ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
KGi |
. _iv L i i J i / l ? |
АЛЕКСЕЕВ А. П. и ЧЕКМЕНЕВ E. E.-'
ПЕРЕДВИЖНЫЕ
ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
Ордена Трудового Красного Знамени ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ' МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР
М О С К В А - 1 9 7 4
6П2.1
А47
УДК 355.233.21
~ГОС. ПУБЛИЧНАЯ ’
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЬИБЛИОТЕКА СССР
/Г? 7
Алексеев А. П. и Чекменев Е. Е.
А47 Передвижные электростанции. М., Воениздат, 1974 г.
336стр.
Вкниге приводятся классификация, описание конструкции пер вичных двигателей, генераторов, электрических схем и аппаратуры передвижных электростанций мощностью от 0,5 до 200 кет, даются объяснения принципа их действия, основные рекомендации по экс
плуатации, ремонту и технике электробезопасности.
Книга рассчитана на инженерно-технический персонал, занимаю щийся эксплуатацией и ремонтом передвижных электростанций и элек троагрегатов. Она может быть также использована при проектирова нии и в учебном процессе в технических вузах.
А И24-321 |
130-73 |
6П2.1 |
|
068(02)-74 |
|||
|
|
©Воениадат, 1974
ВВЕДЕНИЕ
В решениях XXIV съезда КПСС придается большое значение автоматизации и механизации рабочих процес сов на базе дальнейшей электрификации во всех отрас лях промышленности и народного хозяйства страны.
Наряду с развитием мощных энергетических систем важная роль в этом вопросе принадлежит малой энер гетике— передвижным электростанциям (ПЭС) и раз личным электроагрегатам, без которых в настоящее время невозможно обеспечить электроэнергией отдален ные районы и объекты в различных отраслях народного хозяйства и средствах вооружения, где они имеют весьма важное значение, как автономные, подвижные источники электроэнергии. Транспортабельность, ком пактность позволяют использовать передвижные элек тростанции в районах, где нет других источников элек троэнергии, стационарных энергосетей и линий электро передач, а также для электроснабжения потребителей, часто меняющих место расположения. Особенно широко они используются на строительных площадках до ввода в эксплуатацию стационарных сетей, в геологоразведоч ных экспедициях, в сельском хозяйстве и лесной про мышленности, на транспорте и в армии.
В целом они дополняют электроэнергетические ре сурсы государственных, районных и местных энергоси стем, могут часто включаться на параллельную работу с районными энергосистемами и играют исключительно важную роль как резервные источники электропитания. Несмотря на быстрые темпы роста энергетических си стем, спрос на передвижные электростанции не умень шается не только в нашей стране, но и в зарубежных странах. Их суммарная мощность в настоящее время ис числяется миллионами кет.
1* |
3 |
Первая передвижная электростанция была создана в России в 1913 г. мощностью 2,4 кет, напряжением ПО в. Она перевозилась на конных повозках. В 1916 г. появились электростанции мощностью 0,5, 5, 6, 8, 12 кет. Все они были предназначены для зарядки аккумулято ров и для освещения.
В качестве первичных двигателей применялись бен зиновые и нефтяные. В 1930-х годах промышленностью выпускались электростанции и агрегаты типа. АЛ и АЭС мощностью от 2 до 12 кет с бензиновыми двигателями и типа ЖЭС мощностью 30 и 60 кет с дизельными двига телями. В послевоенный период резко возросла потреб ность в передвижных электростанциях как для нужд народного хозяйства, так п для армии. Они стали ис-. пользоваться и для питания силовой нагрузки, а ряд электростанций укомплектовывались электрифицирован ным инструментом для выполнения различных инженер ных задач.
С 1947 г. выпускалась серия дизельных электроагре гатов типа АЛД мощностью от 5 до 30 кет и электро станции типа ПЭС мощностью 12 и 15 кет. К этому вре мени уже насчитывалось около 100 различных по мощ ности и конструктивному исполнению типов электро станций.
Рост потребности передвижных электростанций в на родном хозяйстве и в армии привел к унификации их основных параметров (мощность, напряжение, ток) и конструкций.
