Файл: Чижиков, Ю. М. Редуцирование и прокатка металла непрерывной разливки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
скажется только на абсолютных значениях Р, q и о. Ра венства (2.19) показывают, что контур сечения слитков в условиях прокатки на блюмингах значительно более жесткий, т. е. менее податливый, чем при редуцировании слябов в сравнимых условиях.
Если судить по величине напряжений а, то можно утверждать, что податливость металла тянущим напря жениям при редуцировании слябов в 710 раз более вы сокая, чем при прокатке слитков. Иными словами, сами напряжения, при которых начинается движение метал
ла с боковых сторон, проявляющееся |
в виде |
утяжки, |
в 710 раз меньше, чем при прокатке слитков. |
при на |
|
Если допустить, что при прокатке |
слитков |
пряжениях равных в2, происходит нарушение сплошно сти, возможное, когда растягивающие напряжения по величине превышают предел прочности материала в том объеме, где произошло нарушение сплошности, то, по скольку редуцированию и прокатке по условию подвер гается один и тот же материал, можно утверждать, что при редуцировании такое нарушение сплошности невоз можно, так как Oi в 710 раз меньше а2, следовательно, во столько же раз меньше предела прочности металла. Произведенные расчеты, строго говоря, относятся к слу чаю деформирования холодного металла, поскольку при нятые значения модуля упругости соответствуют холодно му металлу. Однако для проведенного анализа главное значение имеют относительные безразмерные отношения, согласно уравнениям (2.15) — (2.17) . По этим уравнениям безразмерные отношения не зависят от состава материала, поэтому они могут быть распространены и на условия деформации горячего металла. Если при этом еще учесть, что они не зависят также и от величины стрелы прогиба, то сказанное станет еще убедительнее, тем бо лее, что сама величина прогиба для расчетов размерных величин может быть принята сколь угодно малой (одинаковой для обоих сравниваемых случаев), когда деформация горячего металла будет находиться в упру гой или близкой к ней области.
В процессе деформации утяжка, т. е. как бы изгиб внутрь боковых кромок, получается различной, она мо жет быть большей или меньшей, увеличиваться или уменьшаться в процессе деформации. В связи с этим возникает вопрос о том, как будут изменяться напряже ния, появляющиеся в металле при этих условиях. Озна
5* |
67 |
чает ли увеличение утяжки и однозначное увеличение растягивающих напряжений? Характеризует ли большая степень утяжки большие растягивающие напряжения? Вопросы эти не Простые, но ответить на них можно. Из предыдущего анализа следует, что знак равенства меж ду величинами утяжки и напряжений, вызывающих утяжку, ставить нельзя.
Напряжения растяжения, вызывающие утяжку в дан ных условиях, достигают своих наибольших значений в момент начала самой утяжки, т. е. тогда, когда прео долена максимальная жесткость контура сечения. Даль нейший рост напряжений в условиях горячей деформа ции должен отсутствовать, так как перемещению частиц по направлению движения тянущих сил больше не ока зывается сопротивления. Это перемещение будет иметь место до тех пор, пока эти тянущие силы действуют. Что же вызывает эти тянущие силы и чем определяется дли тельность их действия? Очевидно, что и то, и другое вы зывается степенью деформации, или, точнее, объемом металла, смещаемом в высотном направлении, обуслов ливающим вытяжку и поперечную деформацию ме талла.
Чем больше смещенный объем, тем больше металла перемещается в продольном направлении, тем дольше действуют и тянущие силы, тем больше будет величина утяжки (конечно, в условиях, когда происходит утяж ка). С уменьшением смещенного объема величина утяж ки, естественно, будет уменьшаться. Однако сами на пряжения при этом будут одинаковыми, так как их ве личина зависит не от длительности действия, опре деляемого смещенным объемом, а от податливости
контура |
сечения в |
момент |
начала |
утяжки, когда |
как бы |
происходит |
потеря |
устойчивости боковых |
|
стенок. |
|
|
|
29, сказанное бу |
В примере, рассмотренном на рис. |
дет равнозначно перемещению тела, установленного на подшипниках. Оно будет перемещаться сколь угодно долго под воздействием тянущей силы, которая, очевид но, сохранится постоянной и равной той величине ее, при которой началось движение тела.
Из приведенного анализа следует:
сама по себе схема напряженного состояния с рас тягивающими напряжениями без учета податливости контура сечения металла, подвергаемого деформация,
68
не может рассматриваться как неблагоприятная в смыс ле возможного нарушения сплошности металла;
чем больше податливость контура сечения деформи руемого металла, тем меньше количественные значения растягивающих напряжений, возникающих в металле при одинаковых схемах напряженного состояния;
процесс редуцирования, сопровождающийся в резуль тате неравномерности деформации в первых проходах утяжкой металла, характеризуется большой податли востью контура, благодаря чему существенно снижают ся растягивающие напряжения, величина которых ис ключает возможность нарушения сплошности металла;
напряженно-деформированное состояние при редуци ровании благодаря особенностям процесса, осуществляе мого в глубоких калибрах со стесненным уширением, при значительной податливости контура сечения, опре деляемой его малой толщиной по стороне, по которой происходит отрицательная поперечная деформация, яв ляется в сравнимых условиях значительно более благо приятным, чем при прокатке слитков на блюмингах.
