Файл: Грызлов, А. Ф. Линейные сооружения городских телефонных сетей учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 12.2
Электрические нормы цепей для Линий городской телефонной сети
Наименование цепи
Сопротивле ние шлейфа К шлне 60- лее, Ом |
Рабочая емкость Сраб , не свыше, мкФ |
Сопротивле ние изоляции, не менее, кОм |
Примечание
ал |
АТС-54 |
|
|
|
|
|
1500 |
0,5 |
20 |
|
|
|
|
ал АТС-54А |
|
|
|
|
1000 |
0,5 |
80 |
|
|
|
|||
ал АТСК городского'типа |
1000 |
0,5 |
80 |
|
|
|
|||||||
то же, с применением |
3400 |
2,0 |
30 |
|
|
|
|||||||
схемы КУА |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ал АТСК-100/2000 для ин- |
1200 |
|
|
|
|
|
|||||||
дивидуальных аппаратов |
2,0 |
20 |
|
|
|
||||||||
то же, для спаренных ап- |
1000 |
0,5 |
20 |
|
|
|
|||||||
паратов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ал АТС-54 и АТС-54А |
с |
3000 |
1,0 |
20 |
|
|
|
||||||
применением схемы РУ А |
|
|
|
||||||||||
сл между |
двумя |
АТС-54 |
4000 |
1,6 |
100 |
сопротивление |
провода |
с |
|||||
трехпроводная |
|
|
|
без схемы РСЛ—700, со |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
схемой РСЛ—1500 Ом |
|
|
то же, |
АТС-54А |
|
|
|
3000 |
1,6 |
150 |
сопротивление провода |
с |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
без схемы РСЛ—700, со |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
схемой РСЛ—1500 Ом |
|
|
сл между |
двумя АТС-54 |
|
|
|
|
|
|
||||||
двухпроводная |
с |
ком- |
3000 |
1,6 |
150 |
|
|
|
|||||
плектом РСЛК |
|
|
|
|
|
|
|||||||
сл между АТСК городс |
|
|
|
|
|
|
|||||||
кого |
типа |
двухпровод- |
3000 |
0,9 |
150 |
|
|
|
|||||
ная с комплектом РСЛ-2 |
|
|
|
||||||||||
то же, |
трехпроводная |
с |
3000 |
1,6 |
150 |
сопротивление провода с— |
|||||||
|
комплектом РСЛ-3 |
|
|
—1500 Ом |
|
|
|||||||
сл между |
АТСК-100/2000 |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
двухпроводная |
с |
ком- |
1500 |
0,5 |
50 |
|
|
|
||||
|
плектом РСЛ-П |
|
|
|
|
|
|
||||||
то |
же, |
с |
комплектом |
2000 |
0,9 |
50 |
|
|
|
||||
• |
РСЛ-Б |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
сл между АТСДШ и АТСК |
|
|
|
сопротивление провода с— |
|||||||||
|
трехпроводная |
с |
ком- |
2000 |
1,0 |
50 |
|||||||
|
плектом РСЛ-П/Б |
|
|
—1000 Ом |
|
|
|||||||
сл между МТС и АТС |
|
1400- |
1 ,0 -1 ,6 |
50-150 нормы зависят |
от типа |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
-2000 |
|
|
оборудования |
ГАТС |
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АМТС |
|
|
Омическая асимметрия (разность сопротивлений «остоянному току irapоводов разговорной цепи) .нормируется для обеспече ния симметрии питающего моста и повышения помехозащищенно сти цепей, а также для использования цепей ГТС при телеграфиро-
201
вании. Для кабельных цепей асимметрия постоянному току не должна превышать 1% от сопротивления шлейфа, для воздушных цепей — ю Ом на участок линии с сопротивлением шлейфа не ме нее 1000 Ом.
12.3. РАБОЧАЯ ЕМКОСТЬ ЦЕПИ
Электрическая рабочая емкость цепи, как и сопротивление шлейфа, влияет на слышимость и на работу реле в схемах обору дования АТС. Величина рабочей емкости рассчитывается по фор муле Сраб — С - 1 . Здесь I — длина цепи, км; С — километрическая емкость, нФ/км, зависит от конструкции цепи: диэлектрической проницаемости материала изоляции, диаметра провода и расстояния
между проводами.
Условия передачи (частота и температура) на величину емкости практически не влияют.
