Файл: Грызлов, А. Ф. Линейные сооружения городских телефонных сетей учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 12.2

Электрические нормы цепей для Линий городской телефонной сети

Наименование цепи

Сопротивле­ ние шлейфа К шлне 60- лее, Ом

Рабочая емкость Сраб , не свыше, мкФ

Сопротивле­ ние изоляции, не менее, кОм

Примечание

ал

АТС-54

 

 

 

 

 

1500

0,5

20

 

 

 

ал АТС-54А

 

 

 

 

1000

0,5

80

 

 

 

ал АТСК городского'типа

1000

0,5

80

 

 

 

то же, с применением

3400

2,0

30

 

 

 

схемы КУА

 

 

 

 

 

 

 

ал АТСК-100/2000 для ин-

1200

 

 

 

 

 

дивидуальных аппаратов

2,0

20

 

 

 

то же, для спаренных ап-

1000

0,5

20

 

 

 

паратов

 

 

 

 

 

 

 

 

ал АТС-54 и АТС-54А

с

3000

1,0

20

 

 

 

применением схемы РУ А

 

 

 

сл между

двумя

АТС-54

4000

1,6

100

сопротивление

провода

с

трехпроводная

 

 

 

без схемы РСЛ—700, со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

схемой РСЛ—1500 Ом

 

то же,

АТС-54А

 

 

 

3000

1,6

150

сопротивление провода

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

без схемы РСЛ—700, со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

схемой РСЛ—1500 Ом

 

сл между

двумя АТС-54

 

 

 

 

 

 

двухпроводная

с

ком-

3000

1,6

150

 

 

 

плектом РСЛК

 

 

 

 

 

 

сл между АТСК городс­

 

 

 

 

 

 

кого

типа

двухпровод-

3000

0,9

150

 

 

 

ная с комплектом РСЛ-2

 

 

 

то же,

трехпроводная

с

3000

1,6

150

сопротивление провода с

 

комплектом РСЛ-3

 

 

—1500 Ом

 

 

сл между

АТСК-100/2000

 

 

 

 

 

 

 

двухпроводная

с

ком-

1500

0,5

50

 

 

 

 

плектом РСЛ-П

 

 

 

 

 

 

то

же,

с

комплектом

2000

0,9

50

 

 

 

РСЛ-Б

 

 

 

 

 

 

 

 

сл между АТСДШ и АТСК

 

 

 

сопротивление провода с—

 

трехпроводная

с

ком-

2000

1,0

50

 

плектом РСЛ-П/Б

 

 

—1000 Ом

 

 

сл между МТС и АТС

 

1400-

1 ,0 -1 ,6

50-150 нормы зависят

от типа

 

 

 

 

 

 

 

 

-2000

 

 

оборудования

ГАТС

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АМТС

 

 

Омическая асимметрия (разность сопротивлений «остоянному току irapоводов разговорной цепи) .нормируется для обеспече­ ния симметрии питающего моста и повышения помехозащищенно­ сти цепей, а также для использования цепей ГТС при телеграфиро-

201


вании. Для кабельных цепей асимметрия постоянному току не должна превышать 1% от сопротивления шлейфа, для воздушных цепей — ю Ом на участок линии с сопротивлением шлейфа не ме­ нее 1000 Ом.

12.3. РАБОЧАЯ ЕМКОСТЬ ЦЕПИ

Электрическая рабочая емкость цепи, как и сопротивление шлейфа, влияет на слышимость и на работу реле в схемах обору­ дования АТС. Величина рабочей емкости рассчитывается по фор­ муле Сраб С - 1 . Здесь I — длина цепи, км; С — километрическая емкость, нФ/км, зависит от конструкции цепи: диэлектрической проницаемости материала изоляции, диаметра провода и расстояния

между проводами.

Условия передачи (частота и температура) на величину емкости практически не влияют.

■Для воздушных линий электрическая емкость относительно ма­ ла. Это объясняется следующими причинами. Во-первых, воздух как изоляция имеет диэлектрическую проницаемость, равную 1, во-вторых, воздушные провода имеют небольшой диаметр (1,2— Ч-'2,0 мм); в-третьих, значительное расстояние (между проводами (20—35 см). Несколько увеличивают емкость (в пределах 5%) со­ седние провода и изоляторы, а также влияние земли. Величина километрической емкости воздушных цепей ГТС составляет 4— 5 нФ/км. Емкость цепей воздушных линий обычно не учитывается.

