Файл: Трофимов, В. С. Янтарь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

растительного и животного происхождения в смоляных карманах отсутствуют.

Внутрикоровые образования развиваются в результате миграции живицы к внешним частям ствола. Она проникала по повреждениям

встволе и коре, заполняла пустоты и трещины между отставшими пластинками коры, еще больше их раздвигая. Внутрикоровые обра­ зования представлены плоскими пластинками продолговатой формы с волнистыми краями. Имеются отпечатки коры. Они выполнены прозрачным светло-желтым янтарем без растительных и животных включений. На поверхности внутрикоровых выделений часто наблю­ даются отчетливые отпечатки пластинок сосновой коры с одной сто­ роны позитивные, с другой негативные.

Подкоровые выделения являются смоляными карманами, образо­ вание которых связано с местными воздействиями на камбиальный слой. Они представлены овальными вогнутыми пластинками с отпе­ чатками с обеих сторон волокон камбия. Характерно присутствие косо расположенных волокон ткани камбия, идущих вдоль пластинки от одной стороны к другой, залитых живицей при отделении коры от дерева. Преобладает массивная структура; иногда по периферии, главным образом на выпуклой стороне, она сменяется натечно-скор- луповатой, которая связана с массивной постепенными пере­ ходами, в результате внешняя зона выделения прозрачная, а внутренняя непрозрачная. Имеются включения личинок жуков ко­ роедов.

Формы заполнения трещин и пустот в дереве образуются за счет живицы, поступающей из ствола. Янтарь, заполняющий трещины

вдревесине, в поперечном сечении имеет клиновидную форму. Эти клинья возникают в результате заполнения живицей радиальных трещин в стволе. Поверхности, ограничивающие клинья, как пра­ вило, плоские, покрыты продольными бороздками. Янтарь имеет массивную структуру. Он бледно-желтый, прозрачный. Аналогичный

характер имеют

заполненные живицей разнообразные

пустоты

в стволе деревьев.

Встречаются также выделения янтаря

неопреде­

ленной формы (до 8%).

 

Кроме первичных форм выделения янтаря, наблюдаются вторич­ ные, приобретенные в результате окатывания кусков янтаря при пере­ носе реками и морскими течениями. Такие куски обычно округлой или овальной формы с гладкими отшлифованными поверхностями. Часть содержащихся во вторичных выделениях кусков янтаря пред­ ставлена разнообразными обломками, на которых сохранились пер­ вичные признаки их происхождения. Величина встречающихся кус­ ков янтаря изменяется от микроскопических включений до глыб весом 10 кг и более. Преобладают мелкие выделения янтаря.

На Самбийском п-ове найдены куски янтаря весом 9,5 и 6,5 кг, они хранятся в Берлинском музее. В 1880 г. на побережье Балтий­ ского моря между Гумбиненом и Истбургом был найден кусок янтаря весом 6,75 кг. В музее Калининградского комбината в с. Янтарном имеется кусок янтаря весом 4,28 кг.

47


В бассейне р. Днепра у г. Борислава найдены куски янтаря весом 60 г, на р. Самаре, впадающей в Днепр, 256 г., в Виленской области 412 г (высотой 9,8—12 см, толщиной 3—6,8 см и боковым периме­ тром 25 см).

Из целого куска янтаря, найденного в Балтийском море в XVII в., литовцами была изготовлена корона, которую они преподнесли поль­ скому королю Яну Собесскому. В одном из костелов Парижа имеется распятие размером 46 X 137 см, сделанное из одного куска янтаря. В Румынии встречаются куски янтаря весом до 1 кг. В Моравии находили куски янтаря (валховита) размером с человеческую голову. На Украине куски делятинита достигают веса 1 кг. В штате Канзас (США) встречены куски янтаря размером 10 X 10 X 5 см.

Впервичных месторождениях янтаря в бурых углях, лигнитах, серых глинах янтарь обычно встречается в мелких (до 1 см) зернах; встречаются буроугольные месторождения, в которых наблюдаются более крупные выделения янтаря.

ВЮжной Франции в бурых углях, богатых пиритом, известны выделения янтаря размером с человеческую голову, в Санто-Доминго

втретичных лигнитах встречаются куски янтаря величиною с кулак,

вштате Техас (США) включения янтаря в углях мелового возраста достигали 2,5 см, в Канаде в провинции Саскачеван 3—4 см, в мело­ вых углях Аляски Зсм, в бурых углях Гренландии 1,5 см.

