Файл: Чижиков, Ю. М. Редуцирование и прокатка металла непрерывной разливки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
1,23 (Н/В= Ъ) — безразмерный накат N/H также умень шился с 0,044 до 0,032 (алюминий передний конец), т. е. в 1,37 раза, и с 0,095 до 0,077 (задний конец), т. е. в 1,23 раза. Поскольку критерий D/H и N/H рассчитыва ются делением на одинаковые значения Н, приведенные
0 / н
Рис. 33. Зависимость относительной глубины наката N(H от отношения DIH при редуцировании полос с Н/В—7 (первый проход, ц=0,1; алю миний, ?=20° С, калибр 2hp: Я=0,31,
выпуск т=0,06):
1 — задний конец; 2 — передний ко нец
Рис. 34. Зависимость относительной глу бины наката NIH от обжатия (4%) за проход при редуцировании полос с раз личными отношениями Я/В (цифры на кривых). Алюминий, /=20° С; В = 18мм;
Z)= 110 мм:
а — задний конец; б — передний конец
данные характеризуют влияние самого диаметра валков D на величину самого наката N.
3. Формирование наката начинается с первого прохо да, при котором обжатия в зависимости от высоты про катываемой полосы могут достигать 20% и более. В свя зи с этим интересно выяснить, как изменяется величина наката в зависимости от обжатия в первом проходе при редуцировании полос с различным отношением Н/В. По лученные результаты (рис. 34) особенно интересны при анализе характера кривых переднего и заднего наката для полос с Н/В— 5. Эти кривые имеют максимум, по казывающий, что при достижении определенного обжа тия накат начинает уменьшаться. Для полос с Н/В= Ъ уменьшение наката начинается, когда обжатие в первом проходе достигает примерно 16%. Прирост наката пре кращается потому, что при таком обжатии для данного Н/В деформация сжатия в значительной мере проника ет в осевую зону металла, что приводит к резкому умень шению неравномерности деформации по высоте сечения и, как следствие к прекращению роста наката. Наличия максимумов на кривых N/H=f{u) не обнаружили для
74
полос с Н/В= 7 и Н/В= 9. Это, однако, не означает, что влияние обжатия в первом проходе при редуцировании полос с таким отношением Н/В проявляется как-то подругому. Все дело в том, что чем больше Н/В, тем при более высоком обжатии за проход может достигаться этот максимум. Само обжатие становится весьма зна чительным и трудно достижимым.
Допустим, что для Н/В— 7 предполагаемый макси мум должен обнаружиться при и— 24%. Если полоса имела размеры 1400X200 мм, это означает, что в первом проходе обжатие должно было составить 1400:0,24 = = 336 мм. Это весьма значительное обжатие, которое реализовать трудно. При больших значениях Н/В соот ветствующие обжатия еще более возрастают и достиже ние их в реальных условиях становится просто невоз можным. Несмотря на все это, приведенные результаты позволяют сделать очень важный для практики вывод о том, что в целях уменьшения концевого наката при редуцировании необходимо стремиться к возможно большим обжатиям за каждый проход. При дальнейшей прокатке, осуществляемой уже в несколько проходов, по мере увеличения суммарной степени редуцирования (об жатия) величина наката продолжает увеличиваться (рис. 35) с опережающей интенсивностью для больших значений Н/В.
Рост наката, обусловленного неравномерностью де формации по высоте сечения и длине полос, прекраща ется, когда оба конуса, образующие накат, сближаются внутренними сторонами настолько, что при дальнейшей деформации они начинают вытягиваться как единое це лое так же, как и вся полоса в установившемся процес-
Рис. |
35. |
Зависимость |
сум- |
Х , |
|
||
марного |
наката |
Л ^/Я |
от |
^ |
|
||
суммарного |
относительного |
|
|
||||
обжатия |
при |
редуцировании |
|
|
|||
полос с различным отноше |
|
|
|||||
нием |
сторон |
сечения |
Н1В |
|
|
||
|
(цифры на кривых): |
|
|
||||
а — алюминий, |
/*=20° С; |
|
|
||||
б — сталь |
Ст.З, |
^—1150° С, |
|
|
|||
|
|
|
|
5 = 18 мм |
иг,°/о |
и2,% |
|
|
|
|
|
|
|
75
ми за проход 1,5 и 10%. В результате накат у обоих по лос получился совершенно различным. При обжатиях 10% за проход накат на обоих концах получился в виде обычной воронки, образованной двумя конусами. При очень малых обжатиях за проход (рис. 36) воронки на заднем конце полосы не стало. Оба конуса вначале сом кнулись не своими основаниями, а вершинами. При неболь шом дополнительном обжатии, очевидно, произойдет и полное смыкание конусов, что для первой полосы совер шенно исключается. Накат па переднем конце полосы получился примерно таким же, как и у первой полосы. Помимо такого внешнего проявления обжатие за проход сказывается и па самой величине наката, которая тем
меньше, чем это обжатие |
за проход больше |
(рис. 37), |
о чем уже говорилось выше. |
различным |
|
Как уже отмечалось, |
накат получается |
на переднем и заднем концах полос. Во всех случаях он больше на заднем, однако это справедливо только, ког да редуцирование осуществляется в один проход или когда передний конец во всех проходах остается одним и тем же, как это, например, имеет место при непрерыв ной прокатке. Совершенно по-иному получается конце вой накат при реверсивном процессе, когда передний и задний концы поочередно меняются местами. В этом случае накаты на переднем и заднем концах сближают ся по величине, т. е. они становятся количественно поч ти равными на обоих концах, особенно если число про ходов четное (рис. 37). Суммарная глубина наката на обоих концах при этом, однако, не изменяется. Она оста ется практически одинаковой как при реверсивной, так
ипри непрерывной прокатке.
