Файл: Цапенко, М. П. София. Тырново. Пловдив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

170

натах — еще более артистически исполненной резьбой из цен­ ных пород дерева, различных по цвету и фактуре. Как мы уже видели на других примерах, болгарские резчики по дереву были подлинными артистами своего дела. Эти дома отличаются уютом, комфортом, ощущением покоя. Росписи изысканные, грациоз­ ные, богатые по рисунку, а иногда отмечены чертами примитива, вроде некогда бытовавших у нас лубков. В подобной живописи нарушена перспектива, наряду со стилизованными рисунками со­

седствуют натуралистические изображения цветов,

плодов и

иной растительности. Но такой народный примитив

по-своему

также привлекателен.

 

Одним из лучших старинных домов Пловдива является дом Георгиади, построенный в 1848 году. Всюду в этом доме господ­ ствует симметрия — в объемах фасада, планировке и даже характере внутреннего декоративного убранства. Наружная ар­ хитектура производит монументальное впечатление, это дости­ гается тем, что верхние два этажа высоко подняты над основа­ нием и поддерживаются они с помощью изогнутых деревянных кронштейнов. По центру главного фасада устроен выступающий полукруглый эркер. Такие выступающие эркеры различной формы встречаются во многих домах; иногда они устраивались даже просто на высоких глухих стенах, отгораживающих дворо­ вое пространство от улиц. Такие эркеры играли роль наблюда­ тельных пунктов в беспокойные времена оттоманского влады­ чества. Даже в середине XIX века разбой и грабежи турецких янычаров были обычным явлением, и против этого надо было предпринимать необходимые меры.

В настоящее время в доме Георгиади находится Музей на­ ционально-освободительной борьбы.

Широко известен дом Куюмджиоглу (бывшего богатого тор­ говца), в котором сейчас находится Этнографический музей

172

фронтон, именуемый в Болгарии «кобылица». Второй этаж вы­ ступает над первым и покоится на тонких колонках без капите­ лей, что в какой-то мере даже напоминает современные приемы. Выразительность этого оригинального фасада усиливается приме­ нением цвета и декоративных росписей.

Очень живописным является дом, в котором в 1833 году жил французский поэт и ученый Альфонс Ламартин. Этот дом так и

называется — дом Ламартина, он построен в 1829— 1830 годах

и

принадлежал торговцу из Одессы Мавриди. Дом интересен

по

своему объемному построению, — он трехэтажный, причем

по главному фасаду этажи выступают один над другим.

Много в Пловдиве и других примечательных по архитектуре жилых зданий. Все они построены в XIX веке (дома Недковича,

дом на улице Нектариева, Гидикова и др). Эти дома располо­ жены недалеко друг от друга и все вместе образуют живописный ансамбль эпохи Болгарского Возрождения.

В Пловдиве несколько музеев. Для нас представляет особый

интерес Археологический

музей — один из

лучших

и старейших

в Болгарии (существует с

1882г., свыше

15 тысяч

экспонатов,

в том числе около 600 изображений уже известных нам фракий­

ских всадников), а также Городская

картинная галерея (около

1400 произведений живописи, графики

и скульптуры) и отдельный

Музей трех народных художников Болгарии — Христо Станчева, Цанко Лавренова и Златю Бояджиева. К сожалению, занимаемое Археологическим музеем здание мало и большинство экспона­ тов хранится в запасниках и недоступно для массового посети­ теля.

Для музея проектируется новое здание. Несмотря на эти трудности, в музее хранится и показывается много экспонатов первобытного искусства, начиная с неолита, эпохи бронзы, ж е­ леза, а также фракийского и античного искусства.



175

кентавров, трех кувшинов, четырех ритонов и плоского фиала. Как полагают, эти предметы принадлежали фракийскому вождю или крупному рабовладельцу. На сосудах в золоте изваяны сцены из греческой мифологии: на амфоре — эпизоды Троянской войны, на

других сосудах — сцены суда Париса

над тремя богинями, борь­

ба Тезея с марафонским быком,

борьба Геракла

с

кентав­

рами и т. д.

 

 

 

По-видимому, эти предметы были изготовлены

по

заказу

фракийской знати высококвалифицированными ювелирами-скуль- пторами в какой-либо греческой мастерской. В то же время не­ которые болгарские ученые отмечают, что моделировка фигур

несколько отличается от традиций эллинов и содержит черты, характерные для фракийской пластики, — стилизация мускула­ туры, особая трактовка головы. Заметны также некоторые черты восточных влияний, например изображения сфинксов, головы негров и т. д.

Глядя на эти и другие прекрасные изделия из золота и сереб­ ра, предназначенные для вина (Панагюриштенский, Вылчетринский, Дуванлийские клады), невольно вспоминается сцена из «Тайс» Анатоля Франса, в которой римский сановник Кереас, сваливаясь под стол от неумеренного употребления вина, вос­ кликнул: «Я напился, как фракиец»! Видимо, культ винных воз­ лияний был в большом почете у этого народа.