Крупные куски янтаря в его первичных месторождениях встре­ чаются исключительно редко, поэтому для возникновения промыш­ ленных концентраций янтаря во вторичных месторождениях (россы­ пях) требуются особые условия, которые в природе встречаются редко (Самбийский п-ов, Румыния, Бирма, Аляска, Мексика), чем объяс­ няется исключительная редкость промышленных месторождений янтаря.

Глава VI

РАСПРОСТРАНЕНИЕ

ЯНТАРЯ

 

В ПРИРОДЕ

По морфологическому и геологическому строению, распростра­ нению растительности и отдельных климатических зон, типам место­ рождений янтаря, их возрасту и распространению можно выделить две крупные янтареносные провинции — Евразиатскую и Амери­ канскую.

ЕВРАЗИАТСКАЯ

ЯНТАРЕНОСНАЯ

ПРОВИНЦИЯ

Евразиатская яятареносная провинция занимает северную часть Европы и Азии. В ее пределах выделяются следующие зоны: широко­ лиственных лесов умеренного теплого климата; вечнозеленых листо­ падных лесов субтропического влажного климата; аридного климата;

субтропического климата.

О характере

растительности

этих

зон

в кайнофите, т. е. времени

образования янтаря, можно

судить

по

следующим данным.

 

мел — ранний

палеоген)

С первой фазой кайнофита (поздний

связан наиболее сложный этап в истории формирования и становле­ ния кайнотипной флоры Земли, обусловившей накопление янтаря. Эта флора характеризуется интенсивным внедрением покрытосеменных во все типы растительного покрова, а затем господством их. Альб и большую часть сеномана с палинологической точки зрения следует рассматривать как подготовительный этап к предыстории типичного кайнофита.

На протяжении первой фазы кайнофита климатическая и флори­ стическая зональность по сравнению со второй фазой мезофита (неоком) была менее отчетливой. Наряду с хвойно-широколиствен­ ными лесами без четко выраженных границ существовали субтропи­ ческие листопадные и вечнозеленые формы.

В позднемеловое время северная часть Евразии была покрыта хвойно-широколиственными лесами с реликтами древней флоры, которые сохранились в Сибири и на северо-востоке материка до турона. В это время здесь были распространены платановые (Plata- nus, Credneria, Prochodendron)', в сеноне их вытеснили троходендропы, которые в дальнейшем преобладали на севере.

4 Заказ 694

49


В первой половине верхнего мела из покрытосеменных важную роль играли Aralia, Sassafras, Cissites, Dalbergia, а во второй поло­ вине — Macclintockia, Viburnum, Nordenskioldia. На протяжении всего мела была распространена Zizyphus.

В конце верхнего мела появились и быстро распространились различные листопадные теплого умеренного климата: ореховые, буковые и березовые. Хвойные были представлены сосновыми (Sequ­ oia, Taxodium, Glyptostrobus). Сохранились реликты юры и нижнего мела — карликовые формы Cycadophuta (Nilssonia, Pseudoctenis),

Araucariaceae, Podozamites, Ginkgo. Нижний ярус хвойно-широко­ лиственных лесов составляли папоротниковые Ligodium, схизейные, осмундовые с Gleichenia и Selaginella, среди которых сохранился юрский Cladophlebis.

Широколиственные леса Северной Евразии были в некоторой степени дифференцированными. На северо-востоке они состояли пре­ имущественно из Pinaceae, Trochodendroides с реликтами средне­ мезозойской флоры. В Западной и Южной Сибири в составе этих лесов существенную роль играли покрытосеменные. В Средней Европе, Казахстане, Монголии и Северном Китае широколиственные леса состояли из платановых, лавровых, дубов, каштанов и кленов. Среди хвойных заметную роль играли Quercus, Podocarpus, Cupressaceae, а из реликтов среднего мезозоя Ginkgo. В Приморье, на п-ове Корея, на о-ве Сахалин и в Японии широкое распространение имели папоротниковые, которые на морском побережье и в прибрежных аллювиальных низменностях местами образовывали самостоятель­ ные фитоценозы.

