ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 0
20
этих имен — сотни. Да, болгаро-советская дружба скреплена обильно пролитой кровью.
Вернемся, однако, еще раз на площадь Александра Невского. Связь времен, история древняя и история новая, запечатлена здесь в образах архитектуры и ваяния особенно наглядно. Бук вально рядом с упомянутым собором высится один из древней ших памятников Болгарии — собор Софии (V I в.), а около него установлен монумент монаху Паисию Хилендарскому, который своей знаменитой «Историей словеноболгарской», обнародован
ной в 70-х годах XV III века, способствовал возрождению нацио нального самосознания, положил начало периоду болгарского Возрождения. Памятник очень выразительный, динамичный. Тут же, в небольшом скверике около древней Софии, — могила клас сика болгарской литературы уже цитированного нами Ивана Ва-
зова. На могиле |
покоится большой черный камень, привезенный |
с горы Витоши, |
которую так любил знаменитый писатель. |
Из тьмы веков. София — очень древний город, один из древ нейших в Европе. Некоторые даже считают, что после Афин бол гарская столица является второй по возрасту столицей Европы. Болгарские ученые определили, что древнейшее поселение на территории Софии относится к середине третьего тысячелетия до
н. э. Таким |
образом, возраст Софии выглядит весьма почтен |
н ы м — около |
пяти тысяч лет. Помимо многих иных причин такое |
долголетие объясняется тем, что местоположение города на ред кость удачно в географическом отношении. София расположена почти точно в середине Балканского полуострова, на перекре стке важнейших путей, соединяющих ближнюю Азию с Европой, а также Черное, Эгейское и Адриатическое моря.
На протяжении своей длинной истории София процветала,
приходила в запустение или же уничтожалась дотла. И вновь
24
возможны только тогда, когда в этих местах ведется какое-нибудь новое строительство, требующее земляных работ.
Римский город был огражден двумя крепостными стенами. Площадь (Ф орум ), городской Совет (Булевтерион) и другие об щественные здания находились под нынешней площадью имени Ленина и на том месте, где сейчас расположена гостиница «Бал кан». Городской форум окружали различные крупные здания — храмы, торговые базилики, дом военного правителя и т. д. По краям площади стояли бюсты императоров, прославленных пол ководцев и городской знати. Общественные здания, в том числе эскулапионы (лечебницы) и храмы, римляне обычно возводили по соседству с минеральными источниками. Улицы римской Сердики были правильно распланированы, имели водопровод и ка нализацию, улицы и площади были выложены каменными пли тами. Остатки стен и башен римской поры, сложенные из камня и кирпича (V —VI вв.), можно видеть в районе улиц Экзарх Иосиф, Искыр и Сердика, а также в подвальном этаже универмага «Со фия». Некоторые башни были круглые, а некоторые — оригиналь ной трехугольной формы.
Наиболее значительным дошедшим до нас памятником древ ней Сердики является вышеупомянутый сложный комплекс, име нуемый теперь церковью св. Георгия, расположенный в центре города. Привлекают внимание не только формы этого здания, но также примыкающая к нему вскрытая часть римской улицы или площади, вымощенная плитами. Глядя на эти стершиеся от дли тельного употребления серые плиты, можно себе представить спешащих по своим делам римских сановников в белых тогах, жрецов, воинов в доспехах, фракийцев в пестрых одеяниях. . .
