Файл: Пылаев, Н. И. Кавитация в гидротурбинах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тели вместе с поставкой турбины поставляют и оборудование для ремонта. В качестве примера рассмотрим конструкцию лесов, устанавливаемых под рабочим колесом турбины Красноярской гидроэлектростанции (рис. VI. 14). Леса состоят из центральной стойки 1, с которой шарнирно соединены балки — лучи 2. Пери­

ферийные концы этих балок с помощью тяг S подвешиваются к лопастям рабочего колеса. На балки устанавливаются рифленые листы 4. Центральная стойка фланцем крепится к конусу рабочего колеса. Опускание лесов под рабочее колесо производится через центральное отверстие вала турбины, при этом балки сложены. После опускания и крепления центральной стойки к конусу балки разводятся в стороны и подвешиваются к лопастям. Грузо­ подъемность лесов такой конструкции до 5 тс.

246

Металлические леса обеспечивают полную пожарную безопасность при сварочных работах. Деревянные настилы, применяемые на некоторых ГЭС, могут загореться, особенно при воздушнодуговой строжке, когда с лопасти сдувается расплавлен'ный-

Рис.У1.15. Схема вентиляции камеры рабочего колеса турбины Братской ГЭС

Стационарное освещение выполняется в виде гирлянд или про­ жекторов. Применяемое напряжение для гирлянд 36 В, мощность ламп 60 Вт. Для прожекторов напряжение 220 В, мощность ламп 200 Вт. Местное освещение выполняется с помощью переносных ламп напряжением 12 В, мощностью 40 Вт. При использовании напряжения 220 В особое внимание должно быть обращено на надежную изоляцию токоведущих кабелей,

247

Сварочные работы под рабочим колесом требуют хорошей вентиляции. На ГЭС встречаются самые разнообразные схемы вентиляции камер рабочих колес. В качестве наиболее рациональ­ ной рассмотрим схему вентиляции, примененную на турбине Брат­ ской ГЭС (рис. VI. 15). По этой схеме воздух под рабочее колесо подается из машинного зала через полый вал агрегата. Нагнета­ ющий вентилятор 1 устанавливается на надставке вала генера­ тора. Загрязненный воздух отсасывается через спиральную ка­ меру, напорный трубопровод 2 и аэрационную трубу 3 в атмо­ сферу. Отсасывающий вентилятор 4 устанавливается на выходе из аэрационной трубы. Схема вентиляции в летнее и зимнее время не меняется, поэтому под рабочее колесо в любой период времени подается теплый воздух. При одновременной наплавке, производимой шестью сварщиками, эта схема вентиляции обес­ печивает нормальные условия работы.

Кавитационные повреждения в гидротурбинах встречаются как чисто эрозионного происхождения, так и механического (вследствие пульсации каверны), когда происходит отрыв за­ щитного покрытия.

На рис. VI. 16 приведены характерные примеры кавитационной эрозии лопасти рабочего колеса радиально-осевой турбины и отрыв облицовки на камере рабочего колеса поворотнолопастной турбины.

Удаление разрушенного кавитацией металла производится путем шлифовки или при помощи воздушно-дуговой строжки. При небольших глубинах разрушений, характерных для деталей из нержавеющих сталей, обычно применяется шлифовка. На дета­ лях из углеродистой стали разрушенный металл, как правило, удаляется воздушно-дуговой строжкой. Строжка выполняется угольными электродами. После строжки поверхность целесо­ образно прошлифовать до получения чистого металла. Воздушно­ дуговая строжка вследствие высокой производительности, отно­ сительно небольшого разогрева основного металла получает все большее распространение при ремонтах гидротурбин.

Восстановление деталей, разрушенных кавитацией, рассмо­ трим отдельно для углеродистых и нержавеющих сталей.

На деталях из углеродистых сталей разрушения появляются в первый же период эксплуатации. Очень важно своевременно провести ремонтные работы. Выше было рассмотрено влияние эрозии на к. п. д. Кроме того, задержка в ремонте вызывает серьез­ ные разрушения, которые исключают восстановление путем на­ плавки и требуют вырезки крупных поврежденных участков и установки вставок. Так, например, первый ремонт рабочего ко­ леса (материал — сталь ЗОЛ) на Мингечаурской ГЭС был проведен через 28 000 ч эксплуатации. За это время были полностью раз­ рушены выходные кромки лопастей (рис. VI. 17), на входных кром­ ках разрушения достигли глубины 30 мм. Ремонт был длитель­ ным, с большим объемом работ, причем на многих лопастях были установлены вставки.

