Файл: Колачев, Б. А. Механические свойства титана и его сплавов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 1
жению разрушающих напряжений. При температуре 400° С это снижение незначительно и лежит в пределах ошибки эксперимента. При температуре 450° С заметного
}0 |
20 |
JO |
40 |
SO |
0 |
100 |
200 |
JOO |
400 |
|
|
Z, v |
|
|
Рис. 94. |
Зависимость разрушающих напряжений |
титана |
BT1-0 (а) |
и сплава ВТ8 (б) от времени действия нагрузки для солевого по крытия (--------------- ) и без него (------ —) при различных температу рах, °С (по Б. А. Калачеву, В. В. Травкину):
1 — 400; 2 — 450; 3 — 500
снижения разрушающих напряжений при наличии соли не наблюдается при малой длительности эксперимента. С увеличением длительности действия напряжений вред ное действие соли начинает сказываться. При температу
201
ре 500° С разрушающие напряжения во всем интервале исследованных выдержек значительно ниже при наличии солевого покрытия, чем без него.
В отличие от титана кривые длительной прочности сплава ВТ8 (рис. 94, б) с солевым покрытием при всех температурах ниже, чем для сплава без покрытия. Уже при температуре 400° С происходит резкое снижение раз рушающих напряжений. Так, например, при длительно сти нагружения 100 ч разрушающие напряжения без со левого покрытия составляют 85 кгс/мм2, а с солевым покрытием 70 кгс/мм2.
В работе [221, с. 311 была изучена солевая корро зия сплавов Ti—6А1—4V; Ti—8А1—IMo—IV и IMI— 679 (2,5А1—IMo—10Sn—5Zr) в отожженном состоянии при проведении испытаний на круглых образцах диа метром 6,35 мм. После сточасового действия напряже ний при 315° С образцы разгружали, снимали солевое покрытие и определяли наличие трещин на их поверх ности. Затем образцы испытывали на растяжение при комнатной температуре. Изменение механических свойств этих сплавов при комнатной температуре после сточасовой выдержки с солевым покрытием при повы шенных температурах иллюстрируется табл. 23. В ряде случаев происходило снижение механических свойств сплавов, даже когда не было видимых трещин. Доначи
Т а б л и ц а 23
Механические свойства сплавов при комнатной температуре после сточасовой выдержки при повышенных температурах
|
Темпера |
Напря |
|
|
|
|
Сплав |
тура вы |
V |
6. % |
4>. % |
||
держки, |
жение, |
|||||
|
°С |
кгс/мм2 |
кгс/мм2 |
|
|
|
Ti—6A1-4V |
20 |
0 |
110,5* |
15* |
35* |
|
400 |
28,1 |
111,0 |
3,9 |
9,4 |
||
|
455 |
21,0 |
106,0 |
0,7 |
2,3 |
|
|
20 |
0 |
105* |
18* |
41* |
|
Ti—8А1—IMo—IV |
400 |
24,6 |
92 |
1 |
2 |
|
455 |
17,5 |
63,5 |
1 |
4 |
||
|
||||||
|
510 |
14,1 |
84,0 |
2 |
6 |
* Свойства сплавов в исходном состоянии.
202
и др. [221, с. 179] полагают, что снижение прочности й пластичности в этих случаях свидетельствует о наличии трещин, невидимых при визуальном наблюдении. По результатам исследований были определены пороговые напряжения, т. е. наибольшие напряжения, ниже кото рых при сточасовой выдержке не образуются трещины при действии соли. Пороговые напряжения для всех ис следованных сплавов уменьшаются с увеличением вре мени выдержки при данной температуре.
Мартин [221, с. 95] изучил солевую коррозию тита новых сплавов Ti—6А1—4V и Ti—8А1—1 Мо—IV в отожженном состоянии (простой отжиг) при проведе нии испытаний на консольный изгиб при напряжениях, составляющих 25—30% от предела текучести. Об ин тенсивности развития солевой коррозии судили по вре мени до разрушения образцов или до их заметного ос таточного изгиба, а также но механическим свойствам микрообразцов, вырезанных из напряженной и нена пряженной области образцов после их выдержки при 343° С в течение заданного времени или после их разру шения, если они разрушались за меньшее время. При этой схеме испытаний оба сплава обнаружили склон ность к солевой коррозии, но в сплаве Ti—8А1—1Мо—■ IV она развивалась интенсивнее, чем в сплаве
Ti—6 А1—4 V.
