Файл: Цапенко, М. П. София. Тырново. Пловдив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20

этих имен — сотни. Да, болгаро-советская дружба скреплена обильно пролитой кровью.

Вернемся, однако, еще раз на площадь Александра Невского. Связь времен, история древняя и история новая, запечатлена здесь в образах архитектуры и ваяния особенно наглядно. Бук­ вально рядом с упомянутым собором высится один из древней­ ших памятников Болгарии — собор Софии (V I в.), а около него установлен монумент монаху Паисию Хилендарскому, который своей знаменитой «Историей словеноболгарской», обнародован­

ной в 70-х годах XV III века, способствовал возрождению нацио­ нального самосознания, положил начало периоду болгарского Возрождения. Памятник очень выразительный, динамичный. Тут же, в небольшом скверике около древней Софии, — могила клас­ сика болгарской литературы уже цитированного нами Ивана Ва-

зова. На могиле

покоится большой черный камень, привезенный

с горы Витоши,

которую так любил знаменитый писатель.

Из тьмы веков. София — очень древний город, один из древ­ нейших в Европе. Некоторые даже считают, что после Афин бол­ гарская столица является второй по возрасту столицей Европы. Болгарские ученые определили, что древнейшее поселение на территории Софии относится к середине третьего тысячелетия до

н. э. Таким

образом, возраст Софии выглядит весьма почтен­

н ы м — около

пяти тысяч лет. Помимо многих иных причин такое

долголетие объясняется тем, что местоположение города на ред­ кость удачно в географическом отношении. София расположена почти точно в середине Балканского полуострова, на перекре­ стке важнейших путей, соединяющих ближнюю Азию с Европой, а также Черное, Эгейское и Адриатическое моря.

На протяжении своей длинной истории София процветала,

приходила в запустение или же уничтожалась дотла. И вновь


24

возможны только тогда, когда в этих местах ведется какое-нибудь новое строительство, требующее земляных работ.

Римский город был огражден двумя крепостными стенами. Площадь (Ф орум ), городской Совет (Булевтерион) и другие об­ щественные здания находились под нынешней площадью имени Ленина и на том месте, где сейчас расположена гостиница «Бал­ кан». Городской форум окружали различные крупные здания — храмы, торговые базилики, дом военного правителя и т. д. По краям площади стояли бюсты императоров, прославленных пол­ ководцев и городской знати. Общественные здания, в том числе эскулапионы (лечебницы) и храмы, римляне обычно возводили по соседству с минеральными источниками. Улицы римской Сердики были правильно распланированы, имели водопровод и ка­ нализацию, улицы и площади были выложены каменными пли­ тами. Остатки стен и башен римской поры, сложенные из камня и кирпича (V —VI вв.), можно видеть в районе улиц Экзарх Иосиф, Искыр и Сердика, а также в подвальном этаже универмага «Со­ фия». Некоторые башни были круглые, а некоторые — оригиналь­ ной трехугольной формы.

Наиболее значительным дошедшим до нас памятником древ­ ней Сердики является вышеупомянутый сложный комплекс, име­ нуемый теперь церковью св. Георгия, расположенный в центре города. Привлекают внимание не только формы этого здания, но также примыкающая к нему вскрытая часть римской улицы или площади, вымощенная плитами. Глядя на эти стершиеся от дли­ тельного употребления серые плиты, можно себе представить спешащих по своим делам римских сановников в белых тогах, жрецов, воинов в доспехах, фракийцев в пестрых одеяниях. . .

За свое полуторатысячелетнее существование здание имело различное назначение и неоднократно перестраивалось. По-види- мому, это было здание типа мавзолея, но высказывались мнения,

26

Церковь Георгия. Пла

что первоначально это была баня, до которых римляне всегда были большие охотники. Вопрос этот не ясен. С появлением хри­

стианства здание,

вероятно, было превращено

в баптистерий,

т. е. в крещальню,

а впоследствии — в обычную

церковь. В на­

чале XVI века турки устроили в этом здании мечеть.