246


быть в известной степени допущено для камер рабочих колес, залитых в бетон, но совершенно недопустимо для лопастей, испы­

тывающих повторно-переменные нагрузки и могущих свободно деформироваться.

В настоящее время облицовка при ремонтах практически не применяется, сорванные с детали куски облицовки восстанавли­ ваются наплавкой. Для наплавки применяются электроды марок ЦЛ-11 И ЦТ-15.

На вновь выпускаемых турбинах применения облицовки для ремонта не требуется, поскольку все детали проточной части турбины, подверженные кавитационной эрозии, изготовляются или целиком из нержавеющей стали или с защитным слоем из нержавеющей стали.

Восстановление детали из нержавеющих сталей производится наплавкой. Детали из сталей 20Х13НЛ и 0Х12НДЛ наплавляются, как правило, электродами ЭА-395/9 или ЦТ-10 без подогрева. Сталь 0Х18НЗГЗД2Л наплавляется электродом ЦЛ-33 (1Х22Н9) или ЦЛ-9. Биметаллические детали восстанавливаются с учетом материала защитного слоя.

На некоторых ГЭС небольшие кавитационные разрушения глубиной 0,5— 1,0 мм зашлифовываются и не завариваются. Такой метод не дает существенного уменьшения в скорости эрозии, искажает профиль лопасти и может вызвать дополнительные разрушения за образовавшейся неровностью. В дальнейшем местные зашлифовки создадут известные трудности при восста­ новительных работах (увеличивается объем наплавки, неточно устанавливается контрольный шаблон и т. д.), поэтому от этого метода следует отказаться.

Восстановительная наплавка как на углеродистых, так и на нержавеющих сталях производится на постоянном токе обратной полярности.

Для ручной сварки и воздушно-дуговой строжки на ГЭС применяется следующее оборудование: сварочные преобразова­ тели ПСМ-1000, ПСО-500, ПС-300; балластные реостаты РБ-300, РБ-315, РБ-900. Использование многопостовых источников пи­ тания типа ПСМ-1000 предпочтительнее, так как позволяет сокра­ тить количество единиц сварочного оборудования и тем самым уменьшить занимаемую площадь и упростить обслуживание.

На некоторых гидроэлектростанциях при ремонте применяется полуавтоматическая наплавка в среде углекислого газа. Такой вид наплавки позволяет повысить производительность труда и сократить трудоемкость последующей обработки наплавленной поверхности [43].

Восстановительная наплавка должна выполняться несколько полнее с учетом последующей шлифовки. Проверка качества вы­ полненных работ производится путем наложения шаблонов. При этом неточности формы и размеров детали, допущенные при ремонте, не должны превышать допуски, заданные чертежом.

251



С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы

1. А б е л е в А. С. Перспективы НИР в области гидротурбинных блоков и развитие экспериментальной базы ВНИИГ. — «Труды координационных со­

вещаний по гидротехнике»,

1965, вып. 22,

с. 7— 16.

2.

А г р а н а т В. А. О влиянии воздухосодержания на плоскую пленочную

каверну. — «Труды ЦКТИ»,

1965, вып. 61,

с. 147—

165.

3.

А к у л и ч е в В. А.,

Р о з е н б е р г

Л. Д.

О некоторых соотношениях

в кавитационной области. — «Акустический журнал», 1965, т. 11, вып. 3, с. 287— 293.

4. Б а р к о в Н. К., К у з е в а н о в Н. М. Влияние выпуска воздуха на кавитационный износ радиально-осевых рабочих колес. — «Электрические стан­

ции», 1968, № 3, с. 80—81.

и кавитационностойкие

5.

Б о г а ч е в

И. Н. Кавитационное разрушение

сплавы. М., «Металлургия», 1972, 189 с.

Р. И. Новые кавитацион­

6.

Б о г а ч е в

И. Н . , М а л и н о в Л . С . , М и н ц

ностойкие стали для гидротурбин и их термообработка.

М.,

НИИИНформтяж-

маш,

1967.

