ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
S у |
Т |
v^c. |
с |
1 |
С1^ |
Г ' -S |
с. |
|
1 |
|
'*> |
|
|
S |
< |
|
|
НЕЛИДОВО;
1. Город Торопец. Богоявленская церковь. 1764 2. Усадьба Подгороднее.
Начало XIX в.
5. Деревянная скульптура. Нил Столобенский из села Метлино.
Конец XVIII — начало
XIX в.
6.Деревянная церковь Рождества Христова в селе Почеп. 1768.
7.Усадьба Хотилицы. Главный дом. Конец
XVIII в.
8.Троицкая церковь
вселе Отолово.
1753
£>/
72 С ! Г 15
'<ос. пуС-'ячная
iиаучко-твчикчиокгя отека СССР
Г«ОсМЛЛЯР
->1Т^ ■; ’ОГО ЗАЛА
%' ноъв
8-1 *2
258-72
ТОРОПЕЦ И ЕГО
ОКРЕСТНОСТИ
А. ГАЛАШЕВИЧ
ИЗДАТЕЛЬСТВО
«искусство»
МОСКВА
1972
СОДЕРЖАНИЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
ВСТУПЛЕНИЕ_____ ___________________________ |
6 |
||||||||||
1. В ЦЕНТРЕ ДРЕВНЕГО ТОРГОВОГО ПУТИ...... |
— |
9 |
|||||||||
«Из Варяг в Греки» (9). «Почах рыти реку сю* |
|
||||||||||
(11). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. ГОРОД К РИ В И Т ...................................... |
|
|
|
—____ |
17 |
||||||
«История от древних летописцев о граде Кривите...» |
|
||||||||||
(17) |
«Гнаша их до Игнача креста...» |
(21) |
|
|
|
|
|||||
3. ТОРОПЕЦ |
-------- |
- ................ |
|
- ................ |
|
|
|
25 |
|||
«На Особливом острове» (25). «Через знающего ар |
|
||||||||||
хитектуру сделать приличный соборной церкви |
|
||||||||||
план |
и |
фасад» — Корсунский собор (28). |
«Постро |
|
|||||||
енная здешним купцом Федором Федоровичем Гун- |
|
||||||||||
доровым» — Богоявленская церковь (31) |
|
|
|
|
|||||||
4. НА П О СА Д Е |
------------------------------ |
людьми |
и вкладчика |
34 |
|||||||
«Построена |
приходскими |
|
|||||||||
ми» — Никольская церковь (35). «Оный же город |
|
||||||||||
не мало увеличивают и придают ему много красы |
|
||||||||||
каменные |
церкви — Иоанно-Предтеченская |
цер |
|
||||||||
ковь (38). «В городах каменные старые церкви по |
|
||||||||||
чинить...» — Казанская и Спасо-Преображенская |
|
||||||||||
церкви (40). «Массивностью, прочностью своих по |
|
||||||||||
строек Торопецкие церкви говорят о щедрости их |
|
||||||||||
строителей |
и возстановителей» — Рождественская |
|
|||||||||
церковь (45). «Глава о всяком деле, сбудется ли |
|
||||||||||
или |
нет... |
» — дом купца Безносова (48). «Храмы и |
|
||||||||
купола |
церквей |
напоминают |
греческого |
зодче |
|
||||||
го...» |
— Успенская церковь (55). «Сей знатный ку |
|
|||||||||
пец... |
по новой архитектуре памятную церковь со- |
|
|||||||||
оруживший» — Покровская церковь (57). «Прове |
|
||||||||||
дены мною в натуре города Торопца улицы тремя |
|
||||||||||
переломами... |
» — о планировке |
города Торопца в |
|
||||||||
XVIII веке |
(60). «Общее количество домов |
в |
То- |
|
|||||||
ропце 1902... |
» — о жилой застройке города во вто |
|
|||||||||
рой половине XVIII века (62). «Строение принадле |
|
||||||||||
жит к какому-либо ...ордену |
» — дом |
купца |
Шера- |
|
|||||||
пова |
(64). |
«Как во славном во городе во |
Тороп- |
|
|||||||
це...» — о |
жилой застройке |
города |
в |
конце |
|
||||||
XVIII — начале XIX в. (68). |
|
|
|
|
|
|
|||||
5. В ОКРЕСТНОСТЯХ ГОРОДА |
----------- |
|
|
|
— |
71 |
«Построить по приобщенному рисунку...» — Зна менская церковь (71). «А кормятся де они работаю
своею...» — Небин |
монастырь (75). «Таинственный |
|||||||
покой в обширном |
доме старом...» — усадьба |
Под- |
||||||
городнее (77). |
|
|
|
|
|
|
||
6. ПО СТАРЫМ ТОРОПЕЦКИМ ТРАКТАМ |
