Файл: Колачев, Б. А. Механические свойства титана и его сплавов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
дислокаций; при 6 и 8% А1 образуются заторможенные группы дислокаций в плоскости скольжения {1010}. Об разование скоплений дислокаций по плоскостям скольже ния облегчает зарождение трещин и развитие коррозион ного растрескивания.
Хотя наблюдается общая тенденция к увеличению склонности сплавов к коррозионному растрескиванию с повышением содержания алюминия, из этой законо мерности есть довольно много исключений. Так, напри мер, в работе [53, с. 267] отмечается, что коррозионное растрескивание в морской воде не наблюдается для спла вов Ti—2А1—4Мо—4Zr, Ti—4А1—ЗМо—IV, Ti—5А1—-
2Sn—2Мо—2V, Ti—6A1—2Mo, |
Ti—6A1—2Sn—IMo— |
|
IV, |
Ti—6A1—2Sn—IMo—3V, |
Ti—6A1—2Nb—ITa— |
0,8Mo, |
Ti—6,5A1—5Zr—IV, Ti—7A1—2,5Mo. Причины |
указанных расхождений неясны. Следует, однако, отме тить, что почти все сплавы, нечувствительные к коррози онному растрескиванию, легированы молибденом, в то время как большинство сплавов, склонных к растрески ванию, не содержит его.
Большинство исследователей полагает, что коррози онное растрескивание включает в себя электрохимичес кую стадию [223; 53, с. 239]. Коррозионное растрескива ние происходит в средах, содержащих ионы хлора, бро ма и иода. В системе металл — коррозионная среда при действии напряжений в области трещины возникают по токи ионов. Ионы галогенов диффундируют к вершине трещины, где способствуют раскрытию трещины или по химическому механизму, или из-за снижения поверхност ной энергии. По мере развития коррозионного растрески вания голова трещины удаляется от адсорбированного на поверхности моноатомного слоя галогенов, атомы гало генов замещаются атомами кислорода и вновь диффун дируют к вершине трещины.
При электрохимических реакциях вблизи вершины трещины образуется также водород, который поглощает ся металлом. Некоторые авторы [267, 229] полагают, что коррозионное растрескивание в конечном итоге сводится к водородной хрупкости. Адсорбированный металлом во дород или приводит к выделению гидридов, вызывающих гидридную хрупкость, или растворяется в металле, спо собствуя развитию обратимой хрупкости (см. гл. 2 раз дела III), или снижает поверхностную энергию, тем са мым облегчая раскрытие трещин.
194
Причиной разрушения титана и его сплавов могут быть также жидкие металлы. Впервые разрушение по этой причине было отмечено при испытании на выносли вость компрессора Вестингауз ХУ-54, в котором разру шился диск 16-й ступени [221, с .152]. Причиной разру шения оказалось кадмирование болтов. При температу рах работы компрессора кадмий плавится, а жидкий кадмий приводит к хрупкому разрушению [230]. Ртуть при комнатной температуре и при температурах 370 и 700° С [53, с. 267], жидкий цинк [221, с. 152] также вы зывают хрупкое разрушение титановых сплавов. Замед ленное разрушение под действием жидких металлов но сит интеркристаллитный характер. Жидкий металл про никает по границам зерен, снижает межзеренную энергию и тем самым облегчает распространение тре щин.
Глава 3
СОЛЕВАЯ КОРРОЗИЯ ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ
ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЛЕВОЙ КОРРОЗИИ
В 1955 г. Бауэр при испытании сплава Т1—6А1—4V на ползучесть обнаружил сильное растрескивание об разца, на котором случайно оказался солевой отпечаток пальца. Этот образец находился под нагрузкой 42 кгс/мм2 при температуре 370° С. Бауэр объяснил рас трескивание коррозией под напряжением, вызванной взаимодействием соли с титаном. Последующие ис следования [221, 231] подтвердили предположение Ба уэра.
Солевая коррозия проявляется в том, что при дейст вии напряжений в месте контакта соли с титановым сплавом возникают трещины, которые постепенно рас пространяются в глубь металла, обычно вдоль границ зерен, приводя к преждевременному разрушению. Это растрескивание наблюдается при температурах пример
но от 250 до 550° С, т. е. в том температурном |
интерва |
ле, в котором применение титановых сплавов |
наиболее |
целесообразно, |
|
13* |
195 |
К тому времени, когда была обнаружена солевая кор розия, был уже накоплен достаточно большой опыт экс плуатации титановых сплавов в двигателях. Тем не ме нее не было отмечено ни одного случая разрушения де талей авиационных двигателей из-за солевой коррозии. Отсюда, однако, не следует делать вывод о том, что это го явления в двигателях не надо учитывать. Оконча тельное заключение о влиянии солевой коррозии на ра боту авиационных двигателей из титановых сплавов можно сделать лишь после всестороннего изучения при роды этого явления.
Большие опасения солевая коррозия вызвала в связи с тем, что титановые сплавы являются наиболее пер спективным материалом для каркаса и обшивки само летов, летающих со скоростями порядка 3 Ма. При та ких скоростях полета передняя кромка крыла нагрева ется до 350° С, т. е. достигает тех значений, при которых возможна солевая коррозия. Внешние же элементы кон струкции самолета могут встретиться с воздействием со ли со значительно большей вероятностью, чем элемен ты двигателя.