Для кабельных линий электрическая емкость велика. Это объ­ ясняется следующими тремя основными причинами. Во-первых, изоляция в кабелях комбинированная с воздухом или сплошная, диэлектрическая проницаемость при этом увеличивается для кор- дельно-полистирольной изоляции до 1,2, для сплошной полиэтиле­ новой до 2,2; во-вторых, невелико расстояние между жилами: для сплошной до 0,4 мм, кордельной до 1,2 мм; в-третьих, скрутка уве­ личивает длину жил до 7%. Для кабельных цепей величины С при­ ведены в табл. 2.5; 2.7 и 2.9. Разброс величин зависит от влияния в многопарных кабелях соседних цепей и металлической оболочки или экрана.

Большая величина емкости кабельных цепей увеличивает собст­ венное затухание, что ухудшает слышимость. Шунтирующее дейст­ вие емкостного сопротивления возрастает с ростом частоты, что также увеличивает затухание и ухудшает слышимость. Кроме того, емкость цепи оказывает заметное воздействие на работу импульс­ ных цепей. Импульс постоянного тока при наборе номера будет ис­ кажаться, поэтому в отдельных случаях (при большой длине ли­ нии) необходимо применять коррекцию импульсов набора номера. Такая коррекция осуществляется с помощью специальных схем, на­ пример конденсаторная схема коррекции в комплектах РСЛК, двухрелейная схема коррекции для РСЛ координатных АТС и в комплекте КУА.

Нормируемые величины рабрчих емкостей для некоторых цепей приведены в табл. 12.2.

202


12.4. СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗОЛЯЦИИ И ИНДУКТИВНОСТЬ ЦЕПИ

Величина сопротивления изоляции цепи4) рассчитывается по формуле R из= ^из км/Г где I — длина цепи, км. С увеличением / со­ противление изоляции уменьшается, в отличие от сопротивления проводов цепи.

Ru3 km — километрическое сопротивление изоляции, км-кОм или км-МОм, зависит, в первую очередь, от качества диэлектрика, от конструктивного выполнения изоляции проводов (жил) и условий передачи: температуры и частоты.

Качество диэлектрика определяется величинами объемного со­ противления диэлектрика (изоляции) и тангенсом угла диэлектри­ ческих потерь. В лучших условиях находятся воздушные линии (ру-voo, tg6->0), однако при неблагоприятных атмосферно-клима­ тических условиях (дождь, туман, гололед и иней) качество изоля­ ции значительно ухудшается. Для кабелей заметно снижается со­ противление изоляции с ростом частоты. Это объясняется увеличе­ нием потерь электрической энергии на поляризацию диполей ди­ электрика. Кроме того, увеличивается утечка переменного тока че­ рез емкостное сопротивление. Значения километрического сопро­

тивления изоляции цепей некоторых

кабелей даны в табл.

2.5;

2.7 и 2.9.

при снижении изоляции,

что •

Собственное затухание возрастает

ухудшает слышимость.

 

 

Величина сопротивления изоляции влияет на работу реле прибо­ ров АТС в меньшей степени, чем сопротивление шлейфа и емкость цепи. Через сопротивление'изоляции происходит утечка постоян­ ного тока станционной батареи, что ведет к бесполезному расходу энергии при положенной трубке и уменьшает ток питания микро­ фона при снятой трубке.

Для воздушных цепей ГТС сопротивление изоляции не должно быть ниже 0,5 МОм. Для кабельных цепей норма устанавливается в зависимости от назначения линии. Некоторые нормы приведены в табл. 12.2.

Индуктивность цепей ГТС не имеет большого значения, так как величина ее очень мала. Для кабельных цепей она составляет 0,6— 0,8 мГ/км, для воздушных 2—3 мГ/км. Величины индуктивности не нормируются. Увеличение индуктивности положительно сказывает­ ся на передаче электрических сигналов по проводным цепям, сни­ жая собственное затухание. Это используется на линиях ГТС при пупинизации. Однако увеличенная индуктивность цепи несколько искажает фронт нарастания импульса набора номера.

