ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
Фиксирование проявленного изображения
Д л я удаления из фотографического слоя галогенидов серебра, которые в процессе проявления не восстановились и могут под дей
ствием света разложиться и испортить негатив, |
отэкспонированную |
|
и проявленную пленку после незначительного |
промывания |
в про |
точной воде обрабатывают в растворе, который |
называется |
фикса |
жем или закрепителем. |
|
|
Процесс фиксирования изображения заключается в том, чтобы превратить невосстановленный галогенид серебра в такое химичес кое соединение, которое легко растворяется в воде и легко удаляет ся из фотографического слоя. При этом фиксаж не должен действо
вать на металлическое серебро изображения. |
|
|
|
|
В качестве фиксажа |
применяют тиосульфат |
натрия |
(гипосуль |
|
фит). Его называют и |
серноватистокислым |
натрием |
(Na 2 S 2 0 3 X |
|
Х 5 Н 2 0 ) . В фотографии гипосульфит используют в виде |
бесцветных |
|||
прозрачных кристаллов, легко растворяющихся |
в воде. |
|
В процессе фиксирования, помимо хорошо растворимых комплек сных соединений, образуются и плохо растворимые в воде соедине ния. Поэтому, после того как на глаз кажется, что изображение полностью отфиксировано, т. е. стало на просвет достаточно про зрачным, негатив следует оставить в растворе закрепителя еще на некоторое время.
Некоторые фотографы используют сильно концентрированные закрепители, считая, что при увеличении концентрации гипосульфи та в растворе быстрее происходит фиксирование негатива. Такое мнение неправильно: в более концентрированном растворе набуха ние желатина светочувствительного слоя замедляется и закрепление негатива не ускоряется, а, наоборот, замедляется. Поэтому следует применять рекомендуемые рецепты раствора с содержанием в них гипосульфита не более 300—400 г/л.
После закрепления негатив тщательно промывают в проточной водопроводной воде для того, чтобы удалить из эмульсионного слоя гипосульфит и все растворимые соли, образовавшиеся в результате химической реакции между галогенидом серебра и гипосульфитом. Если в желатиновом слое эмульсии оставить неотмытыми продукты реакции, то они не только могут выкристаллизоваться и покрыть поверхность негатива порошкообразным налетом, но и вступить в реакцию с металлическим серебром изображения. В результате не гатив выцветает, становясь коричнево-желтым, покрывается пят нами.
Качество промывки негативов зависит от температуры исполь зуемой воды, от того, как быстро набухает в воде желатин, и дру гих факторов. Естественно, что более задубленный слой желатина набухает медленнее, поэтому негатив, обработанный в дубящем растворе закрепителя, промывается хуже, чем негатив, отфиксированный в обычном растворе. Полнее отфиксированный негатив про мывается быстрее и лучше. При температуре воды около 24—25° С негатив промывается быстро и хорошо, но слой желатина может
з о
подплавиться и испортить |
негатив. |
Поэтому |
лучше всего |
пользо |
ваться водой, температура |
которой |
равна 18° С. |
|
|
В проточной воде негативы промывают |
примерно в |
течение |
30 мин. Если работа срочная и нет необходимости в долгом хране нии негативов, то их можно промывать и в течение 5—10 мин.
Сушат негативы обычно в сушильном шкафу.
Получение позитивного изображения
В практике фотографирования не ограничиваются получением негативного изображения. В репродукционных процессах изготов ление позитивных изображений на прозрачном фотоматериале — диапозитивов является такой же составной частью технологии из готовления форм, как и изготовление негативов.
Диапозитивы изготовляют либо фотопечатью на контактно-ко пировальных станках, либо обычным проекционным способом в ре продукционных фотоаппаратах.
Принцип получения позитивного фотографического изображе ния и его обработки проявителем и закрепителем такой же, что и при изготовлении негативов.
Свет, пройдя через различные оптические плотности негатива, попадает на светочувствительный слой фотоматериала и образует в нем скрытое изображение, которое затем проявляют и фиксируют. В связи с тем что более плотные участки негатива задержат больше упавшего на них света, чем менее плотные, на готовом диапозитиве получится обратное по сравнению с негативом распределение плот ностей.
Получение негатива и диапозитива в репродукционной технике отличается друг от друга лишь применяемыми светочувствительны ми фотоматериалами и режимом ведения процесса. Если при фото графировании оригинала, особенно цветного, для получения нега тива требуется более чувствительная к свету эмульсия и к тому же реагирующая на действие всех лучей видимого участка спектра, то для изготовления диапозитива эти качества светочувствительного слоя не нужны. В этом случае позитивный фотоматериал применя ется с обычной, т. е. естественной чувствительностью бромосеребря ного слоя. Он может иметь и более низкую чувствительность к действию света, так как при фотографировании диапозитивов в от личие от негативов, как правило, не требуется продолжительная выдержка.
Работа с позитивными фотоматериалами, в том числе и их хими ческая обработка, проводится при красном освещении темной комнаты.
