Файл: Колачев, Б. А. Механические свойства титана и его сплавов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 175

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дислокаций; при 6 и 8% А1 образуются заторможенные группы дислокаций в плоскости скольжения {1010}. Об­ разование скоплений дислокаций по плоскостям скольже­ ния облегчает зарождение трещин и развитие коррозион­ ного растрескивания.

Хотя наблюдается общая тенденция к увеличению склонности сплавов к коррозионному растрескиванию с повышением содержания алюминия, из этой законо­ мерности есть довольно много исключений. Так, напри­ мер, в работе [53, с. 267] отмечается, что коррозионное растрескивание в морской воде не наблюдается для спла­ вов Ti—2А1—4Мо—4Zr, Ti—4А1—ЗМо—IV, Ti—5А1—-

2Sn—2Мо—2V, Ti—6A1—2Mo,

Ti—6A1—2Sn—IMo—

IV,

Ti—6A1—2Sn—IMo—3V,

Ti—6A1—2Nb—ITa—

0,8Mo,

Ti—6,5A1—5Zr—IV, Ti—7A1—2,5Mo. Причины

указанных расхождений неясны. Следует, однако, отме­ тить, что почти все сплавы, нечувствительные к коррози­ онному растрескиванию, легированы молибденом, в то время как большинство сплавов, склонных к растрески­ ванию, не содержит его.

Большинство исследователей полагает, что коррози­ онное растрескивание включает в себя электрохимичес­ кую стадию [223; 53, с. 239]. Коррозионное растрескива­ ние происходит в средах, содержащих ионы хлора, бро­ ма и иода. В системе металл — коррозионная среда при действии напряжений в области трещины возникают по­ токи ионов. Ионы галогенов диффундируют к вершине трещины, где способствуют раскрытию трещины или по химическому механизму, или из-за снижения поверхност­ ной энергии. По мере развития коррозионного растрески­ вания голова трещины удаляется от адсорбированного на поверхности моноатомного слоя галогенов, атомы гало­ генов замещаются атомами кислорода и вновь диффун­ дируют к вершине трещины.

При электрохимических реакциях вблизи вершины трещины образуется также водород, который поглощает­ ся металлом. Некоторые авторы [267, 229] полагают, что коррозионное растрескивание в конечном итоге сводится к водородной хрупкости. Адсорбированный металлом во­ дород или приводит к выделению гидридов, вызывающих гидридную хрупкость, или растворяется в металле, спо­ собствуя развитию обратимой хрупкости (см. гл. 2 раз­ дела III), или снижает поверхностную энергию, тем са­ мым облегчая раскрытие трещин.

194


Причиной разрушения титана и его сплавов могут быть также жидкие металлы. Впервые разрушение по этой причине было отмечено при испытании на выносли­ вость компрессора Вестингауз ХУ-54, в котором разру­ шился диск 16-й ступени [221, с .152]. Причиной разру­ шения оказалось кадмирование болтов. При температу­ рах работы компрессора кадмий плавится, а жидкий кадмий приводит к хрупкому разрушению [230]. Ртуть при комнатной температуре и при температурах 370 и 700° С [53, с. 267], жидкий цинк [221, с. 152] также вы­ зывают хрупкое разрушение титановых сплавов. Замед­ ленное разрушение под действием жидких металлов но­ сит интеркристаллитный характер. Жидкий металл про­ никает по границам зерен, снижает межзеренную энергию и тем самым облегчает распространение тре­ щин.

Глава 3

СОЛЕВАЯ КОРРОЗИЯ ТИТАНОВЫХ СПЛАВОВ

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЛЕВОЙ КОРРОЗИИ

В 1955 г. Бауэр при испытании сплава Т1—6А1—4V на ползучесть обнаружил сильное растрескивание об­ разца, на котором случайно оказался солевой отпечаток пальца. Этот образец находился под нагрузкой 42 кгс/мм2 при температуре 370° С. Бауэр объяснил рас­ трескивание коррозией под напряжением, вызванной взаимодействием соли с титаном. Последующие ис­ следования [221, 231] подтвердили предположение Ба­ уэра.

Солевая коррозия проявляется в том, что при дейст­ вии напряжений в месте контакта соли с титановым сплавом возникают трещины, которые постепенно рас­ пространяются в глубь металла, обычно вдоль границ зерен, приводя к преждевременному разрушению. Это растрескивание наблюдается при температурах пример­

но от 250 до 550° С, т. е. в том температурном

интерва­

ле, в котором применение титановых сплавов

наиболее

целесообразно,

 

13*

195

К тому времени, когда была обнаружена солевая кор­ розия, был уже накоплен достаточно большой опыт экс­ плуатации титановых сплавов в двигателях. Тем не ме­ нее не было отмечено ни одного случая разрушения де­ талей авиационных двигателей из-за солевой коррозии. Отсюда, однако, не следует делать вывод о том, что это­ го явления в двигателях не надо учитывать. Оконча­ тельное заключение о влиянии солевой коррозии на ра­ боту авиационных двигателей из титановых сплавов можно сделать лишь после всестороннего изучения при­ роды этого явления.

