольких видов искусств. Так, например, в Архео­ логическом музее кроме собственно археологических экспона­ тов, извлеченных из земли, хранятся также древние иконы, мозаика, художественные изделия из металла, произведения бытового искусства. В Национальной художественной галерее представлены различные виды художественного творчества, включая и древние периоды. Поэтому, не претендуя на роль путеводителя по этим музеям, мы остановимся кратко на некото­ рых общих вопросах исторического развития болгарского искус­ ства, а также на наиболее значительных его произведениях, не­ зависимо от того, в каком месте они находятся в данное время.


37

В тиши музейной. «Болгарское искусство не создавалось на пустом месте, и болгарское государство не возникло на ничьей

земле.

Славяно-болгарская держава образовалась в конце V II ве­

ка на

территории, буквально усеянной памятниками искусства,

развивавшегося здесь на протяжении тысячелетий, а старобол­ гарское искусство складывалось из сложного взаимодействия достижений культуры, культурных потребностей и навыков двух племенных групп — славян и протоболгар, на основе всего куль­ турного наследия тех земель, которые стали территорией их государств» ', — пишет известный болгарский искусствовед про­ фессор Мара Цончева.

В соответствии с ходом исторического процесса искусство Болгарии можно условно разделить на такие виды: пластические искусства древнейшего периода; искусство античного мира; раннеболгарское искусство; искусство периода оттоманского господства и, наконец, периода Болгарского Возрождения. Такая рубрикация вытекает из общего хода истории страны.

Православная религия запрещала применять объемную скульптуру для украшения храмов, а магометанская религия за­ прещала какое бы то ни было изображение живых существ. Эти два обстоятельства объясняют многое и в искусстве Болгарии.

Правда, эти требования не всегда соблюдались

неукоснительно,

но они тормозили развитие искусств в стране.

И все же искус­

ство ваяния в Болгарии существовало, хотя на ранних этапах оно имело свои особенности. За исключением классического периода, объемная скульптура была развита слабо, но зато развивались

’ М а р а

Ц о н ч е в а .

О традициях

староболгарско го и скусств а . — Сб ,

«Болгарская

средневековая

культура», С о ф и я ,

1964, стр . 122.

38

различные виды рельефа и декоративной обработки камня,

а также дерева и металла, керамика.

Болгарские земли были заселены с глубокой древности. Археологи установили, что более чем сорок тысяч лет тому на­ зад здесь обитали первобытные люди (мустьерские и ориньякские эпохи). От этих периодов до нас дошли довольно многочис­ ленные изделия материальной культуры. Считается, что бронзо­ вая эпоха на болгарских землях кончается в начале первого тысячелетия до н. э. Приблизительно к V III— V II векам до н. э. здесь стало известно железо. От этих эпох в болгарских музеях хранится значительное количество бытовых изделий, которые

своей

формой, а также украшениями уже могут быть

отнесены

к произведениям искусства.

 

От

эпохи неолита сохранились небольшие статуэтки

из глины,

а позднее — из кости и мрамора.

На территории Болгарии древнейшие обнаруженные скульп­ турные изображения живых существ относятся примерно к третьему тысячелетию до н. э. Как и у древних народов других стран, многие из этих изделий, по-видимому, изготовлялись как

ритуальные; они

изображали

божества и тотемы, в соответствии

с религиозными

верованиями

этого далекого прошлого.

Произведения искусства древнейших наших предков всегда вызывают изумление и недоуменные вопросы. Остается непо­ стижимым, каким образом эти древние люди, материальная культура которых находилась на весьма низком уровне развития, могли создавать столь тонкие, изощренные и высокохудожест­ венные произведения искусства. Тут, видимо, кроется извечная тайна искусства, сложность и непостижимость художественного творчества.

Вот перед нами одно из таких изображений из софийского Археологического музея. Оно отдаленно напоминает человече-