ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
26
с
Кремль города Торопца.
A. |
Сущ ествующ ий |
план. |
водского двора. |
5. Е горьев |
||
B. Реконструкция П. А. Рапо |
ская |
баш ня. 6. Баш ня у бро |
||||
порта. 1. М осковская |
башня. |
да. 7. |
Новинская |
баш ня. 8. |
||
2. Лисья баш ня. |
3. Долматов |
П реображ енская |
башня. |
|||
ская |
баш ня. 4. |
Баш ня |
у вое |
9. И вановская башня. |
Торопец вновь вошел в состав русских земель: «Посылал великий князь воевод своих в Литовскую землю... а Мос ковские воеводы Литовских воевод побили и воевод пой мали Торопец взяли*8, — записано в летописи под 1500
годом.
Сейчас от укреплений остались лишь невысокие земля ные валы, которые местами едва можно заметить. Валы шли по берегу острова, образуя неправильный прямо угольник. На вершине земляной насыпи поднималась де ревянная стена с башнями — «кострами» по углам над проездными воротами и над пряслами стен.
Описание крепостных сооружений 1630 года дает воз можность представить их лишь в самых общих чертах. Десять высоких башен, как и в других крепостях — Нов города, Пскова, Смоленска, имели название согласно их назначению и местоположению. К двум из них — Мос ковской и Егорьевской — подходили подъемные мосты. В Тайницкой помещался подземный ход, спускавшийся
27
к озеру, на случай осады. Все башни, за исключением башни у брода и Московской, были срублены одинаково. Нижняя часть сложена в виде многоугольника. Выше ос нования поднималась четырехугольная башня в 30—36 вендов, а над ней «обламы в 8—9 венцов». Самая малень кая башня у брода «о 6 стен», а самая большая — Мос ковская. Ее нижняя часть имела высоту 10 венцов. На ней был поставлен «кругляк на 8 стен из 31 венца». Все башни венчали шатровые кровли. Над проезжими и уг ловыми устраивали сторожевые чердаки. Повсюду в три ряда проходили бойницы для пушечного, пищального и мушкетного боя.
В новом городе были такие же узкие улочки и невысо кие домишки, как прежде. У Егорьевских ворот поднима лись главки двух церквушек. Места в городе опять не хватало, и селились на посаде, перекочевавшем на новое место, на северный берег реки Торопы. Прежнее место, сохранив за собой название Старого посада, осталось не заселенным, и на нем разводили огороды. Во время оса ды торопчане «по своему обыкновению» сжигали посад и прятались за стенами крепости. Сжигать приходилось часто. В 1508 году Торопец осаждает Стефан Баторий. Разбитая под городом дружина укрылась в крепости, и Баторий, простояв несколько дней под стенами кремля, вынужден был снять осаду. В Смутное время Торопец в числе других городов присягает Лжедимитрию и в тече ние почти двух лет находится под властью поляков. В 1611 году под стенами Торопца появляется Лев Сапега: «...и лях сей ведый с собою вой конниц и пешиц, яко двадесять тысящ... во граде же едва мощно обрести тысящу...
но и тии от осады истомлены...»9 Только мужество защитников спасает город от полно
го разорения: «...в один час несильные — сильных одо лели, малочисленные — многочисленных побили...»10.
Перечень торопецких бед можно вести до бесконечно сти, если же к постоянной опасности нападения добавить моровую язву и чуму, не раз посещавшие город, частые пожары (в 1634 году город сгорел дотла) и наводнения, — невольно начинаешь удивляться, отчего это кажущееся проклятым место не было окончательно покинуто людьми. Причина только в одном — в удобной торговле. Несмотря на все беды, город успешно торговал, ширился и богател. Своей предприимчивостью торопецкие купцы были похо жи на новгородских, а богатством могли бы потягаться с былинным Садко. Они пускаются в далекие путешест вия, с середины XVII века основывают конторы в Кениг
28
сберге, Данциге, Франкфурте-на-Майне, пытаются уста новить регулярные связи даже с далекой Персией и Ки таем". Немало был удивлен молодой Петр I, посетивший Торопец в 1696 году, богатством местных купцов. Высо ко оценив их трудолюбие, он постарался и для себя из влечь пользу, обязав их платить пошлину одинаковую с иностранными купцами — событие по тем временам не слыханное.
