ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
170
натах — еще более артистически исполненной резьбой из цен ных пород дерева, различных по цвету и фактуре. Как мы уже видели на других примерах, болгарские резчики по дереву были подлинными артистами своего дела. Эти дома отличаются уютом, комфортом, ощущением покоя. Росписи изысканные, грациоз ные, богатые по рисунку, а иногда отмечены чертами примитива, вроде некогда бытовавших у нас лубков. В подобной живописи нарушена перспектива, наряду со стилизованными рисунками со
седствуют натуралистические изображения цветов, |
плодов и |
иной растительности. Но такой народный примитив |
по-своему |
также привлекателен. |
|
Одним из лучших старинных домов Пловдива является дом Георгиади, построенный в 1848 году. Всюду в этом доме господ ствует симметрия — в объемах фасада, планировке и даже характере внутреннего декоративного убранства. Наружная ар хитектура производит монументальное впечатление, это дости гается тем, что верхние два этажа высоко подняты над основа нием и поддерживаются они с помощью изогнутых деревянных кронштейнов. По центру главного фасада устроен выступающий полукруглый эркер. Такие выступающие эркеры различной формы встречаются во многих домах; иногда они устраивались даже просто на высоких глухих стенах, отгораживающих дворо вое пространство от улиц. Такие эркеры играли роль наблюда тельных пунктов в беспокойные времена оттоманского влады чества. Даже в середине XIX века разбой и грабежи турецких янычаров были обычным явлением, и против этого надо было предпринимать необходимые меры.
В настоящее время в доме Георгиади находится Музей на ционально-освободительной борьбы.
Широко известен дом Куюмджиоглу (бывшего богатого тор говца), в котором сейчас находится Этнографический музей
172
фронтон, именуемый в Болгарии «кобылица». Второй этаж вы ступает над первым и покоится на тонких колонках без капите лей, что в какой-то мере даже напоминает современные приемы. Выразительность этого оригинального фасада усиливается приме нением цвета и декоративных росписей.
Очень живописным является дом, в котором в 1833 году жил французский поэт и ученый Альфонс Ламартин. Этот дом так и
называется — дом Ламартина, он построен в 1829— 1830 годах |
|
и |
принадлежал торговцу из Одессы Мавриди. Дом интересен |
по |
своему объемному построению, — он трехэтажный, причем |
по главному фасаду этажи выступают один над другим. |
Много в Пловдиве и других примечательных по архитектуре жилых зданий. Все они построены в XIX веке (дома Недковича,
дом на улице Нектариева, Гидикова и др). Эти дома располо жены недалеко друг от друга и все вместе образуют живописный ансамбль эпохи Болгарского Возрождения.
В Пловдиве несколько музеев. Для нас представляет особый
интерес Археологический |
музей — один из |
лучших |
и старейших |
в Болгарии (существует с |
1882г., свыше |
15 тысяч |
экспонатов, |
в том числе около 600 изображений уже известных нам фракий
ских всадников), а также Городская |
картинная галерея (около |
1400 произведений живописи, графики |
и скульптуры) и отдельный |
Музей трех народных художников Болгарии — Христо Станчева, Цанко Лавренова и Златю Бояджиева. К сожалению, занимаемое Археологическим музеем здание мало и большинство экспона тов хранится в запасниках и недоступно для массового посети теля.
Для музея проектируется новое здание. Несмотря на эти трудности, в музее хранится и показывается много экспонатов первобытного искусства, начиная с неолита, эпохи бронзы, ж е леза, а также фракийского и античного искусства.
175
кентавров, трех кувшинов, четырех ритонов и плоского фиала. Как полагают, эти предметы принадлежали фракийскому вождю или крупному рабовладельцу. На сосудах в золоте изваяны сцены из греческой мифологии: на амфоре — эпизоды Троянской войны, на
других сосудах — сцены суда Париса |
над тремя богинями, борь |
||
ба Тезея с марафонским быком, |
борьба Геракла |
с |
кентав |
рами и т. д. |
|
|
|
По-видимому, эти предметы были изготовлены |
по |
заказу |
фракийской знати высококвалифицированными ювелирами-скуль- пторами в какой-либо греческой мастерской. В то же время не которые болгарские ученые отмечают, что моделировка фигур
несколько отличается от традиций эллинов и содержит черты, характерные для фракийской пластики, — стилизация мускула туры, особая трактовка головы. Заметны также некоторые черты восточных влияний, например изображения сфинксов, головы негров и т. д.
Глядя на эти и другие прекрасные изделия из золота и сереб ра, предназначенные для вина (Панагюриштенский, Вылчетринский, Дуванлийские клады), невольно вспоминается сцена из «Тайс» Анатоля Франса, в которой римский сановник Кереас, сваливаясь под стол от неумеренного употребления вина, вос кликнул: «Я напился, как фракиец»! Видимо, культ винных воз лияний был в большом почете у этого народа.
