Файл: Макаров, А. Д. Износ инструмента, качество и долговечность деталей из авиационных материалов учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ниже на примере жаропрочного сплава ЭИ437БУ показаны некоторые закономерности разупрочнения металла поверхност­ ного слоя в процессе высокотемпературных испытаний. Темпера­ тура испытания (750°С) была выбрана исходя из рекомендаций для этого материала [11 и реальных условий работы деталей на изделиях; образцы испытывались при остаточных напряжениях 13 кг/мм2в течение 500 час (напряжения и время испытания также выбирались исходя из эксплуатационных условий).

Перед испытанием на жаропрочность на поверхности плос­ ких образцов были наведены различные по знаку и глубине зале­ гания остаточные напряжения и различный по глубине и степе­ ни наклеп. При этом были использованы как методы обработки (полирование, шлифование, точение), так и специальные методы упрочнения — дробеструйная обработка и обкатка роликами. Исследование влияния режимов точения на состояние поверхно­ стного слоя проводилось на специальных образцах, изготовленных из втулок по их образующей, внешний диаметр которв1х обра­ батывался по необходимому режиму. При этом втулки, изготов­ ленные точением, обрабатывались на трех скоростях резания: ниже оптимальной, оптимальной и выше оптимальной скорости.

Исследование характеристик качества поверхностного слоя проводилось как до испытания, так и после испытания образцов на жаропрочность.

Изменение напряженности поверхностного слоя в процессе высокотемпературных испытаний

Исследование остаточных напряжений до и после высокотем­ пературных испытаний производилось механическим методом. С поверхности образцов, испытанных на жаропрочность, перед определением остаточных напряжений проводилось снятие окисной пленки в специальной ванне электролитическим путем в рас­ плаве щелочей при Т = 450°С.

Величина и характер эпюры остаточных поверхностных на­ пряжений на образцах до испытания приведены на рис. 15.1. Как видно из приведенных данных, в поверхностном слое образ­ цов различными методами обработки удалось создать самые различные по величине и глубине залегания остаточные напряже­ ния. Например, шлифованием и точением в I-м горизонте были: наведены напряжения растяжения от 14 кг/мм2 до 65 кг/мма’ с глубиной залегания 38-f-72 мкм\ ручным полированием, обкат­ кой роликами и дробеструйной обработкой созданы сжимающие остаточные напряжения 42-^54 кг/мм2 с глубиной залегания более

200 мкм.

На рис. 15.2 приведены эпюры остаточных напряжений, полу-, ченных с таких же. образцов,, но после длительных высокотем­ пературных испытаний. Эти данные показывают, что, в процессе

302


Мн/м г КГ/-

S 8 S # 1

' ь

к90

5 0

\

\

392

 

о

кО Л«*ч \

2 9 ч

3 0

 

а-аручн ое оооироВание /В^Р

о ичлидсеЗо* *алнен ( Sap 3)

*-* т о ч е н и е К - /З^/нин/Варр/

• - • т очение И: 23н/ли* fS ap k j

Ф точение V-к?н/нин/8&р- 6 /

д- д о 5 9 у ё к а д р о б ь но ('Sap.7)

а о б л а т к а ро/>ихон/5ар.З)

1

/99

£0 (

\

\

 

 

 

 

 

90

V - J VI

 

S„»— Ф“”

 

О

О

 

/

о а

 

>д «X»

-98

 

 

1

 

 

-10

 

 

 

ip i'*

/

 

-/93

-20

/

_

 

 

А

 

 

- т

■30 L

L .

 

А*"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 3 9 2

-кО

 

и

 

 

 

 

 

-к92

■SO ^

V

 

 

Расстояние 07 ooSepxvocn;

■580

•во

 

 

 

 

 

кО

8 0

А20

/ВО

200 jrtic/r

 

 

 

Рис. 15.1. Остаточные поверхностные напряжения на образцах из сплаваЭП437БУ перед испытанием на жаропрочность (обозначение вариантов в соответствии с табл. 15.1)

длительных испытаний в поверхностном слое произошли сущест­ венные изменения с точки зрения остаточной напряженности. Независимо от знака и величины напряжений, обусловленных технологией изготовления,на всех образцах после испытания обнаружены только сжимающие напряжения [2]. Наличие только сжимающих напряжений и отсутствие связи этих напряжений с исходными указывает на различную природу их образования. Механизм образования сжимающих напряжений носит термический характер и связан с различием физико-механических свойств металла поверхностного слоя и основной массы образца. Об из­ менении свойств свидетельствует изменение параметра кристал­ лической решетки по глубине поверхностного слоя (рис. 15.3).

