Файл: Игнатов, А. А. Кривошипные горячештамповочные прессы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
—1 |
Конструктивные особенности кривошипно-шатунных механизмов прессов |
0 0 . |
Схема 2
На рис. 51 и 52 приняты следующие обозначения: R — ра диус кривошипа главного вала; L — длина шатуна (расстояние между опорами А а и Ва)\ а и а ' — углы между осью кривошипа и вертикалью соответственно в аксиальном и дезаксиальном
механизмах; Вн, Вв — нижняя |
и верхняя точки соединения |
Вращение |
Вращение |
кривошипа |
кривошипа |
Фронт
пресса
€
Рис. 52. Схема дезаксиального кривошипно-шатунного меха низма пресса
шатуна с ползуном соответственно при крайнем нижнем и верхнем положениях ползуна; h, Н — расстояния между столом пресса и ползуном соответственно при крайнем нижнем и верхнем поло жениях ползуна; Sa — путь точки Ва ползуна при повороте кри вошипа на величину угла a; Smax — путь точки Ва ползуна при повороте кривошипа из точки А в в точку Лн; р — угол между вертикалью и шатуном; у — угол между касательной к кругам трения и шатуном; Рн— номинальное усилие на ползуне; РАВ — усилие, действующее по касательной, проведенной к кругам трения в опорах шатуна; Рк, Рш— радиусы колеса и шестерен
79
привода пресса; Рш— усилие на шестерне; Рав, Рш—- верти
кальные составляющие усилий Рав и Р ш; Рав. РТш— горизон тальные составляющие усилий РАВ и Рш; k — коэффициент
„ . R
длины шатуна, равный k = - j - .
Перемещение ползуна из крайнего верхнего положения в край нее нижнее для аксиального механизма: Smax = 2R. Текущее значение Sa при повороте кривошипа вала на угол а (см. рис. 51) определяется по формуле
Sa — R (1 cos а) + k (1 У l — k2sin2 а)
или приближенно
Sa = R (1 — cos а) |
(1 — cos 2а) |
Для дезаксиального механизма (см. рис. 52) пути ползуна Smax и Sa определяют по формулам
Smax = |
£ ( 2 + |
^ J r ) ; |
|
|
||
|
|
|
|
£2 |
|
|
R (1 cos а') + |
k sin2 а' |
kX sin а ' — |
||||
|
T |
± |
||||
|
1 2 |
|
, |
kx2' |
|
|
"Д+Т) + 2 |
|
|
||||
или после упрощении |
k sin2 a' |
|
|
|
|
|
= R [(1 — cos а') + |
|
kX sin a |
№ |
|||
|
|
|
|
|
|
2(1 +k) |
Знак «плюс» в формулах принят для отрицательного дезакси ального механизма (рис. 52, а) и знак «минус» — для положи тельного дезаксиального механизма (рис. 52, б). В этих формулах и на рис. 52, а и б приняты следующие дополнительные обо
значения: X— коэффициент, учитывающий отношение-^-; а" —
угол, образуемый направлением шатуна при нижнем положении ползуна и вертикалью;
a |
•• |
— a- |
, |
, |
» |
|
d |
X |
|
-a'; |
sm a |
|
= |
R + L |
1+- |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Скорость и ускорение ползуна определяют по формулам, полу чаемым дифференцированием по времени выражения Sa. Для аксиального механизма
d *R [(1 — cos a) |
(l — l — £2 sin2 a) |
1 |
l L |
2________________ |
j da |
|
da |
|
80
следовательно,
vn = со# |
sin a + |
k-2 sin a cos a \ |
||||
2 V i — &2 sin2 a) |
||||||
|
|
|
|
|
||
или, полагая, что со = |
J1П |
^ |
r\ 1 |
|
||
|
|
0,1/г, а также принимая |
||||
2 sin a cos a = sin 2a; ]/1 — /г2 sin2 а я* 1, |
||||||
получим окончательно |
|
|
|
|
|
|
vn я* 0, In# |
sin a -)- ~ sin 2a ^ . |
Таким образом, скорость ползуна при принятых постоянных величинах # , п я k является функцией угла поворота кривошипа вала. Практически в период выполнения прессом технологиче ских переходов угловая скорость со может уменьшаться за счет снижения числа оборотов вала маховика, поэтому будет несколько
изменяться и скорость |
vn. |
|
|
|
|
|
|
|
В дезаксиальном механизме скорость vn ползуна определяется |
||||||||
по формулам |
|
|
|
|
|
|
|
|
vn = со# ^sina' |
+ |
~ |
sin 2a' ± R cosa'^ |
|||||
или |
|
|
|
|
|
|
|
|
vn я* 0,1tiR f sin a ' -j- |
sin 2a' |
± kXcosa'^j . |
||||||
Знак «плюс» — для положительного |
дезаксиального меха |
|||||||
низма; «минус» — для |
отрицательного. |
|
механизма |
|||||
Ускорение |
ползуна |
для |
аксиального |
|||||
|
/п = —со2# |
(cos a |
+ |
k cos 2a) |
||||
|
я* — 0,01 n2# |
(cos a |
-|- k |
cos 2a). |
||||
Ускорение |
ползуна |
для |
дезаксиального механизма |
|||||
|
/п = — со2# |
(cos a ' |
+ |
k |
cos 2a' ± |
|||
|
|
± |
k |
X sin a'); |
|
|
||
|
/п я* —0,0In2# |
(cos a' |
+ |
k |
cos 2a' ± |
|||
|
|
± |
k |
X sin a'). |
|
|
||
Знак «плюс» — для положительного дезаксиального механизма; |
||||||||
«минус» — для |
отрицательного. |
|
|
|
|
|||
Крутящий момент на главном валу пресса: Мкр = # нт кр [23]. |
||||||||
Для аксиального механизма |
|
|
|
|
|
|
||
|
/ИКр = |
#„/пкр = |
#„ (п!кр + |
т£р) = |
||||
|
|
|
|
|
|
|
+ k) ra + krB+ г0] |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рс0 sin (б + аш) |
# к cos аш
6 А. А. Игнатов |
81 |
Для дезаксиального механизма |
|
|
Мкр = Ри (тТр |
А |
sin 2а' ± kkcosa') -\ |
|
2 |
|
Р[(1 + k ) r a + ferB -f Г0]
+Що sin (6 -f аш)
RKcos аш
Знак «плюс» — для положительного дезаксиального меха низма, «минус» — для отрицательного.