'Уже в 1956— 1960 гг. были разработаны по единым техническим требованиям и освоены в серийном произ водстве унифицированные передвижные электростанции серий ЭСБ с бензиновыми двигателями и ЭСД с дизель ными двигателями мощностью до 75 кет, в том числе целевого назначения: силовые, осветительные, заряд ные и другие для выполнения различных инженерных задач.
В 1960—1970 гг. начали выпускаться автоматизиро ванные электростанции мощнрстыо 30, 100 и 200 кет, и в эти же годы произведена модернизация электростан ций ЭСБ и ЭСД.
В 1968 г. разработан и издан ГОСТ 13822—68 на пе редвижные дизельные электростанции мощностью до
200 кет,
4
Для передвижных электростанций принято условное
обозначение, |
например ЭСД-20-Т/230/Ч-400М |
или |
||||
ЭСБ-2-Т/230, которое расшифровывается так: |
(бензино |
|||||
ЭСД |
(ЭСБ) — электростанция дизельная |
|||||
вая); |
цифра |
20 (2 )— номинальная мощность в |
кет, |
|||
буква Т (О )— трехфазный |
(однофазный) ток; 230 — но |
|||||
минальное напряжение в в; |
4-400 — частота |
тока |
в гц |
|||
(для |
50 |
гц |
не указывается); М —'Модернизированная. |
|||
Автоматизированные электростанции, выпущенные до |
1970 г., имеют обозначение ЭСДА-200-Т/400 3 РК, где цифра 3 означает степень автоматизации, буквы Р — охлаждение радиаторное и К — размещена на прицепе с кузовом. Автоматизированные электростанции, выпу щенные с 1970 г. и находящиеся в эксплуатации, имеют обозначение: ЗСДАЗ-200-Т/400 РК.
Все это создало благоприятные условия для органи зации массового производства передвижных электро станций, облегчает их эксплуатацию, техническое обслу живание и ремонт.
Гла в а I
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕРЕДВИЖНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ
Передвижные электростанции * являются автоном ными источниками электроэнергии, приспособленными для транспортировки на любые расстояния для питания различных потребителей переменным током промышлен ной пли повышенной частоты, или постоянным током в зависимости от назначения.
Электростанции характеризуются следующими вы ходными параметрами: мощность, напряжение, род и частота тока.
Мощность различают номинальную, максимальную и эксплуатационную.
Номинальной называется мощность, при которой электростанция работает надежно в течение длитель ного времени в условиях окружающей среды, соответ ствующих расчетным.
Максимальная— это наибольшая допустимая мощ ность, которую развивает электростанция при расчет ных условиях окружающей среды в течение короткого промежутка времени, гарантируемого заводом-изгото- вителем.
Эксплуатационной называется мощность, которую электростанция может развивать в течение длительного времени в Любых условиях окружающей среды. При этом тепловой режим должен соответствовать тепловому режиму, определенному для работы с номинальной мощностью.
* В последующем для краткости «передвижные электростанции» в тексте будут называться «электростанции», а их электроагрега ты — «агрегаты».
6
Напряжение электростанции, как правило, низкое: 230 или 400 в (линейное) для переменного трехфазного тока частотой 50 или 400 гц и 30, 115 в — постоянного тока.
ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯМ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Для питания различных потребителей в различных климатических условиях нашей страны электростанции соответствуют определенным требованиям, которые учи тываются при их разработке и серийном производстве:
1. Обеспечивают надежную работу на номинальной мощности в условиях:
а) температуры окружающего воздуха от —40 до + 50° С (в электростанциях в кузовном исполнении тем
пература воздуха поддерживается от + 8 до |
+ 40°С); |
б) относительной влажности воздуха 98% |
(при отно |
сительной влажности воздуха от 70 до 98% температура должна быть 20—25°С);
в) высоты над уровнем моря до 1000 м (на высоте более 1000 м ухудшается экономичность и снижается мощность );
г) воздействия атмосферных осадков (дождь, снег); д) после длительных перевозок по различным доро гам со скоростями, допустимыми для буксирующего ав
томобиля.
2. Имеют устройства автоматического и ручного (для постоянного тока только ручного) регулирования напря жения и частоты тока, а электростанции переменного тока мощностью от 10 кет и выше устройства для па раллельной работы с аналогичными электростанциями или с сетью.