Большие опасения солевая коррозия вызвала в связи с тем, что титановые сплавы являются наиболее пер­ спективным материалом для каркаса и обшивки само­ летов, летающих со скоростями порядка 3 Ма. При та­ ких скоростях полета передняя кромка крыла нагрева­ ется до 350° С, т. е. достигает тех значений, при которых возможна солевая коррозия. Внешние же элементы кон­ струкции самолета могут встретиться с воздействием со­ ли со значительно большей вероятностью, чем элемен­ ты двигателя.

Следует также отметить, что в последние годы соле­ вая коррозия была обнаружена не только при контакте титана с поваренной солью, но и с другими галогенидами.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЛЕВОЙ КОРРОЗИИ

Качественные исследования по влиянию солевой коррозии на ста­ тическую усталость титановых сплавов были проведены на листовом материале с применением методов, широко используемых для изуче­ ния коррозии под напряжением других материалов.

Оригинальные образцы для испытаний были использованы в ра­ боте [221, с. 194]. Одна серия образцов была изготовлена следую­ щим образом. Концы полосы изгибали под определенным углом (рис. 90, а), затем концы двух изогнутых полос соединяли вместе и сваривали точечной сваркой. Полосы изгибались в тем большей степени, чем больше был угол изгиба. Такие образцы авторы назы­ вали самонапряженными. Кроме этого, в той же работе были исполь­ зованы образцы с остаточными напряжениями, полученные гибкой листовых заготовок (рис. 90, б, в).

Образец, приведенный на рис. 90, в, представляет по существу элемент гофрированного листа. Он был получен гибкой при темпе­ ратуре 93° С, угле загиба 90°, радиусе гибки 0,32 см. О развитии со­ левой коррозии судили по сжатию, которое выдерживали образцы

при комнатной температуре до разрушения после воздействия соли

(рис, 91).

Для получения количественных данных о влиянии солевой кор­ розии применяют Такие же образцы, какие используют при определе­

н о


101,6

1

 

Рис. 90. Схема изготовления образцов для изучения солевой коррозии:

а —• самонапряженные образцы; б, в — образцы с остаточными напряжения­

ми; 1 — исходная пластина; 2 — пластина с загнутыми концами; 3 — гото­ вый образец

Рис. 91. Типичная деформация самонапряженных образцов при испытаниях на сжатие:

а— с солевым покрытием; б— без солевого покрытия

197

нии длительной прочности на растяжение и консольный изгиб. Для оценки влияния концентраторов напряжений в развитии разрушения при солевой коррозии применяют надрезанные образцы, а также об­ разцы с надрезом, заканчивающимся усталостной трещиной. Образ­ цы последнего типа получают нанесением надреза или сверлением образца с последующим циклическим его нагружением до развития усталостной трещины заданной длины.

Солевое покрытие наносят или погружением образцов в насыщен­ ный раствор соли, или намазыванием рапы с последующей сушкой

Рис. 92. Приспособление для проведения испытаний на со­ левую коррозию при циклировании условий эксперимента (а)

и один из режимов циклических испытаний (б):

/— образец; 2 — стеклянный сосуд с раствором; 3 — верхний нагреватель; 4 — изоляция; 5 — ввод воздуха; 6 — нижний на­

греватель; 7 — вывод из сосуда

при температурах порядка 100° С. Для получения более толстого по­ крытия эту операцию повторяют несколько раз. При испытаниях на растяжение солевое покрытие обычно наносят на всю поверхность образца, при испытаниях на изгиб солью покрывают лишь растяну­ тую поверхность образца.

В работе [221, с. 31] изучали солевую коррозию при циклическом изменении условий эксперимента. Рабочая часть образца, на кото­ рую действовали постоянные растягивающие напряжения, находи­ лась внутри стеклянного стакана с раствором поваренной соли. Этот стакан в свою очередь помещали в печь (рис. 92). Сначала при ком­ натной температуре стакан заливали 3,5%-ным раствором NaCl и выдерживали в течение 10 мин (рис. 92,6, зона /), затем раствор сливали и образец нагревали в течение 10 мин до температуры 288° С (зона //), выдерживали при этой температуре в течение 2,5 ч (зона III), а затем охлаждали на воздухе до комнатной температу­ ры около 10 мин (зона IV). Затем этот цикл многократно повторяли.

198


ВЛИЯНИЕ СОЛЕВОЙ к о р р о з и и н а м е х а н и ч е с к и е с в о й с т в а т и т а н о в ы х с п л а в о в

Солевая коррозия приводит к преждевременному раз­ рушению титановых сплавов при повышенных темпера­ турах. Если даже не происходит преждевременного раз­ рушения, механические характеристики сплавов при проведении испытаний при комнатной температуре пос­ ле охлаждения и снятия напряжений резко ухудшаются. К сожалению, в разных работах применяли различные образцы и схемы нагружения и поэтому сравнение по­ лученных результатов затруднительно, тем более что данные о влиянии способа нанесения соли, толщины по­ крытия, состава солевого покрытия на развитие солевой коррозии противоречивы.