Следует также отметить, что в последние годы соле вая коррозия была обнаружена не только при контакте титана с поваренной солью, но и с другими галогенидами.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЛЕВОЙ КОРРОЗИИ
Качественные исследования по влиянию солевой коррозии на ста тическую усталость титановых сплавов были проведены на листовом материале с применением методов, широко используемых для изуче ния коррозии под напряжением других материалов.
Оригинальные образцы для испытаний были использованы в ра боте [221, с. 194]. Одна серия образцов была изготовлена следую щим образом. Концы полосы изгибали под определенным углом (рис. 90, а), затем концы двух изогнутых полос соединяли вместе и сваривали точечной сваркой. Полосы изгибались в тем большей степени, чем больше был угол изгиба. Такие образцы авторы назы вали самонапряженными. Кроме этого, в той же работе были исполь зованы образцы с остаточными напряжениями, полученные гибкой листовых заготовок (рис. 90, б, в).
Образец, приведенный на рис. 90, в, представляет по существу элемент гофрированного листа. Он был получен гибкой при темпе ратуре 93° С, угле загиба 90°, радиусе гибки 0,32 см. О развитии со левой коррозии судили по сжатию, которое выдерживали образцы
при комнатной температуре до разрушения после воздействия соли
(рис, 91).
Для получения количественных данных о влиянии солевой кор розии применяют Такие же образцы, какие используют при определе
н о
101,6 |
1 |
|
Рис. 90. Схема изготовления образцов для изучения солевой коррозии:
а —• самонапряженные образцы; б, в — образцы с остаточными напряжения
ми; 1 — исходная пластина; 2 — пластина с загнутыми концами; 3 — гото вый образец
Рис. 91. Типичная деформация самонапряженных образцов при испытаниях на сжатие:
а— с солевым покрытием; б— без солевого покрытия
197
нии длительной прочности на растяжение и консольный изгиб. Для оценки влияния концентраторов напряжений в развитии разрушения при солевой коррозии применяют надрезанные образцы, а также об разцы с надрезом, заканчивающимся усталостной трещиной. Образ цы последнего типа получают нанесением надреза или сверлением образца с последующим циклическим его нагружением до развития усталостной трещины заданной длины.
Солевое покрытие наносят или погружением образцов в насыщен ный раствор соли, или намазыванием рапы с последующей сушкой
Рис. 92. Приспособление для проведения испытаний на со левую коррозию при циклировании условий эксперимента (а)
и один из режимов циклических испытаний (б):
/— образец; 2 — стеклянный сосуд с раствором; 3 — верхний нагреватель; 4 — изоляция; 5 — ввод воздуха; 6 — нижний на
греватель; 7 — вывод из сосуда
при температурах порядка 100° С. Для получения более толстого по крытия эту операцию повторяют несколько раз. При испытаниях на растяжение солевое покрытие обычно наносят на всю поверхность образца, при испытаниях на изгиб солью покрывают лишь растяну тую поверхность образца.
В работе [221, с. 31] изучали солевую коррозию при циклическом изменении условий эксперимента. Рабочая часть образца, на кото рую действовали постоянные растягивающие напряжения, находи лась внутри стеклянного стакана с раствором поваренной соли. Этот стакан в свою очередь помещали в печь (рис. 92). Сначала при ком натной температуре стакан заливали 3,5%-ным раствором NaCl и выдерживали в течение 10 мин (рис. 92,6, зона /), затем раствор сливали и образец нагревали в течение 10 мин до температуры 288° С (зона //), выдерживали при этой температуре в течение 2,5 ч (зона III), а затем охлаждали на воздухе до комнатной температу ры около 10 мин (зона IV). Затем этот цикл многократно повторяли.
198
ВЛИЯНИЕ СОЛЕВОЙ к о р р о з и и н а м е х а н и ч е с к и е с в о й с т в а т и т а н о в ы х с п л а в о в
Солевая коррозия приводит к преждевременному раз рушению титановых сплавов при повышенных темпера турах. Если даже не происходит преждевременного раз рушения, механические характеристики сплавов при проведении испытаний при комнатной температуре пос ле охлаждения и снятия напряжений резко ухудшаются. К сожалению, в разных работах применяли различные образцы и схемы нагружения и поэтому сравнение по лученных результатов затруднительно, тем более что данные о влиянии способа нанесения соли, толщины по крытия, состава солевого покрытия на развитие солевой коррозии противоречивы.
В работах [221, с. 31 и 53] указывается, что солевое покрытие, полученное путем погружения образцов в со левой раствор, действует сильнее, чем покрытие, нане сенное намазыванием рассола на поверхность. Однако Хаймерл и др. [221, с. 179] не обнаружили какой-либо зависимости склонности к коррозии от способа нанесе ния соли.