■Для воздушных линий электрическая емкость относительно ма ла. Это объясняется следующими причинами. Во-первых, воздух как изоляция имеет диэлектрическую проницаемость, равную 1, во-вторых, воздушные провода имеют небольшой диаметр (1,2— Ч-'2,0 мм); в-третьих, значительное расстояние (между проводами (20—35 см). Несколько увеличивают емкость (в пределах 5%) со седние провода и изоляторы, а также влияние земли. Величина километрической емкости воздушных цепей ГТС составляет 4— 5 нФ/км. Емкость цепей воздушных линий обычно не учитывается.
Для кабельных линий электрическая емкость велика. Это объ ясняется следующими тремя основными причинами. Во-первых, изоляция в кабелях комбинированная с воздухом или сплошная, диэлектрическая проницаемость при этом увеличивается для кор- дельно-полистирольной изоляции до 1,2, для сплошной полиэтиле новой до 2,2; во-вторых, невелико расстояние между жилами: для сплошной до 0,4 мм, кордельной до 1,2 мм; в-третьих, скрутка уве личивает длину жил до 7%. Для кабельных цепей величины С при ведены в табл. 2.5; 2.7 и 2.9. Разброс величин зависит от влияния в многопарных кабелях соседних цепей и металлической оболочки или экрана.
Большая величина емкости кабельных цепей увеличивает собст венное затухание, что ухудшает слышимость. Шунтирующее дейст вие емкостного сопротивления возрастает с ростом частоты, что также увеличивает затухание и ухудшает слышимость. Кроме того, емкость цепи оказывает заметное воздействие на работу импульс ных цепей. Импульс постоянного тока при наборе номера будет ис кажаться, поэтому в отдельных случаях (при большой длине ли нии) необходимо применять коррекцию импульсов набора номера. Такая коррекция осуществляется с помощью специальных схем, на пример конденсаторная схема коррекции в комплектах РСЛК, двухрелейная схема коррекции для РСЛ координатных АТС и в комплекте КУА.
Нормируемые величины рабрчих емкостей для некоторых цепей приведены в табл. 12.2.
202
12.4. СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗОЛЯЦИИ И ИНДУКТИВНОСТЬ ЦЕПИ
Величина сопротивления изоляции цепи4) рассчитывается по формуле R из= ^из км/Г где I — длина цепи, км. С увеличением / со противление изоляции уменьшается, в отличие от сопротивления проводов цепи.
Ru3 km — километрическое сопротивление изоляции, км-кОм или км-МОм, зависит, в первую очередь, от качества диэлектрика, от конструктивного выполнения изоляции проводов (жил) и условий передачи: температуры и частоты.
Качество диэлектрика определяется величинами объемного со противления диэлектрика (изоляции) и тангенсом угла диэлектри ческих потерь. В лучших условиях находятся воздушные линии (ру-voo, tg6->0), однако при неблагоприятных атмосферно-клима тических условиях (дождь, туман, гололед и иней) качество изоля ции значительно ухудшается. Для кабелей заметно снижается со противление изоляции с ростом частоты. Это объясняется увеличе нием потерь электрической энергии на поляризацию диполей ди электрика. Кроме того, увеличивается утечка переменного тока че рез емкостное сопротивление. Значения километрического сопро
тивления изоляции цепей некоторых |
кабелей даны в табл. |
2.5; |
2.7 и 2.9. |
при снижении изоляции, |
что • |
Собственное затухание возрастает |
||
ухудшает слышимость. |
|
|
Величина сопротивления изоляции влияет на работу реле прибо ров АТС в меньшей степени, чем сопротивление шлейфа и емкость цепи. Через сопротивление'изоляции происходит утечка постоян ного тока станционной батареи, что ведет к бесполезному расходу энергии при положенной трубке и уменьшает ток питания микро фона при снятой трубке.
Для воздушных цепей ГТС сопротивление изоляции не должно быть ниже 0,5 МОм. Для кабельных цепей норма устанавливается в зависимости от назначения линии. Некоторые нормы приведены в табл. 12.2.
Индуктивность цепей ГТС не имеет большого значения, так как величина ее очень мала. Для кабельных цепей она составляет 0,6— 0,8 мГ/км, для воздушных 2—3 мГ/км. Величины индуктивности не нормируются. Увеличение индуктивности положительно сказывает ся на передаче электрических сигналов по проводным цепям, сни жая собственное затухание. Это используется на линиях ГТС при пупинизации. Однако увеличенная индуктивность цепи несколько искажает фронт нарастания импульса набора номера.