Редчайшим произведением фракийского искусства является погребальная маска, по-видимому, фракийского вождя римского времени (I в.), выполненная из серебра, найденная во вскрытом саркофаге в Пловдиве. Это единственный подлинный скульптур ный портрет фракийца. В маске нет ничего условного, она вос
производит черты человека, |
умершего |
почти две тысячи лет |
|
тому назад. На лбу |
покойного был золотой венец, от которого |
||
остались отдельные |
лепестки, |
а также |
наложена повязка, какие |
178
Стара-Загора, Казанлык. В летнее время в Пловдиве и во всей
Фракийской низменности солнце палит нестерпимо. В горах, предгорьях, да и в городе еще есть где укрыться, а на равнине нам, северянам, — прямо беда. Но щедрые солнечные лучи несут не только изнуряющую жару, они же в избытке таят в себе жи вотворную силу; человек своим трудом превращает опаленную солнцем долину в цветущий сад. Куда ни посмотришь, под от
весно |
падающими |
лучами все буйно |
растет, |
цветет, зреет. |
На |
|||
севере |
в солнечном мареве синеют |
предгорья |
Стара-Планины, |
|||||
а на юге — Родопы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Равнину прорезают русла небольших рек, летом они почти |
||||||||
безводны, усеяны |
раскаленными |
валунами. |
В |
ряде |
мест, |
как |
||
у нас |
в степях Украины, высятся |
холмы-могилы; |
по |
их правиль |
ным очертаниям видно, что они созданы рукой человека. В боль шинстве случаев они насыпаны фракийцами на месте захороне ния своих вождей. Многие из этих могил раскопаны и изучены; если они не были раньше разграблены, то найденные там пред меты хранятся теперь в музеях.
Во Фракийской долине к северу от Пловдива расположен ряд поселений, в которых находятся памятники древней художе ственной культуры.
Мы остановимся на двух таких городах: Стара-Загоре и Казанлыке.
Расположенная в 80 км на северо-восток от Пловдива, СтараЗагора ныне является довольно крупным, быстро растущим го родом. Это один из промышленных центров страны. За послед ние годы здесь построен ряд предприятий, развито жилищное
и культурно-бытовое строительство. Здесь есть новые здания, которые своей новаторской архитектурой даже спорят с ново стройками Софии. Развита и культурная жизнь города. Так, на пример, Стара-Загорский оперный театр считается вторым
179
в стране, после софийского. В местном музее собрано большое
количество памятников древней культуры.
По своему облику Стара-Загора — типичный южный город.
Старазагорцы учли климатические особенности своего родного города и весь его засадили деревьями. Это город-сад, даже в самую жаркую пору тут веет прохладой. В старой части горо да — приветливые дома с террасами, покрытые вьющимися рас тениями; дворы и бульвары засажены цветами и фруктовыми деревьями. На улицах растут кипарисы, магнолии, олеандры, гра наты, как в средиземноморских городах. Даже старая часть го рода имеет регулярную четкую планировку, хотя, впрочем, она вовсе не такая уж и старая. Дело в том, что во время русскотурецкой войны потерпевшие поражение турецкие войска дотла разрушили и сожгли город и он после этого был заново расплани рован по проекту русских военных инженеров.
Стара-Загора насчитывает около двух с половиной тысяч лет своего существования. В римскую эпоху город назывался Августа Траяна, а в византийскую — Берое, Боруй, Верея. Во время турец кого завоевания город был разрушен и на его месте возник но вый, названный турками Эскизаара. В период русско-турецкой войны 1877— 1878 годов Стара-Загора стала центром крупных сражений.
Как и всюду в стране, постройки античного времени в СтараЗагоре не сохранились. Но в самом центре города ниже уровня земли раскопаны остатки так называемого римского дома, от
которого |
до |
нас дошли |
фундамент и |
мозаичные изображения |
на полу. |
По |
характеру |
этих довольно |
хорошо сохранившихся |
мозаик и установлена их датировка.
Стара-Загорский народный музей основан в 1907 году. Осо бенно ценные и многочисленные экспонаты (до десяти тысяч) относятся к периоду римского владычества во Фракии. Здесь
182
вывает. Кусты эти маленькие и невзрачные, да и сами розы вы глядят куда скромнее, нежели их пышные собратья в городских садах и парках. Но при всей своей скромности розы эти издают чудесный запах, а из их лепестков изготовляется знаменитое
розовое масло, идущее на приготовление лучших в мире духов. Ценится это масло буквально на вес золота.
Город Казанлык расположен в одноименной долине, 35 км на северо-запад от Стара-Загоры. С севера к нему подступает Стара-Планина с Шипкинским перевалом, на котором велись ожесточенные сражения в русско-турецкую войну 1878 года. Закончились эти сражения разгромом турецких войск. По живо писной Казанлыкской долине протекает река Тунджа. В районе города Ямбола она круто поворачивает на юг и уже на терри тории Турции сливается с рекой Марицей.
Если раньше о небольшом городе Казанлыке знали главным образом специалисты по разведению роз, то после второй ми ровой войны он стал известен также искусствоведам всего мира. Эту славу Казанлык снискал тем, что здесь была открыта антич ная гробница с исключительными по своему историческому и художественному значению настенными росписями, датируемы ми IV веком до н. э., т. е. периодом расцвета классического ис кусства.
Произошло это случайно. Вечером 9 апреля 1944 года в при
городе, именуемом Тюльбето, солдаты |
рыли траншею |
(отсюда |
|||
открывается |
широкая |
перспектива на |
долину |
реки |
Тунджи, |
а также на |
Балканский |
горный хребет). |
И вдруг |
лопата |
солдата |
натолкнулась на что-то твердое. . . Как вскоре выяснилось, это были камни, преграждающие вход в гробницу. Она была вскрыта в присутствии ученых. То, что предстало перед глазами, было поразительно. На стенах этого небольшого подземного сооруже ния полностью сохранились высокохудожественные, в подлинном