Файл: Голубев, А. И. Торцовые уплотнения вращающихся валов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

выше критической температуры среды. Тем самым обеспечиваются условия трения, близкие к сухому трению. Отмечены случаи быстрого разрушения углеграфитовых колец при автоколебаниях в паре трения.

Во ВНИИГидромаше при испытаниях на воде торцовых уплот­ нений с парой трения углеграфит 2П-1000, пропитанный фенол­ формальдегидной смолой, по стали марки 9X18 (HRC 50—60), а также с парой трения твердый сплав ВК-60М по ВК-60М также наблюдали случаи появления шума в уплотнениях. Как правило, после этого на поверхностях трения металлических колец обнару­ живали радиальные термотрещины и цвета побежалости (см. рис. 65). Наиболее эффективным средством предотвращения опи­ санных автоколебаний является интенсификация охлаждения пары трения.

Другими причинами осевых автоколебаний в паре трения яв­ ляются отмечавшиеся ранее переходные режимы течения в их зазорах: от ламинарного к турбулентному, от дозвукового к сверх­ звуковому (для газов). Эти режимы возможны лишь в специаль­ ных-уплотнениях, работающих при сравнительно больших зазо­ рах (гидродинамические и гидростатические пары трения), высо­ ких давлениях и скоростях скольжения.

Кроме осевых и угловых колебаний, в паре трения возможны крутильные колебания, если момент трения в уплотнении пере­ дается элементами с торсионной упругостью. К таким конструк­ циям можно отнести в первую очередь уплотнения, в которых мо­ мент передается центральной пружиной (см. рис. 13). На работу самой пары трения крутильные колебания не влияют так суще­ ственно, как на работу элемента, передающего момент трения.

Возникающие в нем

переменные напряжения могут

привести

к усталостному разрушению данного элемента.

 

К отмеченным выше случаям неустойчивости слоя в зазоре

пары трения следует

отнести также неустойчивость,

связанную

с формой зазора [36].

При диффузорной форме зазора,

вызванной

деформациями, износом колец и т. д., слой жидкости неустойчив. С уменьшением зазора гидростатическая сила, действующая на трущиеся поверхности, убывает и, если нет достаточно большой гидродинамической силы, может произойти твердый контакт и трение поверхностей станет сухим. Наоборот, конфузорная форма зазора обеспечивает устойчивость слоя жидкости, однако это спра­ ведливо лишь до определенной величины конфузорности.

Можно предполагать, что форма зазора влияет на устойчивость слоя также и при угловых изменениях толщины слоя. Например, при угловых смещениях одного кольца пары трения относительно другого для пар трения с течением жидкости от периферии к центру должен появляться некоторый гидростатический момент,

действующий

в направлении смещения, вследствие образования

в одной части

поверхности трения

конфузорного, а в другой —

диффузорного

зазоров. Обратная

картина должна наблюдаться

109



у пар трения стечением жидкости от центра к периферии. Несмотря на отмеченное преимущество последних пар трения, они значи­ тельно менее распространены по сравнению с первыми. Причины этого: незначительность данного эффекта из-за малой ширины уплотняющих поверхностей по сравнению с их средним радиусом и преимущества пар трения с течением от периферии к центру (лучший отвод тепла, сепарация твердых частиц).

В заключение можно сказать, что вибрации поверхностей тре­ ния и неустойчивость слоя в зазоре торцового уплотнения — явле­ ния крайне нежелательные, приводящие в большинстве случаев к выходу из строя уплотнения.

Г л а в а III

КОНСТРУКЦИЯ, МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ

КОНСТРУКЦИЯ, МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПАР ТРЕНИЯ

МАТЕРИАЛЫ КОЛЕЦ ПАРЫ ТРЕНИЯ

При выборе пар трения торцовых уплотнений следует помнить, что не исключена возможность кратковременной работы уплотне­ ния всухую. При этом пара трения не должна терять работоспособ­ ность.

Выбор тех или иных материалов для пары трения торцового уплотнения зависит в первую очередь от условий его работы и требований эксплуатации в отношении надежности, долговечности, герметичности уплотнения и т. д. По этим признакам пары тре­ ния можно делить на группы I—IV и области применения так же, как и узлы уплотнения (см. стр. 11).