-------- |
82 |
||||||
Дорога на Великие Луки (82). «Густо сидят Лесли |
||||||||
на |
берегу |
Годэ» |
— усадьба |
Михайловское |
(82). |
|||
«Ансамбль |
спроектирован... |
архитектором |
из |
Пе |
||||
тербурга...» |
— усадьба Хворостьево (85). |
«А |
взял |
|||||
антиминс тогож уезда поп Герасим Тихонов... |
» — |
|||||||
церковь погоста Псовец (91). |
|
|
|
|
||||
7. |
ТОРОПЕЦКИМ ПРОСЕЛКОМ ----------------------- |
|
|
95 |
||||
«На дне ключа можно всегда видеть монеты... |
» — |
|||||||
Успенская церковь села Допшо (95). «Маленькие, |
||||||||
язычески разнообразные, как бы игрушечные древ |
||||||||
ние церкви убедительно говорят нам о талантли |
||||||||
вости нашего |
народа...» — церковь |
села |
Метлино |
|||||
(97). |
|
|
|
|
|
|
|
|
8. ДОРОГА НА Х О Л М -------------------------------- |
|
|
|
101 |
||||
«Горастое положение сельца онаго, дают ему пре |
||||||||
красный вид... |
» — |
усадьба Якшино (101). «Впредь |
||||||
писать церковь Рождества Христова да Николая |
||||||||
Чудотворца... |
» — церковь села Почеп (107). «Стро |
|||||||
гий вид античного зала искажен более поздними |
||||||||
образами |
в |
киотах...» — Иоанно-Предтеченская |
||||||
церковь села Шейно (110). «Высокая честь любить |
||||||||
землю и научно трудиться |
на ней... |
» — церковь |
||||||
села Наговье (113). |
|
|
|
|
|
|||
9. |
ДОРОГА НА ОСТАШКОВ----------------------------- |
|
|
118 |
||||
Андреаполь (119). «Некоторые находились в знат |
||||||||
ных чинах... |
» — усадьба Хотилицы (119). «Все эти |
|||||||
перемены... |
стоили значительной суммы денег... |
» — |
||||||
церковь села Луги (122). «Старанием выстроен кти |
||||||||
тором помещиком |
Осташковского уезда...» — Тро |
|||||||
ицкая церковь села Отолово (124). |
|
|
|
|||||
Принятые сокращения ----------- |
|
|
|
130 |
||||
Примечания |
------ |
|
|
|
|
131 |
||
Библиография |
-------- |
|
|
|
|
135 |
Вступление
В 1974 году |
исполняется |
|
900 лет с начала упомина |
||
ния |
летописями |
города То |
ропца. Юбилею этого города |
||
автор |
посвящ ает свою книгу. |
Мы небольшими группами шли от села к селу в поис ках неизвестных памятников архитектуры Калининской области. Часто нам сопутствовала удача, и мы радова лись, обнаружив еще одну интересную церковь или усадьбу. Иногда же... Иногда начиналась полоса невезе ния. Неделями лил дождь, не было транспорта, а когда с трудом добирались до намеченного пункта, оказыва лось — памятник почти полностью разрушен или мало интересный и сильно перестроен. Добирались по-всякому. Рассказывая, мы шутили, что освоили все виды транс порта, и решили лучший — собственные ноги, особенно во время распутиц.
Обследовать приходилось все — даже поздние построй ки. Это, может, покажется странным, но нам хотелось, чтобы после нас не тратили времени на поиски несущест вующих шедевров и доверяли нашим сведениям.
Что мы знали о памятниках архитектуры Калинин ской области, когда начинали ее обследовать? Книг и пу теводителей об этом крае издано ничтожно мало. Практически пришлось начинать все сначала. Просмот рели архивы, карты, все, что когда-либо было написано по истории области. Составили большой список сел, где когда-либо были церкви и часовни, монастыри и усадь бы. Извлеченные из источников даты построения культо вых сооружений во многих случаях сразу же вызывали сомнения. Некоторые относились чуть ли не к периоду принятия христианства, а когда строились и перестраи вались усадьбы, вообще оставалось неясным.