А. И., И с а е в Ю. М. , С т а р и ц к и й

В. Г. Исследова­

7.

Б у с ы р е в

ние нестационарных явлений и кавитации в гидротурбинах. — «Труды ЛПИ»,

1967, № 286, с. 79—86.

 

С т а р и ц к и й В. Г. Исследование кавитационной

8.

Б у с ы р е в

А. И.,

эрозии

на моделях

РО

гидротурбин. — «Энергомашиностроение»,

1970,

№ 3,

с. 36—39.

 

Ч е р н я в с к и й Б. А., Ш а л ь н е в К-

К- О методе

9.

В а р г а И. И.,

исследования масштабного

эффекта кавитационной эрозии. — ЖПМТФ,

1963,

3, с. 122—129.

10.В о е в о д и н С. И. Измерение концентрации свободного воздуха в воде

кавитационной трубы. — «Труды ЦКТИ»,

1971, вып. 106, с. 102— 109.

11.

В о л и н В. Э., Л у н а ц и Э . Д. Ускоренное определение качеств гидро­

машин

с помощью легкоразрушаемых лаковых покрытий.—«Труды ВНИИгид-

ромаш»,

1968, вып. 37,

с. 122—131.

Т. Е. Гидротурбинная лаборатория

12.

В о р о б ь е в

Н. Б.,

П у п к о

ХТГЗ. — «Энергомашиностроение», 1966,

№ 8, с. 10—11.

13.

Г а в р и л о в Л. Р. Исследование объемной прочности жидкости ультра­

звуковым методом. — «Труды

ЦКТИ», 1967, вып. 79, с. 144— 152.

14.

Г а в р и л о в

Л. Р.

Экспериментальные исследования спектрального

распределения ядер кавитации

в воде. — «Энергомашиностроение», 1966, № 2,

с. 41—42.

 

 

 

15.

Г е л ь м а н А. С., П ы л а е в Н. И., Ц е м а х о в и ч Б. Д. Повыше­

ние кавитационной стойкости изделий при помощи облицовки сваркой взрывом. —

«Энергомашиностроение»,

1967, № 12, с. 34—35.

винтов и

16. Г е о р г и е в с к а я

Е. П. Кавитационная эрозия гребных

методы борьбы с ней. Л., «Судостроение», 1970.

металлов.

17. Г л и к м а н

Л.

А.

Коррозионно-механическая прочность

М.—Л., Машгиз, 1955, 115 с.

Р у с е ц к и й А. А. Кавитационные трубы. Л.,

18. Г о р ш к о в

А. С.,

Судпромгиз, 1962, 167 с.

 

 

 

19.Г р и в н и н Ю. А. О механизме кавитационной эрозии при пленочных формах кавитации в лопастных системах гидротурбин. — «Труды ЦКТИ», 1971, вып. 106, с. 109— 124.

20.Г р и в н и н Ю. А., Э д е л ь Ю. У. О кавитационной эрозии в гидро­

турбинах.— «Энергомашиностроение», 1970, № 1,

с. 5—8.

21. Е р а ш о в А. Ф., М а л ы ш е в с к а я Е.

Г., П ы л а е в Н. И., Ф е -

д о р о в а Л. М. Исследование кавитационной стойкости наплавок, применяе­

мых

в гидротурбостроении. — В сб. трудов ЛМЗ «Материалы, применяемые

в турбостроении». Л.,

1971, № 13,

с. 142—156.

22. З а й ц е в

Г.

3.,

П о н а м а р е в В. А. Прочность облицованных де­

талей

гидротурбин

при

действии

циклических нагрузок. — «Энергомашино­

строение», 1967, №

6,

с. 35—38.

 

252


23. З е л ь д о в и ч Я. Б. — ЖЭТФ, 1942, т. 12, с. 525—537.

24.К а н а в е л и с Р. Струйный удар и кавитационное разрушение. — «Trans. ASME, s. D», 1968, № 3, с. 39—48.

25.К в я т к о в с к и й В. С. Диагональные гидротурбины. М., «Машино­ строение», 1971, 208 с.

26.К в я т к о в с к и й В . С. О кавитационных свойствах гидротурбин. — «Труды МЭИ», 1956, вып. 19, с. 329—353.