Для наиболее легких условий работы — нейтральные жидкости со смазывающей способностью (масла, нефтепродукты), малые и средние значения давления и скорости скольжения (см. табл. 1, группы I, II) —• может быть использована пара трения бронза ОС5-25 (5% свинца, 25% олова) по стали 9X18 (HRC 50—60), 4X13 (HRC 45—50), наплавкам стеллита В-ЗК или сормайта [28].

Пары трения с применением бронзы ОС5-25 и других оловянистых бронз практически полностью вытеснены парами трения с кольцами из пластмасс и углеграфитовых материалов. Это объяс­ няется малой износостойкостью бронз, их худшими антифрикцион­ ными свойствами (наблюдается перенос бронзы на контактирую­ щую поверхность), а отсюда и худшей герметичностью пар трения. Так, например, при трении бронзового кольца по стальному на трансформаторном масле с давлением 4 кгс/см2, температурой 75° С и скоростью скольжения около 10 м/с износ бронзового кольца за 100 ч работы составил несколько десятых долей милли­ метра.

Ill


 

 

П р е д е л п р о ч н о с т и в к г с / с м 2

 

 

 

М а р к а м а т е р и а л а

 

 

 

 

М о д у л ь

 

 

п р и с ж а ­

п ри р а с ­

п р и и з ­

у п р у г о с т и

Т в е р д о с т ь

 

 

тии

т я ж е н и и

ги б е

в к г с / с м 2

 

1

АМС-1

1600—

500—650

 

 

2000

 

 

 

 

2

Ф4К20

 

130

 

4 (НВ)

3

ФКМ-105

250

140

220

5000—

5 (НВ)

 

 

 

 

 

 

7000

 

4

АМАН-1

800

25 (НВ)

5

АГ-1500-С06

1300

-

600—

1,3- ю 5

65—70

 

 

 

 

 

750

 

(Шора)

6

2П-1000-Ф

1600—

600—750

1,4' Ю5

70—75

 

 

1700

 

 

 

(Шора)

7

ПГИ

2100

300—600

1000

1 ,1 - о51

35 (НВ)

 

 

2600

 

1500

 

 

8

УМС

1200

340—620

> 50

 

 

 

 

 

 

 

1800

 

 

 

(HRC)

9

ПРОГ 2400С (СГ-М)

1300—

300—400

700—900

ю 5

40—55

 

 

1600

 

 

 

(HRC)

10

ПГ-50С (СГ-Т) *

3000—

400—500

900—

9 ,5 -106

65—78

 

 

3200

 

1100

 

(HRC)

11

ЦМ 332

° О

1 о о

1300—

3200—

3,5-10е

85—95

 

 

о LO

О о о

1500

4500

 

(HRA)

 

 

 

 

 

12

ВК8Х0.5

— 50 000

— 8000

17 000

7- 106

87

 

 

 

 

 

 

 

(HRA)

* В м е с т о С Г - Т м о ж н о и с п о л ь з о в а т ь си л и ц и р о в а н н ы й гр а ф и т м а р к и С Г - П ( « С о ю з

 

 

 

 

Т а б л и ц а 3

П л о т н о с т ь

П р е д е л ь н а я

К о э ф ф и ц и е н т

К о э ф ф и ц и е н т

 

т е м п е р а т у р н о г о т е п л о п р о в о д ­

П р и м е ч а н и я

в г / с м 3

т е м п е р а т у р а

р а с ш и р е н и я

н о с т и

 

в °С

в 1/°С

в ккал/(м>ч °С )

 

 

 

 

1,73—1,78

180

(40-50) X

 

 

ХЮ"6

2,1

200

2,2

200

69- Ю-о

3,6

220

10_б

2,5—3,1

300

(6,5—8,5) X

 

 

х ю -6

1,6— 1,7

200

2,5-10“6

1,9—2,16

800

7 - 10_6

2,2—2,4

1000

3,9- 10-е

2,2—2,4

1000

4,6- 10-в

2,5—2,8

1000

4,6 -10~6

3,8—3,9

1500

7 - 10-«

14,4—14,8

600

5,6-10-°

3—5

Элементоорганическая

 