В формулах приняты следующие обозначения: т кр — суммар-
ное приведенное |
плечо крутящего момента; |
ИД |
|
||
ткр — приведен |
|||||
ное плечо крутящего момента для идеального |
механизма; ШкР— |
||||
приведенное плечо крутящего момента трения; |
р — коэффи |
||||
циент |
трения в |
шарнирах |
кривошипно-шатунного |
механизма; |
|
/у, гв; |
го— радиусы опор: |
га — шейки кривошипа; гв— оси |
|||
крепления шатуна с ползуном; г0 — боковой |
опоры вала; а ш — |
угол зацепления колеса и малой шестерни; б — угол (см. рис. 51); R K— радиус колеса зубчатой пары пресса.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КРИВОШИПНО-ШАТУННЫМ МЕХАНИЗМАМ
Во всех конструкциях кривошипных горячештамповочных прессов главный вал, как правило, имеет эксцентриковую форму, что придает ему наибольшую жесткость и прочность.
При конструировании кривошипно-шатунного механизма прес сов необходимо учитывать, что в ряде существующих конструк ций прессов жесткость главного вала шатуна и ползуна недоста точна и не обеспечивает возможности получения стабильных раз меров поковок. Прочность главного вала, его опор, шатуна недо статочна, что особенно может выявиться при авариях и распоре прессов, вызывающих двукратное и большее их нагружение про тив номинального усилия.
ГЛАВНЫЕ ВАЛЫ И ИХ ОПОРЫ
ВСТАНИНАХ ПРЕССОВ
Впериод выполнения прессом технологических операций со противление деформированию заготовки воспринимается системой:
инструмент, ползун, шатун, главный вал с опорами, станина. От их работы зависит надежность пресса в целом. Эта система, подвергаясь нагружению, упруго деформируется. Обычно на долю деталей пресса (главный вал с опорами, шатун, ползун с ин струментом) приходится деформация, равная 70—75% общей деформации пресса. Следовательно, нужно стремиться к увеличе нию жесткости этих деталей, которая во многом зависит от жест кости главного вала и его опор.
82
Рассмотрим типовые конструкции главных валов прессов. На рис. 53 приведен главный вал пресса ЗИЛ (Рн = 2500 тс) до модернизации, который расположен в цельных (круглых) опорах. В модернизированном главном валу диаметр боковых опор вала с 0 520 мм увеличен до 0 585 мм, кроме того, радиус кри вошипа вала с R = 200 мм уменьшен до R — 177 мм, что значи тельно увеличивает надежность вала.
На рис. 54, а показан старый вал пресса НКМЗ до модерниза ции и новый вал модернизированного пресса со сквозными отвер-
А А-А
ьзз |
2Ш |
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 53. Главный |
вал пресса ЗИЛ (Рн = 2500 тс) |
|
|
|||||
стиями (рис. 54, б) |
для тяги, связывающей управление тормоза |
|||||||
с муфтой, в старом |
с 0 |
120 мм и в |
новом с 0 |
175 мм. |
В |
ста |
||
ром валу ширина эксцентрика /а = |
590 |
мм, в новом la = |
500 |
мм. |
||||
Уменьшение длины |
/а ухудшает |
работу бронзовой |
опоры |
вала |
||||
в шатуне. |
|
вала пресса |
Эймуко |
(рис. |
55) |
состоит |
||
Особенность главного |
в том, что шлицевая ступица муфты монтируется на квадратную опору вала.
Главный вал пресса Шмерал LKM (рис. 56) расположен пер пендикулярно фронту пресса. Сравнивая его с валом пресса ЗИЛ, где вал расположен параллельно фронту пресса, следует отме тить небольшую общую длину вала пресса Шмерал — 2700 мм; длина вала пресса ЗИ Л — 3830 мм, причем длины боковых опор составляют каждая 995 мм. В вале пресса Шмерал правая опора равна 600 мм, левая — 500 мм. Следует отметить, что вал пресса Шмерал в процессе эксплуатации поломался через полгода с левой стороны (причина — плохое качество заготовки вала). Место из лома вала указано на рис. 56.
6* 83