Файл: Химическая промышленность Белгородской области (учебное пособие)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рует лучшее перемешивание. Этот способ принят для боль­

шинства цементных заводов Союза. Для лучшего

изучения

технологического процесса производства цемента

возьмем

для примера технологическую схему производства

Белгород­

ского цементного завода, схема которого является аналогич­ ной для многих цементных заводов страны.

Поначалу компоненты готовят отдельно.

Мел добывается в собственном карьере мела «Полигон», расположенном в 2,5 км на северо-запад от завода. Добыча ведется тремя рабочими уступами. Высота каждого уступа 9— 10 метров. Добыча и погрузка мела производится экска­ ваторами с емкостью ковша 4 и 4,6 м3. Длина забоя карьера до 2 км. Качество мела высокое, естественная .влажность

23—30%.

Доставка мела на завод производится по железнодорожно­ му пути в саморазгружающихся вагонах-думпкарах грузо­ подъемностью 40—60 тонн. Разгрузка мела на заводе про­ изводится в приемные бункеры. Мел из бункера поступает на мощные металлические, пластинчатые транспортеры ши­ риной 2 метра, производительностью 330 тонп/час.

Технологическая схема приготовления сырьевой смеси

Карьер мела

 

 

 

Карьер глины

экскаватор

 

 

 

экскаватор

I

 

 

 

4

думпкар

 

 

 

автосамосвал

4

 

 

 

4

приемный

 

 

 

болтушка-*-вода

бункер

 

 

 

4

д

 

 

 

насо:

транспортер

колчеданные

 

сульфитно-

I

4

вода

зертикальный

дробидка

огарки

сннртопая барда

бассейн

I

I_________ I_________ Ч

I

 

 

болтушка

 

 

 

4

 

 

 

 

насос

 

 

 

 

I

 

 

 

 

бассейн

 

 

 

1

 

 

 

мельница

 

 

 

I

 

 

 

 

насос

 

 

 

 

I .

 

 

коррекционный бассейн ч—,----------------

 

 

1

 

бассейн готового шлама

00


но на завод. Значительно сокращены затраты на обслужива­ ние автодорог и устранены трудности зимних заносов, что приводило к остановкам завода из-за отсутствия сырья.

Известно, что болтушки не могут обеспечить необходимой степени измельчеиуя сырьевых компонентов, так как в пос­ ледних обычно содержатся трудно растворимые в воде твер­ дые частицы.

Поэтому па заводе сырьевую смесь после взмучивания в болтушках направляют центробежными насосами, произво­ дительностью 200—400 м3/час и напором 65 метров перека­ чиваемой жидкости, сначала в вертикальные цилиндрические

бассейны емкостью

в

1000

м3 каждый,

а затем в трубные

мельницы. Размер

каждой

мельницы 3X8,5 м, производитель­

ность — 350 м3/час,

в

этих

мельницах

происходит вторичное

(тонкое) измельчение уже без доставки воды. Из мельницы выходит однородная смесь частичек мела и глины, размеры которых измеряются микронами.

После тонкого измельчения сырьевая смесь подается шла­ мовыми насосами па окончательную точную корректировку в цилиндрические бассейны. Химический состав шлама дово­ дится до требуемого по лабораторным расчетам. Для этого добавляют в бассейн шлам, который содержит недостающий компонент—-мел, глину или огарки. Затем состав откоррек­ тированного шлама тщательно проверяется лабораторией путем химического анализа.

Окончательно приготовленная сырьевая смесь из верти­ кальных цилищзрических коррекционных бассейнов поступает с помощью насосов в большие круглые горизонтальные бас­ сейны емкостью 6000 м3, которые называются расходными или рабочими. В этих бассейнах шлам непрерывно перемеши­ вается постоянно действующими мешалками и сжатым воз­ духом.

Описанный выше способ приготовления сырьевой массы обеспечивает постоянство химического состава готового шла­ ма и способствует удлинению службы футеровки в печах и повышению качества продукции.

В рабочих бассейнах создается нужный запас шлама, при наличии которого возможна нормальная работа вращающих­

ся печей в течение 2,5—3,0 суток, даже при перебоях в

пода­

че сырья с карьера.