Редчайшим произведением фракийского искусства является погребальная маска, по-видимому, фракийского вождя римского времени (I в.), выполненная из серебра, найденная во вскрытом саркофаге в Пловдиве. Это единственный подлинный скульптур­ ный портрет фракийца. В маске нет ничего условного, она вос­

производит черты человека,

умершего

почти две тысячи лет

тому назад. На лбу

покойного был золотой венец, от которого

остались отдельные

лепестки,

а также

наложена повязка, какие


178

Стара-Загора, Казанлык. В летнее время в Пловдиве и во всей

Фракийской низменности солнце палит нестерпимо. В горах, предгорьях, да и в городе еще есть где укрыться, а на равнине нам, северянам, — прямо беда. Но щедрые солнечные лучи несут не только изнуряющую жару, они же в избытке таят в себе жи­ вотворную силу; человек своим трудом превращает опаленную солнцем долину в цветущий сад. Куда ни посмотришь, под от­

весно

падающими

лучами все буйно

растет,

цветет, зреет.

На

севере

в солнечном мареве синеют

предгорья

Стара-Планины,

а на юге — Родопы.

 

 

 

 

 

 

 

Равнину прорезают русла небольших рек, летом они почти

безводны, усеяны

раскаленными

валунами.

В

ряде

мест,

как

у нас

в степях Украины, высятся

холмы-могилы;

по

их правиль­

ным очертаниям видно, что они созданы рукой человека. В боль­ шинстве случаев они насыпаны фракийцами на месте захороне­ ния своих вождей. Многие из этих могил раскопаны и изучены; если они не были раньше разграблены, то найденные там пред­ меты хранятся теперь в музеях.

Во Фракийской долине к северу от Пловдива расположен ряд поселений, в которых находятся памятники древней художе­ ственной культуры.

Мы остановимся на двух таких городах: Стара-Загоре и Казанлыке.

Расположенная в 80 км на северо-восток от Пловдива, СтараЗагора ныне является довольно крупным, быстро растущим го­ родом. Это один из промышленных центров страны. За послед­ ние годы здесь построен ряд предприятий, развито жилищное

и культурно-бытовое строительство. Здесь есть новые здания, которые своей новаторской архитектурой даже спорят с ново­ стройками Софии. Развита и культурная жизнь города. Так, на­ пример, Стара-Загорский оперный театр считается вторым


179

в стране, после софийского. В местном музее собрано большое

количество памятников древней культуры.

По своему облику Стара-Загора — типичный южный город.

Старазагорцы учли климатические особенности своего родного города и весь его засадили деревьями. Это город-сад, даже в самую жаркую пору тут веет прохладой. В старой части горо­ да — приветливые дома с террасами, покрытые вьющимися рас­ тениями; дворы и бульвары засажены цветами и фруктовыми деревьями. На улицах растут кипарисы, магнолии, олеандры, гра­ наты, как в средиземноморских городах. Даже старая часть го­ рода имеет регулярную четкую планировку, хотя, впрочем, она вовсе не такая уж и старая. Дело в том, что во время русскотурецкой войны потерпевшие поражение турецкие войска дотла разрушили и сожгли город и он после этого был заново расплани­ рован по проекту русских военных инженеров.

Стара-Загора насчитывает около двух с половиной тысяч лет своего существования. В римскую эпоху город назывался Августа Траяна, а в византийскую — Берое, Боруй, Верея. Во время турец­ кого завоевания город был разрушен и на его месте возник но­ вый, названный турками Эскизаара. В период русско-турецкой войны 1877— 1878 годов Стара-Загора стала центром крупных сражений.

Как и всюду в стране, постройки античного времени в СтараЗагоре не сохранились. Но в самом центре города ниже уровня земли раскопаны остатки так называемого римского дома, от

которого

до

нас дошли

фундамент и

мозаичные изображения

на полу.

По

характеру

этих довольно

хорошо сохранившихся

мозаик и установлена их датировка.

Стара-Загорский народный музей основан в 1907 году. Осо­ бенно ценные и многочисленные экспонаты (до десяти тысяч) относятся к периоду римского владычества во Фракии. Здесь

182

вывает. Кусты эти маленькие и невзрачные, да и сами розы вы­ глядят куда скромнее, нежели их пышные собратья в городских садах и парках. Но при всей своей скромности розы эти издают чудесный запах, а из их лепестков изготовляется знаменитое

розовое масло, идущее на приготовление лучших в мире духов. Ценится это масло буквально на вес золота.

Город Казанлык расположен в одноименной долине, 35 км на северо-запад от Стара-Загоры. С севера к нему подступает Стара-Планина с Шипкинским перевалом, на котором велись ожесточенные сражения в русско-турецкую войну 1878 года. Закончились эти сражения разгромом турецких войск. По живо­ писной Казанлыкской долине протекает река Тунджа. В районе города Ямбола она круто поворачивает на юг и уже на терри­ тории Турции сливается с рекой Марицей.

Если раньше о небольшом городе Казанлыке знали главным образом специалисты по разведению роз, то после второй ми­ ровой войны он стал известен также искусствоведам всего мира. Эту славу Казанлык снискал тем, что здесь была открыта антич­ ная гробница с исключительными по своему историческому и художественному значению настенными росписями, датируемы­ ми IV веком до н. э., т. е. периодом расцвета классического ис­ кусства.

Произошло это случайно. Вечером 9 апреля 1944 года в при­

городе, именуемом Тюльбето, солдаты

рыли траншею

(отсюда

открывается

широкая

перспектива на

долину

реки

Тунджи,

а также на

Балканский

горный хребет).

И вдруг

лопата

солдата

натолкнулась на что-то твердое. . . Как вскоре выяснилось, это были камни, преграждающие вход в гробницу. Она была вскрыта в присутствии ученых. То, что предстало перед глазами, было поразительно. На стенах этого небольшого подземного сооруже­ ния полностью сохранились высокохудожественные, в подлинном