Файл: Технология металлов и конструкционные материалы учебное пособие..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 0
ми порами, однородные ячеистые — с закрытыми порами и микропористые. Способ их получения основан на спо собности каучука абсорбировать газы и на диффузии газов через каучук. Пористая резина применяется при изготовлении амортизаторов, сидений, оконных прокла док, протекторных слоев покрышек.
Твердая резина, или эбонит, имеет темно-коричневую или красную окраску, теплостойкость от '50 до 90°С, вы держивает высокое пробивное напряжение (25—
60кВ/мин).
Эбонит применяется для изготовления конструкцион
ных деталей, измерительных приборов и различной электроаппаратуры и поставляется для этих целей в ви де пластин, прутков и трубок двух марок: А и Б. Кроме этого, выпускаются .эбонитовые аккумуляторные моно блоки, сепараторы (в виде гладких и ребристых плас тин) и различные детали для щелочных аккумуляторов.
Мягкие резины — это подавляющее большинство ре зин с самой различной твердостью, применяемые в про изводстве изделий промышленной техники, изделий ши рокого потребления и изделий электроизоляционного на значения.
.§ 48. Основные процессы производства резины. Хранение резины
Процесс производства резины включает следующие опе,- рации: пластификацию каучука, приготовление резино вых смесей, переработку резиновых смесей в полуфаб рикат и изделия, вулканизацию.
Пластификация натурального и некоторых сортоз синтетического каучука состоит в том, что разрезанный на куски каучук пропускают между вальцами в течение 15—20 мин при температуре 40—50°С, после чего каучук становится пластичным и в дальнейшем легко смешива ется с другими порошкообразными составляющими. В настоящее время находят применение более производи тельные способы пластификации каучука: в резиносмесителях и специальных пластификаторах (червячных прессах).
Резиновые смеси приготовляют на специальных пу стотелых смесительных вальцах.
Основными видами переработки резиновой смеси в полуфабрикат и изделия являются каландрирование
5* Зак. 342 |
131 |
(формование резиновой смеси в плоские листы на мно говальцевых машинах, каландрах), шприцевание (не прерывное выдавливание), формовка (прессование, литье под давлением) и прорезинивание тканей.
Вулканизация является завершающей операцией при изготовлении резиновых изделий. Она может быть го рячей (процесс проводится при температуре 120— 150^С), холодной — изделие погружают на короткое вре мя (0,5—3 мин) в раствор полухлористой серы в бензи не и газовой, при которой изделие подвергается попере менному воздействию сернистого газа (SO2) и серово дорода (H2S). Холодный и газовый способы вулканиза ции применяют только для тонкостенных изделий. .Вул канизацию резиновых изделий обычно производят в спе циальных котлах (паровой обогрев), в гидравлических прессах (электро- и парообогрев прессформ) и в инди видуальных вулканизаторах.
Условия хранения резины. Резина каждой марки предназначена для работы в определенных условиях. Помещение для хранения резины и резиновых изделий должно быть сухим, отапливаемым и затемненным. Тем пература воздуха должна быть в пределах 5—20°С, а влажность — в пределах 40—60%. Не допускается хра нение резины и резиновых изделий совместно с кислота ми, щелочами, растворителями, жидким топливом и мас лами. Резиновые изделия необходимо обертывать бу магой или тканью и хранить на деревянных стеллажах. При длительном хранении рекомендуется изменять по ложение деталей, чтобы исключить возможность обра зования складок, пролежней и трещин. Автопокрышки при хранении нельзя складывать стопкой; их рекомен дуется ставить на протекторную часть в ряд на стелла жах. Автокамеры нужно хранить в развернутом виде без упаковки в слегка надутом состоянии подвешенными на деревянных крючьях, а резиновые шланги — растяну тыми в горизонтальном положении на стеллажах. Губ чатую резину следует хранить в штабелях высотой не более 250 мм.
§ 49. Приводные ремни
Приводные ремни различаются по форме поперечного сечения, по конструкции, материалу и технологии изго товления.
\32
По форме поперечного сечения приводные ремни раз деляются на круглые, плоские и клиновидные (клино вые) .