27. К е р м а б о н Р., Т у в е н и н

Ж-

Восстановление

рабочих колес

гидротурбин на гидростанциях Франции.

М.,

Госэнергоиздат,

1957, 24 с.

28.К о в а л е в Н. Н. Гидротурбины. Л., «Машиностроение», 1971, 584 с.

29.Справочник конструктора гидротурбин. Под ред. Н. Н. Ковалева. Л., «Машиностроение», 1971, 304 с.

30.

К о з ы р е в С. П. Гидроабразивный износ металлов при кавитации.

М., «Машиностроение», 1971, 240 с.

31.

К о з ы р е в е .

П. О кумулятивном захлопывании кавитационных ка­

верн. — «Trans. ASME,

s. D», 1968, № 1, с. 128—137.

32.

К о л т о н А. Ю., У м и к о в И. H ., Э т и н б e p г И. Э. Основные прин­

ципы создания новой номенклатуры крупных ПЛ и РО гидротурбин. — «Труды ЛМЗ», 1964, № 10, с. 39—50.

33. К о н о в а л о в

В. М., Ш а б а л и н К. Н. К теории защиты металлов

от кавитационного

износа

резиновыми

покрытиями. — «Защита

металлов»,

1965, № 5, с. 494—501.

М.

Упругость

и прочность жидкостей.

М., ГИТЛ,

34. К о р н ф е л ь д

1951, 108 с.

И.

Р. Металлы для

гидротурбин. М., «Машиностроение»,

35. К р я н и н

1969, 230 с.

 

 

 

 

 

36.К р я н и н И. Р. Исследование металлов для гидротурбин. — «Труды ЦНИИТмаш», 1972, № 101, 62 с.

37.К у Д Р о в Н. Д ., Д е к с т е р А. X., Л и у к о н е ц Ю. Н. Оборудо­

вание первой очереди новой лаборатории гидротурбин. — «Труды ЛМЗ», 1964,

10, с. 279—292.

38.Л о й ц я н с к и й Л . Г. Механика жидкости и газа. М., «Наука», 1970.

39.Л о м а к и н А. А. Условия подобия при исследовании на моделях

гидравлических машин. — «Труды

ЛПИ»,

1961,

№215,

с. 7—28.

 

40. Л ю б а р ц е в П. Т. Результаты

испытаний

по

исследованию пульса­

ций давления в проточной части турбин Братской ГЭС. — «Труды ЛМЗ»,

1969,

№ 12, с. 286—292.

гидротурбин.

Л.,

Машиностроение,

1971,

41. Модельные исследования

286 с. Авт. Ф. В. Аносов, А. В. Белобородов, М. В. Гущин, С. С. Кузминский, М. С. Кустанович, В. М. Малышев, Н. И. Пылаев.

42.Международный код модельных приемо-сдаточных испытаний гидравли­ ческих турбин. М., Комитет по участию СССР в международных энергетических объединениях, 1967, 53 с.

43.М и л и ч е н к о С. Л. Ремонт кавитационных разрушений гидротурбин. М., «Энергия», 1971, 105 с.

44.М о р о з о в А . А. ред. Турбинное оборудование гидроэлектростанций. М., Госэнергоиздат, 1949, 360 с.

45.Н о д е С., Э л л и с А. О механизме кавитационных разрушений неполу­ сферическими пузырьками, смыкающимися при контакте с твердой пограничной

поверхностью. — «Техническая механика», 1961, № 4.

46. Н у м а ч и Ф., О б а Р., Ч и д а И. Влияние шероховатости поверхности на кавитационные характеристики гидропрофилей. — ТОИР, 1965, № 2, се­

рия D, с. 269—280.

47. О р л о в В. И. Гидродинамические силы, действующие в направляющем

аппарате ковшовой

турбины. — «Труды

ЛМЗ»,

1961, вып. 8, с. 296—304.

48. П е р н и к

А. Д. Новая

методика кавитационных испытаний моделей

гидротурбин. — «Труды ЦКТИ»,

1964,

вып. 46,

с. 25—40.

49.П е р н и к А. Д. Проблемы кавитации. Л., «Судостроение», 1966, с. 439.

50.П л е с с е т М . С . Импульсный метод получения кавитационной эрозии.—

«Tnans. ASME, s. D», 1963, № 3.

253