Файл: Голубев, А. И. Торцовые уплотнения вращающихся валов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
кольца относительно другого вызывает в таких парах трения не которых уплотнений момент сил давления. К этим уплотнениям относятся: уплотнения с вращающимся упругим элементом, у ко торых неподвижные кольца имеют более узкую рабочую поверх ность, чем вращающиеся; уплотнения с неподвижным упругим элементом, у которых вращающиеся кольца имеют более узкую поверхность, чем неподвижные.
На рис. 80 показана схема действия сил давления на пару трения уплотнения с вращающимся упругим элементом, неподвиж ное кольцо 2 которого смещено относительно вращающегося
Рис. 80. Схема действия давления сил на пару трения уплотнения при ра диальном смещении неподвижного кольца
кольца 1 на величину эксцентриситета е. При смещении неподвиж ного кольца удельные давления в верхней части пары трения увеличиваются, а в нижней — уменьшаются. Момент сил давле ния, действующий на пару трения, выразится зависимостью
M0 = ^ f - p e . |
(83) |
Формула (83) справедлива и для уплотнений с неподвижным упругим элементом (см. рис. 25), если в качестве d подставлять диаметр неподвижной втулки под уплотнительным кольцом.
При смещении колец, показанном на рис. 80, ширина по верхности трения увеличивается на 2е, следовательно, охлажде ние и смазка пары трения несколько улучшаются. Это исполь зуют в гидродинамических парах трения с сильно смещенными кольцами.
Рассмотрим случаи, когда силы от давления жидкости влияют на работу пары трения через другие элементы уплотнения. На рис. 81, а и б показаны два варианта установки уплотнительных колец. В первом варианте (см. рис. 81, а) уплотнительное резино вое кольцо 1 установлено во втулке 2 неподвижного кольца пары
103
трения. Кольцо давлением р прижимается к одной из стенок канавки и вдавливается в зазор между втулкой 2 и неподвижной стенкой 3. При снижении давления напряжения в кольце умень шаются с запозданием, что объясняется релаксационными свой ствами резины. Резиновое кольцо под влиянием сил упругости стремится сдвинуться в направлении стыка пары трения. Этому движению препятствует сила трения кольца относительно стенки 3. В результате на втулку 2 действует сила, равная силе трения, ко торая может раскрыть стык пары трения. Обратную картину на блюдаем при установке уплотнительного кольца в соответствии со схемой на рис. 81, б.
Рис. 81. Схемы влияния переменного давления на силы трения в уплотнительных резиновых кольцах
Релаксационные свойства резины проявлялись также при уста новке колец круглого сечения, показанной на рис. 74. При резком снижении давления большие остаточные напряжения в резине вызывали размыкание стыка между обоймой и углеграфитовым кольцом и деформацию последнего. Поэтому в модернизирован ных конструкциях уплотнений для высокого давления резиновые кольца были исключены.
При установке уплотнительных колец круглого сечения нужно учитывать их влияние на гидравлическую разгрузку пары трения. В работе [64 ] установлено, что эффективный диаметр действия давления при установке колец круглого сечения, по которому нужно вести расчет гидравлической разгрузки уплотнения, не сколько больше соответствующего диаметра втулки [диаметра d в формуле (1) ]. Резиновое кольцо отчасти работает как диафрагма. Зависимость отношения разности между эффективным диаметром и диаметром втулки к диаметру сечения кольца от перепада дав ления приведена на рис. 82.
На кольца пар трения и другие элементы конструкций уплот нений действуют также силы, обусловленные динамикой обтека ния жидкостью уплотнения. Обычно они невелики, но быстро возрастают с увеличением частоты вращения вала (см. рис. 56).
104
Поэтому уплотнения для валов с окружными скоростями вращения более 20—30 м/с выполняют обычно с неподвижными упру
гими элементами.
Моменты М о, стремящиеся раскрыть стык пары трения, вы зывают неравномерность величины зазора, неравномерное рас пределение удельных давлений и давления в паре трения. В ре зультате возникают поперечные силы, стремящиеся сместить одно кольцо относительно другого. ___
Если условно принять, что коэффициент трения в зазоре пары не зависит от удельного давления, то выражение для поперечной силы будет
2М0 |
(84) |
|
|
|
|
F, = f Аср |
|
|
|
||
гдеПср — средний диаметр пары |
|
|
|
||
трения. |
|
Рис. 82. График влияния установки рези |
|||
Сила Fx направлена парал |
|||||
новых колец на гидравлическую |
разгрузку |
||||
лельно вектор-моменту Л40. |
уплотнения |
[64] |
|
||
Другая составляющая |
по |
|
стыка пары на |
угол а |
|
перечной силы возникает из-за перекоса |
|||||
и равна соответствующей проекции осевой силы |
|
||||
|
Е 2 |
= Г а . |
|
(85) |
Силы Fх и F г, так же как и сила инерции J по формуле (80), должны восприниматься центрирующими поверхностями, силь фоном и другими элементами. Под влиянием М 0 удельное давле ние перераспределяется не только в направлении окружности колец, но и в радиальном направлении (см. рис. 73).
