Файл: Геоморфология зарубежных стран [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

включала также бассейн Нижней Вислы (Вислянский язык). Однако после обособления Восточно-Балтийского потока в поморскую фазу ледораздел сместился на запад от Гданьского залива и проходил от Гдань­ ского полуострова на г. Хойнице (Одерско-Вислянский ледораздел). Про­ цесс симметричного сужения границ Одерской лопасти отражает посте­ пенное ослабление Балтийского ледникового потока.

Б е л ь т с к а я л е д н и к о в а я л о п а с т ь , служившая юго-запад­ ным окончанием Балтийского ледникового потока, надвигалась по Кильскому и Мекленбургскому заливам. В пределах Шлезвиг-Гольштейна (ФРГ), по берегам Кильской бухты и особенно Любекского залива воз­ никла сложная система краевых морен с преобладанием морен напора, подробно изученная К. Гриппом (Gripp, 1949, 1952, 1954).

Деградация оледенения висла и ледниковый морфогенез в западной (Шлезвиг-Гольштейн) и восточной частях низменности протекали на­ столько различно, что оказалось естественным подразделить ее на две гляциоморфологические провинции (Асеев, 1965). Краевые образования западной провинции, служащие непосредственным продолжением дат­ ских краевых морен, как уже отмечалось, были дифференцированы на лопасти и языки ледниковым краем Бельтской лопасти. Дифференциа­ ции движения льда, помимо изрезанности береговой линии, способство­ вали соляная тектоника и интенсивное эрозионное расчленение поверх­ ности коренных пород, распространенные в Шлезвиг-Гольштейне.

Крупные ледниковые языки второго порядка, вторгшиеся по пониже­ ниям морских заливов, позже делились на несколько более мелких лед­ никовых языков, которые местами продвигались вплоть до внешней гра­ ницы оледенения, прорывая более древние краевые образования. Поэто­ му внешняя граница оледенения сложена разновозрастными моренами.. Ледниковые языки были исключительно активны в процессе дегляциации, создавая крупные лобовые морены напора.

В межъязычьях, по флангам языков, путем сдавливания ранее отло­ женного моренного материала двумя движущимися ледниковыми тела­ ми, создавались не менее крупные морены напора, образующие вилки и радиальные валы. По Гриппу, три крупные лобовые морены напора: Шлезвиг-Гольштейна сочетаются с 6—8 напорными моренами межъязычий. Наиболее крупные валы фронтальных морен напора, длина ко­ торых достигает 40 км при ширине 3—б км, могли возникать лишь в ре­ зультате многочисленных повторных наступаний края льда на ранее образованные гряды. В частности, морена с индексом N-1 создана де­ сятью подвижками ледникового края. Отступание языков также сопро­ вождалось многочисленными осцилляциями. Так, Любекская леднико­ вая лопасть разделилась на два языка шириной около 10 км каждый, в- бассейнах которых насчитывается до десяти осцилляторных морен.

Исключительно динамичная картина наступания и отступания ма­ терикового льда в пределах фронтальной зоны Бельтской лопасти не свидетельствует, однако, о большой мощности ее края. Так, огромная концентрическая краевая морена, на протяжении 40 км обрамляющая Любекскую бухту, вместе с тем огибает округлый островной моренный останец Бунгсберг, достигающий всего 2 км в поперечнике и 60—НО ж абсолютной высоты. Как показал К. Грипп, в период ее образования останец являлся нунатаком, возвышающимся над льдом на расстоянии 13 км от его края. Несмотря на малую мощность, материковый лед был исключительно активен и подвижен, что можно объяснить только силь­ ным давлением со стороны широко растекавшейся Одерской лопасти.

После значительного перерыва в южном Шлезвиге происходило но­ вое далекое вторжение отдельных ледниковых языков, образовавших огромный веер на всем протяжении от Кильского до Висмарского зали­ ва. Напорные образования, созданные отдельными подвижками, имеют:

12


лишь незначительное (1—7 км) фронтальное протяжение, но узкие лед­ никовые языки длиной до И км при ширине 3—4 км прорывали ранее созданные краевые образования и формировали свои осцилляторные мо­ рены. Иногда они выражены как боковые морены, распространенные по одному борту бывшего языка. Перетекая через старые формы рельефа, они образовывали в месте прорыва пологие седловины, позволяющие восстановить последовательность событий.

Узкие ледниковые языки текли по мертвому льду, сохранявшемуся в осевых, наиболее углубленных частях старых, более обширных языко­ вых бассейнов. Углубляя и расширяя некоторые подледные туннельные рытвины стока ледниковых вод, такие языки иногда создавали ложбины шириной всего в 1 —1,5 км, на протяжении 5 км оконтуренные двумя параллельными валами боковых морен напора. Вторичные ледниковые языки, несмотря на малые размеры и отсутствие уклонов ложа, отлича­ ются колоссальной рельефообразующей способностью.