Приведенные на рис. 15.2 и 15.4 экспериментальные данные показывают, что основным фактором, определяющим величину1

зр з


■Mh/mz

 

 

 

Л---

 

 

 

о—

■ев

 

 

обрати» 6ь/.ли иj готовлены

 

 

- о - о -

 

 

 

зле/сгроаолиро&а/яиег1 /Sop.■/}

 

 

 

руинытг oo/ropoS'a/vue/x/Sap^

- т

-го

к-л—л. т очением / остр. 9 )

- < Q - O v

т-оченнвгт/вор.£ > ) ~

■о- -■- точтениео fSop.0}

-»—•- aSaferf/coO ePpoSino/Sop.7/

- * — * ■ игЛ осрованоат т /S o p . 3 )

-299

0

O' oS/сотжоо p am sx o o /S a p .S /

Ю

20

SO

/О mcrr

 

Рис. 15.2. Остаточные поверхностные напряжения после испытания на жаропрочность

термических напряжений, являются глубина и степень наклепа (данные по наклепу приведены в табл. 15.1). Независимо от зна­ ка технологических напряжений с увеличением исходной глубины и степени наклепа наблюдается повышение (по величине и глубине залегания) термических напряжений. Так, например, на электрополированном образце остаточные термические напряжения прак­ тически отсутствуют (не более 2 кг/мм2); последовательное увели­ чение наклепа полированием, шлифованием, точением, обдувкой дробью и обкаткой роликами приводит к образованию все воз­ растающих по величине и глубине залегания термических напря­ жений. Максимальные сжимающие напряжения (—27 кг/мм2) об­ наружены на обкатанных роликами образцах, имеющих самый

•большой наклеп. По-видимому, чем больше глубина и степень наклепа, тем интенсивнее протекают окислительные и диффузион­ ные процессы, тем быстрее и на большую глубину происходит изменение физико-механических свойств поверхностного слоя, тем больше величина и глубина залегания возникающих при этом термических напряжений. Неслучайным является, таким образом, тот факт, что на образце, обточенном по оптимальному режиму,

•обнаружены меньшие по величине термические напряжения по ■сравнению с другими режимами точения, поскольку оптимальный режим, как это было показано выше, обеспечивает меньшую глу­ бину и степень наклепа.


С О

829 Заказ П

методом):

1 — образец до испытания был электрополирован (вариант 1), 2 — образец шлифован (вариант 3) \3 — образец обкатан роликами (вариант 8)

Рис. 15.4. Влияние степени (а) и глубины (б) исходного наклепа на мак­ симальное значение термических напряжений (цифрами указаны номера вариантов обработки образцов в соответствии с табл. 15.1)

Отсутствие связи между термическими и исходными напряже­ ниями может быть объяснено быстрой релаксацией последних.

Значение максимальной величины остаточных термических напряжений в зависимости от исходной глубины и степени наклепа применительно к указанным условиям испытания сплава ЭИ437БУ может быть выражено следующими уравнениями:

ат

= 0,944 /10.5/

т ш ах

с ’

=0,054 У1’6.

В заключение следует указать на ряд специфических осо­ бенностей термических остаточных напряжений. Образование именно сжимающих напряжений является особенностью сплавов на никелевой основе, при нагреве которых коэффициент линейно­ го расширения окисленного поверхностного слоя приобретает меньшее значение по сравнению с исходным металлом. Поэтому при охлаждении поверхностные слои образца сжимаются в мень­ шей степени, чем основная масса металла. В результате в них возникают сжимающие напряжения. Известно, что после дли­ тельного нагрева других материалов, например, чистого никеля, хрома, титановых сплавов, в поверхностном слое образуются на­ пряжения растяжения, что связано со специфическими свойствами поверхностных окисленных слоев этих материалов. Возникнове­ нию термических сжимающих напряжений в поверхностных слоях при окислении может сопутствовать также явление «разбухания» этих слоев за счет спефицики диффузионных процессов, связанных с селективным окислением материала.

Особенностью термических напряжений является постоянное их изменение по величине при изменении температуры детали. Термические напряжения являются сжимающими, если темпера.

306


*11 8/п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

T аб л й ц a

15.1

 

 

Остаточные напряжения до

 

Упрочнение (наклеп) до

 

Разупрочнение после испытания

 

 

 

испытания

 

испытания

 

 

 

 

 

 

X

Вид обработки

 

 

 

 

степень

 

глуби­

мнкротвер-

 

 

 

а

максимальные

глубина залега­

глуби-

 

дефор­

плотность дис­

 

плотность

X

 

степень на­

на

дость поверх­ степень ра­

а.

 

напряжения в

ния напряже-

на Лс ,

мации

локации р*1012,

дислокаций

а

 

-м горизонте

ния в -м го­

клепа N,

поверх­

ности Н

зупрочне­

са

 

1

1

мкм

%

ности е,

см~~%

 

ния N', %

р-1013,

вм ^

%

 

"шах. кг1ммг

ризонте, мкм

с

кг|л*.«2

 

 

 

 

%

 

мкм

 

 

 

1

Электрополиро­

 

 

 

 

 

0,010,02

10

320

5,9

0,02

 

вание ................

2

Полирование .

—42

45

30

18,5

14

20

275

19

0,09-ь0,1

3

Шлифование .

+ 65

40

50

25

5,8

35

260

23,5-

0,08

4

Точение о0=23

+ 42

50

70

30,1

25

13,5

35

260

23,5

0,045

 

м/мин . . . .

5

Точение v —12

+ 13

70

95

37,2

34

29

40

230

31,8

 

 

 

м/мин . . . .

 

6

Точение v—47

+40

40

105

34,2

30

19

40

230

33,2

 

 

 

м/мин . . . .

 

7

Дробеструйная

—47

230

210

40,5

40

71

110

230

31,8

 

 

 

обработка . .

 

8

Обкатка роли­

—54

230

360

47

44

86

120

220

35,3

0,038

 

ками ................