Солевая коррозия сплава Ti—8А1—1Мо—IV при испытаниях на изгиб была изучена также Лорантом [233], который проводил испытания на цилиндрических
иплоских образцах с покрытием из хлористого натрия
исинтетической морской соли (7 частей NaCl + 1 часть MgCl2). В этих условиях солевая коррозия в сплаве
Ti—8 А1—1Мо—IV развивается при температурах вы ше 290° С.
Остаточные напряжения также приводят к солевой коррозии. Развитие солевой коррозии при действии ос таточных напряжений наиболее подробно было изучено в работе [221, с. 194] для сплава Ti—8А1—1 Мо—IV при проведении испытаний на холоднодеформированных образцах по методике, описанной на стр. 196. Образцы были изогнуты до радиуса 0,63; 1,27 и 2,54 см; вычис ленные напряжения при этом составляли 45,6; 42,2 и 38,7 кгс/мм2. Было обнаружено, что температура нача ла развития солевой коррозии снижается с увеличением выдержки. При длительности испытания 6400 ч солевая
203
коррозия начинала сказываться на механические свой ства уже при 203° С, а при длительности испытания
3200 ч — при 253° С.
В той же работе было показано, что с увеличением напряжений температура начала развития солевой кор розии снижается. Так, при проведении испытаний дли тельностью до 5000 ч на самонапряженных образцах при напряжениях 10,3 и 17,2 кгс/мм2 вредное действие солевой коррозии начинает проявляться при температу-
Рис. 95. Относительное укорочение образцов, по крытых NaCl, в зависи мости от времени вы
держки |
при 290° С |
для |
|||
сплавов |
Ti—4 А1-—3 Мо— |
||||
—IV |
(/), Ti—6Л1—4 V (2, |
||||
4), |
Ti—13 V—11 C r-3 А1 |
||||
(3) |
и |
Ti—8 Al—1 Mo— |
|||
—1 V |
(5, |
6) |
при |
напря |
|
жениях 70 |
(/, 3, |
4, |
6) и |
||
35 (2, 5) кГ/мм2 |
|
|
|||
Длительность Выдержки, 10sч |
|
|
|
|
|
рах выше 260° С, а при напряжениях 34,5 |
кгс/мм2 — вы |
||||
ше 204° С. |
|
|
|
|
со |
На рис. 95 приведены результаты исследования |
левой коррозии на самонапряженных образцах для ря да титановых сплавов. Самонапряженные образцы, по крытые слоем чистого хлористого натрия, нагревали длительное время при температуре 290° С, а затем сжи мали при комнатной температуре. Форма образцов обес печивала остаточные напряжения в 35 и 70 кгс/мм2. Контрольные образцы сжимались настолько, что их сто роны становились почти параллельными. Образцы спла вов Ti—4А1—ЗМо—IV и Ti—6А1—4V под напряже нием 70 и 35 кгс/мм2 соответственно не пострадали от коррозии и сжимались в той же степени, что и конт рольные. Образцы сплава Ti—8А1—ТМо—IV проявили сильную склонность к солевой коррозии и при 70 и при
35кгс/мм2.
Выше определенной температуры солевая коррозия
не развивается, вместо нее начинается интенсивная об щая коррозия. Для титановых сплавов Ti—6А1—4V; Ti— —8А1—IMo—IV и Ti—7А1—12Zr эти температуры рав-
204
мы 800, 900 и 1100° С соответственно. Выше этих темпе ратур титановые сплавы имеют небольшую прочность и слишком пластичны, чтобы в них происходило растрес кивание.
Надрез не усиливает склонности указанных сплавов к солевой коррозии [221, с. 1]. Даже предварительно созданные усталостные трещины нс влияют на интен сивность развития солевой коррозии. Разрушение про исходит по новым поверхностям, в стороне от предвари тельно созданной усталостной трещины или надреза.
Изменение частоты нагружения от 20 до 1800 Гд не оказывает влияния на усталостные характеристики при проведении испытаний при 260 и 315°С [221, с. 1]. Со левая коррозия во многих сплавах протекает более ин тенсивно, чем усталостное разрушение.
Многие конструкции непрерывно работают при по вышенных температурах ограниченное время. Большая часть конструкций работает при циклическом измене нии как температуры, так и напряжений. Поэтому боль шой интерес представляют эксперименты по солевой кор розии, проведенные при циклировании условий экспери мента. J
Следует отметить, что в литературе опубликованы противоречивые данные по этому вопросу. Так, напри мер, Мартин [221, с. 95] не обнаружил солевой корро зии при циклировании условий эксперимента при кон сольном изгибе отожженных листовых образцов рас сматриваемых сплавов. Образцы изгибали свободно висящим грузом до напряжений, составляющих 25—30% от предела текучести и выдерживали в течение двух не дель при 343° С, затем переносили во влажную камеру, выдерживали в ней две недели, а затем повторяли цикл. Отсутствие солевой коррозии при циклических испыта ниях Мартин объясняет тем, что при этой схеме испыта ний образцы меньшее время находятся при высокой температуре, чем непрерывно экспонируемые образцы при одинаковой общей длительности эксперимента, а со левая коррозия, зародившаяся при высоких температу рах, при комнатной температуре не получает развития.