В работах [221, с. 31 и 53] указывается, что солевое покрытие, полученное путем погружения образцов в со­ левой раствор, действует сильнее, чем покрытие, нане­ сенное намазыванием рассола на поверхность. Однако Хаймерл и др. [221, с. 179] не обнаружили какой-либо зависимости склонности к коррозии от способа нанесе­ ния соли.

Первые эксперименты, проведенные на сплавах

Ti—13V—ПСг—ЗА1; Т1—6А1—4V; Ti—8А1—1Мо—IV; Ti—4А1—ЗМо—IV, показали, что солевая коррозия усиливается с увеличением толщины солевого покрытия. Однако последующие эксперименты не подтвердили это­ го заключения. Авторы работ [221, с. 54 и 194] пришли к выводу, что с увеличением толщины покрытия склон­ ность сплава Ti—8А1—1 Мо—IV к солевой коррозии уменьшается, а Доначи и др. [221, с. 194] не обнаружи­ ли какой-либо зависимости склонности к солевой кор­ розии от толщины покрытия. Причины подобных разно­ гласий неясны, но они могут быть вызваны различиями в длительности действия соли. Так, в частности, Хай­ мерл и др. [221, с. 194] указывают, что тонкое соле­ вое покрытие приводит к более интенсивной коррозии, чем толстое, лишь при больших уровнях напряжений, когда время до разрушения невелико. При большой дли­ тельности эксперимента и толстое, и тонкое покрытия приводят к одинаковым последствиям. Большинство ис­ следователей полагают, что солевая коррозия усилива­ ется с уменьшением толщины покрытия и развивается сильнее при нанесении покрытия из поваренной соли, чем из морской.

199


В работе [221, с. 1] было изучено влияние солевой коррозии на статическую усталость ряда титановых

сплавов.

Исследования были

проведены

на листовых

 

70

 

 

 

 

 

 

 

 

образцах. Испытания прово­

 

 

 

 

 

 

 

*

/

дили на растяжение на ма­

 

 

 

 

 

 

 

 

шине с рычажным нагруже­

 

65

 

 

 

 

 

 

O ?

нием

(соотношение

плечей

 

 

■v.

 

 

 

 

 

5

1 : 10) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

93

иллюстрирует

*4

56

' \

>4 \

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

влияние

температуры

испы­

I

 

З х

\

X

\

 

a

таний

на

предел

ползучести

 

 

- -

6

I

 

 

 

 

 

S

 

 

 

N

\

 

(°о?2)

некоторых

титановых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сплавов в отожженном со­

f

 

1

4 0 * \

 

\

 

 

 

 

стоянии и пороговые напря­

I& J5

u

 

 

 

 

 

 

 

жения, при которых солевая

 

 

 

\

 

 

 

коррозия приводит к разру­

%

 

 

 

 

\

 

 

шению

 

образцов

спустя

 

?8

 

0

 

 

 

\

 

100 ч. Проведенные исследо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 *

вания показали, что солевое

 

?!

 

NX

 

\

 

покрытие уменьшает

разру­

 

 

 

 

шающие

напряжения

тита­

 

 

ч

\

 

§

 

 

A

 

\

 

 

новых сплавов при повышен­

Itif

 

 

 

 

 

 

 

 

ных температурах в полто­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ра-три раза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы настоящей моно­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

графии

изучили

солевую

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

коррозию технического тита­

 

500

 

550

 

 

 

Ш

<750

на

и

сплава

ВТ8 в отож­

 

Температура испытаний,°С

женном состоянии. Насы­

 

щенный раствор NaCl нано­

Рис. 93. Сточасовые пороговые на­

сили на

образец

кисточкой.

пряжения при солевой коррозии (а)

Раствор готовили на дистил­

и

предел

ползучести

 

о у -

(б)

для

 

лированной воде.

При нане­

ненадрезанных образцов из отож­

сении

солевого

покрытия

женных титановых сплавов (лист

толщиной 0,64 мм):

 

 

 

 

 

 

обезжиренные

образцы

на­

4 — 6 А1—4 V; 2 — 5 Al-2,5 Sn;

 

гревали до 105° С. При этом

3 — 8 At—1 Mo—1 V;

 

 

 

 

 

 

4

-

4 Al—3 M o-1 V; 5 — RS—140

условии

соль

 

отлагалась

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ровной

тонкой

пленкой

на

поверхности образца. На рис. 94, а приведены зависимо­ сти разрушающих напряжений от времени действия на­ грузки для титана с солевым покрытием и без него. Во всех случаях разрушающие напряжения уменьшаются с увеличением времени их приложения и тем интенсивнее, чем выше температура. Солевое покрытие приводит к сни-

200