Файл: Игнатов, А. А. Кривошипные горячештамповочные прессы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

—1

Конструктивные особенности кривошипно-шатунных механизмов прессов

0 0 .

Схема 2

На рис. 51 и 52 приняты следующие обозначения: R — ра­ диус кривошипа главного вала; L — длина шатуна (расстояние между опорами А а и Ва)\ а и а ' — углы между осью кривошипа и вертикалью соответственно в аксиальном и дезаксиальном

механизмах; Вн, Вв — нижняя

и верхняя точки соединения

Вращение

Вращение

кривошипа

кривошипа

Фронт

пресса

Рис. 52. Схема дезаксиального кривошипно-шатунного меха­ низма пресса

шатуна с ползуном соответственно при крайнем нижнем и верхнем положениях ползуна; h, Н — расстояния между столом пресса и ползуном соответственно при крайнем нижнем и верхнем поло­ жениях ползуна; Sa — путь точки Ва ползуна при повороте кри­ вошипа на величину угла a; Smax — путь точки Ва ползуна при повороте кривошипа из точки А в в точку Лн; р — угол между вертикалью и шатуном; у — угол между касательной к кругам трения и шатуном; Рн— номинальное усилие на ползуне; РАВ — усилие, действующее по касательной, проведенной к кругам трения в опорах шатуна; Рк, Рш— радиусы колеса и шестерен

79

привода пресса; Рш— усилие на шестерне; Рав, Рш—- верти­

кальные составляющие усилий Рав и Р ш; Рав. РТш— горизон­ тальные составляющие усилий РАВ и Рш; k — коэффициент

„ . R

длины шатуна, равный k = - j - .

Перемещение ползуна из крайнего верхнего положения в край­ нее нижнее для аксиального механизма: Smax = 2R. Текущее значение Sa при повороте кривошипа вала на угол а (см. рис. 51) определяется по формуле

Sa — R (1 cos а) + k (1 У l k2sin2 а)

или приближенно

Sa = R (1 — cos а)

(1 — cos 2а)

Для дезаксиального механизма (см. рис. 52) пути ползуна Smax и Sa определяют по формулам

Smax =

£ ( 2 +

^ J r ) ;

 

 

 

 

 

 

£2

 

 

R (1 cos а') +

k sin2 а'

kX sin а ' —

 

T

±

 

1 2

 

,

kx2'

 

 

"Д+Т) + 2

 

 

или после упрощении

k sin2 a'

 

 

 

 

= R [(1 — cos а') +

 

kX sin a

 

 

 

 

 

 

2(1 +k)

Знак «плюс» в формулах принят для отрицательного дезакси­ ального механизма (рис. 52, а) и знак «минус» — для положи­ тельного дезаксиального механизма (рис. 52, б). В этих формулах и на рис. 52, а и б приняты следующие дополнительные обо­

значения: X— коэффициент, учитывающий отношение-^-; а"

угол, образуемый направлением шатуна при нижнем положении ползуна и вертикалью;

a

••

— a-

,

,

»

 

d

X

 

-a';

sm a

 

=

R + L

1+-

 

 

 

 

 

 

 

 

Скорость и ускорение ползуна определяют по формулам, полу­ чаемым дифференцированием по времени выражения Sa. Для аксиального механизма

d *R [(1 — cos a)

(l — l — £2 sin2 a)

1

l L

2________________

j da

 

da

 

80



следовательно,

vn = со#

sin a +

k-2 sin a cos a \

2 V i — &2 sin2 a)

 

 

 

 

 

или, полагая, что со =

J

^

r\ 1

 

 

 

0,1/г, а также принимая

2 sin a cos a = sin 2a; ]/1 — /г2 sin2 а я* 1,

получим окончательно

 

 

 

 

 

vn я* 0, In#

sin a -)- ~ sin 2a ^ .

Таким образом, скорость ползуна при принятых постоянных величинах # , п я k является функцией угла поворота кривошипа вала. Практически в период выполнения прессом технологиче­ ских переходов угловая скорость со может уменьшаться за счет снижения числа оборотов вала маховика, поэтому будет несколько

изменяться и скорость

vn.

 

 

 

 

 

 

В дезаксиальном механизме скорость vn ползуна определяется

по формулам

 

 

 

 

 

 

 

 

vn = со# ^sina'

+

~

sin 2a' ± R cosa'^

или

 

 

 

 

 

 

 

 

vn я* 0,1tiR f sin a ' -j-

sin 2a'

± kXcosa'^j .

Знак «плюс» — для положительного

дезаксиального меха­

низма; «минус» — для

отрицательного.

 

механизма

Ускорение

ползуна

для

аксиального

 

/п = —со2#

(cos a

+

k cos 2a)

 

я* — 0,01 n2#

(cos a

-|- k

cos 2a).

Ускорение

ползуна

для

дезаксиального механизма

 

/п = — со2#

(cos a '

+

k

cos 2a' ±

 

 

±

k

X sin a');

 

 

 

/п я* —0,0In2#

(cos a'

+

k

cos 2a' ±

 

 

±

k

X sin a').