3.Снабжены подогревательными устройствами, обес печивающими быстрый запуск при низких температурах (электростанции. мощностью 0,5 и 1,0 кет подогрева тельных устройств не имеют).
4.Имеют устройства для подавления излучаемых ими радиопомех (подавительные сопротивления, проход ные конденсаторы, фильтры и т. п.).
5.Электростанции трехфазного тока обеспечивают запуск короткозамкнутого асинхронного электродвига теля (без специальных пусковых устройств) мощностью
до 70% от номинальной мощности электростанции и на
7
груженные не более чем на 30%' от номинального мо мента.
6. Рассчитаны на непрерывную работу с 10% пере грузкой в течение одного часа и на надежную длитель ную непрерывную работу в номинальном режиме в тече ние 24 часов для электростанций с бензиновыми двига телями, 72 часов — с дизельными двигателями и до 150 часов — с автоматизированными дизельными двига телями.
7.Снабжены эффективными глушителями шума.
8.Для электростанции переменного тока нормальным режимом работы является режим изолированной нейтра
ли. |
При этом применяются приборы |
контроля изо |
||
ляции. |
агрегатов электростанции |
мощностью |
от |
|
9. |
Запуск |
|||
8 кет и выше, |
производится электрическим стартером, |
а |
в электростанциях мощностью более 50 кет, кроме того, может применяться запуск и от сжатого воздуха. В элек тростанциях мощностью до 4 кет запуск ручной (для 2
н4 кет возможен электростартером).
10.Автоматизированные электростанции выпускают ся промышленностью в соответствии с ГОСТ 10032—69,
которым предусматриваются три степени автоматиза ции, включающие:
1- я — автоматическое поддержание номинального ре жима работы, аварийную сигнализацию и защиту с вре^ менем непрерывной работы до 24-х часов без обслужи вания при ручном запуске и включении на нагрузку;
2- я — первую степень и устройства для дистанцион ного и автоматического управления (запуск, принятие нагрузки, останов и др.);
3- я — первую и вторую степени, автоматическую син хронизацию включения на параллельную работу, и оборудование для автоматизации вспомогательных устройств с временем работы без обслуживающего пер сонала не менее чем 150 часов.
' (В последние годы разрабатываются . автоматизиро ванные дизельные электростанции по ГОСТ 13822—68.)
Выпускаемые серийно электростанции типа ЭСБ и ЭСД также обеспечивают автоматическое поддержание напряжения, частоты, защиту и сигнализацию.
Большое количество исполнений электростанций и различие по основным параметрам позволяют произ вести их классификацию,
8
Электростанции различают: а) по мощности:
—малой мощности до 8 кет;
—средней мощности от 8 до 100 кет;
—большой мощности более 100 кет; б) по роду тока:
—переменного трехфазного и однофазного тока с частотой 50 гц;
—переменного трехфазного тока с частотой 200 гц;
—переменного трехфазного тока с частотой 400 гц;
—постоянного тока;
в) по типу двигателя:
—с бензиновыми карбюраторными двигателями;
—с дизелями;
г.) по способу транспортирования: -г- -переносные;
—за буксирующим автомобилем или тягачом (для электростанций, размещенных на автомобильных /при цепах);
—автомобилем (для электростанций, размещенных на автомобиле);
д) по конструктивному исполнению (размещению):
—в металлическом кожухе (капоте);
—в открытом кузове автомобильного прицепа;
—в закрытом кузове автомобильного прицепа^ или автомобиля;
е) по степени автоматизации:
—1,2 или 3-й степени.
Различие в исполнении электростанций обусловли вается их назначением.
По. назначению они подразделяются на силовые, осветительные, зарядные и механизации работ,
СИЛОВЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
Силовые электростанции предназначены для питания различных нагрузок (электродвигатели, освещение и др.). В настоящее время они выпускаются на мощности 10, 12, 20, 30, 50, 75, 100 и 200 кет*. Технические характе ристики силовых, электростанций приведены в табл. 1.1.
* В |
перспективе |
предусмотрена мощностная |
шкала: 8, 16, 30, |
|
60, 100 и |
200 кет, |
- |
----- :------ .......... |
- |
9