За свое полуторатысячелетнее существование здание имело различное назначение и неоднократно перестраивалось. По-види- мому, это было здание типа мавзолея, но высказывались мнения,
26 |
Церковь Георгия. Пла |
что первоначально это была баня, до которых римляне всегда были большие охотники. Вопрос этот не ясен. С появлением хри
стианства здание, |
вероятно, было превращено |
в баптистерий, |
т. е. в крещальню, |
а впоследствии — в обычную |
церковь. В на |
чале XVI века турки устроили в этом здании мечеть. |
||
Памятник состоит из сохранившейся наземной |
части, а также |
|
из расположенных на 2— 3 м ниже уровня земли |
остатков других |
элементов этого до конца не разгаданного комплекса. Сохранив шаяся часть представляет собой центральное купольное поме щение с квадратным основанием и полукруглыми нишами по
углам. С востока |
пристроена квадратная апсида, |
а с севера и |
юга — прямоугольные помещения с полукруглыми |
апсидами. |
|
С запада к этому комплексу примыкает вымощенный плитами |
||
не то двор, не то |
часть улицы. С северной и западной стороны |
27
двора — амфитеатром расположенные сиденья. Как видим, план
комплекса сложный и во многом не ясный.
Центральная часть дошедшего до нас здания расписана плохо сохранившимися, но великолепными по исполнению фресками; самые древние из них, изображающие шестнадцать пророков, относятся к XII веку. Второй раз церковь расписывалась в конце XIV — начале XV века, а позже — еще раз, когда были нанесены росписи в нижней части здания под окнами. Росписи X IV — XV веков выполнены в духе тырновской живописной школы, которая значительно отличалась от жестких канонов и условностей ви
зантийской |
школы. |
Она более |
свободно |
и непосредственно |
изображала видимый мир. |
|
|
||
Свое нынешнее |
наименование |
болгарская |
столица получила |
|
от своего |
главного |
христианского |
храма — собора св. Софии |
(«премудрость божия»). Как указывалось, этот храм сохранился, хотя за свою полуторатысячную историю он не раз разрушался завоевателями и землетрясениями и вновь восстанавливался. По православным правилам такое наименование давалось только храмам особо важного государственного значения.
Раскопками последних лет установлено, что собор св. Софии
был |
сооружен в VI |
или V II |
веке на месте двух небольших церк |
вей, |
относящихся к |
IV — V |
векам и разрушенных нашествием |
готов и гуннов. Эти церкви были за городскими стенами и рас полагались на кладбище. Полы обеих маленьких церквей выло жены богатой мозаикой, частично сохранившейся до сих пор. Расположенный вокруг некрополь относится к древне-христиан
ским временам — I I I — VI векам, |
а также к X — XIV векам. |
Не |
которые из вскрытых гробниц |
были украшены росписями, |
но |
они плохо сохранились.
Собор св. Софии является уникальным сооружением и поль зуется мировой известностью. Здание представляет собой
28
трехнефную купольную базилику, крестообразную в плане, что для столь раннего времени было необычным. Здание увенчано плоским куполом, без возвышающегося барабана. Подвальная часть здания предназначалась для захоронений. В апсиде также находятся древние захоронения.
Когда турки в конце XIV века овладели Софией, собор был частично разрушен, а в конце XVI века перестроен в мечеть. В довершение своей трагической судьбы в 1818 и 1858 годах здание сильно пострадало от землетрясений, вследствие чего турки отказались от его культового использования. Накануне освобождения в Софийском соборе был склад турецких боепри пасов (как в свое время в Парфеноне в Афинах!), а потом он использовался самым прозаическим образом как пожарная ка ланча. В годы после освобождения в несколько приемов здание было восстановлено. Современный вид здание приобрело после реставрации архитектором Рашеновым в 1930— 1932 годах.
Софийский собор является своеобразным и выдающимся про изведением средневековой архитектуры не только болгарского, но и общеевропейского значения. Подобных памятников нет больше на болгарской земле, не похож он и на современные ему византийские культовые здания. По своему плану и компо новке объемов это здание являет собой один из ранних приме ров комбинации крестообразной и базиликальной схемы.
Подкупольный квадрат принят в нем за основу общей компо зиционной соразмерности. Как известно, этот принцип широко применялся в древнерусском культовом зодчестве.
В теперешнем своем виде собор св. Софии выглядит скромно.
