Файл: Мозжухин, О. А. Геодезические методы в строительстве учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
рис. 108. Поле зрения кипрегеля КА2
1—кривая горизонтальных проложений; 2— кривые превышений; 3—посеребренная пластинка; 4. 5—дуга и полоска; 6. 7—ука затель и нуль рейки; 8—дальномерные штрихи; 9—рейка.
По мере набора реечных пикетов на планшете вычерчивают карандашом горизонтали, сообразуясь с формами рельефа мест ности. Попутно наносят ситуацию. Основные работы по состав лению плана при мензульной съемке приходятся на полевой пе риод. В камеральных условиях занимаются лишь отделкой и оформлением плана-
При тахеометрической съемке на долю камеральных выпа дает около половины объема работ по составлению плана. Гори зонтальную съемку производят теодолитом с пунктов планово высотного обоснования полярным методом. Превышения нахо дят из тригонометрического нивелирования. Результаты записы вают в тахеометрическом журнале. По этим записям в каме ральных условиях производят накладку материалов на план, проводят горизонтали, пользуясь кронами—схематическим чер тежом рельефа местности, составляемым в процессе съемки.
Если при мензульной съемке исполнитель, видя перед собой местность, имеет возможность достаточно объективно наводить горизонтали, то ошибки допущенные в поле при тахеометриче ской съемке в камеральных условиях обнаружить трудно В этом заключается крупное преимущество мензульной съемки перед тахеометрической. С другой стороны: сокращение полеьо-
1Й6
го периода, меньшая зависимость от погодных условий отдают предпочтение в определенных условиях тахеометрической съемке.
С целью автоматизации работ при тахеометрической съемке вместо теодолитов разработаны специальные приборы—тахео метры, имеющие согласно ГОСТу 10 812—64 шифры ТА, ТГ1, 1В. Первый из них тахеометр-автомат ТА 'имеет диаграмму на вер тикальном круге аналогичную кипрегелю-автомату КА-2 (рис. 108). Во всем остальном он не отличается от обычного теодолита.
Авторедукционный тахеометр ТП (рис. 109) позволяет из мерять горизонтальные расстояния в пределах 20-180 м и превы шения путем снятия соответствующих отсчетов по горизонталь но установленной рейкеПоследняя разделена двухсантиметро* выми делениями, имеет нониусы для повышения точности отсчитывания и крепится на вертикальной штанге. Для расстои-
рнс. Ф09. Авторедукционный тахеометр ТП
ний не превышающих 100 м ошибка определения как превыше ний, так и расстояний не выходит за пределы ±5 см. Наклонно измеренные расстояния автоматически приводятся (редуциру ются) на горизонтальную плоскость.
Прибор разработан на базе теодолита Т5. Точность измере ния горизонтального угла ± 7", вертикального—±10". Внутри правой колонки тахометра установлен дальномерно-высото- мерный узел. Ниже его на колонке находится переключатель дальномера-высотомера для отсчитывания по рейке либо рас стояния, либо превышения,
127
рис. 111. Тахеометр «Далыа 010» со столи ком «Карти»
«вперед», а плановое положение находят либо полярным спосо бом, либо с помощью заранее разбитой iHa мстности сетки квад ратов, в вершинах которой устанавливают последовательно рей ку. При наличии нивелира снабженного лимбом применяют по лярный метод. В случае отсутствия такового пользуются сеткой квадратов, разбиваемой теодолитом либо экером (в зависимос ти от размеров участка)- Места положения съемочных точек за крепляют пикетами (колышками). Результаты съемки записы вают в журнал. План съемки составляют в камеральных усло виях.
§ 40- Топографо-геодезические изыскания линейных сооружений
Для проектирования линейных сооружений съемку выпол няют на вытянутых участках вдоль оси трассы. Ширина полосы и подробность съемки во многом зависят от технических усло вий на проектирование того или иного сооружения.
Положение оси трассы закрепляют на местности угловыми и створными знаками, представляющими собой деревянные стол бы высотой около 1,5 м, вырытые в землю на глубину до 1 м. С каждого такого знака должна быть обеспечена видимость па два соседних знака.