*) Сопротивление изоляции — величина обратная проводимости изоляции. В теории связи рассматривается проводимость изоляции, в практических же це­ лях удобнее пользоваться сопротивлением изоляции.

203


12.5. СОБСТВЕННОЕ ЗАТУХАНИЕ ЦЕПИ

Одной из существенных характеристик для оценки качества те­ лефонной передачи является эквивалент затухания по громкости. На линиях ГТС для упрощения расчетов принято, что эквивалент затухания по громкости по своему значению близок к собственному затуханию цепи на частоте 800 Гц.

Затухание цепи характеризует потери мощности при распростра­ нении электрического сигнала вдоль цепи и определяется форму­ лой a = al, где I — длина цепи, км; а — коэффициент затухания,

дБ/км.

Коэффициент затухания или километрическое затухание зави­ сит от первичных параметров R, С, L и IG, которые определяются конструкцией цепи и условиями передачи. Для кабельных цепей величины а приведены в табл. 2.5; 2.7 и 2.9, для воздушных — в

табл. 12.3.

Величина собственного затухания на ГТС нормируется по,участ­ кам сети в зависимости от построения последней (рис. 12.1). Нормы затухания на соединительных линиях крупных ГТС устанавливают­ ся в каждом отдельном случае с учетом построения ГТС в целом, применения вч уплотнения и распределения затухания по участкам.

На весь тракт телефонной передачи по системе ЕАСС от аппара­ та до аппарата установлена норма затухания до 29,5 дБ (рис. 12.2). Общее затухание на участке от абонентского аппарата до АМТС не должно превышать 9,6 дБ на сетях без узлов и 13,9 дБ на сетях с узлами

12.6. ДАЛЬНОСТЬ ТЕЛЕФОННОЙ ПЕРЕДАЧИ

Дальность телефонной передачи на ГТС определяют в основном два фактора. Это собственное затухание (слышимость) и сопротив­ ление цепи (устойчивость работы реле станционных схем). Даль­ ность можно увеличить, улучшив конструкцию кабельной цепи, т. е. применяя качественные материалы и создавая рациональную кон­ струкцию кабельной цепи и кабеля в целом.

Необходимую дальность передачи можно обеспечить надлежа­ щим выбором кабеля, в первую очередь выбором наименьшего до­ пустимого диаметра жил. Исходными данными для экономичного выбора диаметра жил являются длина линии I и электрические нормы затухания й„ и сопротивления Ru. Расчет ведется в следую­ щем порядке.

Рассчитывают допустимое километрическое затухание а ' = ан// и по справочным данным подбирают ближайшее меньшее или рав­ ное километрическое затухание а и соответствующий ему диаметр жил кабеля d.

Затем рассчитывают фактическое затухание и сопротивление це­ пи: йф—а/ и Rcj,=R-l, где R — величина километрического сопро­ тивления, взятая из справочника и соответствующая диаметру жил.

Полученные величины йф и сравнивают с нормами. При этом

204


Т а б л и ц а

il2.3

 

 

 

 

 

Километрическое затухание воздушных

цепей при 800 Гц и 20вС

 

Материал

Диаметр проводов

а , дБ/км

Материал

Диаметр проводов

а , дБ/км

 

мм

 

 

 

мм

 

Биметалл

1 ,2

0,209

Сталь

 

2,0

0,252

Медь

3,0

0,038

Сталь

 

1,5

0,348

Сталь

3,0

0,171

Полевой

провод

 

 

 

 

П-274

 

_

1,32

П р и м е ч а н и е . Расстояние

между проводами

20 см,

условия погоды — лето—сыро*

Рис. 12.1. Распределение затухания по участкам районированных сетей: а) без узлов; б) с узлом входящего сообщения; в) с узлами исходящего и входящего сообщений.

Примечание. В скобках указана величина затухания при вч уплотнении цепей

4,34

АМТС

1,61

АМТС

3,6

1

^ -----

 

 

 

 

0

 

~ т- 4,34

 

 

М ест ная сет ь

Сеть междугородной связи М ест ная сеть

' ~ТС с узл а м и }

 

 

 

(Г Т С

ил и СТС )

Рис. 12.2. Распределение затухания при междугородном соединении

205