Древнего внутреннего |
убранства не сохранилось никакого, и |
|
даже наружные |
стены во многих местах были разрушены и вос |
|
становлены при |
реставрации. Он является как бы окаменевшей |
|
историей болгарского |
народа, в нем запечатлены годы сложения |
29
и высокого расцвета болгарского государства, а также тяжкие войны и мрачные столетия чужеземного ига.
Очень важным памятником Второго Болгарского царства является Боянская церковь, находящаяся в пригороде Софии на утопающих в зелени склонах горы Витоши. Этот памятник широко известен благодаря своим знаменитым фресковым росписям.
Здание Боянской церкви расположено в кругу тенистых де ревьев. В некоторых местах стены увиты вьющимися растениями. Поэтому небольшое само по себе здание становится совсем не приметным из-за окружающей зелени.
Наиболее древней является восточная часть памятника. Она
относится к XI— XII |
векам и |
представляет собой небольшую |
ча |
совню, квадратную |
в плане, |
с одной полукруглой апсидой. |
Зда |
ние увенчано довольно высоким барабаном и плоским куполом. В 1259 году с западной стороны этой часовни севастократор Калоян, принадлежавший к правящему классу, пристроил двух этажную церковь св. Николая и Пантелеймона и первый этаж ее велел изнутри расписать. Вероятно, нижняя часть церкви пред назначалась для захоронения Калояна и его жены Десиславы, но таких захоронений в ней не обнаружено.
В начале XX века с западной стороны этого комплекса была
осуществлена |
еще одна пристройка, никак не связанная |
своей |
|
архитектурой |
с |
предыдущими сооружениями. Таким образом, |
|
это сооружение |
состоит из трех разновременных частей. |
|
|
Архитектура |
Боянской церкви не поражает пышностью |
и ве |
личием. Скромные, благородные формы логически вытекают из объемно-планового построения здания. Единственное декоратив ное украшение составляют плоские ниши, членящие гладь наруж ных стен. Под аккомпанемент шелеста листвы и тихого журчания источника здесь создается какое-то особое настроение; даль времен, седая древность становятся близкими и понятными.
30
Знаменитые росписи этого памятника с особой выразитель ностью свидетельствуют о годах раннего Болгарского Возрожде
ния. |
Сохранились росписи |
двух эпох — XI— XII веков, |
исполнен |
ные |
в византийском стиле |
с греческими надписями |
и обычной |
для этого стиля суховатой манерой. В 1259 году поверх этой жи вописи была написана новая, и она-то и является подлинным шедевром. Надписи на ней — на древнеболгарском языке. Древ ние росписи вскрыты только в некоторых местах.
Эпоха Второго Болгарского царства знаменательна высоким уровнем древнеболгарской культуры и искусства. В области фи лософии, общественной мысли, литературы, архитектуры и изо бразительных искусств средневековья болгарская культура того времени достигла выдающихся успехов. Этот блистательный рас цвет обещал многое, но он был в конце XIV века прерван отто манским нашествием. Центром передовой прогрессивной болгар ской культуры того времени был столичный город Тырново, о ко тором речь впереди. Именно отсюда по всей стране распростра нялось направление искусства, получившее наименование Тырновской художественной школы. К этой школе относятся и росписи Боянской церкви.
XIII век в |
Западной Европе — это еще |
век |
господства искус |
|
ства аскетического и условного, с |
одной |
стороны, восходящего |
||
к традициям |
склонявшейся к закату |
Византии, |
а с другой — обу |
словленное средневековым мышлением той поры. Однако исто рия делала свое дело, уже зрели условия к грядущему обновле нию искусства на более жизненной основе. Но эпоха Проторе нессанса реально наступает в искусстве Европы только в XIV веке.
Удивительное в боянских росписях заключается в том, что почти за столетие до этого безвестные болгарские мастера исполнили росписи с поразительным чувством реализма. Новое веяние в искусстве нашло свое отражение уже в том, что помимо