Омертвление льда в пределах фронтального участка Бельтской ло­ пасти наблюдается лишь в отдельных частях языковых бассейнов, к ко­ торым приурочены немногочисленные озера района. Рытвинные и лож­ бинные озера редки. По преобладанию грядовых форм ледниковый рельеф Шлезвиг-Гольштейна можно назвать скорее рельефом краевых морен, чем холмисто-моренным. Таким образом, Западно-Германская провинция по динамике деградации оледенения — своеобразный регион.

Краевые образования О д е р с к о й л о п а с т и подразделяются

на

три пояса: внешний, поморский и внутренний (или прибалтийский),

ко­

торые, в свою очередь, делятся на несколько краевых зон. Так, внеш­ ний краевой пояс делится на Бранденбургско-Лешненскую и Франкфурт­ ско-Познаньскую краевые зоны. Сложное строение и у других поясов.

Для пространственного размещения бранденбургско-лешненских -краевых образований, оконтуривающих Одерскую лопасть, весьма ха­ рактерна симметрия западного (расположенного в ГДР) и восточного (на территории ПНР) крыльев. На крайнем северо-западе (у г. Швери­ на) и северо-востоке (у г. Плоцка) бранденбургско-лешненские и франк­ фуртско-познаньские краевые зоны почти сливаются. При этом как в Западном Мекленбурге, так и в Конинско-Плоцком районе бранденбург­ ско-лешненские краевые образования морфологически выражены столь слабо и эпизодически, что возникает вопрос об их перекрытии краевыми образованиями более поздней (франкфуртско-познаньской) генерации.

Особенно слабое морфологическое выражение внешних краевых об­

разований

наблюдается на симметрично расположенных

субмеридио­

нальных

участках

краевых

зон севернее городов

Хафельберга

(Зап. Бранденбург)

и Плоцка.

Южнее этих участков между городами

Ратенов и Конин бранденбургско-лешненские краевые образования Одерской лопасти образуют единую, слабовыпуклую к югу дугу. Суб­ меридиональные участки на флангах лопасти отражают предельное растекание материкового льда при его максимальном распространении.

Расположенная в 10—20 км на флангах и 50—60 км во фронтальной

зоне в тылу

внешних

краевых образований ф р а н к ф у р т с к о - п о з ­

н а н ь с к а я

краевая

зона отражает кратковременную стабилизацию

активного края лопасти после отмирания всей краевой полосы льда. На западном фланге краевые морены протягиваются на юго-восток, огибая Прицвалькское поднятие, от южной оконечности оз. Пляуэн-Зее к г. Франкфурт-на-Одере, а на восточном фланге продолжаются почти субширотно на Познань и далее к Висле.

В 30—40 км позади франкфуртских и почти параллельно им прости­

рается западное крыло п о м о р с к и х краевых образований.

Их общее

направление — от вилки восточнее г. Штернберг к

Одеру

севернее

г. Бад-Фрайенвальде. Восточное крыло поморской фазы

(стадии?) окон-

13


туривает сильно сократившуюся Одерскую лопасть субмеридиональным отрезком вдоль р. Драва, а затем продолжается на северо-восток вплоть до сложного ледораздельного углового массива западнее г. Гданьска.. Это указывает на отделение Вислянского языка от Одерской лопасти в. поморское время в связи с упоминавшимся выше обособлением Восточ­ но-Балтийского потока, тогда как первоначально лопасть ограничива­ лась на востоке ледоразделом Самбийский полуостров — г. Добровно.

В широкой полосе в тылу поморского краевого пояса развиты пре­ имущественно волнистые моренные и плоские водно-ледниковые рав­ нины. Только в прибрежной полосе, охватывающей также мелководные' заливы и острова Хиддензее и Рюген, от п-ова Даре до островов в дельте^ Одера протягивается последний, или п о з д н е б а л т и й с к и й, п о я с краевых образований. Восточное крыло Одерского языка в это время образовывали кошалинские и береговые (гардно) краевые морены Гданьского полуострова.

Указанные пояса и зоны краевых образований Одерской лопасти от­ личаются морфологической индивидуальностью, отражающей основные' этапы деградации этой лопасти, т. е. изменения бюджета и динамики! формирующего ее льда. С другой стороны, характер и размещение по­ ясов краевых образований в пространстве, как и всюду, обнаруживает? тесную, но до конца еще не выявленную связь с крупными неровностями ледникового ложа. В отличие от внешних краевых образований, которые' являются орографически обусловленными только в общих чертах (кон­ фигурация лопасти), более поздние краевые образования обнаруживают все более тесную зависимость от рельефа ледникового ложа.

