Файл: Лобанов, Д. П. Гидромеханизация геологоразведочных и горных работ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

только произойдет отклонение плотности гидросмеси от определен­ ного значения.

Под регулируемым объектом понимается специальное смеси­ тельное устройство, сгуститель и др., изменяющие плотность вса­ сываемой грунтовым насосом гидросмеси.

Первичный импульс для включения установки в работу подается на реле уровня (поплавковым или электродным), устанавливаемым на определенную величину уровня гидросмеси в зумпфе. При дости­ жении уровня гидросмеси низшей границы реле подает импульс на промывку трубопровода.

Если грунтовый насос не залит водой, то установка не вклю­ чается. Предусматривается защита от перегрузки и коротких замыканий, температурная защита подшипников, а также защита землесоса и трубопровода от гидравлического удара.

§ 5. РАЗРАБОТАННЫЕ СХЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ

 

Разработанные (действующие) схемы автоматизации

шахтных

г и д р о т р а н с п о р т н ы х у с т а н о в о к

обычно осуществляют

следующие операции: заливку насоса, пуск

и остановку

электро­

двигателя, включения и отключения подачи напорной воды к бронедискам (для охлаждения подшипников и промывки трубопровода после остановки). Предусматривается также остановка агрегата при выходе его из нормального режима и автоматическое включение резервного насоса.

Схемы автоматизации, применяемые на углесосных установках, разработаны для технологических схем, которые включают два агрегата, каждый из которых в свою очередь состоит из двух после­ довательно работающих насосов типа 12У-6 (или других). Включе­ ние агрегатов производится при получении двух сигналов: наличие притока гидросмеси в зумпф (регистрируется индикатором нижнего уровня) и положение верхнего уровня гидросмеси (регистрируется нижним реле уровня). Импульсом на остановку является положение нижнего уровня гидросмеси в зумпфе. Заливка насосов осуществля­ ется струйными насосами, к которым подводится вода от водовода насосной станции.

Длительный режим работы насосов при переменном притоке гидросмеси обеспечивается регулятором, позволяющим добавлять в трубопровод воду из напорного водовода; по новым разработкам на шахтах режим работы поддерживается за счет использования аккумулируемого в бункере угля крупных классов и применением устройств УВ (см. ранее). В случае повышенного притока гидросмеси часть его может переливаться в аварийную емкость, откуда по мере накопления откачивается.

Работа установки происходит при неподвижных всасывающих трубопроводах. Гидравлическая защита углесосов выполнена ис­ пользованием дифференциальных манометров, подключенных к кол­ лекторам всасывающих трубопроводов. При ручном управлении для

283


контроля за режимом работы углесосов предусмотрены манометры и вакуумметры. Контроль за промывкой бронедисков или уплот­ нений осуществляется специальными реле расхода.

При снятии напряжения с двигателей углесосов во время их работы гидросмесь из напорного трубопровода сбрасывается в зумпф автосбросом. Для контроля за поступлением гидросмеси по трубо­ проводу служит индикатор.

На рис. 134 изображена схема автоматизации насосной станции. Для гидротранспорта в рассматриваемой схеме предусматривается подача гидросмеси по лоткам через грохот в зумпф. Крупные куски, не прошедшие через грохот, направляются в дробилку и после из­ мельчения также поступают в зумпф. При появлении гидросмеси в аккумулирующем лотке перед грохотом и при достижении задан­ ного уровня в зумпфе производится запуск насоса. Он осуществляется автоматически и включает следующие операции: 1) заливку насосов

спомощью гидроэлеватора; 2) подачу напорной воды для защиты

иохлаждения подшипников; 3) включения электродвигателя. Остановка насосов производится при достижении минимального

уровня в зумпфе. После остановки производится промывка трубо­ проводов водой из напорного водоотлива. В случае аварийной оста­ новки рабочих агрегатов производится автоматическое включение резерва. Дистанционное управление предусматривается для задви­ жек на водоводе и насосах. На отдельных шахтах (№ 3 «Ново-Гро- довка» в Донбассе и др.) в системе управления гидротранспортной установки применяют автоматически действующее устройство на всасывающих трубах типа У В-1. Наличие УВ-1, например на угле­ носном агрегате, позволяет получить полезную емкость зумпфа до 300 м3. За счет этого обеспечивается длительная работа агрегатов при неравномерном притоке гидросмеси к зумпфу (коэффициент неравномерности до 0,35), а с учетом совмещения зумпфа с водосбор­ ником — в течение смены.

