Файл: Лобанов, Д. П. Гидромеханизация геологоразведочных и горных работ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
только произойдет отклонение плотности гидросмеси от определен ного значения.
Под регулируемым объектом понимается специальное смеси тельное устройство, сгуститель и др., изменяющие плотность вса сываемой грунтовым насосом гидросмеси.
Первичный импульс для включения установки в работу подается на реле уровня (поплавковым или электродным), устанавливаемым на определенную величину уровня гидросмеси в зумпфе. При дости жении уровня гидросмеси низшей границы реле подает импульс на промывку трубопровода.
Если грунтовый насос не залит водой, то установка не вклю чается. Предусматривается защита от перегрузки и коротких замыканий, температурная защита подшипников, а также защита землесоса и трубопровода от гидравлического удара.
§ 5. РАЗРАБОТАННЫЕ СХЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ |
|
|
Разработанные (действующие) схемы автоматизации |
шахтных |
|
г и д р о т р а н с п о р т н ы х у с т а н о в о к |
обычно осуществляют |
|
следующие операции: заливку насоса, пуск |
и остановку |
электро |
двигателя, включения и отключения подачи напорной воды к бронедискам (для охлаждения подшипников и промывки трубопровода после остановки). Предусматривается также остановка агрегата при выходе его из нормального режима и автоматическое включение резервного насоса.
Схемы автоматизации, применяемые на углесосных установках, разработаны для технологических схем, которые включают два агрегата, каждый из которых в свою очередь состоит из двух после довательно работающих насосов типа 12У-6 (или других). Включе ние агрегатов производится при получении двух сигналов: наличие притока гидросмеси в зумпф (регистрируется индикатором нижнего уровня) и положение верхнего уровня гидросмеси (регистрируется нижним реле уровня). Импульсом на остановку является положение нижнего уровня гидросмеси в зумпфе. Заливка насосов осуществля ется струйными насосами, к которым подводится вода от водовода насосной станции.
Длительный режим работы насосов при переменном притоке гидросмеси обеспечивается регулятором, позволяющим добавлять в трубопровод воду из напорного водовода; по новым разработкам на шахтах режим работы поддерживается за счет использования аккумулируемого в бункере угля крупных классов и применением устройств УВ (см. ранее). В случае повышенного притока гидросмеси часть его может переливаться в аварийную емкость, откуда по мере накопления откачивается.
Работа установки происходит при неподвижных всасывающих трубопроводах. Гидравлическая защита углесосов выполнена ис пользованием дифференциальных манометров, подключенных к кол лекторам всасывающих трубопроводов. При ручном управлении для
283
контроля за режимом работы углесосов предусмотрены манометры и вакуумметры. Контроль за промывкой бронедисков или уплот нений осуществляется специальными реле расхода.
При снятии напряжения с двигателей углесосов во время их работы гидросмесь из напорного трубопровода сбрасывается в зумпф автосбросом. Для контроля за поступлением гидросмеси по трубо проводу служит индикатор.
На рис. 134 изображена схема автоматизации насосной станции. Для гидротранспорта в рассматриваемой схеме предусматривается подача гидросмеси по лоткам через грохот в зумпф. Крупные куски, не прошедшие через грохот, направляются в дробилку и после из мельчения также поступают в зумпф. При появлении гидросмеси в аккумулирующем лотке перед грохотом и при достижении задан ного уровня в зумпфе производится запуск насоса. Он осуществляется автоматически и включает следующие операции: 1) заливку насосов
спомощью гидроэлеватора; 2) подачу напорной воды для защиты
иохлаждения подшипников; 3) включения электродвигателя. Остановка насосов производится при достижении минимального
уровня в зумпфе. После остановки производится промывка трубо проводов водой из напорного водоотлива. В случае аварийной оста новки рабочих агрегатов производится автоматическое включение резерва. Дистанционное управление предусматривается для задви жек на водоводе и насосах. На отдельных шахтах (№ 3 «Ново-Гро- довка» в Донбассе и др.) в системе управления гидротранспортной установки применяют автоматически действующее устройство на всасывающих трубах типа У В-1. Наличие УВ-1, например на угле носном агрегате, позволяет получить полезную емкость зумпфа до 300 м3. За счет этого обеспечивается длительная работа агрегатов при неравномерном притоке гидросмеси к зумпфу (коэффициент неравномерности до 0,35), а с учетом совмещения зумпфа с водосбор ником — в течение смены.