Так, граница максимального предельного растекания материкового' льда приурочена к днищу и северному склону субширотной доплейстоценовой эрозионно-тектонической депрессии, сильно расчлененному глу­ бокими ложбинами на отдельные возвышенности с амплитудами погре­ бенного рельефа до 120—160 м. Граница не может быть точно уста­ новлена, поскольку дно депрессии наследуется широкой маргинальной Баручской ложбиной стока, в пределах которой основная морена оледе­ нения висла полностью размыта. Приуроченные к ее северному склону внешние разобщенные краевые морены отражают уже первый этапдеградации.

В отличие от сильно расчлененного рельефа коренных пород макси­ мальные амплитуды довислянского рельефа не превышали 80 м (Franz,. 1962), так как многие моренные плато, примыкающие к Баручской мар­ гинальной ложбине, не имеют цоколя из коренных пород и целиком сло­ жены мощной толщей плейстоцена. Помимо малой мощности вислянскош основной морены, о крайне слабом воздействии края материкового льда на его ложе свидетельствует редкое распространение краевых морен на­ пора с участием дислоцированных пород ложа. Отдельные сохранившие­ ся на моренных плато краевые морены напора с ядрами из более древ­ них отложений, видимо, являются остатками среднеплейстоценовых оле­ денений (Hanneman, 1964). Прямые доказательства вартинского воз­ раста Зеленогурской морены напора с отторженцами бурого угля в ядре,, находящейся в цепи морен Бранденбургско-Лешненской краевой зоны, получены Т. Бартковским (Bartkowski, 1967). Для морен напора Бран­ денбургско-Лешненской краевой зоны наиболее характерен песчаный со­ став, обусловленный дислокациями зандров, ранее отложенных тем же* ледниковым покровом.

Более значительное воздействие ледника на его ложе начинает на­ блюдаться лишь в цепи франкфуртско-познаньских краевых образова­ ний, приуроченных (в западной части) к южному склону главного водо­ раздела, глубоко расчлененному на островные возвышенности. С ними связаны и основные системы морен напора у Райнсберга, Фюрстенбер-

14


га, Гранзее, образованные за счет гляциодислокаций коренных пород. Однако для некоторых из них можно предполагать более древний (сред­ неплейстоценовый) возраст или связывать их с более ранней (транс­ грессивной) фазой оледенения висла, а не временем формирования франкфуртско-познаньской краевой зоны.

Максимальная краевая активность ледникового покрова отразилась в поморском маргинальном поясе, приуроченном к главному водоразде­ лу Северного и Балтийского морей, в основе которого лежит система тектонических поднятий (Biilow, 1952). Восточная ветвь этой краевой зоны также является орографически обусловленной, представляя собой склон Кошубского плато, соответствующего северной оконечности По- морско-Куявского антиклинория. Несмотря на малую мощность помор­ ского ледникового края, помешавшую ему преодолеть указанные срав­ нительно небольшие препятствия ложа, которые ранее лед свободно пе­ ретекал, он отличался значительной активностью, энергично воздейство­ вал на ложе и создал наиболее сомкнутую и выразительную систему морен напора.

Б р а н д е н б у р г с к о - Л е ш н е н с к а я к р а е в а я зона. Дивер­ гентное растекание края Одерской лопасти проявилось в ветвлении еди­ ного потока на потоки шириной до 25—40 км, иногда обозначенные у края дугами лопастных морен, а в межъязычьях цепями рытвинно-лож-

бинных озер (Behrmann, 1949/50). Такие

частые потоки, как Ратенов-

ский, Бранденбургский, Берлинский, Бухгольцский

у внешнего

края,

в свою очередь, пальцеобразно ветвились

на узкие

(5—8 км)

языки,

иногда разделяемые радиальными или угловыми моренами напора, в за­ висимости от конфигурации языков и ширины межъязычий.

Подвижность льда иссякала по мере дробления потока на все более мелкие ветви. О полной потере активности свидетельствует частое отсутствие фронтальных краевых морен, заменителем которых служат внутренние края конусных зандров, образующие 5—10-метровые уступы склонов ледникового контакта. В других случаях зандры с внутреннего края слабо дислоцированы ледниковым краем или превращены в лобо­ вые морены напора шириной от 200 до 1000 м и высотой до 40 м (Franz, Weisse, 1965). Низкое гипсометрическое (60—35 м абс. выс.) положе­ ние бранденбургских краевых образований и частичное подпруживание рек, стекавших с гор, способствовали сильному расчленению и без того сложно построенных краевых зон на изолированные холмы и гряды. Последние часто располагаются среди днищ ложбин стока, сложенных мелкозернистыми сортированными песками. Это обстоятельство, наряду с маловалунным сортированным песчаным составом самих холмов и гряд, дало основание П. Вольдштедту (1925) относить их к образова­ ниям типа камов.