«ЧЕРЕЗ ЗНАЮЩЕГО АРХИТЕКТУРУ СДЕЛАТЬ ПРИ ЛИЧНЫЙ СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ ПЛАН И ФАСАД». Сра зу же при въезде в город, у Егорьевских ворот, стояли не большие деревянные церквушки — Георгиевская и Одигитриевская. В 1676 году по указу Алексея Михайлови ча вместо деревянной Одигитриевекой выстроили камен ный Корсунско-Богородицкий собор. На первый взгляд может показаться, что указ был какой-то случайной при хотью богомольного царя, вспомнившего о далеком по рубежном Торопце. Но дело все в том, что в Георгиевской церкви хранилась древняя икона, особо чтимая на Руси. Икону эту, по преданию, привезла в Торопец из Полоц ка жена Александра Невского и оставила здесь в память о своем венчании. А в Полоцк икона попала якобы из Византии через Корсунь. Алексей Михайлович, вероят но, хорошо знал эту легенду и беспокоился о сохранении иконы, посылая свой указ. Насколько же сами торопчане чтили Кореунскую икону, хорошо видно из другого пре
дания.
Опасаясь, что Иван Грозный заберет ее в Москву, они срочно изготовили копию и облачили копию в венцы, ризы и цаты со старой иконы, а подлинную без укра шений спрятали в алтарь за престол. Иван Грозный в То ропец так и не пожаловал. Подлинник и копия остались в церкви, само же предание, хотя и полулегендарное, слу жит прекрасной иллюстрацией смелости горожан, не испугавшихся грозного царя.
Несколько лет назад Кореунская икона попала в руки реставраторов Русского музея. Многое из казавшегося легендарным подтвердилось. Икона действительно проис ходила из Византии и была датирована исследователями
XII — XIII веками. |
К сожалению, от этого |
времени на |
иконе сохранилось |
только одеяние Марии |
и младенца |
Христа. Лицо же и руки, видимо, полностью утрачены. Много невзгод повидало древнее произведение неизвест ного мастера. Не раз его вытаскивали из пожара, пока
29
наконец не поместили в первый каменный собор, где, ка залось, ей ничто не угрожало. Но собор простоял немно гим более ста лет, когда в городе случился очередной пожар, уничтоживший почти весь Торопец. В пожаре 1792 года обгорели и каменные церкви. Икону спасли вновь, а собор, как ни пытались торопчане восстановить, пришлось разобрать. На строительство нового собора деньги «собирали всем миром». Городской богатей, купец Иван Находкин, не пожалел на храм двух тысяч рублей. Тогда же на думском собрании было поставлено условие, чтобы городской голова «через знающего архитектуру сделал приличный соборной церкви план и фасад и пред ставил обществу с причтом на рассмотрение». Та ким знающим архитектуру12 стал смоленский архитек тор Осип Спиркин, и в 1795 году приступили к строи тельству.
Возведение собора шло медленно. Не хватало денег. Да и откуда им взяться, если в пожаре у многих погибло все. В конце концов строительство пришлось приостано вить. Но велико было желание горожан увидеть новый со бор, и они обратились к Павлу I с просьбой о пожертво вании на окончание работ. Вероятно, опасаясь отказа, то ропчане в своей челобитной перечисляют все знаки вни мания, оказанные собору предками императора. Всей запрошенной суммы Павел I не дал. Выделил лишь по ловину, которой с трудом хватило на окончание строи тельства, и в 1804 году новый собор был торжественно освящен.
