Файл: Голубев, А. И. Торцовые уплотнения вращающихся валов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
выше критической температуры среды. Тем самым обеспечиваются условия трения, близкие к сухому трению. Отмечены случаи быстрого разрушения углеграфитовых колец при автоколебаниях в паре трения.
Во ВНИИГидромаше при испытаниях на воде торцовых уплот нений с парой трения углеграфит 2П-1000, пропитанный фенол формальдегидной смолой, по стали марки 9X18 (HRC 50—60), а также с парой трения твердый сплав ВК-60М по ВК-60М также наблюдали случаи появления шума в уплотнениях. Как правило, после этого на поверхностях трения металлических колец обнару живали радиальные термотрещины и цвета побежалости (см. рис. 65). Наиболее эффективным средством предотвращения опи санных автоколебаний является интенсификация охлаждения пары трения.
Другими причинами осевых автоколебаний в паре трения яв ляются отмечавшиеся ранее переходные режимы течения в их зазорах: от ламинарного к турбулентному, от дозвукового к сверх звуковому (для газов). Эти режимы возможны лишь в специаль ных-уплотнениях, работающих при сравнительно больших зазо рах (гидродинамические и гидростатические пары трения), высо ких давлениях и скоростях скольжения.
Кроме осевых и угловых колебаний, в паре трения возможны крутильные колебания, если момент трения в уплотнении пере дается элементами с торсионной упругостью. К таким конструк циям можно отнести в первую очередь уплотнения, в которых мо мент передается центральной пружиной (см. рис. 13). На работу самой пары трения крутильные колебания не влияют так суще ственно, как на работу элемента, передающего момент трения.
Возникающие в нем |
переменные напряжения могут |
привести |
к усталостному разрушению данного элемента. |
|
|
К отмеченным выше случаям неустойчивости слоя в зазоре |
||
пары трения следует |
отнести также неустойчивость, |
связанную |
с формой зазора [36]. |
При диффузорной форме зазора, |
вызванной |
деформациями, износом колец и т. д., слой жидкости неустойчив. С уменьшением зазора гидростатическая сила, действующая на трущиеся поверхности, убывает и, если нет достаточно большой гидродинамической силы, может произойти твердый контакт и трение поверхностей станет сухим. Наоборот, конфузорная форма зазора обеспечивает устойчивость слоя жидкости, однако это спра ведливо лишь до определенной величины конфузорности.
Можно предполагать, что форма зазора влияет на устойчивость слоя также и при угловых изменениях толщины слоя. Например, при угловых смещениях одного кольца пары трения относительно другого для пар трения с течением жидкости от периферии к центру должен появляться некоторый гидростатический момент,
действующий |
в направлении смещения, вследствие образования |
|
в одной части |
поверхности трения |
конфузорного, а в другой — |
диффузорного |
зазоров. Обратная |
картина должна наблюдаться |
109
у пар трения стечением жидкости от центра к периферии. Несмотря на отмеченное преимущество последних пар трения, они значи тельно менее распространены по сравнению с первыми. Причины этого: незначительность данного эффекта из-за малой ширины уплотняющих поверхностей по сравнению с их средним радиусом и преимущества пар трения с течением от периферии к центру (лучший отвод тепла, сепарация твердых частиц).
В заключение можно сказать, что вибрации поверхностей тре ния и неустойчивость слоя в зазоре торцового уплотнения — явле ния крайне нежелательные, приводящие в большинстве случаев к выходу из строя уплотнения.
Г л а в а III
КОНСТРУКЦИЯ, МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ
КОНСТРУКЦИЯ, МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПАР ТРЕНИЯ
МАТЕРИАЛЫ КОЛЕЦ ПАРЫ ТРЕНИЯ
При выборе пар трения торцовых уплотнений следует помнить, что не исключена возможность кратковременной работы уплотне ния всухую. При этом пара трения не должна терять работоспособ ность.
Выбор тех или иных материалов для пары трения торцового уплотнения зависит в первую очередь от условий его работы и требований эксплуатации в отношении надежности, долговечности, герметичности уплотнения и т. д. По этим признакам пары тре ния можно делить на группы I—IV и области применения так же, как и узлы уплотнения (см. стр. 11).
Для наиболее легких условий работы — нейтральные жидкости со смазывающей способностью (масла, нефтепродукты), малые и средние значения давления и скорости скольжения (см. табл. 1, группы I, II) —• может быть использована пара трения бронза ОС5-25 (5% свинца, 25% олова) по стали 9X18 (HRC 50—60), 4X13 (HRC 45—50), наплавкам стеллита В-ЗК или сормайта [28].