шлам

Из горизонтальных (рабочих) бассейнов готовый

перекачивается центробежными насосами в печное отделе­ ние и поступает во-вращающиеся печи.

157


КАРЬЕР

 

ДУМПКАР

ВАЛКОВАЯ

 

 

 

МЕРА

 

 

 

 

 

 

 

 

ДРОБИЛКА''

 

 

 

 

Ш Ч

 

 

 

 

 

 

U

t e wд

а

’/УАЦУ-Ц

у Г 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАРЬЕР

т с т т т й

БОЛТУШКА

ШЛАМНАСОС

1 4 7 т :

ГЛИНН

ТРАНСПОРТЕР

 

- ■'

 

 

ПО "ПШ

о ,

 

 

СКЛАй_ттЕРА

 

 

 

ПЕЧЬ

 

 

 

 

 

 

 

И ДОБАВОК

ВРАЩАЮЩАЯСЯ

 

 

 

ГАВ

T

Z

-

- *тНН|

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

......

л

 

 

Н

 

 

 

 

.......

 

 

 

 

'

ХОЛОДИЛЬНИК КЛИНКЕРА

Гипс Шлак линкер

ЦЕМЕНТНАЯ

МЕЛЬНИЦА

вертикальный горизонтальный

ШСАМЕАССЕИН ШЛАМЕАССЕИН

 

 

ж

МЕЛЬНИЦА

 

Уч/

!

m

ШЛАМОВЫЙ

ЭЛЕКТРОФИЛЬТР

 

ПИТАТЕЛЬ

 

 

LI030■АС lA /v A A J\d

ЦЕМЕНТНЫ СИЛОСЫ

ЛУПАКОВОЧНАЯ

*МАШИНА

0

Р и с. 43. Технологическая схема производства портландцемента



Нагрузка на каждый

опорный ролик достигает ПО— 130

тонн. Печь имеет восемь

роликовых опор, смонтированных

на металлических рамах, которые установлены на железо­ бетонных фундаментах.

Для контроля продольного перемещения печи служат упорные ролики, установленные на приводной опоре.

Печь приводится во вращение от электродвигателя глав­ ного привода мощностью 400 квт. через редуктор, подвенцовую и венцовую шестерни (последняя насажена па корпус печи). Скорость вращения печи регулируется при помощи магнитной станции. Печь может вращаться от 0,5 до 1,0 обо­ рота в минуту. Кромеглавного привода имеется вспомога­ тельный, позволяющий вращать печь на медленном ходу, то есть со скоростью 4 оборота в час. Вспомогательным приво­ дом пользуются при запуске печи-..и при ее охлаждении перед остановкой, а также во время ремонтных и футеровочных ра­ бот.

Корпус печи имеет уклон к горизонту 4%. Это сделано для того., чтобы шлам, а потом и образовавшийся клинкер могли перемещаться по печи самотеком. Торцевая часть хо« лодного конца печи входит в дымовую железобетонную ка­ меру, отфутерованную огнеупорным кирпиЧЬм. У горячего конца печи устанавливается откатная головка с форсуноч­

ным устройством,

при помощи которого в печь подается топ­

ливо— природный

газ. В местах соединения корпуса печи с

дымовой камерой

и откатной головкой предусмотрены уплот­

нения с целью устранения подсосов наружного воздуха. 'Питание печи шламом производится двойным ковшовым

питателем с регулируемой скоростью вращения. С целью ин­ тенсификации теплообмена между газовым потоком и мате­ риалом печь оборудована дс’гроенными теплойбменными устройствами, выполненными в виде цепной завесы.

Для защиты корпуса печи от высокой температуры, а также снижения потерь тепла через наружную поверхность корпуса печь отфутеровапа по всей длине огнеупорным кир­ пичом. Общий вес печи с футеровкой 2965 тонн.

Топливо (природный газ) сжигается в печи при помощи горелок среднего давления. Воздух для горения поступает в печь подогретый в колосниковом холодильнике.

Движение газов внутри печи происходит за счет тяги, создаваемой дымососом, установленным между электрофильт­ ром и дымовой трубой. Производительность дымососа

576 000 м3/час.

11. Зак. 1747

161