Осип Опиркин, чей проект послужил основой собора, не был первоклассным архитектором, но столичную архи тектуру знал. Владея определенными навыками, он сво бодно скомпоновал высокий четверик с двумя одинаковы ми выступами: один, с востока, служит апсидой, другой, с запада, значительно увеличивает площадь храма. Сво ды, перекрывающие храм, усложнены световым барабан чиком и световыми люкарнами. Архитектор стремился привнести в собор даже светские мотивы, трактуя боко вые главки как стройные обелиски, завершив их не крес тами, а сферами и осветив интерьер большими окон ными проемами. Но, к сожалению, удачно найденные де тали почти не находят своего выражения во внешних объемах. По-видимому, условием договора было оговоре но, что собор должен быть с двумя приделами, и Спиркину пришлось добавить с запада крытую галерею, а с севера и юга сами приделы. Из-за этого зрительно поте рялась колоссальная высота собора. Он стал каким-то
31
о |
5 |
10 |
План Корсунского собора.
«ПОСТРОЕННАЯ ЗДЕШНИМ КУПЦОМ ФЕДОРОМ ФЕ ДОРОВИЧЕМ ГУНДОРОВЫМ». «Стоит терем-теремок» — так начиналось у многих первое знакомство с русской архитектурой. Это сравнение со сказочным теремком при ходит сразу, когда видишь другую церковь — Богоявлен скую, стоящую на «Особливом острове» или, как его еще называли, «Красном», построенную в 1764 году на сред ства купца Гундорова. Неизвестно, когда впервые остров был назван «Красным», и очень заманчиво связать название с самой церковью, настолько неповторимо свое образны, «красны», красивы архитектурные формы Бого явленской церкви.
В городе и далеко от него подобных церквей несколько. Подобных, но не таких. Эта является высшим взлетом архитектурной фантазии местной торопецкой школы зод чества, заключительным аккордом ее развития, начав шегося с конца XVII века и продолжавшегося около
70—80 лет.
33
ца —рундуки жилых построек конца XVII века. С вос точного же фасада, выходящего на озеро, когда кры лец совсем не видно и колокольня почти скрывается за восьмериком храма, силуэт церкви становится похож на высокую колокольню.
Особенно красив декор. Повторяя знакомые, типичные для своего времени формы, получившие распространение от Петербурга до Урала, он тем не менее остается типич но торопецким. Достигается это не столько изящно-за мысловатым рисунком, а пластичностью самих форм, их объемностью, когда термин «плоскостное барокко», опре деляющий круг этих памятников, становится почти не применимым к Богоявленской церкви. Если же теперь представить ее первоначальную окраску, где выступаю щие части были белыми, а сами стены ярко-зелеными, то привычный термин вовсе перестает соответствовать дей ствительности.
Любопытно, что торопецкие мастера ничего нового не изобретали. Они работали со знакомыми, привычны ми формами, стремились один подражать другому, но из этого подражания складывалось свое, присущее только им, позволяющее выделить их в самостоятельную школу. К сожалению, в огне торопецких пожаров сго рели почти все документы, и мы, наверное, никогда не узнаем имена строителей.
Полюбит Торопец свои церкви с пышной декорацией. С них перенесет декор на свои дома. Щедро раздарит по окрестностям. Но интереснее Богоявленской церкви уже не создаст ничего. Она останется высшим расцветом торопецкого мастерства.
Трудно спутать торопецкие архитектурные узоры с ка кими-либо другими. Иногда достаточно бывает увидеть небольшой фрагмент, обнажившийся из-под облетевшей штукатурки дома, перестроенного несколько раз и утра тившего свой первоначальный облик, чтобы точно дати ровать здание. Не раз такие детали заставляли нас вни мательно вглядываться в сооружение, исследовать его и убеждаться, что оно много интереснее, нежели казалось с первого взгляда, и построено лет на сто раньше.
