Файл: Ковалин, Д. Т. Механизация лесохозяйственного производства и лесоэксплуатация учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
Д. Т. КОВАЛИН
МЕХАНИЗАЦИЯ
ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО
ПРОИЗВОДСТВА И ЛЕСОЭКСПЛУАТАЦИЯ
ИЗДАНИЕ 2-Е, ИСПРАВЛЕННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ
Одобрено Ученым советом Государственного комитета Совета Минист ров СССР по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия для средних сельских профессионально-технических училищ
МОСКВА «ВЫСШАЯ ШКОЛА» 1974
634.9
К56
Ковалии Д. Т.
К56 Механизация лесохозяйственного производства и лесо эксплуатация. Учебн. пособие для учащихся средних сельск. проф.-техн. училищ. Изд. 2-е, нспр. и доп. М., «Высш. школа», 1974.
332 с. с нлл.
В пособии рассказано об устройстве и эксплуатации лесохозяйстпеиных машин и сельскохозяйственных машин, применяемых в лесном хозяйстве.
Изложены основы древесиноведения и лесного товароведения, сказано о технологии и механизации лесосечных работ, транспортировке леса, спо собах обработки древесины, подсочке леса.
Освещены вопросы механизации сбора и обработки лесных семян, вы ращивания посадочного материала, рубок, ухода за лесом, защиты леса н т. п. Приведены основные положения технического обслуживания машинно-трактор ного парка и главных лесохозяйственных машин. Рассказано об основных принципах организации лесохозяйственного производства.
40503—563 634.9
К------------------138-74 052(01)—74
Гос. публичная
нау ччо-тй -сн::-геская
0 |
ноте- а |
г С Р |
|
. |
•' |
■ |
Р |
ЧИТА-)-,. |
О i |
О ЗА Л А |
|
|
т |
|
ы |
©Издательство «Высшая школа», 1974.
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВДирективах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану разви тия народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы предусматри вается улучшение ведения лесного хозяйства страны на основе по вышения уровня его технического оснащения и химизации, более полного использования ресурсов и земель государственного лесного фонда, повышения продуктивности и качественного состава лесов.
Втекущем пятилетии намечено провести работы по лесовосстанов лению и защитному лесоразведению на площади до 12 млн. га, осу шению лесов на площади 1,3 млн. га, расширить работы по уходу за лесом, усилить охрану лесов от пожаров.
Впостановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Ми нистров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении исполь зования природных ресурсов» в обязанности Государственному ко
митету лесного хозяйства Совета Министров СССР вменяется над зор за обеспечением рационального использования лесных ресурсов в„стране, воспроизводство и повышение продуктивности лесов, ор ганизация охраны лесов от пожаров и своевременная их ликвида ция, защита лесов от вредных насекомых и болезней, организация охраны лесов от самовольных порубок и других действий, причиняю щих ущерб лесу.
Указанными решениями партии и правительства придается осо бое значение рациональному использованию лесных ресурсов для непрерывного удовлетворения постоянно, возрастающих потребно стей народного хозяйства и населения страны в древесине и другой лесной продукции, усилению многосторонних и защитных функций леса, а также усилению охраны лесов от пожарой, вредных насеко мых и болезней и своевременной их ликвидации.
Своевременное и качественное выполнение установленных пла нов и проведение мероприятий, связанных с охраной лесов, возмож но только при условии механизации всех производственных процес сов, проводимых в лесу.
Вот почему подготовка квалифицированных кадров для лесного хозяйства, вооруженных необходимыми знаниями в области меха низации лесохозяйственного производства, правильной эксплуата ции лесов, механической и химической обработки и переработки древесного сырья, рациональной организации производственных процессов, имеет огромное значение.
Настоящее учебное пособие поможет учащимся получить необхо димые знания для квалифицированного решения указанных выше вопросов в будущей производственной деятельности.
Раздел первый
МЕХАНИЗАЦИЯ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
ГЛ А В А I. ТРАКТОРЫ
§1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТРАКТОРАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ВЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Влесном хозяйстве тракторы применяют для агрегатирования с плугами, лесопосадочными машинами, .культиваторами и другими орудиями, а также на трелевке и вывозке леса, землеройных, строи тельно-дорожных и транспортных работах. При необходимости тракторы, имеющие валы отбора мощности или оборудованные при водными шкивами, можно применить для привода стационарных машин и механизмов (веялок, обескрыливателей и т. д.).
Втабл. 1 приводятся сведения о тракторах, используемых в лес ном хозяйстве.