В работе [221, с. 31] была изучена циклическая со левая коррозия сплава Ti—8А1—4Мо—IV. Исследова ния были проведены по методике, описанной на стр. 198, при напряжениях, составляющих 50, 75 и 90% от пре дела текучести сплава при 288° С. При циклической об
205
работке прочность сплава постепенно возрастала, что связано с нестабильностью его структуры. Никаких при знаков солевой коррозии в этих экспериментах обнару жено не было, хотя суммарная длительность пребыва ния образцов при 288° С достигала 1670 ч. При действии таких же напряжений при постоянной температуре (288° С) солевая коррозия интенсивно развивается за время, меньшее 1000 ч. Отсутствие солевой коррозии при циклических испытаниях Пайпер и др. [221, с. 31] объ ясняют тем, что вредные продукты коррозии, образую щиеся при повышенных температурах, реагируют с ка ким-то инградиентом воздуха при охлаждении образцов до комнатной температуры с образованием безвредных продуктов.
Однако Прежд и Вудагд обнаружили вредные по следствия солевой коррозии при циклических колебани ях температуры от комнатной до 288° С, в том числе и во время испытаний, в которых длительность выдержки
при 288° С при одном цикле составляла |
всего 2 |
ч. |
В работе [221, с. 194], выполненной с применением |
||
образцов с остаточными напряжениями, |
было |
обнару |
жено, что циклические колебания температуры от ком натной до 298° С оказывают менее вредное действие, чем постоянная повышенная температура, даже при одной и той же суммарной выдержке при повышенных темпе ратурах при всех режимах обработки. Однако с увели чением времени выдержки при повышенных температу рах при одном цикле от 2 до 16 ч вредное действие соле вой коррозии усиливается.
По-видимому, при развитии солевой коррозии име ется некоторый инкубационный период. Если при одном цикле он не преодолевается, то солевая коррозия не раз вивается. Существенное значение может также иметь длительность перерыва между высокотемпер-атурными циклами.
Данные о влиянии потока воздуха на развитие соле вой коррозии противоречивы. Даже в одной работе [221, с. 194] получили разные результаты в разных сериях экспериментов. Наибольший интерес в этом отношении представляет работа Грея и Джонстона [232], в кото рой была изучена солевая коррозия сплава Ti—8А1— iMo—IV в условиях, имитирующих работу компрес сора реактивного двигателя. С этой целью трубчатые образцы сплава покрывали изнутри слоем поваренной
206
соли, а затем выдерживали под нагрузкой при 260— 480° С в течение 96 ч в потоке воздуха.
Солевую коррозию вызывают не только NaCl, но и КС1, MgCl2, СаС12, NaBr, Nal. Однако самыми агрес сивными солями являются NaCl и КС1 (рис. 96), а так же AgCl [221, с. 197]. Гермл и др. [221, с. 194] распо ложили соли в следующий ряд по убыванию коррозион-
Рис. 96. Влияние времени ныдержки при 316° С самона* пряженных образцов с 0=34,5 кге/мм2 (а) и образцов с. остаточными напряжениями (б) на относительную де формацию сжатием при нанесении на их поверхность морской соли (/), 7 NaCl—1 MgCl2 (2); NaCl (3); СаСЬ (4); MgCl2 (5)
ной активности: NaCl, синтетическая морская соль (7 ч. NaCl + 1 ч. MgCl2), естественная морская соль, СаС12
иMgCl2.
Вработе [221, с. 152] описываются результаты изу чения причин разрушения ротора компрессора при на турных испытаниях, которые имитировали условия его работы при полете самолета со скоростью ЗМа. Испы тания длились 25 ч. После испытаний на двух дисках,
изготовленных из сплава Т1—7А1—4Мо, были обнару жены трещины. Эти трещины начинались от болтовых отверстий. Все болты в этих соединениях были покрыты серебром, чтобы уменьшить сцепление титана с титаном. В той же работе описываются случаи разрушения на правляющих ребер статора компрессора из сплава Ti—5А1—2,5 Sn. Эти ребра соединялись со статором ро тора с применением серебряных покрытий.