 

 

Знак «плюс» — для положительного дезаксиального механизма;

«минус» — для

отрицательного.

 

 

 

 

Крутящий момент на главном валу пресса: Мкр = # нт кр [23].

Для аксиального механизма

 

 

 

 

 

 

 

/ИКр =

#„/пкр =

#„ (п!кр +

т£р) =

 

 

 

 

 

 

 

+ k) ra + krB+ г0]

 

 

 

 

 

 

 

 

рс0 sin (б + аш)

# к cos аш

6 А. А. Игнатов

81


Для дезаксиального механизма

 

 

Мкр = Ри (тТр

А

sin 2а' ± kkcosa') -\

 

2

 

Р[(1 + k ) r a + ferB -f Г0]

+Що sin (6 -f аш)

RKcos аш

Знак «плюс» — для положительного дезаксиального меха­ низма, «минус» — для отрицательного.

В формулах приняты следующие обозначения: т кр — суммар-

ное приведенное

плечо крутящего момента;

ИД

 

ткр — приведен­

ное плечо крутящего момента для идеального

механизма; ШкР

приведенное плечо крутящего момента трения;

р — коэффи­

циент

трения в

шарнирах

кривошипно-шатунного

механизма;

/у, гв;

го— радиусы опор:

га — шейки кривошипа; гв— оси

крепления шатуна с ползуном; г0 — боковой

опоры вала; а ш —

угол зацепления колеса и малой шестерни; б — угол (см. рис. 51); R K— радиус колеса зубчатой пары пресса.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КРИВОШИПНО-ШАТУННЫМ МЕХАНИЗМАМ

Во всех конструкциях кривошипных горячештамповочных прессов главный вал, как правило, имеет эксцентриковую форму, что придает ему наибольшую жесткость и прочность.

При конструировании кривошипно-шатунного механизма прес­ сов необходимо учитывать, что в ряде существующих конструк­ ций прессов жесткость главного вала шатуна и ползуна недоста­ точна и не обеспечивает возможности получения стабильных раз­ меров поковок. Прочность главного вала, его опор, шатуна недо­ статочна, что особенно может выявиться при авариях и распоре прессов, вызывающих двукратное и большее их нагружение про­ тив номинального усилия.

ГЛАВНЫЕ ВАЛЫ И ИХ ОПОРЫ

ВСТАНИНАХ ПРЕССОВ

Впериод выполнения прессом технологических операций со­ противление деформированию заготовки воспринимается системой:

инструмент, ползун, шатун, главный вал с опорами, станина. От их работы зависит надежность пресса в целом. Эта система, подвергаясь нагружению, упруго деформируется. Обычно на долю деталей пресса (главный вал с опорами, шатун, ползун с ин­ струментом) приходится деформация, равная 70—75% общей деформации пресса. Следовательно, нужно стремиться к увеличе­ нию жесткости этих деталей, которая во многом зависит от жест­ кости главного вала и его опор.

82


Рассмотрим типовые конструкции главных валов прессов. На рис. 53 приведен главный вал пресса ЗИЛ (Рн = 2500 тс) до модернизации, который расположен в цельных (круглых) опорах. В модернизированном главном валу диаметр боковых опор вала с 0 520 мм увеличен до 0 585 мм, кроме того, радиус кри­ вошипа вала с R = 200 мм уменьшен до R — 177 мм, что значи­ тельно увеличивает надежность вала.

На рис. 54, а показан старый вал пресса НКМЗ до модерниза­ ции и новый вал модернизированного пресса со сквозными отвер-

А А-А

ьзз

 

 

 

 

 

 

Рис. 53. Главный

вал пресса ЗИЛ (Рн = 2500 тс)

 

 

стиями (рис. 54, б)

для тяги, связывающей управление тормоза

с муфтой, в старом

с 0

120 мм и в

новом с 0

175 мм.

В

ста­

ром валу ширина эксцентрика /а =

590

мм, в новом la =

500

мм.

Уменьшение длины

/а ухудшает

работу бронзовой

опоры

вала

в шатуне.

 

вала пресса

Эймуко

(рис.

55)

состоит

Особенность главного

в том, что шлицевая ступица муфты монтируется на квадратную опору вала.

Главный вал пресса Шмерал LKM (рис. 56) расположен пер­ пендикулярно фронту пресса. Сравнивая его с валом пресса ЗИЛ, где вал расположен параллельно фронту пресса, следует отме­ тить небольшую общую длину вала пресса Шмерал — 2700 мм; длина вала пресса ЗИ Л — 3830 мм, причем длины боковых опор составляют каждая 995 мм. В вале пресса Шмерал правая опора равна 600 мм, левая — 500 мм. Следует отметить, что вал пресса Шмерал в процессе эксплуатации поломался через полгода с левой стороны (причина — плохое качество заготовки вала). Место из­ лома вала указано на рис. 56.

6* 83