Как видно из таблицы, многие виды работ в лесном хозяйстве выполняются сельскохозяйственными тракторами: тракторы общего назначения используют для подготовки почвы, посева и посадки ле са, культивации и других видов работ; пропашные — на междуряд ной обработке лесных культур; универсально-пропашные — при ухо
де за лесными культурами и садово-огородные — главным образом для ухода за посевами в лесных питомниках; промышленные трак торы (трелевочные) используются на трелевке и вывозке древеси ны, при подготовке почвы на нераскорчеванных лесосеках, при ту шении лесных пожаров и др.
Специальные применяют для осушения лесных площадей (болотоходные), при лесовосстановлении и лесоразведении па овражно балочных склонах и в горах (крутосклонные).
Чтобы облегчить задачу планирования выпуска тракторов, раз работана единая система «Типаж тракторного парка», в основу ко торой положено деление тракторов на классы по наибольшему (но-
4
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л -и ц а 1 |
|
Основные показатели типажа тракторов, применяемых в лесном хозяйстве |
||||||||
Базовый тип |
Тпго- |
Номинальная |
Мощность |
Масса, |
|
|
|
|
выи |
Модели тракторов и модификации |
|||||||
трактора |
класс, |
скорость дви |
двигателя, |
г |
||||
|
тс |
жения, км ч |
А. С, |
|
|
|
|
|
Универсаль |
0,6 |
7 |
20—24 |
1,5 |
ДТ-20, Т-25; |
самоходные шас |
||
но-пропаш |
|
|
|
|
си Т-16 п Т-16М; |
горное са |
||
ной |
0,9 |
7—9 |
40—50 |
2,3 |
моходное шасси |
|
||
|
Т-40, Т-40А (повышенной про |
|||||||
|
1,4 |
6 - 7 ,5 |
5 0 -6 0 |
2,7 |
ходимости) ; |
|
||
|
МТЗ-50, МТЗ-52 (повышенной |
|||||||
|
|
|
|
|
проходимости) |
крутосклон |
||
Общего |
1,4 |
9— 15 |
75—80 |
— |
ный |
|
|
|
МТЗ-80 |
|
|
|
|||||
назначения |
3,0 |
7,5 |
130 |
6,7 |
Трактор-тягач К-700 |
|
||
Трелевоч |
4 |
5 ,9 —31,2 |
150 |
9,4 |
Трактор |
колесный трелевочный |
||
ный |
3,0 |
|
62 |
8,2 |
Т-157К |
ЛХТ-55 |
(лесохозяй |
|
Трелевоч |
— |
ТДТ-55, |
||||||
ный |
3,0 |
|
|
|
ственный) |
|
|
|
Общего |
5 - 6 |
75—90 |
5,8 |
ДТ-54А, |
Т-74, ДТ-75, ДТ-75М, |
|||
назначения |
3,0 |
9— 15 |
130150 |
6,5 |
ДТ-75Б |
|
(болотоходный); |
|
|
4 ,0 |
6,5 |
130 |
8 |
ТДТ-/5 трелевочный, ДТ-75К |
|||
|
6,0 |
|
140 |
11,5 |
(крутосклонный) ТТ-4 треле |
|||
|
|
|
|
|
вочный, |
Т-100М, |
Т-100МБ; |
|
|
|
|
|
|
Т-130 |
|
|
|
миналыгому) тяговому усилию. Кзждыи класс состоит из группы конструктивно унифицированных машин, тяговые свойства которых примерно одинаковы. Основную модель называют базовой; ее вы пускают в наибольшем количестве. На основе базовой 'модели соз даются модификации (видоизменения) для выполнения менее рас пространенных (специальных) видов работ. Например, на основе базовых моделей промышленных и сельскохозяйственных тракторов создан специальный трактор для лесного хозяйства ЛХТ-55 (на ба
зе трактора ТДТ-55), разработан трактор Т-80Л (унифицирован с тракторами «Беларусь»),
Установлены следующие |
номинальные |
(наибольшие) |
тяговые |
||
усилия базовых моделей тракторов: 0,6- |
0,9- 14- 2 0- |
3 0- |
4 0- |
S0- |
|
6,0; 15,0; 25,0; 35,0 гс. |
’ |
’ ’ |
’ ’ |
4,и, |
о,и, |
Типаж предусматривает большую долговечность тракторов, топ
ливную экономичность, увеличение числа передач и меньшую удель ную металлоемкость. J
Экономичность работы двигателя оценивается по удельному рас ходу топлива, который равен отношению часового расхода топлива {г) к эффективной мощности (л. с.), т. е. мощности, используемой для выявления работы и получаемой на коленчатом валу двигателя.