Много неожиданного открывалось во время путешест вий. Часто приходилось удивляться, почему были забы ты те или иные памятники. В области помимо монасты рей и отдельных усадебных комплексов были здания, связанные с именами Кваренги, Старова, Львова. Су ществовали местные архитектурные школы. И все это было обойдено вниманием исследователей, хотя многие сооружения могли бы занять достойное место среди па мятников архитектуры XVII—XIX столетий. Одни могли бы поспорить с лучшими столичными образцами, другие, более скромные, — прекрасный пример развития русско го зодчества вдали от Москвы и Петербурга. Когда при ходится изучать постройки столицы, то испытываешь знакомое чувство, возникающее от общения с хорошим произведением искусства. Произведения же местных строительных артелей всегда неожиданны, всегда само бытны. Отставая на двадцать пять, а то и на все сто лет от центров культуры, они поражают не столько консерва тивностью своих форм, сколько извечно присущей народ ному искусству любовью к нарядной декоративности, столь ярко расцветшей в XVII веке. Народные мастера «каменосечцы» со временем забудут о прежнем «дивном узорочье», позаимствуют из столицы прихотливые фор мы барокко, а вслед за ними и строгие классические правила, полюбят и освоят их. Но руки мастера в оформ лении «фасады» постоянно будут изобретать свое, под час вопреки «высочайше апробованным и утвержденным проектам*.
В литературе можно встретить такие определения этих памятников, как провинциальные, наивные, примитив ные. Почти так же литература XVIII—XIX веков называ ла собор Василия Блаженного магометанским, татарским, варварским. Не настала ли пора нам пересмотреть свое отношение к ним? Никому же не придет в голову обви нять в наивности и примитивности хохломские и палех ские росписи, косовскую керамику и холмогорскую резь бу по кости, северодвинские прялки и украинскую вы шивку. Эти вещи называют народным искусством, скру пулезно прослеживают их глубинные истоки. А не с по добным ли явлением мы сталкиваемся в архитектуре, зачастую не дав себе труда разобраться в нем?
В эту книгу включена лишь малая часть виденного, лучшие памятники небольшой территории области — Торопецкого и Андреапольского районов. О большинстве из них никогда не было публикаций, а та литература, где упоминаются некоторые памятники, стала библио
8
графической редкостью. Основной материал по памятни кам архитектуры области войдет в готовящийся к печати Всесоюзным производственным научно-реставрационным комбинатом обширный свод, по которому читатели смо гут познакомиться с архитектурой области.
Когда-то территория Торопедкого и Андреалольского районов входила в состав Торолецкого княжества, затем в Псковскую и Новгородскую губернии, в Великолук скую область, а сравнительно недавно вошла в состав Калининской области, в состав древних тверских земель. Небольшая же часть бывшего удельного владения древ него Торолецкого княжества на северо-западе так и оста лась территорией псковских и новгородских областей.
Основные памятники архитектуры, которые в послед нее время стали по стилистическим признакам объеди нять названием «торопецкая школа», сосредоточены в са мом городе и его окрестностях. Поэтому автор счел воз можным ограничиться только указанными районами, чтобы читатель мог получить представление об этом ар хитектурном наследии.
Книга написана так, что все маршруты по районам начинаются с городов Торопца и Андреаполя, куда легко добраться из Москвы, Ленинграда и Прибалтики.
Задумывая книгу, меньше всего хотелось, чтобы это был путеводитель с перечнем фактов и указанием, как пройти и проехать. Автор прежде всего стремился, чтобы прочитавший ее непременно захотел побывать и увидеть места, откуда начинает свой путь Волга, Западная Двина, Днепр, большие и малые притоки этих рек, бесчисленные озера, увидеть древнейшую часть страны, названную од ним из первых ее историков Иваном Побойниным — СТРАНОЙ ИСТОКОВ.