Впервой половине мела в этих районах были широко распростра­ нены Gleicheniaceae и Osmundaceae. В дальнейшем количество папо­ ротниковых значительно сократилось, резко увеличились покрыто­ семенные — клены, каштаны, дубы, ольха, береза, а также сосновые.

Исчезли Cycadophyta (Nilssonia, Otozamites).

Всубтропической зоне северного полушария произрастали леса, состоящие из листопадных и вечнозеленых форм, в которых сосновые играли подчиненную роль. В субтропических лесах были распростра­ нены различные магнолиевые, лавровые, миртовые, тутовые (Могасеае) и, вероятно, некоторые протейные (Dryophyllum и Dewalquea) наряду с платановыми и другими листопадными формами. В этих лесах впервые появились пальмы (В. А. Вахрамеев, 1970 г.).

Варидной зоне Южной Европы, в Передовой, Средней и Цен­ тральной Азии, Южном Казахстане и Центральном Китае были рас­ пространены саванны с одиночными оазисами и галерейными лесами вдоль рек с ксерофилизированными представителями хвойных

(Brachyphyllum, Pagiophyllum), лавровыми и миртовыми. К югу от аридной зоны в Южной Европе существовала вечнозеленая расти­ тельность с магнолиевыми, лавровыми, миртовыми, фикусами, вечно­ зелеными дубами, пальмами и древовидными папоротниками.

Сэоцена началась вторая фаза кайнофита, характеризующаяся более резко выраженными климатическими и ботанико-географиче­

50


скими зонами. Растительность по сравнению с предыдущей фазой изменилась незначительно. Зона хвойно-широколиственных лесов влажного и теплого умеренного климата (тургайская флора) четко обособилась от зоны листопадных и вечнозеленых форм субтропиче­ ского климата (полтавская флора).

Эоцен характеризуется очень теплым климатом, под влиянием которого верхнемеловые листопадные платановые леса на Южном Урале и в Западной Сибири сменились узколистными субтропиче­ скими, в которых присутствовали пальмы. В эоцене северная граница распространения пальм в Европе достигала 50° и 55° с. ш. (Кали­ нинградская область), а в Азии она доходила до Камчатки и о-ва Хок­ кайдо в Японии. В палеоцен-эоценовых углях на северном побережье Европы, в Сибири и на Новосибирских островах обнаружены остатки хвойно-широколиственной растительности с ореховыми, дубами, кленами, троходендронами, платановыми и ликвадамбаром, т. е. климат арктической части Европы и Сибири в эоцене отличался теп­ лым продолжительным летом и мягкой зимой. С олигоцена происхо­ дят похолодание климата, миграция хвойно-широколиственных лесов к югу и постепенное затухание янтареобразования. В неогене про­ грессирующее похолодание приводит к появлений) на севере зоны тайги. В четвертичное время к северу от зоны тайги возникла зона тундр.

По пространственному размещению первичных и вторичных место­ рождений янтаря, их сохранности, возрасту, составу и свойствам заключенного в них янтаря в пределах Евразиатской янтареносной провинции можно выделить шесть различных пространственно разобщенных субпровинций: 1) Балтийско-Днепровскую; 2) Карпат­ скую; 3) Северо-Сибирскую; 4) Дальневосточную; 5) Сицилийскую; 6) Бирманскую.

Кроме того в Евразиатской провинции имеются многочислен­ ные находки янтаря, разбросанные на большой площади.

БАЛТИЙСКОДНЕПРОВСКАЯ СУБПРОВИНЦИЯ

Балтийско-Днепровская субпровинция расположена в централь­ ной части Евразиатской янтареносной провинции. Ее границы в ос­ новном совпадают с границами верхнеэоценового — олигоценового пролива, соединявшего район современного Балтийского: миря с районом современного Черного моря и проходившего по террито­ рии Южной Швеции, Дании, ГДР, ФРГ, Польши и СССР (рис. 7).

Под влиянием морской трансгрессии первичные месторождения янтаря, связанные с залежами бурого угля и озерно-болотный глин, были размыты и сохранились лишь в южных частях ГДР й ФРГ.. К ним относится месторождение бурых углей Летторф вблизи Бернбурга (С, Bergemann, 1859 г.), в которых янтарь встречаемая в виде включений разнообразной величины. Янтарь здесь носит название кранцит, окрашен в светло-желтый и зеленоватый цвеМ? 'Реже

4*

51