4. На посаде
Название «посад» в городе забыто давно, наверное, за долго до того, как его улицы получили регулярную пла нировку. Посад стал третьим местом, где сложился в кон це XVII века город и где развивается сейчас. Город растет, новые кварталы далеко перешагнули старую границу. Им есть куда разрастаться, и благодаря этому старая его часть остается почти такой, как прежде, сохраняя для нас много интересных памятников прошлого. Возмож ность города развиваться вширь вселяет надежду, что Торопец вскоре станет еще одним заповедным местом и сю да будут совершать паломничество наряду с Суздалем, Ростовом, Новгородом и другими городами-заповедни ками.
По Торопцу приятно бродить в любое время года. Куда ни пойдешь — всюду стоят церкви, не похожие друг на друга, старые жилые дома тороиецкаго купечества и ме щанства, целые .улицы и кварталы с застройкой полуто растолетней давности. Ранней весной стены домов покры вает тень кружевного узора ветвей деревьев. На крышах сквозь снег озорно проглядывает зелень мха. Осенью под ногами шуршащий ковер опавшей листвы. Сквозь забо ры тянутся золотые шары и ярко размалеванные геор гины. А когда на город опускается осенний туман — в нем легко заблудиться. Зимой, в сумеречный вечер, осо бенно приветливы ранние огоньки в окошках, тут и там выглядывающие из-за высоких сугробов.
Здесь, на старом посаде, город сложился быстро, всего за каких-нибудь сто — сто пятьдесят лет, да так и замер
35
в своем развитии в конце XVIII века. «Да, жалок ты стал, воинственно-торговый Торопец! Где твое прежнее величие! Где твоя слава! Увы, она, кажется, погасла навсегда!..» — с горечью отмечал один историк в конце прошлого века14. И, как бы вторя ему, путешественник, посетивший Торолец, добавляет: «Люди здесь живут до того мирно, что, справясь в скандальных новостях петербургских и мос ковских газет, не найдешь ни одного процесса, порожден ного туземным кляузничеством, ни одного доноса на су дью и исправника. Древность, совсем древность, невозму тимая, тихая, блаженная, мирная»15. Автор, написавший эти строки, ошибся только в одном — древность Торопца никогда не была «блаженной». Не была она «невозмути мой» и тогда, когда город начинал приобретать «тихий, мирный» вид, так умиливший автора из столицы.
Торопец жил активной, напряженной торговой жизнью. Товары привозили отовсюду и увозили еще дальше, а в городе оседали деньги. Именно во второй половине XVII века в Торопце складываются потомственные динас тии купцов Гундоровых, Безносовых, Туфановых и дру гих, в чьих руках скапливаются баснословные богатства. Результат их деятельности стал быстро сказываться. В городе началось бурное каменное строительство: снача ла церквей, а вскоре и жилых домов. Только за период с 1696 по 1710 год было выдано тринадцать антиминсов на освящение «новопостроенных храмов». Не все церкви сохранились до нас: деревянные погибли в пожарах, ка менные были разрушены по той же причине или осно вательно перестроены, но даже та небольшая их часть, которая осталась, позволяет шаг за шагом проследить развитие торопецкой архитектуры.
«ПОСТРОЕНА ПРИХОДСКИМИ ЛЮДЬМИ И ВКЛАД ЧИКАМИ». Большая улица торопецкого посада (ныне Ленинградская улица), петляя среди домишек, подходи ла к заставе и через ворота в деревянной городьбе, окру жавшей посад, уходила на север в Новгород. (С XVIII ве ка эту дорогу стали называть Санктпетербургской.) Непо далеку от заставы, при дороге, в XVI веке возник неболь шой монастырь — Никольский, служивший одновременно и укреплением при подступах к городу. Монастырь никог да не славился особым богатствам и чудотворными свя тынями. В XVIII веке по приказу Екатерины II его упразднили. От него и осталась первая каменная церковь города, построенная в 1666 году «приходскими людьми и