Круглые приводные ремни (шнуры) кожаные и хлоп чатобумажные в настоящее время сохранились лишь в приводах малой мощности, например в швейных и пище вых машинах и т. п.
Плоские приводные ремни имеют наиболее широкое применение в передачах самых разнообразных машин. В 'СССР стандартизованы и производятся в ■централизо ванном порядке четыре вида плоских приводных рем ней: кожаные, хлопчатобумажные тканые, шерстяные тканые и резинотканевые (прорезиненные).
Кожаные приводные ремни изготовляют из кожи особой выделки, ремневого чепрака. Из всех видов пло ских ремней кожаные обладают наилучшей тяговой спо собностью. Однако из-за высокой стоимости кожи эти ремни применяются теперь лишь в особо ответственных случаях.
Хлопчатобумажные тканые приводные ремни подраз деляют на цельнотканые, тканые .прошивные (выраба тываемые переплетением трех или четырехслойной тка ни), шитые (из четырех, шести и восьми слоев ткани 'бельтинг) и шитые бесконечные, ©се хлопчатобумажные ремни, кроме бесконечных, подвергаются пропитке сос тавом из озокерита и битума с целью предохранения от атмосферных влияний, увеличения прочности, уменьше ния усадки в свободном состоянии. -
Шерстяные тканые приводные ремни, пропитанные затертым на олифе железным суриком, малочувстви тельны к колебаниям влажности и температуры и более стойки, чем другие виды ремней, к воздействию пыли, кислот, едких паров и газов.
Резинотканевые '(прорезиненные) приводные ремни изготовляют из нескольких (от 2 до 9) слоев (прокла док) хлопчатобумажной ткани бельтинг, связанных между собой вулканизированной резиной. Для 'большей
гибкости между слоями ткани помещаются резиновые прослойки.
Плоские резинотканевые ремни (ГОСТ 101—64) вы пускают трех типов: А, Б и В. Как правило, эти ремни имеют конечные размеры, но по требованию заказчика могут быть бесконечными (состыкованными).
Конечные ремни применяются для любых расстояний
133
между центрами шкивов, а также при наличии закры тых концов валов передачи. Бесконечные ремни приме няются для приводов с определенным расстоянием меж ду центрами шкивов.
Клиновидные приводные ремни состоят из рядов про резиненной ткани и спирально навитого кордшнура, рас
положенного в один ряд (кордшнуровые ремни), |
или |
из рядов кордткани (кордтканевые ремни) и слоя |
ре |
зины. |
|
Клиновидные ремни выпускают обычно бесконечны ми, длиной от 500 до 14 000 мм. По своему назначению клиновидные ремни подразделяются на две труппы: рем ни приводные (группового привода) и ремни вентиля торные для привода вентилятора, насоса и генератора двигателей автомобилей, тракторов и комбайнов.
Приводные ремни изготовляют кордшнуровой и кордтканевой конструкции. Сечения ремней обозначаются буквами: О, А, Б, В, Г, Д, Е (ГОСТ 1284—68).
'Вентиляторные ремни отличаются повышенной изгибоустойчивостыо, выпускают их только кордшнуровой конструкции. Сечения ремней обозначают номерами 1, 2, 3, 4, 5 (ГОСТ 5813—64).
Клиновидные ремни могут быть и зубчатыми.
Для комбайна С-4 отечественная промышленность выпускает уширенные клиновидные ремни (с увеличен ной шириной сечения) двух типов: кордшнуровые ремни сечением 45X20 мм и кордтканевые ремни сечением
40X20 мм.
Клиновидные ремни уменьшенного сечения 10X8 мм выпускают с кордшнуром из синтетического волокна анид.
Механические свойства ремней характеризуются пре делом прочности при растяжении и их упругими свойства ми, т. е. удлинением в момент разрыва или под опреде ленной нагрузкой. Остающимися остаточными удлине ниями определяется вытяжка ремней в процессе работы, а следовательно, сроки их перешивки или подтягивания.
Надежность работы и экономичность ременной пере дачи зависят от качества соединения концов ремней. Плоские конечные ремни требуют соединения концов. Для этого применяют три основных вида соединений: склеивание, сшивание (сыромятными ремешками и жильными струнами) и скрепление (болтами с наклад ными и проволочными крючками).