По схеме заливка насосных агрегатов может производиться ком­ бинированным способом: гидроэлеватором с аккумулирующей ем­ костью на всасывающем - трубопроводе. Данный способ заливки обеспечивает нормальную нагрузку агрегата при пуске, требует небольшого количества высоконапорной воды (около 1—3 м3 на одну заливку), а также дает возможность в случае срыва вакуума во всасы­ вающей линии восстановить нормальную работу агрегата без его отключения.

При наличии регулируемого привода по данной схеме возможно регулирование режима работы с использованием датчиков плотно­ мера и расходомера.

Кроме нулевой защиты, предусматривается гидравлическая за­ щита насосов и тепловая защита подшипников. Гидравлическая за­ щита осуществляется датчиками реле производительности; тепловая защита — датчиками на легкоплавком сплаве с нормальными за­ мкнутыми контактами. Все датчики одного агрегата включаются по­ следовательно в цепь соответствующего реле защиты, которое таким

284


Рис. 134. Принципиальная схема автоматизации пасосиой

станции (гидротранспорта или водоснабжения)

с датчиками:

] — задвижки (промывки); 2 — плотномера; з — манометра; 4 — расходомера; 5 — сигнал уровня; в — уровнемера;

7 — уровнемера

заливки; S — электродвигатель; о — вакуумметра; 10 — термометра;

и контроль

воды на подшипники; 12 — задвижки; 13 аадвижки

гидроэлеватора; 14 — переключатель

насосов

 

образом контролирует не только производительность агрегата и тем­ пературу подшипников, но и целостность цепей защиты. Дистан­ ционный контроль за работой автоматизированной насосной станции предусматривается с одного или двух мест (по сигнальиому табло у диспетчера). Табло являются простейшими и передают минимально необходимое количество сигналов.

Для определения на месте вида неисправности предусматриваются соответствующие элементы в конструкциях датчиков и аппаратов. Перевод схемы с автоматического управления на ручное и обратно осуществляется поворотом ручки универсального переключения. Схема рассчитана для насосных станций с резервом оборудования

1 0 0 % .

На рис. 135 показана схема автоматизированного гидротранспорта с применением питателей (загрузочных аппаратов). Автоматизация работы узла питателей, согласно предлагаемой схеме, состоит в сле­ дующем. При подаче угля (породы) с гидроучастков запускаются электродвигатели дозировочного и основного ленточного конвей­ еров. При достижении среднего уровня в промежуточном бункере начинается дозировка, которая регулируется путем изменения сте­ пени открывания шибера. Весовое количество дозируемого материала измеряется на дозировочном конвейере и регулируется по задан­ ной величине или по плотности гидросмеси, выходящей из пита­ теля.

Вода в камеры питателя подается в постоянном количестве при работе установки гидротранспорта. Часть воды, вытесняемой из питателей, поступает в сборник, откуда она закачивается поршневым насосом в напорный трубопровод. Для этого варианта установки контролируются следующие показатели:

1)уровень воды в промежуточном бункере с помощью электрон­ ного измерителя уровня;

2)уровень угля (породы) в камерах питателя и вытесненной воды в сборнике; в этих случаях контролируются предельные зна­ чения уровня с помощью электронных сигнализаторов уровня; возможно также применение датчиков сопротивления ИКС-2;

3)величина дозировки в питатель контролируется с помощью специального весового устройства, выполненного в виде ленточного конвейера с синхронным электроприводом.

В установках с загрузочными устройствами система автомати­

ческого управления строится на базе гидравлической или пневма­ тической клапанно-регулирующей и распределительной аппаратуры. Например, автоматическая система управления питателем типа АЗВ оснащена кулачковым распределителем с приводом от гидромотора, регулирование скорости вращения которого обеспечивает изменение продолжительности цикла работы аппарата в заданных пределах. Срабатывание уравнителя давления обеспечивается блокировочным устройством, состоящим из золотника и концевых гидравлических выключателей, смонтированных на гидравлических цилиндрах за­ творов. Система автоматизации рабочего процесса обеспечивает

.286


Приборы Приборы у диспетчера местные

Рис. 135. Принципиальная схема автоматизации устаиовкп гидротранспорта с питателями:

./ — манометр; 2 — расходомер; 3 — плотномер; 4 — уровнемер; 5 — прибор производительности; в — привод шибера; 7 — привод конвейера; 8 — привод задвижки и для воды; о — перекидное устройство; 10 — уровнемер; и — поршневой насос

программное выполнение всех операций рабочего цикла и защиту установки от гидроударов.