129
Затем производят горизонтальную съемку полосы с ведени ем пикетажного журнала (рис112). Положение характерны*
точек на оси трассы должно быть известно относительно ее нача |
|
ла. Поэтому всю трассу разбивают 1на стометровые отрезки—пи |
|
ты, |
обозначаемые в нарастающем порядке ПКО, ПК1, ПК2 и |
т. д. |
Промежуточным между пикетами точкам задают плюсовые |
значения. Обозначению П К 1+ 62,5, |
например, |
соответ |
ствует расстояние 162,5 м от нулевого пикета (начала |
трассы). |
|
Съемку предметов местности выполняют |
преимущественно ме |
тодом перпендикуляров относительно оси трассы. Попутно про изводят разбивку кривых для сопряжения прямолинейных уча стков оси трассы. Расчет пикетажа ведут при этом вдоль криво линейного участка пути трассы. С этой целью рассчитывают пи кетаж конца кривой, который равен сумме пикетажного значе ния начала кривой и длины кривой (рис. 98.). С другой стороны, если к пикетажному значению НК прибавить удвоенную величи ну тангенса, а затем вычесть домер, то вновь получим пикетаж ное значение конца кривой. Вычислив расстояние конца кривой от начала трассы, продолжают разбивку пикетажа, откладывая расстояния от точки, означающей конец кривой. Разбивку кри вых не производят, если ведут изыскания для проектирования
1100
линий электропередач ЛЭП или линий связи ЛС, а также неко торых видов подземных коммуникаций.
На участке пересечения трассы через существующие комму никации производят детальную съемку переходовБольшой объем топографогеодезических и гидрографических работ вы полняют при съемке мостовых переходов через водотоки.
Расстояния между угловыми и створными знаками измеря ют с точностью не ниже 1:1000. Для этого могут быть примене ны мерные ленты, оптические дальномеры соответствующей точности, а также евето- и радиодальномеры. Углы поворота трассы измеряют теодолитом.
Следующим этапом выполняют высотную съемку для пост роения профиля оси трассы, деталей переходов, поперечных профилей в пределах ширины снимаемого участка.
Если съемка производится нивелиром, то плановое положе ние подлежащих съемке точек должно быть закреплено на мест ности колышками в процессе выполнения горизонтальной съем ки. Обозначению и закреплению на местности подлежат все пи кеты и плюсовые точки. Последние устанавливают в местах пе региба форм рельефа вдоль оси трассы. Кроме этого, обознача ют точки на поперечниках, восстанавливаемых обычно по нор мали к оси трассы.
В случае применения теодолита-тахеометра пикеты и плюсо вые точки на местности не выставляют. Инструмент устанавли вают над точкой, пикетажное и высотное значение которой из вестно, после чего снимают характерные точки по оси трассы и на поперечниках, измеряя расстояния по дальномеру и опреде ляя превышения тригонометрическим способом. Пикетажные значения плюсовых точек вычисляют затем в камеральных ус ловиях, находят отметки и строят по ним профиль оси трассы на миллиметровой бумаге.
§ 41. Гидрографическая съемка
Для проектирования гидротехнических сооружений, а также мостовых и ряда других переходов сооружений линейного типа через водотоки требуется знать характер подводного рельефа. С этой целью выполняют гидрографическую съемку участка, на основе которой составляют план подводного рельефа, изобра жаемый горизонталями или изобатамиПоследние цредставляют собой линии равных глубин. Изобаты применяют на планах, предназначаемых в первую очередь для решения воднотранспорт ных задач.
Гидрографическая съемка подводного рельефа существенно отличается от наземных видов съемки, в то же время между ни
131
ми есть и много общего. Она производится с подвижной, колеб лющейся платформы (катера, лодки, судна) в условиях, когда уровень воды существенно меняется по высоте и во времени. Подводный рельеф, в отличие от наземного, скрыт от наблюда теля слоем воды. Кроме этого, под действием текущей воды строение ложа реки может претерпевать существенные измене ния за сравнительно короткие отрезки времени, вследствие что планы способны быстро «стареть».
Основной частью гидрографических работ является промер. Понятие промер включает в себя как измерение глубин, так и определение их планового положения. Поэтому гидрографиче ская съемка, подобно топографической, должна быть обеспече на пунктами планово-высотного обоснования. Важной особен ностью гидрографических работ является постановка наблюде ний над изменениями уровня воды, для чего оборудывают спе циальные водомерные посты.
Основным прибором для измерения глубин служит эхолот. Принцип его устройства основан на применении формулы
п) • t
, |
( 4 8 ) |
где И—измеряемая глубина, v—скорость распространения зву ка в воде, равная примерно 1500 м/сек и т —время, потребное звуковому сигналу на прохождение расстояния от излучателя эхолота до дна водоема и обратно к приемному устройству.