Получение цветных фотоснимков
Современные способы цветного фотографирования основаны на применении многослойных светочувствительных фотоматериалов. Причем для получения фотографического изображения объекта в
81
его натуральных цветах в эмульсию, помимо галогенидов серебра, вводят еще специальные компоненты.
В процессе проявления скрытого изображения эти компоненты реагируют с продуктами окисления так называемых цветных про являющих веществ, в результате чего образуются красители.
Каждый из трех слоев фотоматериала для цветной съемки чув ствителен только к одному из основных цветных лучей, входящих в состав белого света, а поэтому при проявлении эти слои окраши ваются в соответствующие цвета. Так, например, верхний слой при нимает желтую, средний — пурпурную, а нижний — голубую ок раску.
Интенсивность окраски в процессе проявления зависит от коли чества металлического серебра, выделившегося на том или ином участке изображения. Следовательно, окраска слоя будет тем силь нее, чем больше на данный участок действовал свет, и наоборот, слабоокрашенные места соответствуют наименьшему действию света на слой, где и серебра выделяется также наименьшее коли чество.
Для получения различных по цвету красителей можно пользо ваться одним и тем же проявляющим веществом, но для этого нуж но, чтобы компоненты в эмульсии были различными по химическо му составу. В качестве таких компонентов используют ряд органи ческих веществ. Например, для получения голубого красителя в эмульсию вводят производные нафталина. Пурпурные красители получаются от действия проявляющего вещества на пиразолоновые компоненты. Ацетоуксусная или бензоилуксусная кислота дает возможность получить желтые красители.
В качестве проявляющего вещества применяют либо парафенилендиамин, либо его производные.
После цветного проявления черно-белое серебряное изображе ние удаляют отбеливанием в растворе красной кровяной соли. Под действием этого раствора металлическое серебро превращается в растворимое железосинеродистое серебро (галогенид серебра, не подвергшийся действию света, остается без изменения, так как рас твор красной кровяной соли на него не действует).
В фиксирующем растворе оно переходит в растворимое состоя |
|
ние и удаляется из слоя вместе с галогенидом серебра. В |
результа |
те в фотослое остается лишь изображение, образованное |
красите |
лями.
Так как фотографический материал состоит не из одного, а из трех светочувствительных слоев с галогенидными слоями серебра, в каждый из которых введен один из компонентов для образования красителя, то после проявления и соответствующей обработки на фотоматериале образуются три самостоятельных одноцветных изо бражения (желтое, пурпурное и голубое). Эти лежащие один над другим окрашенные слои оптически слагаются и воспринимаются глазом как многообразие цветных тонов и нюансов.
Многоцветное изображение на фотослое может быть в виде не гатива и в виде позитива.
82
На негативе изображение окрашено в цвета, дополнительные к цветам фотографируемого объекта. Это значит, что голубой цвет объекта будет передан на негативе красным, желтый — синим, чер ный— наиболее прозрачным и т. д.
Позитивное цветное изображение получают как на непрозрачной основе, например на трехслойной фотобумаге, для цветной печати, так и на прозрачной — позитивной фотопленке как типа ЦП-8, так и обращаемой. На обращаемой пленке изображение после особой обработки получается сразу позитивным, т. е. окрашенным в соот ветствии с цветами фотографируемого объекта.
Отснятую пленку с обращением проявляют в пленочном прояви теле, который применяется в черно-белой фотографии, и получают негативное черно-белое изображение, состоящее из металлического серебра. Краситель в этом случае не образуется.
Чтобы прекратить процесс проявления и удалить с пленки про являющий раствор, ее промывают в холодной воде, выносят на яр кий свет и сильно засвечивают (примерно 1 мин).
После первого проявления на пленке соответственно позитивно му изображению остается галогенид серебра, который после засве чивания подвергается действию цветного проявителя с выделением красителя.
Таким образом, после второго проявления на пленке два изо бражения: первое — негативное, черно-белое, состоящее из метал-
*лического серебра, но без красителей, и второе — позитивное, сос тоящее из металлического серебра и красителей.
После отбеливания и фиксирования с пленки удаляется все се ребро — металлическое и галогениды — и остается только позитив ное изображение, состоящее из красителей.
При репродуцировании музейных цветных оригиналов все шире применяются обращаемые пленки.
Для цветного фотографирования можно пользоваться любым фотоаппаратом, включая узкопленочные.
Пленки изготовляются для съемки как с естественным, так и с искусственным светом.
§22. СВЕТО- И ЦВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ФОТОМАТЕРИАЛЫ
Вкачестве светочувствительного слоя используется бромистое
серебро (часто в смеси с хлористым), равномерно распределенное в водном растворе желатина. Толщина светочувствительного слоя негативных фотоматериалов примерно равна 0,01—0,02 мм.
Светочувствительный слой наносят на поверхность полимерной пленки или стеклянной пластинки. Чтобы он прочно удерживался, предварительно на них наносят специальный подслой задубленного желатина толщиной около 0,001 мм. Для защиты светочувствитель ного слоя от механических повреждений его покрывают тонкой пленкой желатина (защитный слой).
83