Только последующее детальное изучение деформаций нормального простирания и падения косой слоистости флювиогляциальных отложе­ ний позволили отнести многие из них к моренам напора (Behrmann, 1949/50; Franz, 1962; Weise, 1965). Вместе с тем наметилось некоторое преувеличение роли морен напора и недооценка значения форм — за­ полнителей ледниковых трещин, широко распространенных в восточной, Лешненской, части внешней краевой зоны, изученной в последние годы польскими исследователями (Krygowski, 1961; Bartkowski, 1967, и др.).

В цепи лешненских краевых образований, протянувшихся через го­ рода Зелена-Гура, Лешно, Конин, Жеркув на Плоцк, вместе с рядом

морен напора

(Буковецкие, севернее г.

Свебодзина — в бассейне

р. Обры; Красна,

Губенские, Зеленогурские — в бассейне Одера), часть

из которых несомненно древнее последнего

оледенения, наблюдается

водно-ледниковая холмистость представленная камами и озами. Типич­ ные участки камовых образований распространены у г. Любека, по се­ верному склону зеленогурской морены напора.

15


Восточнее г. Лешно граница оледенения обозначена преимуществен­ но внутренним краем зандра, отдельными изолированными краевыми моренами между зандром и расположенной сзади возвышенной морен­ ной равниной, а также участками камовых образований по склону мо­ ренных высот. В районе г. Коло край ледника образовывал Гоплинский язык. Хотя здесь наблюдаются крупные морены напора (а точнее — моренные островные плато с гляциодислокациями), основную роль в ледниковом рельефе играют формы, образовавшиеся в трещинах мерт­ вого льда (камы, камовые террасы, озы). Краевая зона выступает не как линия, ограничивающая распространение ледника, а как зона рас­ пространения форм вытаивания мертвого льда, приуроченных преиму­ щественно к неровностям ледникового ложа, обусловившим трещинова­ тость (Krygowski, 1956; Bartkowski, 1961, и др.).

Отмеченные различия в строении внешней краевой зоны Одерской лопасти в ее западной и восточной частях не могут быть отнесены за счет субъективизма исследователей, придерживающихся разных концеп­ ций дегляциации («фронтальной» — по немецким данным — и «ареаль­ ной»— по польским). Они являются отражением разных условий пита­ ния западной и восточной частей лопасти, затрудненных на востоке Ка­ шубским поднятием ложа. Эти различия еще более обозначились на последующих этапах дегляциации.

Строение поверхности в пределах западной, бранденбургской, части краевой зоны осложняется не только многочисленными радиальными ложбинами стока, которые вместе с крупными маргинальными Баручской и Берлинской ложбинами образуют сетчатый рисунок обводнения, но и островными более высокими плато с волнистой поверхностью, сло­ женной основной мореной без всяких признаков краевых морен напора. В радиальных ложбинах стока сохранились многочисленные цепи озер, ориентированные вкрест простиранию краевых морен.

На пространстве между Баручской и Берлинской маргинальными ложбинами разными исследователями реконструировано от трех до пяти фестончатых концентрических цепей краевых образований, отражающих последовательное положение активного края ледникового покрова. Система краевых образований Бранденбургской зоны должна рассмат­ риваться не как свидетельство последовательного фронтального отсту­ пания ледникового края, а как замедленное омертвение краевой части льда полосами, а точнее сегментами, шириной до 10—15 км. Песчаные выполнения ложбин по трещинам на контакте активного и мертвого льда подвергались слабому напорному преобразованию. Таким образом, омертвение льда и здесь начиналось уже на ранних этапах деградации, хотя первоначально и на ограниченных площадях, например, на участке Ваннзее — Сторков, на возвышенном плато Тельтов, на смежных участ­ ках ледниковый край еще сохранял подвижность (Behrmann, 1949/50).

О постепенном омертвлении краевых частей материкового льда во время бранденбургской фазы, помимо приведенных выше данных, сви­ детельствуют характер и размещение озерных ванн, относящихся к типам ложбинных и ложбинно-рытвинных. Они расположены преимущест­ венно в «зарубках» межъязычий и не преобразованы ледниковой экза­ рацией в ложбины ледникового выпахивания. Озера часто создают свое­ образные перекрестия маргинальных ложбинных (субаэральных) и ра­ диальных рытвинных (субгляциальных) или ложбинно-рытвинных (полигенетических) цепей, а иногда даже более сложные системы перекре­ щивания, названные В. Берманом «озерными деревьями».

Приуроченность радиальных подледниковых ложбин к межъязычьям, т. е. контактным зонам языков, связана с повышенной трещинова­

тостью льда

в этих зонах. Однако контактные зоны а к т и в н о р а с т е ­

к а ю щ и х с я

языков являются обычно з о н а м и с жа т и я , а не растя-

16