По схеме заливка насосных агрегатов может производиться ком бинированным способом: гидроэлеватором с аккумулирующей ем костью на всасывающем - трубопроводе. Данный способ заливки обеспечивает нормальную нагрузку агрегата при пуске, требует небольшого количества высоконапорной воды (около 1—3 м3 на одну заливку), а также дает возможность в случае срыва вакуума во всасы вающей линии восстановить нормальную работу агрегата без его отключения.
При наличии регулируемого привода по данной схеме возможно регулирование режима работы с использованием датчиков плотно мера и расходомера.
Кроме нулевой защиты, предусматривается гидравлическая за щита насосов и тепловая защита подшипников. Гидравлическая за щита осуществляется датчиками реле производительности; тепловая защита — датчиками на легкоплавком сплаве с нормальными за мкнутыми контактами. Все датчики одного агрегата включаются по следовательно в цепь соответствующего реле защиты, которое таким
284
Рис. 134. Принципиальная схема автоматизации пасосиой |
станции (гидротранспорта или водоснабжения) |
с датчиками: |
|
] — задвижки (промывки); 2 — плотномера; з — манометра; 4 — расходомера; 5 — сигнал уровня; в — уровнемера; |
7 — уровнемера |
||
заливки; S — электродвигатель; о — вакуумметра; 10 — термометра; |
и — контроль |
воды на подшипники; 12 — задвижки; 13 — аадвижки |
|
гидроэлеватора; 14 — переключатель |
насосов |
|
образом контролирует не только производительность агрегата и тем пературу подшипников, но и целостность цепей защиты. Дистан ционный контроль за работой автоматизированной насосной станции предусматривается с одного или двух мест (по сигнальиому табло у диспетчера). Табло являются простейшими и передают минимально необходимое количество сигналов.
Для определения на месте вида неисправности предусматриваются соответствующие элементы в конструкциях датчиков и аппаратов. Перевод схемы с автоматического управления на ручное и обратно осуществляется поворотом ручки универсального переключения. Схема рассчитана для насосных станций с резервом оборудования
1 0 0 % .
На рис. 135 показана схема автоматизированного гидротранспорта с применением питателей (загрузочных аппаратов). Автоматизация работы узла питателей, согласно предлагаемой схеме, состоит в сле дующем. При подаче угля (породы) с гидроучастков запускаются электродвигатели дозировочного и основного ленточного конвей еров. При достижении среднего уровня в промежуточном бункере начинается дозировка, которая регулируется путем изменения сте пени открывания шибера. Весовое количество дозируемого материала измеряется на дозировочном конвейере и регулируется по задан ной величине или по плотности гидросмеси, выходящей из пита теля.
Вода в камеры питателя подается в постоянном количестве при работе установки гидротранспорта. Часть воды, вытесняемой из питателей, поступает в сборник, откуда она закачивается поршневым насосом в напорный трубопровод. Для этого варианта установки контролируются следующие показатели:
1)уровень воды в промежуточном бункере с помощью электрон ного измерителя уровня;
2)уровень угля (породы) в камерах питателя и вытесненной воды в сборнике; в этих случаях контролируются предельные зна чения уровня с помощью электронных сигнализаторов уровня; возможно также применение датчиков сопротивления ИКС-2;
3)величина дозировки в питатель контролируется с помощью специального весового устройства, выполненного в виде ленточного конвейера с синхронным электроприводом.
В установках с загрузочными устройствами система автомати
ческого управления строится на базе гидравлической или пневма тической клапанно-регулирующей и распределительной аппаратуры. Например, автоматическая система управления питателем типа АЗВ оснащена кулачковым распределителем с приводом от гидромотора, регулирование скорости вращения которого обеспечивает изменение продолжительности цикла работы аппарата в заданных пределах. Срабатывание уравнителя давления обеспечивается блокировочным устройством, состоящим из золотника и концевых гидравлических выключателей, смонтированных на гидравлических цилиндрах за творов. Система автоматизации рабочего процесса обеспечивает
.286
Приборы Приборы у диспетчера местные
Рис. 135. Принципиальная схема автоматизации устаиовкп гидротранспорта с питателями:
./ — манометр; 2 — расходомер; 3 — плотномер; 4 — уровнемер; 5 — прибор производительности; в — привод шибера; 7 — привод конвейера; 8 — привод задвижки и для воды; о — перекидное устройство; 10 — уровнемер; и — поршневой насос
программное выполнение всех операций рабочего цикла и защиту установки от гидроударов.