134
§ 50. Ф рикционные и прокладочные материалы
Фрикционные материалы. В качестве облицовочных фрикционных материалов применяются: тканые тормоз ные асбестовые ленты и асбестовый картон. Эти матери алы обладают большим коэффициентом трения (0,30— 0,40%), выдерживают высокую температуру (до 230°С), достаточно износоустойчивы и применяются для изго товления фрикционных колец и накладок на диски, ко лодок и лент тормозных устройств. Они могут быть тка ными, если изготовлены из тканей асбестовой ленты, или формованными, или прессованными. Тканая асбестовая лента представляет собой -многослойную ткань с вклю чением в нее латунной проволоки сечением 0,16— 0,18 мм, пропитанную смоляными, каучуковыми состава ми или маслами и термически обработанную. Фрикци онные кольца, прессованные и формованные, изготовля ют из асбофрикционных материалов КФ-1, КФ-2, КФ-3,
КФ-4.
Прокладочные материалы. Эти материалы служат для создания герметичности с целью предохранения от вытекания масла, горючего, воды, газов, а иногда с целью предохранения от попадания пыли и грязи к тру щимся поверхностям. К прокладочным материалам от носятся кожа, фибра, войлок, картон, паронит, клингерит, резина, из которых изготовляют прокладки, сальни ки и манжеты.
Техническая кожа применяется для изготовления манжет и уплотнительных прокладок колец для прессов, компрессоров, на-сосов при температурах до 40°С при работе -с кратковременным воздействием температуры до 7-0°С, а также при сильном давлении рабочей среды — до 1 МН/м2 (10 кгс/см2).
В качестве заменителя кожи применяют фибру. Фибра прокладочная марки ФТ является масло- и бен-
зостойким материалом, хорошо механически обрабаты вается, поддается штамповке (вырубке), склеиванию, склепыванию и служит для изготовления уплотнитель ных прокладок и шайб в машиностроении. Фибра изго тавливается из сильнопористой бумаги (типа фильтро вальной), предварительно обработанной раствором хло ристого цинка.
Войлок изготовляют способом уплотнения шерсти. Он имеет высокие теплоизоляционные свойства.
135
В автомобильной и тракторной промышленности и в сельскохозяйственном машиностроении применяется войлок технический грубошерстный и полугрубошерстный для изготовления сальников и прокладок.
Картон прокладочный специальный |
предназначен |
для изготовления деталей и прокладок |
во фланцевых |
'соединениях. Толщина картона от 0,2 до |
2,5 мм. 'Про |
кладочный картон выпускается двух марок: А — пропи танный; Б — непропитанный.
Паронит — листовой уплотнительный материал, из готовленный из асбеста, каучука и наполнителей. При меняется в виде прокладок для уплотнения мест соеди нений в моторах, паропроводах, гидравлических уста новках и других механизмах, работающих при темпера туре до 450°С и давлениях до 7,5 МН/м2 (75 кгс/см2).
Клингерит — листовой материал, изготавливаемый из асбеста, смешанного с графитом, суриком, окисыо же леза и каучуком. Прокладки из клинге.рита могут ста виться в соединениях машин, работающих при темпера туре 180—200°С и давлениях до 1,2 МН/м2 (12 кгс/см2).
Асбометаллические прокладки и кольца применяют ся для уплотнения мест соединений металлических по верхностей с нагревом до 350°С и давлением до 10 МН/м2 (100 кгс/см2) в среде воды, масла и горячих газов (например, прокладки головки блока в двигате лях внутреннего сгорания). Они состоят из двух листов фольги, меди, латуни или алюминия и заключенного между ними асбестового картона или из двух листов ла тексной бумаги, соединенных перфорированным сталь ным каркасом.
Резина техническая предназначена для производства деталей, применяемых в авто- и тракторостроении. Уп лотнительные прокладки изготовляют из мягких резин (№ 1432 и др.) или средней и повышенной твердости (№ 3909/4740 и др.), работающих в среде воды и воз духа, и из резин № 3465, 2542 .и др., стойких к маслу и топливу.