Построение схем автоматизации для двух технологических ком­ плексов гидромеханизации ведется аналогично схемам рис. 134 и 135 по разработкам института Гипроуглеавтоматизация.

Применительно к р а б о т е з е м л е с о с н ы х с н а р я д о в схемы автоматизации применяют как для выполнения отдельных операции, так и для автоматического управления при выполнении полного цикла (в развитие отмеченной ранее схемы автоматизации П. П. Дьякова). Для иллюстрации отдельных возможных решений

Рис. 136. Гидромеханическая схема автоматизированной системы включения земснаряда:

1 — вспомогательный насос; 2 — заливочный бак; з — всасывающая труба, 4 — обратный клапан; 5 — клапан-переключатель, 6 — воздушный клапан; 7 — эжектор

на рис. 136 приведена гидромеханическая схема для системы автома­ тизированного включения крупных грунтовых насосов (разработка Минтрансстроя).

По этой схеме производится заливка корпуса (используется вспомогательный насос и система клапанов). После достижения ра­ бочей точки на характеристике насоса резиновая мембрана клапана переключателя перемещается вверх. Закрывается правый клапан и открывается левый. Тем самым отключается эжектор и воздушный клапан от нагнетательной линии. Вспомогательный насос произво­ дит подачу воды для охлаждения подшипников и к сальникам грунтового насоса. После остановки насоса клапан-переключатель возвращается в исходное положение.

Система автоматического управления работой земснаряда, по­ строенная на изложенных выше принципах, осуществлена на

288


установках типа 12А-4 (предприятия Мннтранстроя), на которых достигается Qs — 150 м3/ч (при D — 400 мм) песчано-гравийной горной массы.

Земснаряд оборудован фрезерным рыхлителем и шагающим свайным ходом. Система автоматизации предусматривает автомати­ ческое управление следующими технологическими операциями: пуск земснаряда, всасывание и транспортирование породы на карту на­ мыва; управление рабочими перемещениями земснаряда в пределах заданных границ забоя и глубины разработки, технологическая (или аварийная) остановка земснаряда.

В процессе запуска контролируется работа всех механизмов и время заливки. В процессе папильонирования поддерживается натяжение троса сматывающей лебедки, контролируется нахождение свай на грунте. При длительном опускании рамы всаса при натя­ нутых тросах папильонажных лебедок осуществляется размотка одного из тросов. Контролируются загрузки электродвигателей па­ пильонажных лебедок и разрыхлителей.

Разработка породы ведется воронкообразными заходками. Огра­ ничивающими факторами на всасывание породы являются кавита­ ция во всасе и заиление. На всасе установлен электроконтактный вакуумметр, в напорной части — электроконтактный манометр с за­ щитным устройством. С помощью перемещаемых контактов устана­ вливаются рабочие зоны вакуума и давления. Максимальный контакт вакуумметра устанавливается на значение вакуума, соответству­ ющего началу кавитации, максимальный контакт манометра — на значение давления, близкого к началу заиления.

Для определения условий всасывания в схему автоматического управления введены контакты токовых реле электродвигателя земле­ соса тремя установками на различные значения тока. Различные

сочетания сигналов

(от вакуумметра, манометра и токовых реле)

в логическом блоке

однозначно определяют условия всасывания

и соответственно вырабатывается одна из следующих команд: «всас опустить», «всас поднять», «прекратить опускание всаса», «прекра­ тить подъем всаса».

Кроме того, в блок управления рамоподъемной лебедкой вво­ дятся следующие блокировки: запрет подъема и опускания рамы в крайние полояюния; запрет опускания рамы ниже глубины, задан­ ной на глубиномере; запрет включения электродвигателя рамоподъемной лебедки на опускание при ослабленном тросе лебедки; запрет подъема рамы выше минимальной глубины (1,5—2 м) при включенном электродвигателе землесоса.

При достижении заданной глубины разработки включается блок автоматического папильонирования и в случае поступления сигнала «всас опустить», осуществляется папильонирование вправо или влево до тех пор, пока указанный сигнал не исчезнет. При переста­ новке свай папильонирование автоматически прекращается.

В у с т а н о в к а х м а г и с т р а л ь н о г о г и д р а в л и ­ ч е с к о г о т р а н с п о р т а (особенно на большие расстояния)

19 Заназ 545

289