смола

с

углеродным

 

наполнителем

и

сухой

 

смазкой [1]

 

 

0,2

Фторопласт-4 с 20% кок­

 

са

[17]

 

 

 

 

0,2

Фторопласт-4 с 10% кок­

 

са

и

5%

дисульфида

 

молибдена

(ВНИИГид-

 

ромаш)

 

 

 

 

— 0,5

Антифрикционный

мате­

 

риал на основе фторо­

 

пласта-4 [3]

 

 

180

Углеграфит,

графитиро-

 

ванный,

пропитанный

 

95% свинца, 5% олова

 

11]

 

 

 

 

 

80

Углеграфит,

обожжен­

 

ный, пропитанный фе­

 

нолформальдегидной

 

смолой

[37]

 

 

30—50

Пиролитический

углерод­

 

ный материал,

изотроп­

 

ный (ГИПХ)

 

 

— 120

Силицированный

 

графит

 

(ГОСНИИ ЭП)

 

 

100

Силицированный

 

графит

 

[25]

 

 

 

 

 

85

Силицированный

 

графит

 

[25]

 

 

 

 

 

25

Минералокерамика с 99%

 

окиси

алюминия

 

(ВНИИГидромаш)

— 60

Металлокерамика с 92%

 

карбида

вольфрама,

 

7,5%

кобальта,

0,5%

 

хрома (Институт твер­

 

дых сплавов)

 

 

тер од»)* и м е ю щ и й б л и з к и е м е х а н и ч е с к и е с в о й с т в а .

8 А. И. Голубев

ИЗ


Недостатками бронзовых колец являются их низкая корро­ зионная стойкость и дефицитность олова.

Бронзы не имеют удовлетворительной износостойкости при трении на воде и водных растворах. На этих средах, а также на нефтепродуктах, маслах и других химически нейтральных жидко­ стях, широко применяют пары трения пластмасса — металл, кера­ мика и углеграфит — металл, керамика. Используют различные термореактивные смолы с наполнителями (кокс, графит, твердые смазки, стекло, асбест и т. д.), а также термопластичные мате­ риалы.

Пластмассовые кольца уплотнений изготовляют в пресс-фор­ мах. Окончательная механическая обработка колец невелика.

Основные преимущества таких композиционных материалов — низкая стоимость, технологичность изготовления и высокая износо­ стойкость. Так, например, износ кольца из пластмассы АМС-1 при трении на керосине с давлением 4 кгс/см2, температурой 100° С и скоростью скольжения 10 м/с за 1200 ч работы составил всего 0,01—0,02 мм [1]. Свойства материалов пар трения приведены в табл. 3.

За рубежом наибольшее распространение для изготовления колец торцовых уплотнений получили пластмассы на основе фенол­ формальдегидной смолы.

К недостаткам пластмасс следует отнести их низкую теплопро­ водность, сравнительно низкую термостойкость, которая опре­ деляется свойствами связующей смолы, невысокие механические характеристики и большой коэффициент температурного расши­ рения.

Вследствие низкой теплопроводности и сравнительно невысо­ кой термостойкости пластмасс даже при кратковременном сухом трении пары наблюдается обугливание (почернение) трущейся по­ верхности пластмассового кольца (рис. 84).

В качестве материалов колец, работающих в паре с кольцами из пластмасс, применяют стали (углеродистые, хромистые, не­ ржавеющие) и керамику (на основе А120 3).

Из-за отмеченных недостатков пластмассовых колец уплотне­ ния с такими парами трения пригодны для работы в наиболее лег­ ких по рабочим параметрам условиях (см. табл. 1, группа I).

Наиболее широко эти уплотнения используют в насосах охла­ ждения двигателей внутреннего сгорания.

При более высоких параметрах работы (по давлению и скорости скольжения) в большинстве случаев применяют кольца из угле­ графитовых материалов. Их делят на обожженные и графитированные. Состав тех и других примерно одинаков, термическая обработка различна. В качестве исходных материалов при произ­ водстве углеграфитов используют кокс, сажу, графит и пек. После заключительного прессования заготовок колец производят обжиг и получают обожженные углеграфитовые материалы. Если после обжига применяют дополнительную выдержку в печи с темпера-

114