Пары трения с применением бронзы ОС5-25 и других оловянистых бронз практически полностью вытеснены парами трения с кольцами из пластмасс и углеграфитовых материалов. Это объяс няется малой износостойкостью бронз, их худшими антифрикцион ными свойствами (наблюдается перенос бронзы на контактирую щую поверхность), а отсюда и худшей герметичностью пар трения. Так, например, при трении бронзового кольца по стальному на трансформаторном масле с давлением 4 кгс/см2, температурой 75° С и скоростью скольжения около 10 м/с износ бронзового кольца за 100 ч работы составил несколько десятых долей милли метра.
Ill
|
|
П р е д е л п р о ч н о с т и в к г с / с м 2 |
|
|
|||
|
М а р к а м а т е р и а л а |
|
|
|
|
М о д у л ь |
|
|
п р и с ж а |
п ри р а с |
п р и и з |
у п р у г о с т и |
Т в е р д о с т ь |
||
|
|
тии |
т я ж е н и и |
ги б е |
в к г с / с м 2 |
|
|
1 |
АМС-1 |
1600— |
— |
500—650 |
— |
— |
|
|
|
2000 |
|
|
|
|
|
2 |
Ф4К20 |
|
— |
130 |
— |
|
4 (НВ) |
3 |
ФКМ-105 |
250 |
140 |
220 |
5000— |
5 (НВ) |
|
|
|
|
|
|
|
7000 |
|
4 |
АМАН-1 |
800 |
— |
— |
— |
25 (НВ) |
|
5 |
АГ-1500-С06 |
1300 |
- |
600— |
1,3- ю 5 |
65—70 |
|
|
|
|
|
|
750 |
|
(Шора) |
6 |
2П-1000-Ф |
1600— |
— |
600—750 |
1,4' Ю5 |
70—75 |
|
|
|
1700 |
|
|
|
(Шора) |
|
7 |
ПГИ |
2100— |
300—600 |
1000— |
1 ,1 - о51 |
35 (НВ) |
|
|
|
2600 |
|
1500 |
|
|
|
8 |
УМС |
1200 |
— |
340—620 |
— |
> 50 |
|
|
— |
|
|
|
|
||
|
|
1800 |
|
|
|
(HRC) |
|
9 |
ПРОГ 2400С (СГ-М) |
1300— |
300—400 |
700—900 |
ю 5 |
40—55 |
|
|
|
1600 |
|
|
|
(HRC) |
|
10 |
ПГ-50С (СГ-Т) * |
3000— |
400—500 |
900— |
9 ,5 -106 |
65—78 |
|
|
|
3200 |
|
1100 |
|
(HRC) |
|
11 |
ЦМ 332 |
° О |
1 о о |
1300— |
3200— |
3,5-10е |
85—95 |
|
|
о LO |
О о о |
1500 |
4500 |
|
(HRA) |
|
|
|
|
|
|||
12 |
ВК8Х0.5 |
— 50 000 |
— 8000 |
17 000 |
7- 106 |
87 |
|
|
|
|
|
|
|
|
(HRA) |
* В м е с т о С Г - Т м о ж н о и с п о л ь з о в а т ь си л и ц и р о в а н н ы й гр а ф и т м а р к и С Г - П ( « С о ю з
|
|
|
|
Т а б л и ц а 3 |
П л о т н о с т ь |
П р е д е л ь н а я |
К о э ф ф и ц и е н т |
К о э ф ф и ц и е н т |
|
т е м п е р а т у р н о г о т е п л о п р о в о д |
П р и м е ч а н и я |
|||
в г / с м 3 |
т е м п е р а т у р а |
р а с ш и р е н и я |
н о с т и |
|
|
в °С |
в 1/°С |
в ккал/(м>ч °С ) |
|
|
|
|
1,73—1,78 |
180 |
(40-50) X |
|
|
ХЮ"6 |
2,1 |
200 |
— |
2,2 |
200 |
69- Ю-о |
3,6 |
220 |
10_б |
2,5—3,1 |
300 |
(6,5—8,5) X |
|
|
х ю -6 |
1,6— 1,7 |
200 |
2,5-10“6 |
1,9—2,16 |
800 |
7 - 10_6 |
2,2—2,4 |
1000 |
3,9- 10-е |
2,2—2,4 |
1000 |
4,6- 10-в |
2,5—2,8 |
1000 |
4,6 -10~6 |
3,8—3,9 |
1500 |
7 - 10-« |
14,4—14,8 |
600 |
5,6-10-° |
3—5 |
Элементоорганическая |
|||||
|
смола |
с |
углеродным |
|||
|
наполнителем |
и |
сухой |
|||
|
смазкой [1] |
|
|
|||
0,2 |
Фторопласт-4 с 20% кок |
|||||
|
са |
[17] |
|
|
|
|
0,2 |
Фторопласт-4 с 10% кок |
|||||
|
са |
и |
5% |
дисульфида |
||
|
молибдена |
(ВНИИГид- |
||||
|
ромаш) |
|
|
|
|
|
— 0,5 |
Антифрикционный |
мате |
||||
|
риал на основе фторо |
|||||
|
пласта-4 [3] |
|
|
|||
180 |
Углеграфит, |
графитиро- |
||||
|
ванный, |
пропитанный |
||||
|
95% свинца, 5% олова |
|||||
|
11] |
|
|
|
|
|
80 |
Углеграфит, |
обожжен |
||||
|
ный, пропитанный фе |
|||||
|
нолформальдегидной |
|||||
|
смолой |