Памятник состоит из сохранившейся наземной

части, а также

из расположенных на 2— 3 м ниже уровня земли

остатков других

элементов этого до конца не разгаданного комплекса. Сохранив­ шаяся часть представляет собой центральное купольное поме­ щение с квадратным основанием и полукруглыми нишами по

углам. С востока

пристроена квадратная апсида,

а с севера и

юга — прямоугольные помещения с полукруглыми

апсидами.

С запада к этому комплексу примыкает вымощенный плитами

не то двор, не то

часть улицы. С северной и западной стороны


27

двора — амфитеатром расположенные сиденья. Как видим, план

комплекса сложный и во многом не ясный.

Центральная часть дошедшего до нас здания расписана плохо сохранившимися, но великолепными по исполнению фресками; самые древние из них, изображающие шестнадцать пророков, относятся к XII веку. Второй раз церковь расписывалась в конце XIV — начале XV века, а позже — еще раз, когда были нанесены росписи в нижней части здания под окнами. Росписи X IV — XV веков выполнены в духе тырновской живописной школы, которая значительно отличалась от жестких канонов и условностей ви­

зантийской

школы.

Она более

свободно

и непосредственно

изображала видимый мир.

 

 

Свое нынешнее

наименование

болгарская

столица получила

от своего

главного

христианского

храма — собора св. Софии

(«премудрость божия»). Как указывалось, этот храм сохранился, хотя за свою полуторатысячную историю он не раз разрушался завоевателями и землетрясениями и вновь восстанавливался. По православным правилам такое наименование давалось только храмам особо важного государственного значения.

Раскопками последних лет установлено, что собор св. Софии

был

сооружен в VI

или V II

веке на месте двух небольших церк­

вей,

относящихся к

IV — V

векам и разрушенных нашествием

готов и гуннов. Эти церкви были за городскими стенами и рас­ полагались на кладбище. Полы обеих маленьких церквей выло­ жены богатой мозаикой, частично сохранившейся до сих пор. Расположенный вокруг некрополь относится к древне-христиан­

ским временам — I I I — VI векам,

а также к X — XIV векам.

Не­

которые из вскрытых гробниц

были украшены росписями,

но

они плохо сохранились.

Собор св. Софии является уникальным сооружением и поль­ зуется мировой известностью. Здание представляет собой


28

трехнефную купольную базилику, крестообразную в плане, что для столь раннего времени было необычным. Здание увенчано плоским куполом, без возвышающегося барабана. Подвальная часть здания предназначалась для захоронений. В апсиде также находятся древние захоронения.

Когда турки в конце XIV века овладели Софией, собор был частично разрушен, а в конце XVI века перестроен в мечеть. В довершение своей трагической судьбы в 1818 и 1858 годах здание сильно пострадало от землетрясений, вследствие чего турки отказались от его культового использования. Накануне освобождения в Софийском соборе был склад турецких боепри­ пасов (как в свое время в Парфеноне в Афинах!), а потом он использовался самым прозаическим образом как пожарная ка­ ланча. В годы после освобождения в несколько приемов здание было восстановлено. Современный вид здание приобрело после реставрации архитектором Рашеновым в 1930— 1932 годах.

Софийский собор является своеобразным и выдающимся про­ изведением средневековой архитектуры не только болгарского, но и общеевропейского значения. Подобных памятников нет больше на болгарской земле, не похож он и на современные ему византийские культовые здания. По своему плану и компо­ новке объемов это здание являет собой один из ранних приме­ ров комбинации крестообразной и базиликальной схемы.

Подкупольный квадрат принят в нем за основу общей компо­ зиционной соразмерности. Как известно, этот принцип широко применялся в древнерусском культовом зодчестве.

В теперешнем своем виде собор св. Софии выглядит скромно.

