В ряде случаев, особенно при больших постоянных времени цепи, разрываемой контактами, и больших требуемых разрывных мощностях постоянного тока, прибегают к шунтированию нагруз ки, способствующему уменьшению дуги на контакте и более лег кому ее гашению. Наиболее распространенные схемы показаны на рис. 7.17 и 7.18.
При разрыве цепи контактом (см. рис. 7.17) ток, протекавший в индуктивной цепи, замыкается через контур RC, поэтому лишь
часть его проходит через размыкающийся контакт, образуя дугу. При определенных значениях выбранных Яд и С(ЯД=Я , C= L/R2)
вся нагрузка, включая контур ЯДС, ведет себя как активное сопро тивление R и в установившемся и в переходном режимах. В этом
легко убедиться, составив операторное выражение для сопротив ления нагрузки:
(R + |
pi.) |
) |
(R + pL) ( я 4 |
pL |
) |
R. |
|
|
W P ) = ------------ ----------т 2 - = |
------------ — |
|
|
R + |
Яд + |
PL + |
2/? + pL + |
pL |
|
|
|
|
|
|
|
|
(7.96)
Однако и при отклонении от указанных оптимальных условий (что часто делается для уменьшения емкости С) контур помогает гашению дуги на контакте и поэтому называется и с к р о г а с и тельным. Активное сопротивление Яд необходимо для ограниче ния зарядного тока емкости, протекающего через контакт в момент его замыкания.
Всхеме рис. 7.18 при размыкании контакта ток, протекавший
вцепи R, L, замыкается через вентиль Д и активное сопротивле
ние Яд. Вентиль не дает току протекать по этой цепи при вклю ченном контакте, ограничивая тем самым ток контакта и потреб ление схемы. Сопротивление Яд может и отсутствовать. Чем оно меньше, тем меньше напряжение на контакте в момент его размы кания. Однако отсутствие сопротивления или его очень малая величина приводят к увеличению времени затухания тока в цепи R, L и замедлению возврата реле.
Контакты выполняются из серебра, платины, вольфрама, метал локерамики. Исполнение контакта зависит от требуемой разрывной мощности и возможного давления на контакт. Более мощный контакт требует обычно и более высокого давления, а следователь но, большего вращающего момента и большей потребляемой мощ
ности.
Конструкция контакта должна предусматривать уменьшение износа и вибраций. Помимо переменной составляющей момента (см. § 7.3) к вибрации приводит удар, возникающий при замыка нии контакта. Вибрация замедляет действие реле и способствует обгоранию контакта. Предотвращение или уменьшение вибрации зависит от конструктивных решений (совместный ход контактной