Построение схем автоматизации для двух технологических ком плексов гидромеханизации ведется аналогично схемам рис. 134 и 135 по разработкам института Гипроуглеавтоматизация.
Применительно к р а б о т е з е м л е с о с н ы х с н а р я д о в схемы автоматизации применяют как для выполнения отдельных операции, так и для автоматического управления при выполнении полного цикла (в развитие отмеченной ранее схемы автоматизации П. П. Дьякова). Для иллюстрации отдельных возможных решений
Рис. 136. Гидромеханическая схема автоматизированной системы включения земснаряда:
1 — вспомогательный насос; 2 — заливочный бак; з — всасывающая труба, 4 — обратный клапан; 5 — клапан-переключатель, 6 — воздушный клапан; 7 — эжектор
на рис. 136 приведена гидромеханическая схема для системы автома тизированного включения крупных грунтовых насосов (разработка Минтрансстроя).
По этой схеме производится заливка корпуса (используется вспомогательный насос и система клапанов). После достижения ра бочей точки на характеристике насоса резиновая мембрана клапана переключателя перемещается вверх. Закрывается правый клапан и открывается левый. Тем самым отключается эжектор и воздушный клапан от нагнетательной линии. Вспомогательный насос произво дит подачу воды для охлаждения подшипников и к сальникам грунтового насоса. После остановки насоса клапан-переключатель возвращается в исходное положение.
Система автоматического управления работой земснаряда, по строенная на изложенных выше принципах, осуществлена на
288
установках типа 12А-4 (предприятия Мннтранстроя), на которых достигается Qs — 150 м3/ч (при D — 400 мм) песчано-гравийной горной массы.
Земснаряд оборудован фрезерным рыхлителем и шагающим свайным ходом. Система автоматизации предусматривает автомати ческое управление следующими технологическими операциями: пуск земснаряда, всасывание и транспортирование породы на карту на мыва; управление рабочими перемещениями земснаряда в пределах заданных границ забоя и глубины разработки, технологическая (или аварийная) остановка земснаряда.
В процессе запуска контролируется работа всех механизмов и время заливки. В процессе папильонирования поддерживается натяжение троса сматывающей лебедки, контролируется нахождение свай на грунте. При длительном опускании рамы всаса при натя нутых тросах папильонажных лебедок осуществляется размотка одного из тросов. Контролируются загрузки электродвигателей па пильонажных лебедок и разрыхлителей.
Разработка породы ведется воронкообразными заходками. Огра ничивающими факторами на всасывание породы являются кавита ция во всасе и заиление. На всасе установлен электроконтактный вакуумметр, в напорной части — электроконтактный манометр с за щитным устройством. С помощью перемещаемых контактов устана вливаются рабочие зоны вакуума и давления. Максимальный контакт вакуумметра устанавливается на значение вакуума, соответству ющего началу кавитации, максимальный контакт манометра — на значение давления, близкого к началу заиления.
Для определения условий всасывания в схему автоматического управления введены контакты токовых реле электродвигателя земле соса тремя установками на различные значения тока. Различные
сочетания сигналов |
(от вакуумметра, манометра и токовых реле) |
в логическом блоке |
однозначно определяют условия всасывания |
и соответственно вырабатывается одна из следующих команд: «всас опустить», «всас поднять», «прекратить опускание всаса», «прекра тить подъем всаса».
Кроме того, в блок управления рамоподъемной лебедкой вво дятся следующие блокировки: запрет подъема и опускания рамы в крайние полояюния; запрет опускания рамы ниже глубины, задан ной на глубиномере; запрет включения электродвигателя рамоподъемной лебедки на опускание при ослабленном тросе лебедки; запрет подъема рамы выше минимальной глубины (1,5—2 м) при включенном электродвигателе землесоса.
При достижении заданной глубины разработки включается блок автоматического папильонирования и в случае поступления сигнала «всас опустить», осуществляется папильонирование вправо или влево до тех пор, пока указанный сигнал не исчезнет. При переста новке свай папильонирование автоматически прекращается.
В у с т а н о в к а х м а г и с т р а л ь н о г о г и д р а в л и ч е с к о г о т р а н с п о р т а (особенно на большие расстояния)
19 Заназ 545 |
289 |