ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
Как видно из графика, время прогрева уменьшается при пО]Вышении жесткости смеси, уменьшении В/Ц и повышении
температуры.
Существование указанных зависимостей вызвало мно гочисленные попытки облечь их в математическую фор му. Были предложены функции «интенсивность» и «зрелость» тепловой обработки, представляющие произведение темпера туры на время, а также формулы, связывающие температуру изотермического прогрева с интенсивностью пропаривания, для получения требуемой прочности. Однако ввиду многооб разия факторов, влияющих на время изотермического прогре ва, неравномерности нарастания прочности, а также недоуче та деструкции в бетоне при достижении температуры изотер мического прогрева предложения не нашли практического применения. Поэтому длительность пропаривания назначается на основе имеющихся опытных данных, с последующей произ водственной их проверкой.
Пропаривание бетонов на алитовых цементах рекоменду ется производить при температурах около 80°, так как даль нейшее повышение температуры может вызвать недобор конечной прочности. Пропаривание при температурах, близ ких к 100°, целесообразно только для бетонов из жестких сме сей на портландцементе и бетонов с применением смешанных цементов. При использовании прочных, полностью закрытых фор*м (контактный прогрев), исключающих деструктивные процессы в изделии, тепловая обработка при температурах, близких к 100°, может быть применена и для подвижных бе тонных смесей ,на портландцементах.
Ю. С. Малинин и М. М. Капкин исследовали влияние про должительности пропаривания на процесс гидратации цемен та. После начала пропаривания в различные сроки определяли количество химически связанной воды, выделившегося гид рата окиси кальция и контракции цементного теста. Резуль таты исследования приведены на графике (рис. 52).
Как следует из графика, через шесть-восемь часов пропа ривания количество связанной воды, выделяющейся извести и контракция достигли практически постоянных значений. Петрографическое исследование цементного камня показало, что к указанному моменту, т. е. через шесть-восемь часов, прореагировало 40% зерен цемента. В микрошлифе были видны зерна цемента, окруженные гелеобразной массой. Пос ле 22 часов пропаривания количество прореагировавших зерен цемента почти не изменилось (42%), но гелеобразная масса
Ю* |
147 |
оказалась пронизанной кристаллами. На основании этих исследований сделан вывод, что гидратация и гидролиз закан чиваются в период подъема температуры и первые часы, изо термического прогрева. В остальное время происходят уплот нение геля и перекристаллизация новообразований.
Рис. 52. Влияние продолжительности пропаривания на процесс гидра тации цемента.
Превышение сроков оптимального изотермического про грева может снизить прочность пропаренного бетона из-за дальнейшего развития процессов перекристаллизации новооб разований. При перекристаллизации возникают внутренние напряжения, приводящие к образованию трещин и спаду прочности. Затем вследствие продолжающейся гидратации трещины залечиваются и обусловливают новое повышение прочности. Чередование указанных спадов и возрастаний прочности в бетонных изделиях, прогреваемых длительное время, имеет вид, представленный на рис. 53.
Как слишком продолжительный изотермический прогрев, так и повышение температуры прогрева бетонов на обычных портландцементах способствуют созданию вокруг зерен це-
148
мента плотных малопроницаемых оболочек, затрудняющих дальнейшие процессы гидратации, что отрицательно сказыва ется на дальнейшем нарастании прочности бетона.
После изотермического прогрева бетона температуру сни жают и изделия охлаждают. Как уже было сказано, возни кающие при этом температурные перепады приводят к обра зованию растягивающих напряжений. Чем массивнее изделие
§
I
Рис. 53. Влияние продолжительности пропаривания на проч ность бетона.
и чем быстрее оно охлаждается, тем больше величина этих напряжений. Поэтому скорость снижения температуры в ка мере не должна превышать 30—40° в час, а для массивных изделий желательно 20—30° в час. Выгрузка изделий из ка
149
меры разрешается только при разнице между температурам)! наружного воздуха и изделия не более 40°.
Ориентировочное назначение режима пропаривания бе тонных изделий следует производить пользуясь рекоменда циями «Инструкции по пропариванию бетонных и железобе тонных изделий на заводах и полигонах», разработанной НИИЖБ.
Весьма эффективным может оказаться сочетание пропар ки с методами ускорения твердения без тепловой обработки. Применение БТЦ, химических добавок, домол цемента позво ляют получить некоторое упрочнение бетона еще до пропари вания и уменьшить деструктивные явления при подъеме тем пературы, что дает возможность сократить общую продолжи тельность тепловой обработки.
При использовании 'поверхностноактивных добавок в бе тонных смесях необходимо учитывать их замедляющее влия ние на процесс .твердения в первоначальные сроки. При про паривании по обычным режимам в неокрепшем бетоне при этом могут сильно развиваться деструктивные процессы. Не обходимо применять предварительное выдерживание и мед ленный подъем температуры либо вводить одновременно с ПАД добавки — ускорители твердения.
Паропрогрев при повышенном давлении в автоклавах
Паропрогрев бетонных изделий в автоклавах при давле нии пара 8—42 атм (запарка) позволяет сохранить воду в бетоне в капельно-жидком состоянии при температуре 160— 180°.