^Минимальный удельный расход топлива для дизельных двигате лем не должен превышать 170—180 г/э. л. с. ч.
Под удельной металлоемкостью понимается отношение массы трактора к числу лошадиных сил. Удельная металлоемкость выра-
5
жается в кг/л. с., ее надо снизить для колесных тракторов до 40— 55 кг/л. с., гусеничных сельскохозяйственных — до 70—80 кг/л. с., гусеничных промышленных—до 70—90 кг/л. с.
Срок службы агрегатов тракторов без .капитального ремонта должен быть увеличен для дизельных тракторов до 4500—5000 ч, трансмиссий — до 5000—6000 ч, ходовых систем — до 3500—4000 ч.
Рабочие скорости тракторов на многих видах сельскохозяйствен ных и транспортных работ все время возрастают. Однако в лесном хозяйстве работа тракторов на повышенных скоростях затруднена, так как пни, деревья, ямы, завалы п др. препятствуют прохождению трактора.
В зависимости от устройства ходовой части тракторы делятся на две большие группы: .колесные и гусеничные. Гусеничные тракто ры меньше буксуют, меньше уплотняют почву, но они значительно тяжелее, сложнее в эксплуатации. Кроме того, промышленность вы пускает самоходные шасси, которые используют в лесном хозяйстве при выращивании посадочного материала в лесных питомниках и на других работах.
Тракторы, применяемые в лесном хозяйстве, должны обладать высокой проходимостью, все узлы и крепления их должны быть очень прочными, поскольку в условиях леса трактору приходится работать среди пней, завалов порубочными остатками, ям и т. д.
При комплектовании тракторного парка в лесохозяйственных предприятиях необходимо избегать многомарочности, так как это осложняет условия эксплуатации и ремонт машинно-тракторного парка, н стремиться к оснащению его тракторами, тяговые показа тели которых учитывают энергоемкость выполняемых операций.
§ 2. ТРАКТОРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Трелевочные и специальные лесохозяйственные тракторы
Трелевочные и специальные лесохозяйственные тракторы наибо лее приспособлены для работы в тяжелых лесных условиях. Ходо вая часть их имеет балансирно-рессорную подвеску, специально приспособленную для преодоления препятствий в лесу (пней, валежа, порубочных остатков), причем детали трактора снизу защище ны стальным листом. Дорожный просвет у таких тракторов больше, чем у сельскохозяйственных примерно в 1,5—2 раза. Благодаря гу сеничному ходу их можно использовать на слабых грунтах.
В европейской части СССР особенно широко распространены тракторы ТДТ-40М и ТДТ-55, а в Сибири и на Дальнем Востоке — более мощные тракторы ТДТ-75 и ТТ-4, способные работать в тя желых условиях. Трелевочный трактор ТДТ-55 разработан по схеме трактора ТДТ-40М, базовой моделью которого служит трелевочный трактор ТДТ-40.
Назначение т р е л е в о ч н о г о т р а к т о р а ТДТ-40М — тре левка некрупного леса) а с помощью механической навески IT3-2A и
6
универсальной навесной системы СУН-З, укрепленной на заднем мосту трактора при снятом погрузочном щите, — работа с навесны ми лесохозяйственными орудиями. От трактора ТДТ-40 в основном отличается тем, что ТДТ-40М оборудован раздельноагрегатной гид равлической системой для управления погрузочным щитом. Это об легчает труд тракториста и обеспечивает безударную погрузку деревьев на трактор. Навеска ходовой части сдвинута назад, благода ря чему уменьшается вздыбливание трактора, повышается его ус тойчивость в работе, так как в этом случае центр тяжести смещает ся вперед. У трактора ТДТ-40М усилена рама, ходовая часть, дета ли лебедки и др. Для уменьшения 'случаев спада гусениц в ходовой части установлено одноребордное направляющее колесо. Ведущее колесо посажено на шлицы (вместо болтов). На тракторе ТДТ-40А1 установлен более мощный двигатель Д-48Т (мощность 48 л. с. при 1600 об/мин). Муфта сцепления двухдисковая, постоянно замкну тая. Коробка передач пятиступенчатая. Тяговое усилие 4440 кгс на первой передаче и 500 кгс — на пятой.
Т р е л е в о ч н ы й т р |
а к т о р ТДТ-55 |
класса 3 тс предназначен |
для трелевки мелкого и |
среднего леса. |
Разработанный по схеме |
трактори ТДТ-40М, он значительно отличается от него рядом усо вершенствованных узлов и деталей. На тракторе ТДТ-55 установ лен четырехцилиндровый дизельный двигатель СМД-14Б мощно стью 60—65 л. с. при 1500 об/мин. Пусковой двигатель оборудован электростартером, при неисправности которого можно пусковой двигатель запустить от руки. Основной двигатель запускается трак тористом из кабины.