Момент М 0создает некоторую непараллельность поверхностей, образующих зазор пары трения. В заключение рассмотрим не сколько примеров расчета силовых факторов, действующих на пару трения.
Пример 1. |
Уплотнение с вращающимся упругим элементом в виде пружины |
и резинового |
уплотнительного кольца установлено с перекосом стыка пары |
трения. |
Пусть а = |
5°, |
со = 314 |
л/с, |
Dx = |
100 мм, |
П 2 = 120 |
мм, |
I = -30 |
мм, |
||||
Ь = 5 |
мм, Руд = 2 |
кгс/см2, |
/ = |
0,1, |
Му = |
5 кгс-см. |
упругой |
связью |
(см. |
|||||
Определяем М0 |
для двух |
случаев: |
уплотнение |
с |
||||||||||
рис. 78, а); уплотнение |
с полукарданной |
связью |
(см. |
рис. 78, |
б). |
|
|
|||||||
Для упругой связи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
ky = |
-^41 = |
5 7 2 кгс-см; |
Мт= |
19 кгс-см. |
|
|
|
||||||
|
3 |
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Считая, что разгон вала происходит в течение 1 с, получим
d(o со = 314 1/с2. dt ~ t
105
Отсюда, определив осевой момент |
инерции |
кольца J0 = 0,0251 кгс-смХ |
|
Х с2, |
по формуле (77) найдем Л4„ = 5,1 |
кгс-см. Для полукарданной связи, при |
|
няв |
fп = 0,3, по формуле (79) получим М0 = |
13 кгс-см. |
|
Чтобы приближенно оценить возможность |
раскрытия стыка уплотнения, |
нужно полученные значения М0 сравнить с моментом сил (пружины, давления),
удерживающих |
поверхности колец |
пары трения в контакте: |
|
|
M = ^ ( |
D22 - D j ) D 2pyA. |
( 86) |
Подставляя |
заданные значения, |
получим М — 415 кгс-см. |
и раскры |
Таким образом, момент М значительно превосходит моменты Л40, |
тия стыка уплотнения произойти не должно. Однако следствием сравнительно больших М0 является неравномерный, а следовательно, ускоренный, износ пары трения.
|
Пример 2. |
Уплотнение |
с неподвижным |
упругим |
элементом |
установлено |
|||
с перекосом стыка пары трения на угол а = |
0,5° (см. |
рис. 79). |
|
||||||
как |
Принимая размеры, скорость и другие параметры уплотнения такими же, |
||||||||
в примере |
1, по формуле (82) найдем Мд = |
10,1 кгс-см. |
|
||||||
(см. |
Пример 3. |
Уплотнение |
установлено |
со |
смещением колец |
пары трения |
|||
рис. 80). Смещение е = |
0,5 мм, D} = |
44 |
мм, |
£>2 = |
49,5 мм, |
d — 46,7 мм, |
|||
р — 60 кгс/см2, |
Руд = |
8 кгс/см2. |
|
|
|
|
|
||
|
По формуле (83) |
найдем М 0 = 51,2 кгс-см. |
81 кгс-см. |
|
|||||
|
Для момента М по формуле (86) имеем М = |
|
|||||||
|
Здесь значения Л40 и Л4 близки и существует опасность раскрытия стыка |
||||||||
уплотнения. Следовательно, |
необходимо |
увеличить руд |
или уменьшить е. |
Кроме перекосов и смещений, рассмотренных выше, на равно мерность распределения удельных давлений в контакте пары тре ния значительно влияют неточности изготовления упругих эле ментов уплотнений (неперпендикулярность торцов пружины ее оси, неодинаковая высота и жесткость отдельных пружин, переменная жесткость сильфона в различных диаметральных плоскостях и т. д.).
КОЛЕБАНИЯ ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ
Выше рассмотрены основные силовые факторы, действующие в тор цовых уплотнениях. Некоторые из них являются переменными во времени и изменяются с изменением частоты вращения вала, дру гие слабо зависят от времени. Нами отмечены отдельные случаи неустойчивой работы уплотнений, связанные с неустойчивым те чением жидкости или газа в зазорах уплотнений. Все это состав ляет одну из новых проблем в области разработки и исследования уплотнений — проблему их вибраций. Эта проблема не столь актуальна, как для подшипников скольжения, так как массы колец пары трения малы, а жесткость характеристик пружин и гидродинамическая или гидростатическая жесткость слоев жидкости в зазорах уплотнений достаточно велики. Однако с ро стом частоты вращения валов различных машин задача предотвра щения вибраций в узлах уплотнений приобретает все большее значение.
106
Колебания уплотнений, как колебания подшипников сколь жения и других узлов машин, можно разделить на вынужденные и автоколебания.
