Файл: Каримов, Ш. С. Счетные вычислительные машины (программированное пособие).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
МПС СССР
ТАШКЕНТСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Ш. С. Каримов, В. В. Буркин
СЧ Е Т Н Ы Е ВЫ Ч И С Л И Т ЕЛ Ь Н Ы Е
МА Ш И Н Ы
(ирограммированиое пособие)
Ташкент—1974
УДК 681.31
В программированном учебном пособии по разделу «'Счетно-вычислительные машины» курса «Вычислительные машины и программирование для ЭЦВМ» описываются экс плуатационные свойства счетно-клавишных и счетно-перфо рационных машин.
Пособие написано применительно к программе курса «Вычислительные машины и программирование для ЭЦВМ» для высших технических учебных заведений, утвержденной ГУУЗом МПС.
Оно рассчитано для студентов дневного, вечернего и заоч ного видов обучения специальностей «Экономика транс порта», «Бухгалтерский учет, МОЭИ и ЭТМО. Учебное посо бие может быть полезно и студентам аналогичных специаль ностей вузов, не относящихся к системе МПС.
Книга может быть использована также в учебной сети Управления подготовки кадров ЦСУ СССР для подготовки операторов, проектировщиков и бухгалтеров, а также работ никами—практиками, связанными с эксплуатацией счетновычислительных машин.
Табл. 5. Рис. 69. Библ. 14. Стр. 202.
1
© |
.Ташкентский институт инженеров ж.-д. транспорта |
w |
(ТашИИТ), 1974 г. |
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последнее время много говорится о программированном обучении. Одной из причин возросшего интереса обществен ности к проблеме образования является большой поток ин формации, приведший к интенсификации учебного процесса.
Сущность программированного обучения заключается в том, что в современные массовые и групповые методы обу чения вводят индивидуализированные черты и элементы непрерывного контроля за процессом обучения с помощью обучающих машин или программированных учебников.
Работа с программированным учебником отличается от работы с простым учебником, что связано с его особен ностями. Весь материал данного учебного пособия разбит на отдельные дозы, которые оканчиваются вопросом и несколь кими ответами. Один из ответов правильный, остальные не правильные. Учащийся сам выбирает «кажущийся» ему вер ным ответ и переходит к изучению следующей дозы инфор мации. Если он выбирает правильный ответ, то продолжает дальнейшее изучение материала, если им выбран неправиль ный ответ, то прежде чем он получит новую дозу информа ции, ему разъясняются его ошибки. Таким образом, в зави симости от знаний и подготовленности учащихся, они будут тратить на изучение всего материала разное количество времени.
Насколько авторам удалась программа данного учебного пособия, судить самим читателям. Мы будем благодарны Вам за ваши пожелания, замечания и критические отзывы.
Авторы выражают глубокую признательность редактору пособия доценту Д. В. Писцову, а также благодарят прорек тора по учебной работе М. X. Ходжаева, доцентов В. И. Ак сенова, О. П. Загородшока, ст. преп. А. В. Мейстрнка и гл. инж. ФМС А. В. Труфанова за ряд ценных указаний при подготовке рукописи.
Авторы.
3
ВВЕДЕНИЕ
d настоящее время жизнь ставит перед работниками системы образования все более серьезные задачи. Вопросами обучения и воспитания сейчас интересуются не только те, кому по долгу службы приходится обучать и воспитывать. Проблемы образования обсуждаются в широкой печати, по радио и телевидению. Трудно назвать республику, в которой за последнее десятилетие не было бы предпринято серьезных
мер по изменению или перестройке |
сложившейся |
системы |
||
обучения. |
народ |
справедливо гордится достижениями |
||
Советский |
||||
нашей страны |
в области народного |
образования. Каждый |
||
четвертый житель |
СССР — учащийся. За годы |
Советской |
власти выпуск специалистов с высшим образованием увели чился в 50 раз. При этом качество подготовки советских ин женеров — самое высокое в мире.
Поскольку увеличение сроков обучения как средство ре шения его возросших задач, по-видимому, исчерпано, прихо дится полагаться на внутренние резервы учебного процесса, то есть на его интенсификацию и оптимизацию. И вот начи ная с 1962 года внимание советских педагогов привлекло про граммированное обучение.