4.На величину наката определенное влияние оказы вает форма калибров и их параметры. Было установле но, что увеличение выпуска калибра способствует росту концевого наката примерно на 20% при увеличении вы пуска с 0 до 0,15. В табл. 5 приведены интересные дан ные, показывающие влияние формы калибра на величину суммарного наката при редуцировании слябов сече нием 800X150 мм (Н/В= 5,3). Редуцирование осущест влялось в трех различных по форме калибрах, характе ристика которых приведена в главе 12 (см., например,
рис. 115). Судя по этим данным, суммарный накат по лучался наибольшим при прокатке в калибре А\ и наи меньшим в калибре Л3 который отличался от А\ тем, что
77
в нем прокатка проходила при большем защемлении. Из этого можно сделать вывод о том, что с увеличением защемления так же, как и при уменьшении выпуска ка либра, накат уменьшается. По-видимому, это так, одна ко, здесь действуют еще и какие-то привходящие при чины. Дело в том, что при редуцировании в тех'же трех калибрах таких же слябов, но углеродистой стали, кон цевой накат в тех же условиях оказался совершенно
Рис. 37. Изменение глубины наката N/H в зависимости or суммарного отно сительного обжатия и£ (Н/В=7; алюминий, <=20° С):
а — прокатка в одном направлении; |
б — прокатка с реверсированием; 1 — зад |
|
ний конец; 2 — передний конец;---------------- |
шесть проходов;---------- |
36 проходов |
|
|
Таблица 5 |
Влияние формы калибров на величину суммарного концевого наката при редуцировании слябов 800X150 мм кремнистой стали Э4А
Калибр |
Концевой накат |
|
Суммарное обжатые и |
, % |
||
10 |
20 |
30 |
40 |
|||
|
|
|||||
Л |
N , мм |
100 |
155 |
208 |
258 |
|
N / H |
0 ,1 2 5 |
0 ,1 9 4 |
0 ,2 6 |
0 ,3 2 |
||
|
||||||
Л 2 |
N , мм |
65 |
ПО |
155 |
200 |
|
N /H |
0 ,0 8 1 |
0 ,1 3 8 |
0 ,1 9 4 |
0 ,2 5 0 |
||
|
1 I 1
со
N , мм |
55 |
95 |
140 |
175 |
N/H |
0 ,0 6 9 |
0 ,1 2 8 |
0 ,1 7 5 |
0 ,2 2 0 |
78
одинаковым во всех трех калибрах. Таким образом, в описываемом случае на величину наката повлиял и мате риал слябов.
5. Влияние состава металла, подвергаемого редуци рованию, установили и прямыми исследованиями. Осо бенно убедительными они оказались при редуцировании в сравнимых условиях углеродистой стали Ст.З, кото рую прокатывали при температуре 1150° С, и алюминия, который прокатывали при комнатной температуре.
На раннее приведенном рис. 32, где показаны зави симости наката от отношения сторон сечения редуцируе мых полос и суммарного обжатия, сопоставлены соответ ствующие кривые для стали и алюминия. Как видно, концевой накат при редуцировании алюминия оказался почти в два раза более высоким, чем при редуцировании стали Ст.З. Наиболее обоснованным объяснением этого явления является то, что сопротивление деформации алюминия в данных условиях было значительно выше (порядка 12,0 кгс/мм2), чем у углеродистой стали (по рядка 4,0 кгс/мм2). Повышение сопротивления деформа ции повышает неравномерность высотной деформации, что и обусловливает увеличение наката. Из этих данных следует, что различными величинами концевого наката могут характеризоваться не только разные материалы, но также один и тот же металл, если изменяется его физическое состояние, например в результате нагрева. При увеличении температуры нагрева, когда сопротив ление металла деформации понижается, будет умень шаться и величина наката. Наоборот, накат увеличится
суменьшением температуры нагрева и деформации.
6.Крайне важным является вопрос о том, как влия ет длина полос при редуцировании на величину наката. Одно время считалось, что концевой накат зависит от длины раскатов и увеличивается с ростом длины [24].
Вдействительности этот вывод оказался ошибочным, с чем согласились и его сторонники [25]. О том, что дли на полос не влияет на величину наката, впервые было установлено в работе [16]. Это неоднократно подтвер ждалось нами и в дальнейшем. Независимость наката
от длины соответствует физической сущности явления, о чем подробно говорилось в предыдущей главе. С точ ки зрения производства это очень важное обстоятельст во. При постоянной величине накатов, удаляемых в обрезь, потери металла будут тем меньше, чем больше ис ходная длина прокатываемых слябов [26].
79