Основными источниками вынужденных колебаний уплотнения являются: неперпендикулярность плоскости стыка пары трения к оси вращения вала и осевые вибрации вала. Колебания возни кают также из-за волнистой поверхности колец пары трения. Ме тодика расчета торцовых уплотнений на вынужденные колебания не отличается от общей методики расчета колебаний деталей ма шин. Ввиду малой величины амплитуд колебаний и сравнительно небольших их скоростей для описания колебательного процесса можно использовать линейные уравнения с постоянными коэф фициентами [36]. При этом угловые колебания колец пары трения можно рассматривать независимо от осевых колебаний.
Рассмотрим последние, используя результаты работы [36]. Принимаем, что осевые колебания вращающегося кольца пары трения происходят вследствие вибрации вала с часто той, равной частоте его вращения. Эти колебания передаются через слой жидкости или газа неподвижному кольцу и далее упругому элементу
уплотнения. Расчетная схема колебаний уплотнения дана на рис. 83. Здесь ky и kw —- жесткость упругого элемента и слоя среды в зазоре уплотнения. В соответствии с изложенным ранее,
kw — dW где силу W находят по формулам (18), (29), (37) и т. д.
в зависимости от конструкции уплотнения и условий его работы. Для упрощения задачи пренебрегаем силами демпфирования ко лебаний. Можно пренебречь присоединенной массой жидкости, в которой происходят колебания, ввиду ее незначительности по сравнению с колеблющейся массой уплотнения.
Принимая далее, что колебания вращающегося кольца уплот нения происходят по синусоидальному закону с амплитудой и ча стотой со, для вынужденных колебаний неподвижного кольца с приведенной массой т пружин и других элементов имеем сле дующее уравнение:
тх + kw (х — ат sin (at) -f kyx = 0. |
(87) |
Находим частное решение этого уравнения, откуда для раз ности между амплитудой вращающегося и неподвижного колец, т. е. для изменения толщины слоя жидкости в зазоре пары, получим
ah = |
____ &т |
(88) |
kl£) |
|
/ПО3 — ky
107
Из этого выражения следует, что резонанс колебаний системы может наступить при kw = пио2 — ky, если ky < mco2. В обычных торцовых уплотнениях kw > /псо2 — ky, поэтому резонанс не на ступает даже при сравнительно мягкой характеристике упругого элемента (малые значения ky). В то же время резонанс колебаний самой пружины может наступить. Условия резонанса возможны в уплотнениях газовых турбин, турбокомпрессоров и других ма шин, частота вращения валов которых составляет десятки тысяч оборотов в минуту, а жесткость слоя газа в зазорах уплотнений сравнительно невелика. В таких случаях, чтобы не попасть в усло вия резонанса, необходимо в соответствии с выражением (88) уве личить жесткость характеристики упругого элемента ky и умень шить колеблющуюся массу колец, пружин и т. д. Для этого вместо конструкции уплотнения с одной цилиндрической пружиной при меняют конструкции с несколькими пружинами и затем вместо цилиндрических — пластинчатые пружины. Однако чрезмерное увеличение жесткости вредно, так как требует высокой точности установки уплотнения, уменьшает допустимый износ его пары трения и увеличивает изменение толщины слоя ah при вибрациях вала.
Если воспользоваться значениями моментов инерции, моментов упругости и угловой жесткости слоя пары трения, то можно полу чить выражение, аналогичное выражению (88) для изменения за зора при вынужденных угловых колебаниях пары трения вслед ствие перекоса ее стыка.
Кроме вынужденных колебаний, в торцовых уплотнениях на блюдаются автоколебания, связанные с неустойчивостью слоя жидкости или газа в зазоре пары трения. Наиболее часто встре чаются на практике автоколебания, возникающие при вскипании жидкостей в зазорах торцовых уплотнений. Внешним проявлением таких колебаний является сильный шум в уплотнении.
Экспериментальное исследование шума в торцовых уплотне ниях при их испытаниях на воде и спирте выполнено в работе [52 ]. Измерения с помощью микрофонов показали, что в торцовых уплотнениях появляются шумы, когда температура поверхностей
пары трения достигает температуры кипения |
жидкости |
(100° С |
для воды, 78° С для спирта). Шум возникал |
вследствие |
осевых |
колебаний кольца пары трения, связанного с упругим элементом,
ипериодических прорывов паров жидкости через зазор уплотне ния. Частота автоколебаний не зависела от частоты вращения вала
инагрузки, действующей на контакт пары трения, и составляла 3500—7000 Гц. При этом коэффициент трения возрастал до 0,45
и температура трущихся поверхностей повышалась до 250° С. В то же время при чисто сухом трении шум и вибрации не возни кали. Последнее обстоятельство использовано фирмой Флексибокс (Англия). В торцовых уплотнениях для легкокипящих нефтепро дуктов (сжиженный бутан, пропан и др.) неподвижное кольцо пары трения уплотнений подогревается водяным паром до температуры
108