В работе над книгой большую помощь оказали М. А. Ильин и Б. Л. Альтшуллер, постоянно просматри вавшие рукопись и сделавшие целый ряд замечаний. В. Д. Филиппов, хорошо знающий историю русской усадьбы, помогал советами в подборе библиографическо го материала, предоставил в мое распоряжение свою биб лиотеку, архив, фотографии и неоднократно участвовал в поездках. Моими друзьями сотрудниками В. И. Якубени и И. В. Изосимовой сделаны обмеры большинства памятников Торопецкого и Андреалольского районов. Многие их наблюдения и результаты обследования, сооб щенные автору, положены в основу этой книги.
В центре древнего торгового пути
«ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ». Есть на земле уголки, словно специально предназначенные для жизни людей, своей красотой вечно приносящие им радость. Люди издавна ценили их. Один из таких уголков — восточный склон Валдайской возвышенности, по которому проходит водо раздел рек, текущих на север, юг и запад. Здесь среди болот и лесов, с высоких холмов и из озер начинается путь Волги, Западной Двины, Днепра, Ловати и их при токов. Реки, незаметными ручейками впадая в природные водохранилища озер Селигера, Стержа, Бросно, Соломено и других больших и малых озер, выходят из них полно водными, способными поднять даже современные речные суда. Озера и притоки рек местами настолько близко подходят друг к другу, что невольно удивляешься рачи тельной хозяйственности великого волшебника — приро ды, не объединившей их вместе, а заставившей раз бежаться в разные стороны и связавшей голубыми доро гами в одной точке теплый юг и холодный север. С не запамятных времен освоили люди этот путь, получивший позже название «из Варяг в Греки». Трудно сказать, когда он стал известен. Первые письменные упоминания о нем, не дошедшие до нас, но положенные в основу «По вести временных лет», относятся исследователями к 1037 году. Судя по ним, путь «из Варяг в Греки» соста вителям летописи был хорошо известен: «Из Руси можеть ити по Волзе в Болгары и Квалисы на восток дой ти в жребий Симов, а по Двине в Варяги... Днепр, бо потече из Оковского леса... втече в Понтьское море, еже море словеть Русское...»'.
11
нако сами пути точно проследить пока не удается, к то му же они неоднократно менялись, сохраняя лишь самые общие направления. Один из путей пролегал по озеру Селигер, из которого на юге вытекает порожистая речка Селижаровка, впадающая в Волгу, а на севере, отделен ное от него полуторакилометровым перешейком, лежит небольшое озерцо с нежным названием Глубочек, откуда берет начало вертлявая Щебериха. Весной по наполнен ной водой Щеберихе можно попасть в реку Полу, приток Ловати, а уж по Ловати лежит прямой путь на север, в новгородские земли. Именно его летописи назовут «серегерским». Второй путь, вероятно, шел по той же Поле почти до самых ее истоков и далее, где волоком, а где озерами, в Западную Двину и в озеро Стерж, через кото рое протекает Волга. По притоку Волги Вазузе и из За падной Двины попадали в Днепр. Наиболее труден, веро ятно, был третий путь по реке Торопе, притоку Двины, до озера Соломено. Отсюда более сорока километров до речки Сережи, там, где находится село Волок, товары переправляли сушей. Все основные водные пути были также связаны волоками, проходившими по притокам главных рек и озерам.
Торговые пути, лежавшие в центре водораздела, осо бенно привлекали людей, и они селились вдоль них на многочисленных островах и полуостровах. Глухие непро ходимые леса и топкие болота служили надежной защи той, а тихие, спокойные протоки, озера и речушки позво ляли легко общаться между собой. Но не только это влекло людей. Леса, богатые дичью и зверем, обильные рыбой озера давали человеку все необходимое для су ществования. Археологами здесь найдены стоянки почти всех эпох, начиная с мезолита. Проходили века, сменя лись эпохи, одни племена вытесняли другие. Примерно с VIII века сюда пришли славяне-кривичи, постепенно от тесняя на север племена балтов. Немногим более ста лет потребовалось славянам-кривичам, чтобы освоить земли по истокам рек западной части Валдайской возвышенно сти. К началу IX века они становятся их племенной тер риторией.
«ПОЧАХ РЫТИ РЕКУ СЮ*. Живет в городе Шуе ин тересный человек с беспокойной добровольной долж ностью — краевед, страстно влюбленный в «Страну исто ков» — Сергей Николаевич Ильин. Обследуя бассейн Се лигера, Ильин обратил внимание на камни-валуны, кото-