Основными частями эхолота (рис. 113) являются централь-’ ный прибор 1 и приемо-передающее устройство 5. Последнее посредством крепежных деталей 4 крепится к борту катера. Глу бина погружения при этом может быть отсчитана на штанге устройства 5.
Через определенные промежутки времени, задаваемые цент ральным прибором, излучатель эхолота посылает направленные ультразвуковые сигналы, которые, отразившись от дна, поступа ют в виде эха на приемное устройство. После усиления они вновь попадают на центральный прибор, где в соответствии с выражением (48) фиксируют на движущейся бумажной ленте показания глубин в функции переменного ~ . Если при этом промерное судно с эхолотом находится в движении, то на ленте вычерчивается профиль дна—эхограмма.
Погрешность, которую обеспечивает эхолот, обычно состав ляет около 1—2% измеряемой глубины.
Малые глубины (до 5 м) могут быть измерены наметкой, ко торая представляет собой деревянный шест длиной 5—6 м круг лого сечения диаметром 5—6 см, размеченный дицеметровыми делениями.
132
Измерены между пунктами углы а и р . Определяемая точка Р находится в пресечении двух окружностей, вмещающих впи- 'санные углы а и р.
Ошибка определения положения места судна методом обрат ной угловой засечки может быть подсчитана по формуле:
m a D o
ш — ------------ ------
Sin (А + С) ?
рис. 114. Обратная засечка промерного судна
где т р —средняя квадратичная погрешность измерения углов секстаном с судна, принимаемая равной ±2°, А и С—углы при крайних пунктах. При этом А + С= *[
а и b—расстояния между опорными пунктами;
D\, Z>2, D3—расстояния от опорных пунктов до наблюдателя.
При углах засечки т менее 20° (или более 160°) величина ошиб ки т резко возрастет. Поэтому промер производят при углах у, лежащих в пределах 20—160°.
В процессе движения промерного судна на галсе через опря денные промежутки времени производят определения положения судна одним из указанных способов, что дает возможность нанес ти этот галс на планшет с указанием измеренных глубин. Послед ние исправляют поправкой за срезку, которая представляет со бой разность отметок рабочего и срезочного уровней.
Рабочим называют уровень воды в водоеме, наблюдаемый во время промера. Поскольку высота этого уровня претерпевает изменения во времени, то его называют еще и мгновенным. Для того чтобы измеренные в разное время глубины можно было ме
134
жду собой сравнивать их приводят к единому, определенным образом рассчитанному, срезочному уровню, приведенному к од ному моментуВысоту срезочного уровня выбирают на основе статистической обработки результатов наблюдений уровней во ды на водомерных постах.
Если рельеф дна требуется показать горизонталями, то от метки дна получают путем вычитания измеренной глубины из от метки рабочего уровня.
135
ЛИТЕРАТУРА
1. |
Б а г р а т у н и |
Г. |
В. |
и др. |
Инженерная геодезия. М. Недра, 4969 |
||||
2. |
Б а г р а т у н и |
Г. |
В. |
и др. |
Справочник геодезиста. М. Недра, 1966 |
||||
3. |
Г а н ь ш и н |
В. |
Н. |
и др. |
Инженерная геодезия. М. Недра, 1968 |
||||
4. |
Г л о т о в |
Г, |
В. |
|
|
Геодезия в |
строительно-монтажном произ |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
водстве. М. Стройиздат, 1967 |
|
5. |
Г и р ш б е р г |
М. А. |
|
Геодезия. М. Недра, 1967 |
|||||
6. |
Д е й м л и х |
Ф. |
|
|
Геодезическое инструментоведение. М. Нед |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ра, 1970 |
|
' 7. |
З а х а р о в |
|
А. |
И. |
|
|
Новые теодолиты и оптические дальномеры. |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
М. Недра, 1970 |
|
8. |
3 |
е н ц о в |
А. С. |
|
|
Геодезия при строительстве крупных гидро |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
электростанций и их туннелей. М. Госгеол- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
техиздат, 4(963 |
|
9. |
Л и т в и н о в |
Б. |
А. |
и др. |
Геодезическое инструментоведение. М. Нед |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ра» 11971 |
|
10. |
М о д р и н с к и й |
Н. |
И. |
Геодезия. Л. Гидрометеоиздат, 1197$ |
|||||
1 1 . |
М о з ж у х и н |
О. А. |
|
Гидрографические работы в инженерных |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
изысканиях. |
М. Недра, 1974; |
136