Существенного различия в реакциях твердения минералов портландцемента и составе новообразований при запарке в автоклаве и при паропрогреве при атмосферном давлении нет. Повышенные температуры только значительно ускоряют твердение бетона, а его прочность при четырех-шести часах изотермического прогрева может превысить марочную, при этом цементный камень будет отличаться большей закристаллизованностью, а следовательно, и еще меньшей интенсив ностью твердения в последующие сроки, чем при пропарке при атмосферном давлении.
Отличительной особенностью бетонов автоклавного твер дения является взаимодействие поверхности зерен заполни телей из кислых горных пород с гидролитической известью
150
портландцемента, развивающееся при температурах выше 100°. Это значительно улучшает структуру и технические свойства бетонов. Однако ввиду сложности технологии запар ки и дефицитности оборудования запарка обычных цемент ных бетонов распространения не получила.
Еще в 1934 г. было установлено, что добавка молотого кварцевого песка к портландцементу при автоклавной обра ботке бетонов может значительно увеличить их прочность за счет реакций синтеза гидросиликатов. Поэтому для автоклав ной обработки целесообразно применять песчанистые портландцементы, т. е. цементы, содержащие 30—60% молотого песка либо других дисперсных силикатных или алюмосили катных компонентов. Бетоны автоклавного твердения на та ких цементах обладают более высокой прочностью, плот ностью, а иногда и большей долговечностью, чем бетоны на «чистом» портландцементе.
Для бетонов автоклавного твердения целесообразно при менять смешанное вяжущее на основе портландцемента и и извести с кремнеземистой добавкой. В этом случае рацио нально объединяются положительные технические свойства цементных и силикатных бетонов, что дает значительный эко номический эффект.
Физические процессы при запарке бетонов аналогичны процессам, проходящим при.пропаривании, и связаны с раз витием термических деструкций, в последующем снижающих
плотность и прочность изделий. |
бетоне состава |
Деформативные изменения в тяжелом |
|
1 : 2 : 3,43 при В/Ц =0,45 при запаривании |
в автоклаве при |
ведены на рис. 54,1, где на диаграммах показаны линейные деформации образцов бетона при подъеме температуры и изотермическом выдерживаний. Остаточные деформации пос ле спуска давления и охлаждения образцов не замерялись, так как они не, характеризуют дефектность структуры, полу ченной в первый период запарки. Подъем температуры среды до 100° вызывает значительные деструктивные процессы в бетоне, которые наиболее интенсивно протекают в интервале температур 40—100°.
Согласно рекомендуемым режимам запаривания пар впускать следует в -разгерметизированные автоклавы для удаления из них воздуха. При достижении температуры сре ды в автоклаве 100° проводится его герметизация и поднятие давления. Этот момент характеризуется некоторым уменьше нием деформаций бетона вследствие его обжатия, однако
151
15
14
13
12
11
10
9
8
7
б
5
4
3
2
1
20
40
60
80
100
120
140
160
180
54. ,
формативные изменения при запарке тяжелого
му 2+ 4 + 1 при 9 атм с предварительным выдержива
/ — 1 час.; 2 — 18 час.
абсолютная величина деформации остается достаточно высо кой и сохраняется на протяжении всего периода изотермиче ского прогрева. Предварительное выдерживание изделий до набора ими некоторой критической прочности позволяет зна чительно уменьшить температурные деформации бетона и практически избежать температурных деструкций (рис. 54, 2).
Необходимая критическая прочность бетона перед запа риванием зависит от принятой скорости подъема температу ры; значения ее — от 3 кГ/см2 при скорости 20° в час до 7— 8 кГ/см2 при скорости 80° в час. Критическая прочность долж на -быть набрана бетоном до достижения им температур 40—50°, что может быть обеспечено предварительным выдер живанием изделий, применением химических добавок — уско рителей твердения и прогрессивно возрастающих или ступен чатых режимов подъема температуры, то есть д л я ’ухменьшения деструктивных явлений при запарке бетона в автоклавах принципиально применимы те же мероприятия, что и при пропаривании при атмосферном давлении.
Специфическим технологическим мероприятием для умень шения деструктивных явлений в бетоне при запарке изделий в автоклавах является разработанный в НИИЖБ метод быстрого впуска пара в предварительно загерметизирован ный автоклав. При этом за счет парциальных давлений воз духа и поступающего насыщенного пара возникает избыточ ное давление паровоздушной смеси при температурах менее
100°: так, при температуре 70° |
среднее давление достигает |
1,5 атм, а при 90° 2 атм. |
впуск пара в автоклав, тем |
Чем быстрее производится |
раньше возникает избыточное давление и тем значительней оно по абсолютной величине. Практически рекомендуется производить подъем давления до максимального значения за один-два часа. При этом бетонное изделие оказывается в ус ловиях всестороннего обжатия, противодействующего разви тию температурных деформаций, что позволяет сократить до минимума сроки предварительного выдерживания, запаривать уже распалубленные изделия и сократить продолжитель ность общего цикла тепловой обработки.
Электропрогрев
Ускорение твердения бетона нагреванием его электриче ским током было внедрено в практику монолитного бетони рования в нашей стране еще в 1934 г.
155