Первые эксперименты, проведенные на сплавах
Ti—13V—ПСг—ЗА1; Т1—6А1—4V; Ti—8А1—1Мо—IV; Ti—4А1—ЗМо—IV, показали, что солевая коррозия усиливается с увеличением толщины солевого покрытия. Однако последующие эксперименты не подтвердили это го заключения. Авторы работ [221, с. 54 и 194] пришли к выводу, что с увеличением толщины покрытия склон ность сплава Ti—8А1—1 Мо—IV к солевой коррозии уменьшается, а Доначи и др. [221, с. 194] не обнаружи ли какой-либо зависимости склонности к солевой кор розии от толщины покрытия. Причины подобных разно гласий неясны, но они могут быть вызваны различиями в длительности действия соли. Так, в частности, Хай мерл и др. [221, с. 194] указывают, что тонкое соле вое покрытие приводит к более интенсивной коррозии, чем толстое, лишь при больших уровнях напряжений, когда время до разрушения невелико. При большой дли тельности эксперимента и толстое, и тонкое покрытия приводят к одинаковым последствиям. Большинство ис следователей полагают, что солевая коррозия усилива ется с уменьшением толщины покрытия и развивается сильнее при нанесении покрытия из поваренной соли, чем из морской.
199
В работе [221, с. 1] было изучено влияние солевой коррозии на статическую усталость ряда титановых
сплавов. |
Исследования были |
проведены |
на листовых |
|||||||||||||||
|
70 |
|
|
|
|
|
|
|
|
образцах. Испытания прово |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
* |
/ |
дили на растяжение на ма |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
шине с рычажным нагруже |
||||||||||
|
65 |
|
|
|
|
|
|
O ? |
нием |
(соотношение |
плечей |
|||||||
|
|
■v. |
|
|
|
|
|
■ 5 |
1 : 10) . |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
• |
Ь |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. |
93 |
иллюстрирует |
||||||||
*4 |
56 |
•' \ |
>4 \ |
|
|
|
|
□ |
5 |
|
||||||||
|
|
|
|
влияние |
температуры |
испы |
||||||||||||
I |
|
З х |
\ |
X |
\ |
|
— a |
таний |
на |
предел |
ползучести |
|||||||
|
|
- - |
6 |
|||||||||||||||
I |
_Д |
|
|
|
||||||||||||||
|
|
S |
|
|
|
N |
\ |
|
(°о?2) |
некоторых |
титановых |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сплавов в отожженном со |
|||||||||
f |
|
1 |
4 0 * \ |
|
\ |
|
||||||||||||
|
|
|
■ |
стоянии и пороговые напря |
||||||||||||||
I& J5 |
u |
|
|
|
|
|
|
|
жения, при которых солевая |
|||||||||
|
|
|
\ |
|
|
|
коррозия приводит к разру |
|||||||||||
% |
|
|
|
|
\ |
|
|
шению |
|
образцов |
спустя |
|||||||
|
?8 |
|
0 |
|
|
|
\ |
|
100 ч. Проведенные исследо |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
4 * |
вания показали, что солевое |
|||||||||||
|
?! |
|
NX |
|
\ |
|
покрытие уменьшает |
разру |
||||||||||
|
|
|
|
шающие |
напряжения |
тита |
||||||||||||
|
|
ч |
\ |
|
||||||||||||||
§ |
|
|
A |
|
\ |
|
|
новых сплавов при повышен |
||||||||||
Itif |
|
|
|
|
|
|
|
|
ных температурах в полто |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ра-три раза. |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Авторы настоящей моно |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
графии |
изучили |
солевую |
||||||
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
коррозию технического тита |
||||||||
|
500 |
|
550 |
|
|
|
Ш |
<750 |
на |
и |
сплава |
ВТ8 в отож |
||||||
|
Температура испытаний,°С |
женном состоянии. Насы |
||||||||||||||||
|
щенный раствор NaCl нано |
|||||||||||||||||
Рис. 93. Сточасовые пороговые на |
сили на |
образец |
кисточкой. |
|||||||||||||||
пряжения при солевой коррозии (а) |
Раствор готовили на дистил |
|||||||||||||||||
и |
предел |
ползучести |
|
о у - |
(б) |
для |
||||||||||||
|
лированной воде. |
При нане |
||||||||||||||||
ненадрезанных образцов из отож |
||||||||||||||||||
сении |
солевого |
покрытия |
||||||||||||||||
женных титановых сплавов (лист |
||||||||||||||||||
толщиной 0,64 мм): |
|
|
|
|
|
|
обезжиренные |
образцы |
на |
|||||||||
4 — 6 А1—4 V; 2 — 5 Al-2,5 Sn; |
|
гревали до 105° С. При этом |
||||||||||||||||
3 — 8 At—1 Mo—1 V; |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
4 |
- |
4 Al—3 M o-1 V; 5 — RS—140 |
условии |
соль |
|
отлагалась |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ровной |
тонкой |
пленкой |
на |
поверхности образца. На рис. 94, а приведены зависимо сти разрушающих напряжений от времени действия на грузки для титана с солевым покрытием и без него. Во всех случаях разрушающие напряжения уменьшаются с увеличением времени их приложения и тем интенсивнее, чем выше температура. Солевое покрытие приводит к сни-
200