Предлагаемое программированное учебное пособие пред назначено для студентов, изучающих курс счетно-вычисли тельных машин и программирования для ЭЦВМ. Оно состав лено с применением полного комплекса условий программи рованного обучения и может быть использовано как для безмашинного, так и машинного обучения.
Внимание! Дорогой читатель, изучение материала по про граммированному учебнику отличается от чтения традицион ного учебника. В данной книге весь материал разбит на не большие дозы информации. Доза оканчивается вопросом к прочитанному материалу и несколькими ответами на этот вопрос. Вопросы помогут Вам проверить степень освоения данной дозы информации.
Вы выбираете верный, с Вашей точки зрения, ответ. Если
он окажется |
действительно правильным, |
то Вы переходите |
к новой дозе |
информации и продолжаете |
изучение курса. |
При выборе неправильного ответа, Вам будет указана Ваша ошибка и в зависимости от этой ошибки придется повторить материал или после разъяснения продолжить дальнейшее изучение курса. Все дозы пронумерованы жирными цифрами.
4
Первым механическим устройством, позволяющим произ водить сложение чисел, можно считать устройство, скон струированное Б. Паскалем в 1641 г. В 1644 г. Г. Лейбницем была сконструирована одна из первых вычислительных ма шин, которая позволяла производить четыре арифметических действия. Вплоть до 1874 года было изобретено большое ко личество различных вычислительных устройств и машин. Но все эти машины допускали неточности в процессе вычис лений. В 1874 г. инженером Петербургской экспедиции заго товления государственных бумаг В. Однером был изобретен установочно-передаточный механизм, на базе которого была изготовлена вычислительная машина— арифмометр.
При эксплуатации машин операторы часто допускали ошибки, поэтому большим вкладом в развитие вычислитель ной техники следует считать изобретение автоматического печатающего устройства.
В конце 20-х годов нашего столетия появился новый класс машин-счетно-перфорационные, назначение которых — обра ботка данных, занесенных на перфоленту. Перфокарта пред ставляет собой прямоугольник, изготовленный из специаль ного картона строго определенных размеров. Числовые дан ные записываются на перфокарту в виде отверстий в опре деленных местах цифровой сетки. Таким образом, перфо карта является носителем информации.
Комплект счетно-перфорационных машин состоит из ма шин нескольких типов, каждая из которых имеет определен ное назначение:
перфоратор служит для пробивки отверстий в перфо картах, т. е. для занесения информации с документа на перфокарту;
контрольник служит для проверки правильности перфо рации;
сортировка служит для группировки массива перфокарт по определенному признаку. После сортировки все перфо карты группируются в один массив, в котором они располо жены в определенном порядке;
табулятор автоматически подсчитывает данные с перфо карт и печатает эти данные на бумажную ленту в виде та буляграммы.
В 1939 г. под руководством американского ученого Айкена была создана первая универсальная вычислительная машина «Марк-1», что послужило началом создания электронных цифровых вычислительных машин.
5
В настоящее время можно произвести Следующую классификацшо средств вычислительной техники (рис. 1).