- Уплотнительные манжеты и |
сальники изготовляют |
|
из маслобензостойких резин№ 3465,3834,4410 |
(морозо |
|
стойкая) и др., обеспечивающих |
работу узла |
уплотне |
ния в интервале температур от +80°С и до —45°С при повышенном давлении.
136
Г л а в а XI
ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Электроизоляционные материалы (диэлектрики) делят ся на жидкие, твердые и газообразные. Наибольшее применение в электротехнике имеют жидкие и твердые диэлектрики.
§ 51. Жидкие и твердеющие электроизоляционные материалы
Жидкие электроизоляционные материалы делятся на природные и синтетические. К природным диэлектрикам относятся нефтяные масла (трансформаторное, конден саторное, кабельное) и касторовое масло.
Трансформаторное масло — светло-желтая и прозрач ная маловязкая жидкость с температурой вспышки па ров не ниже +1Э5°С и температурой застывания в пре делах от —45 до —35°С. Плотность масла колеблется от 865 до 895 кг/м3 (от 0,865 до 0,895 г/см3). Электриче ская прочность масла сильно снижается при увеличении содержания в нем влаги. Трансформаторное масло при меняется для заливки измерительных трансформаторов, маслонаполненных вводов и масляных выключателей.
Лучшие сорта трансформаторного масла в СССР по лучаются из эмбенских нефтей, а обычные (товарные) масла — из бакинских нефтей.
Конденсаторное и кабельное масло получают обычно из трансформаторного масла путем дополнительной очистки или из доссорской нефти. Эти масла отличают ся от трансформаторного масла повышенными электри ческими свойствами.
Конденсаторное масло применяется для пропитки изоляции бумажных конденсаторов, а кабельное масло служит для пропитки бумажной изоляции кабелей, где изоляционному маслу приходится работать в условиях оченЬ высоких напряженностей электрического поля (сотни киловольт на сантиметр).
Касторовое масло получают из семян клещевины и применяется оно в некоторых типах бумажно-масляных герметизированных конденсаторов, когда требуются не особенно высокие электрические характеристики и него рючесть изоляционного масла (касторовое масло прак тически не горит).
137
К синтетическим жидким электроизоляционным мате риалам относится совол.
Совол (полнхлордифенил) получают из бензола с последующим хлорированием. Это негорючая, взрывобезопасная, неокисляющаяся вязкая жидкость с удель ным весом в пределах 1,50—1,56. Совол применяется в основном для пропитки бумажных конденсаторов.
Твердеющие электроизоляционные материалы в мо мент их применения находятся в жидком состоянии и твердеют после охлаждения или в результате происхо дящих в них химических процессов. К ним относятся воскообразные диэлектрики, смолы, битумы, компаунды.
Воскообразные диэлектрики (воск, парафин, гало-
вакс, церезин и др.) применяются в качестве пропиты вающих и заливочных масс.
В последнее время применение воска, парафина и галовакса ограничено. Они вытесняются церезином, смесью церезина и полиэтилена и другими воскообраз ными составами.
Церезин — воскообразное вещество, светло-желтого или оранжевого цвета, получаемое из некоторых сортов нефти или из воскообразного минерала озокерита («гор ного воска»). По электрическим свойствам церезин ма ло отличается от парафина, но имеет более высокую тем пературу плавления (65—80°С), повышенную стойкость против окисления и меньшую усадку при застывании.
Смолы при низких температурах имеют аморфное строение, хрупки и представляют собой стеклообразные массы. По происхождению смолы делятся на природные
иискусственные.
Кприродным смолам относятся шеллак, канифоль и
копалы.
Шеллак — смола желтоватого или красно-коричнево го цвета, хорошо растворяется в спирте. 'В электроизо ляционной технике шеллак используется в виде клеящих лаков, в частности при изготовлении миканитов.
Канифоль — хрупкая смола желтого или коричнево го цвета, растворима в нефтяных я растительных мас лах, .спиртах, скипидаре. В электропромышленности ка нифоль применяется в виде растворов в нефтяных мас лах в качестве пропиточных я заливочных компаундов.
Копалы — тугоплавкие смолы, обладающие блеском и большой твердостью. К ископаемым копалам относит ся янтарь, имеющий высокое удельное, объемное и по
138