[37] |
|
|
||
30—50 |
Пиролитический |
углерод |
||||
|
ный материал, |
изотроп |
||||
|
ный (ГИПХ) |
|
|
|||
— 120 |
Силицированный |
|
графит |
|||
|
(ГОСНИИ ЭП) |
|
|
|||
100 |
Силицированный |
|
графит |
|||
|
[25] |
|
|
|
|
|
85 |
Силицированный |
|
графит |
|||
|
[25] |
|
|
|
|
|
25 |
Минералокерамика с 99% |
|||||
|
окиси |
алюминия |
||||
|
(ВНИИГидромаш) |
|||||
— 60 |
Металлокерамика с 92% |
|||||
|
карбида |
вольфрама, |
||||
|
7,5% |
кобальта, |
0,5% |
|||
|
хрома (Институт твер |
|||||
|
дых сплавов) |
|
|
тер од»)* и м е ю щ и й б л и з к и е м е х а н и ч е с к и е с в о й с т в а .
8 А. И. Голубев |
ИЗ |
Недостатками бронзовых колец являются их низкая корро зионная стойкость и дефицитность олова.
Бронзы не имеют удовлетворительной износостойкости при трении на воде и водных растворах. На этих средах, а также на нефтепродуктах, маслах и других химически нейтральных жидко стях, широко применяют пары трения пластмасса — металл, кера мика и углеграфит — металл, керамика. Используют различные термореактивные смолы с наполнителями (кокс, графит, твердые смазки, стекло, асбест и т. д.), а также термопластичные мате риалы.
Пластмассовые кольца уплотнений изготовляют в пресс-фор мах. Окончательная механическая обработка колец невелика.
Основные преимущества таких композиционных материалов — низкая стоимость, технологичность изготовления и высокая износо стойкость. Так, например, износ кольца из пластмассы АМС-1 при трении на керосине с давлением 4 кгс/см2, температурой 100° С и скоростью скольжения 10 м/с за 1200 ч работы составил всего 0,01—0,02 мм [1]. Свойства материалов пар трения приведены в табл. 3.
За рубежом наибольшее распространение для изготовления колец торцовых уплотнений получили пластмассы на основе фенол формальдегидной смолы.
К недостаткам пластмасс следует отнести их низкую теплопро водность, сравнительно низкую термостойкость, которая опре деляется свойствами связующей смолы, невысокие механические характеристики и большой коэффициент температурного расши рения.
Вследствие низкой теплопроводности и сравнительно невысо кой термостойкости пластмасс даже при кратковременном сухом трении пары наблюдается обугливание (почернение) трущейся по верхности пластмассового кольца (рис. 84).
В качестве материалов колец, работающих в паре с кольцами из пластмасс, применяют стали (углеродистые, хромистые, не ржавеющие) и керамику (на основе А120 3).
Из-за отмеченных недостатков пластмассовых колец уплотне ния с такими парами трения пригодны для работы в наиболее лег ких по рабочим параметрам условиях (см. табл. 1, группа I).
Наиболее широко эти уплотнения используют в насосах охла ждения двигателей внутреннего сгорания.
При более высоких параметрах работы (по давлению и скорости скольжения) в большинстве случаев применяют кольца из угле графитовых материалов. Их делят на обожженные и графитированные. Состав тех и других примерно одинаков, термическая обработка различна. В качестве исходных материалов при произ водстве углеграфитов используют кокс, сажу, графит и пек. После заключительного прессования заготовок колец производят обжиг и получают обожженные углеграфитовые материалы. Если после обжига применяют дополнительную выдержку в печи с темпера-
114