Древнего внутреннего

убранства не сохранилось никакого, и

даже наружные

стены во многих местах были разрушены и вос­

становлены при

реставрации. Он является как бы окаменевшей

историей болгарского

народа, в нем запечатлены годы сложения

29

и высокого расцвета болгарского государства, а также тяжкие войны и мрачные столетия чужеземного ига.

Очень важным памятником Второго Болгарского царства является Боянская церковь, находящаяся в пригороде Софии на утопающих в зелени склонах горы Витоши. Этот памятник широко известен благодаря своим знаменитым фресковым росписям.

Здание Боянской церкви расположено в кругу тенистых де­ ревьев. В некоторых местах стены увиты вьющимися растениями. Поэтому небольшое само по себе здание становится совсем не­ приметным из-за окружающей зелени.

Наиболее древней является восточная часть памятника. Она

относится к XI— XII

векам и

представляет собой небольшую

ча­

совню, квадратную

в плане,

с одной полукруглой апсидой.

Зда­

ние увенчано довольно высоким барабаном и плоским куполом. В 1259 году с западной стороны этой часовни севастократор Калоян, принадлежавший к правящему классу, пристроил двух­ этажную церковь св. Николая и Пантелеймона и первый этаж ее велел изнутри расписать. Вероятно, нижняя часть церкви пред­ назначалась для захоронения Калояна и его жены Десиславы, но таких захоронений в ней не обнаружено.

В начале XX века с западной стороны этого комплекса была

осуществлена

еще одна пристройка, никак не связанная

своей

архитектурой

с

предыдущими сооружениями. Таким образом,

это сооружение

состоит из трех разновременных частей.

 

Архитектура

Боянской церкви не поражает пышностью

и ве­

личием. Скромные, благородные формы логически вытекают из объемно-планового построения здания. Единственное декоратив­ ное украшение составляют плоские ниши, членящие гладь наруж­ ных стен. Под аккомпанемент шелеста листвы и тихого журчания источника здесь создается какое-то особое настроение; даль времен, седая древность становятся близкими и понятными.


30

Знаменитые росписи этого памятника с особой выразитель­ ностью свидетельствуют о годах раннего Болгарского Возрожде­

ния.

Сохранились росписи

двух эпох — XI— XII веков,

исполнен­

ные

в византийском стиле

с греческими надписями

и обычной

для этого стиля суховатой манерой. В 1259 году поверх этой жи­ вописи была написана новая, и она-то и является подлинным шедевром. Надписи на ней — на древнеболгарском языке. Древ­ ние росписи вскрыты только в некоторых местах.

Эпоха Второго Болгарского царства знаменательна высоким уровнем древнеболгарской культуры и искусства. В области фи­ лософии, общественной мысли, литературы, архитектуры и изо­ бразительных искусств средневековья болгарская культура того времени достигла выдающихся успехов. Этот блистательный рас­ цвет обещал многое, но он был в конце XIV века прерван отто­ манским нашествием. Центром передовой прогрессивной болгар­ ской культуры того времени был столичный город Тырново, о ко­ тором речь впереди. Именно отсюда по всей стране распростра­ нялось направление искусства, получившее наименование Тырновской художественной школы. К этой школе относятся и росписи Боянской церкви.

XIII век в

Западной Европе — это еще

век

господства искус­

ства аскетического и условного, с

одной

стороны, восходящего

к традициям

склонявшейся к закату

Византии,

а с другой — обу­

словленное средневековым мышлением той поры. Однако исто­ рия делала свое дело, уже зрели условия к грядущему обновле­ нию искусства на более жизненной основе. Но эпоха Проторе­ нессанса реально наступает в искусстве Европы только в XIV веке.

Удивительное в боянских росписях заключается в том, что почти за столетие до этого безвестные болгарские мастера исполнили росписи с поразительным чувством реализма. Новое веяние в искусстве нашло свое отражение уже в том, что помимо