Зимой, при низких температурах, подогревать двигатель можно электрофакельиым подогревателем и предпусковым жидкостным подогревателем, которыми оборудован трактор. У трактора ТДТ-55 значительно упрочнены карданный вал и детали заднего моста. Особенно большие изменения сделаны в ходовой части. Упрощены и уширены на 80 мм звенья гусениц, благодаря чему возрастает проходимость трактора на слабых грунтах. Чтобы создать посто янный контакт опорных катков с гусеницей для предотвращения спада гусениц при переезде через препятствия, опорные катки уста новлены на балансирах.
Улучшены условия работы тракториста — снизился шум и за газованность рабочего места, так как двигатель установлен вне кабины тракториста. Кабина обеспечивает круговую обзорность, хорошо изолирована, оборудована вентилятором, подогревателем, стеклоочистителем. Установка гидроусилителей в механизмах уп равления бортовыми фрикционами, тормозами и муфтой сцепления улучшила и облегчила условия труда тракториста. Снижены на 3—4 кгс усилия на рычагах. В случае выхода из строя гидравли ческой системы следящая конструкция усилителей обеспечивает механическое управление трактором. Смещение вперед двигателя и кабины повышает устойчивость трактора при работе на трелевке.
Для проведения вспомогательных работ на лесосеке спереди трактора установлена гидроуправляемая трехточечная навеска с
7
Кузов металлический, крепится к раме шарнирно и при помощи двух гидравлических цилиндров опрокидывается на левую сторону. Грузоподъемность кузова 3,5 тс, он вмещает груз объемом 2 иг3. В кузове можно перевозить лесохозяйственные машины и орудия, горючее в бочках, сыпучие грузы и разный хозяйственный инвен
тарь.
При необходимости использования трактора на трелевке леса
вместо кузова устанавливают погрузочный щит, который |
постав |
ляется заводами вместе с лесохозяйственным трактором. |
Вместо |
кузова можно устанавливать опыливатели (опрыскиватели) |
и дру |
гие машины по борьбе с вредителями леса. Трактор ЛХТ-55 имеет пять скоростей. Тяговое усилие на первой передаче — 4960 и на пя
той 380 кгс.
Т р е л е в о ч н ы й т р а к т о р ТДТ-75 предназначен для трелев ки среднего и крупного леса, подготовки почвы с широкозахват ными плутами, расчистки леса и погрузочно-разгрузочных работ при вывозке леса без применения кранов и специальных лебедок. Трактор создан на базе трактора ТДТ-60, но у него более мощный 75-сильный двигатель Д-75-АТ. Это значительно повышает манев ренность трактора. Управление поворотом и погрузочным щитом гидравлическое, при этом для обеспечения поворота применены планетарные редукторы. Агрегатируется с рабочими машинами при помощи механической навесной системы НЗ-60. На тракторе зна чительно учяучшеиы условия труща тракториста — кабина автомо бильного типа, цельнометаллическая, оборудована мягким сидень ем, открывающимися окнами со стеклоочистителем. На передней стенке установлен вентилятор.
Коробка передач механическая, обеспечивает пять скоростей переднего хода и одну— заднего. Предусмотрена возможность ус тановки в коробке передач и на заднем мосту привода ВОМ с чис лом оборотов 1500 в минуту.
Рабочее оборудование трактора имеет раздаточную коробку, лебедку, гидросистемы и погрузочные устройства. Дорожный про свет 510 мм.
Т р е л е в о ч н ы й т р а к т о р ТТ-4 класса 4 тс предназначен для трелевки среднего и крупного леса, для крупнопакетной погрузки леса на лесовозный подвижный состав. Трактор ТТ-4 создан на базе трактора ТДТ-75, причем компоновка его аналогична компо новке трактора ТДТ-75. Однако целый ряд более совершенных уз лов способствует повышению его производительности. Многие узлы и агрегаты трактора ТТ-4 унифицированы с узлами и агрега тами сельскохозяйственного трактора Т-4 (двигатель, муфта сцеп ления, коробка передач, механизмы поворота). Мощность двига теля трактора ТТ-4 составляет 110 л. с., причем конструкцией пред усмотрена возможность увеличения ее до 130 л. с. Восемь передних скоростей в коробке передач (у трактора ТДТ-75 пять скоростей) позволяют более рационально использовать мощность двигателя на разных видах работ. Изменено погрузочное устройство, улучшена и усилена конструкция щита и ходовая часть рамы трактора, на
9