Специально проведенные эксперименты показали,что во всех случаях причиной разрушения является хлори-
207
стос серебро. Дутвайлер, Вагнер и Антони [221, с. 152] полагают, что хлористое серебро образуется при взаи модействии серебра с теми ничтожными количествами хлора или хлористого водорода, которые есть в воздухе. Действительно, в атмосфере лаборатории, в которой про водили испытание компрессоров и лабораторных образ цов, оказались следы хлора до 10~4% (ат.). Это очень небольшое количество хлора, но авторы подсчитали, что для развития коррозии под напряжением за счет обра зования AgCl достаточно 2-10—6% (ат.).
В Л И Я Н И Е Х И М И Ч Е С К О Г О С О С Т А В А Т И Т А Н О В Ы Х С П Л А В О В
Н А И Х С К Л О Н Н О С Т Ь К С О Л Е В О Й К О Р Р О З И И
Полученные разными авторами результаты по оцен ке склонности титановых сплавов к солевой коррозии суммированы в табл. 24. В этой таблице в каждой стро ке сплавы представлены в той последовательности, в ка кой, по мнению авторов, уменьшается их склонность к солевой коррозии. Сплавы Ti—8А1—1Мо—IV и Ti—6А1—4V были предметом исследования во всех ра ботах. Все авторы единодушно пришли к выводу, что сплав Ti—8А1—1Мо—IV более склонен к солевой кор розии, чем сплав Ti—6А1—4V. Из этой таблицы видно, что результаты разных авторов в некоторой степени про тиворечивы. Так, по данным работ [221, с. 1, 31], спла вы Ti—6А1—6V—2Sn; Ti—5А1—2,5Sn более склонны к солевой коррозии, чем сплав Ti—8А1—1Мо—IV, а авторы других работ [221, с. 53 и 122] пришли к проти воположному выводу.
Несмотря на некоторые противоречия, сплавы по склонности к солевой коррозии в первом приближении можно расположить в ряд: Ti—2,5А1—1Мо—10Sn—5Zr; Ti—2А1—4Zr—2Mo; Ti—4A1—ЗМо—1V; Ti—6A1—4V; Ti—7A1—4Mo; Ti—6A1—6V—2Sn; Ti—8A1—IMo—IV; Ti—5A1—2,5Sn; Ti—5A1—5Sn—5Zr и Ti—7A1—12Zr.
Сплавы со структурой, представленной одной «-фа зой, более склонны к солевой коррозии, чем ос+Р-спла- вы. Во всех ct+p-сплавах p-фаза при солевой коррозии разрушается вязко. Однако переход от а + р - к р-струк- туре вновь сопровождается усилением склонности к со левой коррозии. Так, например, р-титановый сплав
208
967—14
Т а б л и ц а 24
Расположение титановых сплавов в порядке уменьшения склонности к солевой коррозии
Литератур Сплав ный
источник
Ti—5А1— |
Ti—8A1— |
— |
— |
2,5Sn |
IMo—IV |
|
|
Ti—6А1— |
Ti—8A1— |
— |
— |
6V—2Sn |
IMo—IV |
|
|
|
Ti—8A1— |
Ti—7A1— |
Ti—6A1— |
|
IMo—IV |
4Mo |
6V—2Sn |
Ti—7A1- |
Ti—8A1— |
— |
— |
12Zr |
IMo—IV |
|
|
—Ti—8A1— — — IMo—IV
—Ti—8A1— Ti—5A1— —
|
IMo—IV |
2,5Sn |
|
— |
Ti—8A1— |
— |
— |
|
IMo—IV |
|
|
—Ti—8A1— — — IMo—IV
Ti—8A1—
IMo—IV
Ti—6A1—
4V
Ti—6A1—
4V
Ti—6A1—
4V
Ti—6A1—
4V
Ti—6A1—
4V
Ti—6A1—
4V
Ti—6A1—
4V
Ti—6A1—
4V
Ti—6A1—
4V
RS—140 Ti—4A1—
ЗМо—IV
1—
—
——
——
Ti—5AI— Ti—4A1— 5Sn— IMo— ЗМо—IV
IV
—Ti—2.5A1—
IMo—lOSn—
5Zr
—Ti—4A1—
ЗМо—IV
Ti—5A1— Ti—4A1—
2,5Sn ЗМо—IV
[221, c. 1]
[221, c. 31]
[221, c. 53]
[221, c. 80]
[221, c. 95]
[221, c 122]
[221, c. 194]
[221, c. 179]
[53, c. 3071