Г л а в а 3
КОНЦЕВОЙ НАКАТ ПРИ РЕДУЦИРОВАНИИ
ФОРМОИЗМЕНЕНИЕ
ВНЕУСТАНОВИВШЕМСЯ ПРОЦЕССЕ РЕДУЦИРОВАНИЯ
Впредыдущей главе было показано, что продольная деформация по длине полос при редуцировании распре деляется неравномерно. На участке длины, который со ответствует установившемуся процессу, вытяжки всех слоев по высоте сечения одинаковы и равны примерно средней вытяжке полосы в целом. На концах полос вы тяжки для всех слоев по высоте сечения различны. Если не считать небольших участков у самих торцов величи ны вытяжек от некоторых наибольших значений в сече ниях, близких к торцам, уменьшаются до величин вы тяжек в установившемся процессе. Особенно важным при этом является то, что такое изменение величин вы тяжек по длине концов полос количественно неодинако вое для различных слоев полосы по ее высоте. В одина ковых вертикальных сечениях по длине концов полос во
63
внешний вид полосы после редуцирования, где виден концевой накат. Концы полос с передней и задней сто рон после редуцирования получаются как бы вогнуты ми. Стрела этой вогнутости характеризует собой абсо лютную величину наката (N, мм).
Как при прокатке листовой продукции из обжатых путем редуцирования литых слябов, так и при прокатке сортовой продукции из заготовки, полученной в резуль тате редуцирования, образовавшийся накат при доста точной его величине должен быть удален. Это необходи мо, так как, с одной стороны, сам накат может затруд нить процесс получения готовой продукции, с другой стороны, очевидно, что из металла концевого наката ка чественной готовой продукции получить нельзя. Именно поэтому от обжатых слябов и заготовки, полученных редуцированием, своевременно должны быть отрезаны объемы металла, ограниченные выступающими тре угольниками «конусами» — на концах полос. Это, есте ственно, должно привести к определенным потерям ме талла, тем большим, чем больше величина отрезаемых концевых накатов и чем больше доля объема металла концевых накатов по отношению к объему металла всей полосы, от которой эти накаты удаляются.
ВЛИЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ НА КОНЦЕВОЙ НАКАТ
Образование концевого наката — сложное явление. Оно зависит от большинства параметров, влияющих на процесс редуцирования и его определяющих. Главными из этих параметров являются отношение размеров по перечного сечения полос, подвергаемых редуцированию, степень редуцирования, условия деформации в калиб рах, характерные показатели калибров (выпуск, степень заполнения, относительный диаметр валков), свойства редуцируемого материала и ряд других.
Как уже отмечалось, концевой накат имеет сущест венное значение для процесса редуцирования, поэтому влияние перечисленных и некоторых других параметров на его образование детально исследовали. Исследование проводили методом моделирования, а также в некото рых случаях и в производственных условиях. Моделиро вание вели применительно к условиям редуцирования полос с отношением сторон сечения Н/В от 1 до 9. Об разцы постоянной ширины 5 = 18 мм высотой от 18 до
71
162 мм прокатывали в калибрах разной глубины в вал ках с рабочим диаметром 85— 142 мм. Выпуск калибров изменялся от 0 до 0,3. Прокатывали сталь Ст.З при тем пературе 1150° С и алюминий при 20° С. В производст венных условиях концевой накат определяли при реду цировании слябов с отношением сторон сечения 1:4; 1 : 5; 1 : 6; 1 : 6,4.
1.Концевой накат, судя по кривым рис. 32, зависит
всильной степени от формы поперечного сечения, под-
Рис. 32. Зависимость концевого наката от отношения Н/В при редуцирова нии (первый проход, 0,1; £ = 110 мм; £=18 MM=const):
1, 2 — задние концы; 3, 4 — передние концы; сплошные линии — алюминий, /=20° С; пунктирные линии — сталь Ст.З, /=1150° С
72
вергаемого деформации, от отношения их характерных размеров. Наименьшие значения концевого наката по лучились при значениях Н/В= 1, т. е., когда сечение по лосы было квадратным. По мере изменения формы се чения на все более плоское в условиях, когда деформа ция постоянно осуществлялась по большей стороне се
чения, концевой накат непрерывно возрастает |
и тем |
в большей степени, чем больше отношение Н/В. |
Объяс |
няется это увеличением неравномерности деформации по мере увеличения высоты сечения, следствием чего яв
ляется рост вытяжек приконтактных |
слоев металла, |
|
в результате чего, |
собственно, и происходит сам накат. |
|
Очень важным |
является и то, что |
концевой накат |
получается различным для переднего и заднего концов полос, когда прокатка производится в одном направле нии, без реверса. Концевой накат, при всех значениях Н/В получается меньшим на передней стороне и боль шим на задней стороне полос, причем на задних концах накат в среднем в два раза больше, чем на переднем. Такое различие в величине наката объясняется своеоб разием условий деформации в начальной и конечной стадиях процесса прокатки и хорошо согласуется с ранее приведенными данными о распределении деформации по длине полос. Представляет интерес характер изменения безразмерного наката N/H. Он, как видно (см. рис. 32), изменяется несколько по-другому. По мере увеличения Н/В прирост значений N/H замедляется и, по-видимому, стремится к какой-то постоянной величине при доста точно больших отношениях Н/В. Наиболее интенсивным получается прирост N/H до значений Н/В, равном при мерно 4. Возможным объяснением этого может быть бо лее резкое количественное уменьшение отношения D/H на этом участке (т. е. от Н/В= 1 до Н/В— 4), которое равнялось примерно 4, в то время как на участке от Н/В= 4 до Н/В= 9 оно уменьшилось всего лишь в два
раза.
2. Влияние D/H на величину наката при постоянном Н/В= 7 показано на рис. 33. В первом проходе при об жатии и= 0,1 увеличение критерия D/H с 0,675 до 1,125 (по экспериментальным точкам) вызвало снижение от носительного наката на переднем конце в 1,66 раза и на заднем конце в 1,35 раза, что вполне соответствует дан ным, приведенным на рис. 32, где при примерно таком же изменении D/Я — в пределах от 0,69 (Н/В — 9) до
73