*) Сопротивление изоляции — величина обратная проводимости изоляции. В теории связи рассматривается проводимость изоляции, в практических же це лях удобнее пользоваться сопротивлением изоляции.
203
12.5. СОБСТВЕННОЕ ЗАТУХАНИЕ ЦЕПИ
Одной из существенных характеристик для оценки качества те лефонной передачи является эквивалент затухания по громкости. На линиях ГТС для упрощения расчетов принято, что эквивалент затухания по громкости по своему значению близок к собственному затуханию цепи на частоте 800 Гц.
Затухание цепи характеризует потери мощности при распростра нении электрического сигнала вдоль цепи и определяется форму лой a = al, где I — длина цепи, км; а — коэффициент затухания,
дБ/км.
Коэффициент затухания или километрическое затухание зави сит от первичных параметров R, С, L и IG, которые определяются конструкцией цепи и условиями передачи. Для кабельных цепей величины а приведены в табл. 2.5; 2.7 и 2.9, для воздушных — в
табл. 12.3.
Величина собственного затухания на ГТС нормируется по,участ кам сети в зависимости от построения последней (рис. 12.1). Нормы затухания на соединительных линиях крупных ГТС устанавливают ся в каждом отдельном случае с учетом построения ГТС в целом, применения вч уплотнения и распределения затухания по участкам.
На весь тракт телефонной передачи по системе ЕАСС от аппара та до аппарата установлена норма затухания до 29,5 дБ (рис. 12.2). Общее затухание на участке от абонентского аппарата до АМТС не должно превышать 9,6 дБ на сетях без узлов и 13,9 дБ на сетях с узлами
12.6. ДАЛЬНОСТЬ ТЕЛЕФОННОЙ ПЕРЕДАЧИ
Дальность телефонной передачи на ГТС определяют в основном два фактора. Это собственное затухание (слышимость) и сопротив ление цепи (устойчивость работы реле станционных схем). Даль ность можно увеличить, улучшив конструкцию кабельной цепи, т. е. применяя качественные материалы и создавая рациональную кон струкцию кабельной цепи и кабеля в целом.
Необходимую дальность передачи можно обеспечить надлежа щим выбором кабеля, в первую очередь выбором наименьшего до пустимого диаметра жил. Исходными данными для экономичного выбора диаметра жил являются длина линии I и электрические нормы затухания й„ и сопротивления Ru. Расчет ведется в следую щем порядке.
Рассчитывают допустимое километрическое затухание а ' = ан// и по справочным данным подбирают ближайшее меньшее или рав ное километрическое затухание а и соответствующий ему диаметр жил кабеля d.
Затем рассчитывают фактическое затухание и сопротивление це пи: йф—а/ и Rcj,=R-l, где R — величина километрического сопро тивления, взятая из справочника и соответствующая диаметру жил.
Полученные величины йф и сравнивают с нормами. При этом
204
Т а б л и ц а |
il2.3 |
|
|
|
|
|
Километрическое затухание воздушных |
цепей при 800 Гц и 20вС |
|
||||
Материал |
Диаметр проводов |
а , дБ/км |
Материал |
Диаметр проводов |
а , дБ/км |
|
|
мм |
|
|
|
мм |
|
Биметалл |
1 ,2 |
0,209 |
Сталь |
|
2,0 |
0,252 |
Медь |
3,0 |
0,038 |
Сталь |
|
1,5 |
0,348 |
Сталь |
3,0 |
0,171 |
Полевой |
провод |
|
|
|
|
|
П-274 |
|
_ |
1,32 |
П р и м е ч а н и е . Расстояние |
между проводами |
20 см, |
условия погоды — лето—сыро* |
Рис. 12.1. Распределение затухания по участкам районированных сетей: а) без узлов; б) с узлом входящего сообщения; в) с узлами исходящего и входящего сообщений.
Примечание. В скобках указана величина затухания при вч уплотнении цепей
4,34 |
АМТС |
1,61 |
АМТС |
3,6 |
1 |
^ ----- |
|
|
|
||
|
0 |
|
~ т- 4,34 |
|
|
М ест ная сет ь |
Сеть междугородной связи М ест ная сеть |
||||
' ~ТС с узл а м и } |
|
|
|
(Г Т С |
ил и СТС ) |
Рис. 12.2. Распределение затухания при междугородном соединении
205