|
|
СРЕДСТВА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ! |
|||||
■Машины дискретного действия |
|
Машины Непрерывного действия |
|||||
С четно-перфорационные |
Э ИВ М |
С четно-клавишные |
|||||
|
машины |
|
|
|
|
м;!шпны |
|
Цифровые |
Алфавитно-цифровые |
Суммирующие |
Вычислитель- |
||||
|
|
|
машины |
|
|
машины |
ные машины |
Вспомогатель- |
Основ- |
Специальные |
|
||||
ные |
|
|
ные |
|
|||
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
__ |
-а |
ес |
|
|
|
|
|
— |
|
||
Оо |
О |
|
Си |
Си |
X |
|
|
|
о |
|
|||||
|
2 |
о |
|
О |
н |
СЗ |
|
й в |
к 2 |
|
н |
Си |
Й |
|
|
|
* |
|
|||||
2 ° |
О м |
|
erf |
с |
се |
|
|
CUп |
|
•ft* |
|
||||
|
*9* а |
|
П |
с- |
X |
|
|
|
|
|
|
си |
си |
2Г |
|
|
- X |
|
С |
х |
О |
|
|
2 О |
|
О |
0) |
си |
|
||
i |
о |
|
си |
о |
|
||
О. = |
|
2 |
X |
о |
|
||
о t |
Xь |
|
ч |
|
|||
|
си |
л |
о |
|
|||
Cm Ч |
ч 5 |
|
О |
ч |
X |
|
|
|
н |
а> |
• |
|
|||
о •© |
If - |
|
о |
н |
|
|
|
|
|
ч |
|
|
|||
|
™я |
|
а |
X |
о |
|
|
|
|
•9- |
и |
|
|||
|
|
|
ч |
|
|||
|
£ S |
|
Си |
|
е? |
|
|
|
|
о |
|
|
за |
|
ИЗ |
|
РЗ |
U |
||
|
|||
|
— |
|
Рис. 1. Классификации средств вычислительной техники.
6
Средства вычислительной техники делятся на два класса— дискретные машины и машины непрерывного действия (ана логовые). Каждый класс в свою очередь делится на несколь ко групп.
Данный курс рассчитан на изучение счетно-клавишных н счетно-перфорационных машин, поэтому классификация электронных цифровых вычислительных машин и машин не прерывного действия здесь не рассматривается.
Счетно-клавишные машины подразделяются на сумми рующие и вычислительные.
Суммирующие машины предназначены главным образом для выполнения арифметических действий сложения и вычи тания. Выполнение операций умножения и деления на этих машинах нерационально. Обычно цифровая клавиатура со стоит из десяти клавиш от 0 до 9.
Суммирующие машины разных типов имеют неодинако вое количество счетчиков. Например, машина «Аскота» класса 170 имеет 55 счетчиков. В большинстве своем сумми рующие машины снабжены автоматическим печатающим устройством.
Вычислительные машины предназначены для выполнения всех четырех арифметических действий. Наиболее рацио нально на этих машинах выполнение действий умножения и деления. В последнее время появилось несколько моделей настольных электронных десятиклавишных вычислительных машин (НЭКВМ), обладающих высокой скоростью вычисле ний, бесшумностью работы, высокой надежностью и т. д.
7
; |
ЧАСТЬ I |
Счетно-к л а ви ш н ы е м аш ины
ГЛАВА I
Суммирующие десятиклавишные машины с записью чисел
В настоящее время широкое распространение получили суммирующие десятиклавишные машины с записью чисел СДМ-107, СДК-107, АЕС, «Аскота>' класса ПО. Машины этих моделей незначительно отличаются друг от друга в кон структивном отношении. Основное назначение — выполне ние арифметических операций сложения и вычитания. Все эти машины двухпериодные. В первый период происходит набор числа на установочном механизме, а во втором пе риоде при нажатии на одну из клавиш управления число передается в счетчик и печатается на бумажной ленте.
Суммирующая десятиклавишная машина модели СДМ-107 (СДК-107)
Машина модели СДК-107 не отличается от машины мо дели СДМ-107. Они предназначены для сложения и вычита ния. Можно производить умножение чисел, действие деле ния практически не производится.
Числа записываются на бумажную ленту |
шириной не |
более 60 мм вертикальным столбцом — число |
под числом. |
При записи два младших разряда числа всегда отделяются запятой.
Общий вид машины показан на рисунке стр. 9. Машина состоит из следующих узлов:
а) установочный механизм состоит из десятиклавишной цифровой клавиатуры, наборного устройства и контрольного окошка. Число набирают начиная со старшего разряда, на жимая определенные цифровые клавишы. Десять цифровых клавиш от 0 до 9 расположены в три ряда (см. стр. 10).
Правильность набранного числа до передачи его в счет чик можно проверить в контрольном окошке.
В какой |
последовательности |
надо нажимать цифровые |
|||||
клавиши при наборе числа 135,29? |
|||||||
1. |
1, |
3, |
5, |
2, |
9. |
(См. |
15-11). |
. 2. |
9, |
2, |
5, |
3, |
1. |
(См. |
24-1). |
н